Дело № 2-1749/2018 Председательствующий Белхароев Т.А.
Апелляционное определение № 33-996/2018
15 ноября 2018 г. г. Магас
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:
председательствующего Аушевой Ф.К.,
судей Даурбекова М.М. и Плиевой И.М.,
при секретаре Турашеве Д.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика на решение Магасского районного суда от 28 августа 2018 г., которым удовлетворено исковое заявление Дзауровой Золотхан Джабраиловны к Министерству по внешним связям, национальной политике, печати и информации Республики Ингушетия о признании права на получение социальной выплаты на приобретение жилья в первоочередном порядке.
Заслушав доклад судьи Плиевой И.М., судебная коллегия
установила:
Дзаурова З.Д. обратилась в суд с указанным исковым заявлением, ссылаясь на то, что состоит на учете как вынужденный переселенец, нуждающийся в улучшении жилищных условий. В целях реализации своего права на жилищное обустройство она обратилась в Министерство по внешним связям, национальной политике, печати и информации Республики Ингушетия с просьбой предоставить ей жилье в первоочередном порядке, так как она является инвалидом первой группы, нуждающимся в постороннем уходе и в полноценном жилье, в которой ей было отказано без обоснования причин. Полагая данный незаконным, при этом ссылаясь на то, что ответчиком за последние годы обеспечены жильем граждане, ставшие на жилищный учет после нее, в том числе и не являющиеся инвалидами, просит признать за ней право на получение в первоочередном порядке за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2016 – 2020 г.г. и обязать ответчика выдать ей указанный государственный жилищный сертификат.
Решением Магасского районного суда от 28 августа 2018 г. исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель ответчика просит решение отменить. В обоснование жалобы ссылается на то, что Дзаурова З.Д. включена в сводный список на 2019 год, в связи с чем производство по делу подлежит прекращению ввиду отсутствия предмета спора.
Истец Дзаурова З.Д., представитель Министерства по внешним связям, национальной политике, печати и информации Республики Ингушетия надлежащим образом извещённые о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки не уведомили, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав мнение представителя истца Мальсаговой Р.И., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
Статья 40 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на жилище и устанавливает, что органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Частью 1 ст. 1 и п. 2 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, в том числе путем использования бюджетных средств и предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения и строительства жилых помещений; на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты.
В силу подп. 4 п. 1 ст. 7 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4530-I "О вынужденных переселенцах", Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий предоставляют вынужденному переселенцу, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, безвозмездные субсидии на строительство (приобретение) жилья в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 N 153 «О некоторых вопросах реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. № 1710, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 – 2020 г. г. установлен Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153.
В соответствии с подп. "ж" п. 5 Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках основного мероприятия имеют граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания и включенные территориальными органами федерального органа исполнительной власти по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере миграции (далее – орган по контролю в сфере миграции) в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В силу подп. «а» п. 36 Правил оформление и выдача сертификатов гражданам - участникам основного мероприятия органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местного самоуправления закрытых административно-территориальных образований) осуществляется в отношении граждан - участников основного мероприятия, указанных в подпунктах "е" и "ж" пункта 5 настоящих Правил, - в соответствии с очередностью, установленной в сводном списке по каждой категории граждан - участников основного мероприятия.
Вместе с тем п. 7 Правил определено, что социальные выплаты предоставляются во внеочередном порядке гражданам, имеющим право на предоставление жилых помещений вне очереди в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Так, согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Дзаурова З.Д. является вынужденным переселенцем из Республики Северная Осетия – Алания и состоит на учете, как нуждающаяся в улучшении жилищных условий. Согласно справке серии МСЭ – 003 № 701166 Дзауровой З.Д. установлена первая группа инвалидности бессрочно.
Согласно письму Министерства по внешним связям, национальной политике, печати и информации Республики Ингушетия от 4 июля 2018 г. в ответ на заявление Дзауровой З.Д. о предоставлении государственного жилищного сертификата в первоочередном порядке ей разъяснено, что она состоит на учете как вынужденный переселенец, нуждающийся в улучшении жилищных условий с 22 июня 2017 г. В сводном списке граждан – участников основного мероприятия, утвержденном на 2018 г., она значится под № 630. Вопрос включения ее семьи в список граждан, имеющих право на получение выплаты вне очереди, будет рассмотрен рабочей группой Министерства в случае предоставления документов, подтверждающих наличие у нее такого права.
Из договора найма жилого помещения от 25 августа 2018 г. следует, что МУ «ПУЖКХ» г. Малгобек передано Дзауровой З.Д. и членам ее семьи в составе 4–х человек во временное владение и пользование жилое помещение, состоящее из комнаты общей площадью 20 кв. м., расположенное по адресу: ул. Дружбы, д. 24, комната № 5, для временного проживания в нем.
Из обращения Главы МО «Городской округ г. Малгобек» Мамилова Ш.С. в адрес Министра по внешним связям, национальной политике, печати и информации Республики Ингушетия усматривается, что вышеуказанное жилое помещение, в котором проживает Дзаурова З.Д. и члены ее семьи, является аварийным и непригодным для проживания. Данное обстоятельство подтверждается актом проверки жилищных условий от 24 июля 2018 г.
Таким образом, судебная коллегия полагает вывод суда первой инстанции о том, что истец Дзаурова З.Д. вправе претендовать на получение жилищного сертификата во внеочередном порядке является законным и обоснованным.
Разрешая спор, суд правильно установил имеющие значение для дела фактические обстоятельства и дал им надлежащую юридическую оценку в соответствии с нормами материального права, обосновано руководствуясь ст. 57 Жилищного кодекса РФ, положениями Постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" и Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации данной программы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153.
При этом судом обосновано разъяснено ответчику, что формулировка заявленных и удовлетворенных судом исковых требований не является основанием для отказа Дзауровй З.Д. в предоставлении государственного жилищного сертификата во внеочередном порядке.
Доводы апелляционной жалобы о том, что отсутствует предмет спора, судебная коллегия находит необоснованными, поскольку ответчиком не представлено доказательств, свидетельствующих о включении истца в сводный список на 2019 г.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает оспариваемое решение законным и обоснованным, оснований влекущих его отмену, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная
коллегия
определила:
решение Магасского районного суда от 28 августа 2018 г., которым удовлетворено исковое заявление Дзауровой Золотхан Джабраиловны к Министерству по внешним связям, национальной политике, печати и информации Республики Ингушетия о признании права на получение социальной выплаты на приобретение жилья в первоочередном порядке, оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
С подлинного за надлежащими подписями
Копия верна:
Судья Плиева И.М.