РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 августа 2021 года г. Иркутск
Куйбышевский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Минченок Е.Ф., при секретаре Фокиной А.С., с участием представителя истца <ФИО>6, представителей ответчиков <ФИО>9, <ФИО>7, <ФИО>8, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-598/2021 по иску администрации города Иркутска к <ФИО>2, <ФИО>1 о приостановлении строительных работ по возведению объектов капитального строительства,
УСТАНОВИЛ:
администрация города Иркутска обратилась в суд с иском к <ФИО>2, <ФИО>1 о запрете строительства, указав в обоснование требований, что на основании п. 2.5 ст. 42 Устава г. Иркутска администрация города Иркутска контролирует деятельность физических и юридических лиц в области застройки территории города. Согласно выписке из ЕГРН от 17.11.2020 земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером <номер>, принадлежит на праве собственности муниципальному образованию города Иркутска, дата регистрации <дата>, номер регистрационной записи <номер>
На земельный участок с кадастровым номером <номер> установлено ограничение / обременение права в виде аренды. Лица, в пользу которых установлено ограничение / обременение - <ФИО>2, <ФИО>1, дата государственной регистрации <дата>.
Актом осмотра земельного участка от <дата>, составленным главным специалистом отдела земельного контроля по Правобережному и Октябрьскому округам управления земельного контроля комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска <ФИО>5, было установлено, что в Октябрьском районе г. Иркутска, на земельном участке с кадастровым номером <номер> по <адрес>, расположены объекты незавершенного строительства с кадастровыми номерами <номер>, <номер>, <номер>, вагончики-бытовики, строительная техника. Земельный участок огорожен бетонным и металлическим забором. На дату осмотра <дата> на земельном участке велись работы строительной техникой.
Действующим Градостроительным кодексом Российской Федерации определено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство.
В соответствии с выпиской из ЕГРН от <дата> назначение земельного участка с кадастровым номером <номер> - земли населенных пунктов, многоэтажная жилая застройка, для иного использования.
Согласно ответу комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска от <дата> <номер> отделом выдачи разрешительной документации департамента реализации градостроительной политики разрешение на строительство объектов капитального строительства, расположенных на земельном участке с кадастровым номером <номер>, не выдавалось.
Таким образом, ответчики, осуществляя строительство без получения соответствующего разрешения на строительство, нарушают градостроительные нормы и правила, что создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
В связи с изложенным, истец администрация города Иркутска просит суд обязать <ФИО>2 и <ФИО>1 приостановить строительные работы по возведению объектов капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером <номер>, общей площадью 6180 кв.м., расположенном по адресу: <адрес> до получения в установленном порядке разрешения на строительство.
В судебном заседании представитель истца <ФИО>6 заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Ответчики <ФИО>2, <ФИО>1 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, реализовали право на участие в рассмотрении дела через своих представителей.
Представители ответчиков по доверенностям <ФИО>9, <ФИО>7, <ФИО>8 требования истца не признали, суду пояснили, что представленными суду доказательствами не подтверждено, что на земельном участке ведется строительство, изначально разрешение на строительство было получено.
Заслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что муниципальное образование города Иркутска является собственником земельного участка площадью 6180 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером <номер>, вид разрешенного использования: многоэтажная жилая застройка (высотная застройка), для иного использования, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра об объекте недвижимости от <дата> (л.д. 25 - 28).
Указанный земельный участок был предоставлен в аренду ООО «<данные изъяты>» на основании договора аренды <номер> от <дата>, заключенному с Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска.
Согласно пункту 1.5. договора аренды, на земельном участке размещены объекты незавершенного строительства:
с кадастровым номером <номер>, площадью 3509,1 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, степень готовности 66%, принадлежит на праве долевой собственности ООО «<данные изъяты>», доля в праве 171/200, о чем в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись о регистрации права от <дата> <номер>.
с кадастровым номером <номер> площадью 1221 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, степень готовности 71%, принадлежит на праве долевой собственности ООО «<данные изъяты>», доля в праве 171/200, о чем в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись о регистрации права от <дата> <номер>.
с кадастровым номером <номер>, площадью 1477,9 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, степень готовности 19%, принадлежит на праве долевой собственности ООО «<данные изъяты> доля в праве 171/200, о чем в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись о регистрации права от <дата> <номер>.
Цель использования земельного участка: для размещения объектов незавершенного строительства с кадастровыми номерами <номер>, <номер>, <номер> (п. 1.6 договора аренды).
<дата> на вышеперечисленные объекты незавершенного строительства зарегистрировано право общей долевой собственности, по ? доли каждого, за <ФИО>2 и <ФИО>1 (<данные изъяты>).
<дата> между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска (арендодателем) и <ФИО>2, <ФИО>1 (арендаторы) заключено дополнительное соглашение к договору аренды <номер> от <дата>, в котором изменен срок действия договора аренды - с <дата> по <дата>.
Пунктом 2.2.2 договора аренды на арендатора возложена обязанность приступить к дальнейшему строительству объектов, указанных в п. 1.5 договора после государственной регистрации договора, а также получения необходимых разрешений в установленном законодательством порядке.
В связи с обращением граждан - жителей жилого <адрес> на нарушение градостроительных норм, санитарных требований и иных правил, допускаемых при строительстве объекта по адресу: <адрес>, главным специалистом отдела земельного контроля по Правобережному и Октябрьскому округам управления земельного контроля комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска <дата> был осуществлен осмотр земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером <номер>, о чем составлен соответствующий акт (<данные изъяты>).
В результате осмотра установлено, что на осматриваемом земельном участке расположены объекты незавершенного строительства с кадастровыми номерами <номер>, <номер>, <номер>, вагончики-бытовки, строительная техника. Земельный участок огорожен бетонным и металлическим забором; доступ третьих лиц на земельный участок ограничен, на момент осмотра на земельном участке велись работы строительной техникой, паспорт объекта отсутствует.
Разрешение на строительство (реконструкцию) в отношении указанных объектов не получено, что подтверждается письмом Департамента реализации градостроительной политики отдела выдачи разрешительной документации комитета по градостроительной политике от <дата> <номер> (<данные изъяты>).
Истец, являясь уполномоченным органом местного самоуправления, в компетенции которого находятся меры по земельному контролю за использованием земель муниципального образования, обратился в суд с иском о приостановлении строительных работ на земельном участке до получения в установленном законом порядке разрешения на строительство по возведению объекта капитального строительства.
В соответствии с п. 1 ст. 41 Земельного кодекса Российской Федерации арендатор земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
Согласно ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства (ч. 1).
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данных статьей (ч. 2).
Таким образом, строительство (реконструкция) объекта капитального строительства в отсутствие разрешения на строительство является незаконным.
В соответствии с п. 1 ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Пунктом 2 названной статьи определено, что, если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
Пресечение деятельности, создающей угрозу нарушения чужого права, согласно ст. 12 ГК РФ один из способов защиты гражданских прав. Возможность наступления в будущем вредоносного результата признается достаточным основанием для обращения в суд с иском о запрете деятельности, создающей подобную опасность.
Статья 1079 ГК РФ относит осуществление строительной и иной связанной с ней деятельности, к деятельности, связанной с повышенной опасностью.
В соответствии со ст. 35 Федерального закона Российской Федерации №384-ФЗ от 30.12.2009 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» строительство, реконструкция, капитальный и текущий ремонт здания или сооружения, консервация объекта, строительство которого не завершено, должны осуществляться таким образом, чтобы негативное воздействие на окружающую среду было минимальным и не возникала угроза для жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, жизни и здоровья животных и растений.
Из материалов дела следует, что ответчики являются сособственниками объектов незавершенного строительства, на предоставленном им в аренду земельном участке ведутся строительные работы, на нем расположены вагончики-бытовки, работает строительная техника (л.д. 11, 12).
Разрешение на строительство (реконструкцию) объектов незавершенного строительства, расположенных на земельном участке по <адрес> в <адрес>, с кадастровым номером <номер>, а равно доказательства обращения в соответствующие органы для его получения ответчики суду не представили.
Таким образом, суд приходит к выводу, что ответчиками не соблюден установленный порядок строительства, ими не получено разрешение на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства.
Невыполнение ответчиками вышеуказанных требований Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона Российской Федерации №384-ФЗ от 30.12.2009 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», принятого в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, учитывая, что строительная деятельность и иная связанная с ней, представляют повышенную опасность для окружающих, в совокупности с фактическими обстоятельствами дела, свидетельствует о том, что строительство (реконструкция) объектов капитального строительства в настоящее время создает реальную угрозу безопасности жизни и здоровья неопределенного круга лиц.
Принимая во внимание изложенное, у суда имеются основания удовлетворить заявленные требования и возложить на ответчиков обязанность приостановить строительные работы по возведению объектов капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером <номер>, расположенном по адресу: <адрес>, до получения в установленном законом порядке разрешения на строительство.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования администрации города Иркутска удовлетворить.
Возложить на <ФИО>2, <ФИО>1 обязанность приостановить строительные работы по возведению объектов капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером <номер>, общей площадью 6180 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, до получения в установленном законом порядке разрешения на строительство.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Мотивированный текст решения суда составлен <данные изъяты>.
Судья Е.Ф.Минченок