Решение по делу № 2а-3664/2018 от 26.10.2018

Гражданское дело № 2а-3664/18 (публиковать)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Ижевск                                                                                     26 ноября 2018 года

    Первомайский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе судьи Созонова А.А., при секретаре Александровой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Агафонова А.С., Нохрина Е.В. к Главному Управлению Архитектуры и Градостроительства Администрации города Ижевска об оспаривании отказа в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, понуждение к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Административные истцы обратились в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения Главного Управления Архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска, которым просит признать незаконным отказ Главного Управления Архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска (далее – ГУАиГ) от <дата> в выдаче разрешения на строительство жилого дома на земельном участке по адресу: <адрес> и обязать Главное Управление Архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке по адресу: УР, <адрес>. В обоснование требований истцы указали, что на праве собственности Нохрину Е.В. и Агафонову А.С. (общая долевая собственность, доля в праве 1/2) принадлежит земельный участок размером 474 кв.м., расположенный по адресу: УР, <адрес>. Участок расположен на землях населенных пунктов, кадастровый , вид разрешенного использования: эксплуатация и обслуживание жилого дома. <дата> истцы обратились в Главное Управление Архитектуры и Градостроительства Администрации Ижевска за выдачей разрешения на строительство жилого дома на принадлежащем им земельном участке. В выдаче разрешения на строительство отказано уведомлением от <дата> в связи с тем, что согласно Правил землепользования и застройки г. Ижевска, утвержденных решением Городской думы Ижевска от 27.11.2007 г. № 344, земельный участок находится в границах красных линий, обозначающих территорию общего пользования, планируемую под развитие улично-дорожной сети города. Действие градостроительных регламентов не распространяется. Новое строительство или реконструкция жилых домов в границах красных линий не предусмотрено. Указали, что в отношении земельного участка, который принадлежит им на праве собственности, каких-либо ограничений прав не существует. Поскольку истцы являются законными собственниками земельного участка, разрешенное использование которого позволяет получить разрешение на строительство на нем жилого дома, считают, что имеют право на получение такого разрешения, а отказ в этом является незаконным, нарушающим их права.

Дело рассмотрено в отсутствие административных истцов, ходатайствующих об этом.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя административного ответчика (ГУАиГ Администрации г. Ижевска), надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, представившего заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, а также письменные возражения на требования, из которых следует, что <дата> ГУАиГ Администрации г. Ижевска уведомлением отказало истцам в выдаче разрешения на строительство, по нескольким основаниям: несоответствие градостроительным регламентам, нарушение процента застройки, отсутствие согласования с сетевыми организациями. С требованиями ГУАиГ Администрации г. Ижевска не согласно также в силу следующего. Форма градостроительного плана земельного участка и порядок её заполнения утверждены Приказом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от <дата> /пр. В соответствии с указанным Приказом в градостроительном плане земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. <адрес>, указана информация о разрешенном использовании земельного участка, установленном в составе Правил землепользования и застройки города Ижевска, утвержденного решением городской думы города Ижевска от 27.11.2007 г. № 344. Согласно Правилам землепользования и застройки города Ижевска вышеуказанный земельный участок находится в границах красных линий, где действие градостроительного регламента не распространяется. Соответственно в градостроительном плане земельного участка информация о требованиях к назначению, предельным параметрам разрешенного строительства, в том числе к проценту застройки в границах земельного участка, размещению объекта капитального строительства на указанном участке, не указана. Поскольку истцами предполагается строительство объекта индивидуального жилищного строительства, ими должны соблюдаться требования к строительству таких объектов. Согласно представленной схеме планировочной организации земельного участка планируется к строительству двухэтажное здание размером <данные скрыты> м общей площадью <данные скрыты> кв.м.. Площадь застройки: <данные скрыты> кв.м., площадь земельного участка – <данные скрыты> кв.м., процент застройки- <данные скрыты> кв.м. = <данные скрыты> %. Таким образом, процент застройки земельного участка превышает нормативный – 20%. В иске просит отказать.

Исследовав и проанализировав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со свидетельством от <дата> Нохрин Е.В. является собственником ? доли земельного участка общей площадью <данные скрыты> кв.м. с кадастровым номером по адресу: <адрес>, назначения - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – эксплуатация и обслуживание жилого дома.

В соответствии со свидетельством от <дата> Агафоно А.С. является собственником ? доли земельного участка общей площадью <данные скрыты> кв.м. с кадастровым номером по адресу: <адрес>, назначения - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – эксплуатация и обслуживание жилого дома.

<дата> истцы обратились в Главное Управление Архитектуры и Градостроительства Администрации Ижевска за выдачей разрешения на строительство жилого дома на принадлежащем им земельном участке.

В выдаче разрешения на строительство мне было отказано уведомлением от <дата> в связи с тем, что согласно Правил землепользования и застройки г. Ижевска, утвержденных решением Городской думы Ижевска от 27.11.2007 г. № 344,земельный участок, на котором предполагается строительство индивидуального жилого дома, расположен в границах красных линий, обозначающих территорию общего пользования, планируемую под развитие улично-дорожной сети города. Действие градостроительных регламентов не распространяется. Новое строительство или реконструкция жилых домов в границах красных линий не предусмотрено.

Кроме того, Правилами землепользования и застройки города Ижевска для объектов индивидуального жилищного строительства установлен максимальный процент застройки- 20%. На представленной схеме планировочной организации земельного участка процент застройки превышает нормативный (52,7%), что является нарушением градостроительных регламентов.

Часть земельного участка, на которой предполагается строительство индивидуального жилого дома, расположена в охранной зоне воздушной линии электропередач. В пределах охранных зон без письменного разрешения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещается строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений.

Также, часть земельного участка расположена в зоне ограничения инженерных коммуникаций (сетей водоснабжения), в которой строительство должно осуществляться при наличии согласовании с эксплуатирующими организациями.

    Эти обстоятельства следуют из содержания административного иска, представленных сторонами документов, сторонами фактически не оспариваются и подтверждаются представленными и исследованными доказательствами.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

    Административным истцом оспаривается отказ в выдаче разрешения на строительство от <дата> С административным иском об оспаривании указанного решения истцы обратились в суд <дата> (направили административный иск почтой), то есть в пределах установленного законом срока.

    Рассматривая требования административных истцов по существу, суд исходит из нижеследующего.

В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

    В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 ГК РФ, в том числе путем восстановлении положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно пункту 61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.

При этом суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.

Таким образом, для признания судом незаконным решения органа государственной власти необходимо наличие следующих условий: незаконность решения, а также нарушение прав и свобод гражданина, либо создание препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод, либо незаконное возложение на гражданина обязанности или незаконное привлечение к ответственности, при этом, удовлетворение требований административного истца возможно только при доказанности всей совокупности юридически значимых обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела.

При рассмотрении настоящего дела указанные условия, по мнению суда, нашли свое подтверждение.

ГУАиГ в соответствии с Положением «О Главном Управлении архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска», утвержденном решением Городской Думы г. Ижевска от 06.06.2006 г. № 121 (далее – Положение о ГУАиГ), является структурным подразделением Администрации г. Ижевска осуществляющим функции управления в области регулирования градостроительной деятельности, архитектуры и строительства на территории муниципального образования «Город Ижевск» в соответствии с полномочиями, установленными Положением о ГУАиГ.

Согласно п. 2.7 Положением о ГУАиГ к его полномочиям отнесена выдача разрешений на строительство, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа.

В соответствии с п. 3.5 Положения о ГУАиГ начальник Главного управления – главный архитектор города Ижевска обеспечивает исполнение полномочий Главного управления.

Таким образом, согласно вышеназванным положениям начальник ГУАиГ вправе рассматривать вопросы о выдаче разрешений на строительство жилого дома по заявлению собственника. При этом суд отмечает, что полномочия ГУАиГ на выдачу разрешения на строительство административным истцом не оспариваются, в связи с чем, суд полагает, что оспариваемый отказ принят в соответствии с полномочиями органа местного самоуправления.

На основании ст. 209 ГК РФ административные истцы являясь собственниками земельного участка вправе по своему усмотрению совершать в отношении земельного участка любые действия, не противоречащие закону и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

В соответствии со статьей 263 ГК РФ, собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 ГК РФ).

В силу пункта 2 статьи 260 ГК РФ, целевое назначение земель определяется на основании закона и в установленном им порядке, при этом использование земель для других целей не допускается или ограничивается, при этом пользование земельным участком, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.

Согласно ст. 40 ЗК РФ, собственники земельных участков имеют право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Согласно положениям статьи 42 ЗК РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.

Таким образом, одним из обязательных условий застройки земельного участка является осуществление строительства в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием.

В судебном заседании установлено, что административные истцы на праве собственности владеют земельным участком, расположенным по адресу: <адрес>, кадастровый , общей площадью <данные скрыты> кв.м., который согласно выписке из ЕГРН находится на землях населенных пунктов.

Порядок выдачи разрешений на строительство определен статьей 51 ГрК РФ, согласно части 1 которой, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ.

По общему правилу (часть 4 статьи 51 ГрК РФ) разрешение на строительство объектов выдается органами местного самоуправления по месту нахождения подлежащего застройке земельного участка.

В целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок; 2) градостроительный план земельного участка; 3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства (часть 9 статьи 51 ГрК РФ).

Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган, в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: 1)проводит проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению; 2)проводит проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям; 3) выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (часть 11 статьи 51 ГрК РФ).

Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (часть 13 статьи 51 ГрК РФ).

Согласование архитектором схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства является одной из стадий подготовки документов для оформления разрешения на строительство (часть 9 статьи 51 ГрК РФ), следовательно, согласование указанной схемы должно производиться архитектором с учетом норм градостроительного законодательства в части соответствия предполагаемого строительства целевому назначению земельного участка и его разрешенному использованию.

Истцы обратились с заявлением установленной ГУАиГ формы с просьбой выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома на принадлежащем им земельном участке.

Из пункта 2 статьи 7 ЗК РФ следует, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Согласно положениям статьи 83 ЗК РФ, землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.

В соответствии с пунктом 1 статьей 85 ЗК РФ – в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.

Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений (пункт 2 статьи 85 ЗК РФ).

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3 статьи 85 ЗК РФ).

Согласно пункту 4 статьи 85 ЗК РФ с учетом положений пункта 8 статьи 36 ГрК РФ несоответствие земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости градостроительным регламентам признается таковым в двух случаях: если виды использования земельных участков не входят в перечень видов, предусмотренных градостроительным регламентом, либо если их размеры (как минимальные, так и максимальные), равно как и иные предельные параметры, не соответствуют предельным значениям, определенным в регламентах (в данном случае это относится к предельным параметрам строительства, реконструкции на земельных участках).

Как установлено статьей 85 ЗК РФ, реконструкция и расширение существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.

В силу пункта 5 статьи 85 ЗК РФ, земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, средне этажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.

Использование каждого конкретного земельного участка должно осуществляться в соответствии с требованиями градостроительного регламента для определенной территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Таким образом, противоречий между разрешенным использованием земли и предполагаемым правовым режимом использования административными истцами земельного участка не усматривается.

Так, основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство послужило нахождение земельного участка в границах красных линий.

К территории общего пользования относятся территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, которые включают в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары (пп. 12 ст. 1 ГрК РФ).

Границы данных территорий обозначаются красными линиями, под которыми понимаются линии, обозначающие существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (пп. 11 ст. 1 ГрК РФ).

Учитывая требования градостроительных планов и положения Правил, осуществление заявителями строительства жилых домов возможно только при условии обеспечения минимального отступа от здания до красных линий магистральных улиц всех типов не менее 5 метров (пп. 2 п. 4 Правил, градостроительные планы земельных участков - л.д. 15, 51).

Согласно пункту 2.2.5 градостроительного плана земельного участка, земельный участок расположен в красных линиях. Действие градостроительного регламента не распространяется, поэтому использование земельного участка определяется уполномоченными органами местного самоуправления города Ижевска в соответствии с федеральными законами (ч.ч. 4, 7 ст. 36 ГрК РФ).

В связи с чем, намерение заявителей осуществить строительство индивидуального жилого дома на данном участке земельного участка не противоречит разрешенному использованию земельного участка.

Кроме того, основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство послужило расположение части земельного участка в охранной зоне воздушной линии электропередач.

По данному основанию суд отмечает следующее:

Градостроительный план земельного участка по адресу: <адрес> действительно содержит указание о расположении части земельного участка в охранной зоне воздушных линий электропередачи.

Ссылка административного ответчика на градостроительный план вышеуказанного земельного участка, судом не принимается, поскольку в силу положений ст. 44 ГрК РФ градостроительный план земельного участка не является способом ограничения прав собственника.

Исходя из смысла ст.ст. 2, 18, 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту также - ГрК РФ) возведение индивидуального жилого дома возможно только при наличии разрешения на строительство, выдаваемого уполномоченными органами, в рассматриваемом случае ГУАИГ Администрации г. Ижевска, в строгом соответствии с генеральными планами поселений и на их основе разработанных Правил застройки и градостроительных регламентов, установивших зонирование территории.

В соответствии с п. 4 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) реконструкция и расширение существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.

Таким образом, усматривается конфликт частного и публичного интереса, в котором судом приоритет предоставлен собственнику земельного участка, имеющему в соответствии со ст. 209 ГК РФ право свободного пользования, владения и распоряжения собственностью.

Аналогичные права собственника земельного участка закреплены в ст. 260 ГК РФ. Как, земельное, так и гражданское законодательство допускает ограничение прав собственника земельным участком только в предусмотренных законом случаях.

Определенные ограничения прав собственника предусмотрены в п.п. 2 п. 1 ст. 40 ЗК РФ и п. 1 ст. 260 ГК РФ, в соответствии с которыми собственник земельного участка имеет право возводить жилье в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением градостроительных регламентов.

В соответствии с п. 1 и п.п. 4 п. 2, пунктов 3-6 ст. 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами и ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда, устанавливаются бессрочно или на определенный срок, сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу, подлежат государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Системное толкование вышеперечисленной нормы и статьи 280 ГК РФ позволяют сделать вывод о том, что ограничение прав собственника земельного участка подлежит регистрации, но и это ограничение не запрещает собственнику пользоваться и владеть своей собственностью по своему усмотрению, только возлагает на собственника риск отнесения на него бремени расходов и не включение их в выкупную цену, при строительстве, расширении и реконструкции зданий и сооружений, совершенных после регистрации ограничения.

В рассматриваемом случае, как усматривается из материалов дела, в отношении земельного участка, принадлежащего заявителям на праве собственности, какие-либо ограничения его прав в период заключения договоров на приобретение земельного участка не существовало, что усматривается из выписки из ЕГРН, в которой каких-либо ограничений в использовании участка не имеется.

Кроме того, доказательств, свидетельствующих о том, что часть земельного участка, принадлежащего истцам, действительно находится в охранной зоне воздушной линии электропередач, административным ответчиком не предоставлено.

По той же причине не обоснован отказ в выдаче разрешения на строительства заявителям, в части указания на расположение части земельного участка в зоне ограничения инженерных коммуникаций (сетей водоснабжения). Таких доказательств ответчиком суду не представлено и судом не установлено.

Градостроительный план земельного участка по адресу: <адрес>, не содержит указание о расположении части земельного участка в зоне ограничения инженерных коммуникаций (сетей водоснабжения).

Кроме того, согласно письму МУП г. Ижевска «Ижводоканал» о согласовании съемки под строительство жилого дома от <дата> на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, в границах земельного участка с кадастровым номером коммунальные сети водоснабжения и водоотведения отсутствуют.

Соответственно административным ответчиком не предоставлено доказательств, свидетельствующих о том, что часть земельного участка, принадлежащего истцам, действительно расположена в зоне ограничения инженерных коммуникаций (сетей водоснабжения).

По той же причине не обоснован отказ в выдаче разрешения на строительства заявителю, в части указание на превышение максимально допустимого процента застройки (52,7%).

Согласно ч. 8 ст. 36 ГрК РФ, земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

Достаточно достоверных доказательств расположения планируемого строительство индивидуального жилого дома за границей места допустимого размещения объекта капитального строительства ответчиком суду не представлено и судом не установлено.

Суду не представлено доказательств того, что в результате использования административными истцами земельного участка и заявленного объекта капитального строительства может возникнуть опасность для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия, стороной ответчика суду не представлено и судом не установлено.

Следовательно, к моменту разрешения спора в суде, ответной стороной не представлено ни одного доказательства, подтверждающего введение ограничения прав собственников по отношению к спорному земельному участку.

Таким образом, все вышеизложенное свидетельствует об отсутствии оснований для запрета в осуществлении заявителям строительства индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>. Отказ в выдаче на строительство свидетельствует об ограничении права собственников без предусмотренных на то законных оснований.

При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что отказ Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации города Ижевска в выдаче разрешения на строительства, оформленный одноименным уведомлением от <дата> об отказе выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>, является незаконным и необоснованным, с последующим восстановлением нарушенного права заявителей - возложением на Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска обязанности выдать административным истцам разрешение на строительство индивидуального жилого дома.

С учетом изложенного не имеют значения иные доводы сторон и представленные ими доказательства.

На основании изложенного, руководствуясь главами 15, 22 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Агафонова А.С., Нохрина Е.В. к Главному Управлению Архитектуры и Градостроительства Администрации города Ижевска об оспаривании отказа в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, понуждение к совершению действий, удовлетворить.

Признать незаконным отказ Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации города Ижевска от <дата> в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке по адресу: <адрес>, кадастровый .

Возложить на Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации города Ижевска обязанность по выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке по адресу: <адрес>, кадастровый , Агафонову А.С., Нохрину Е.В..

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики (через Первомайский районный суд г. Ижевска) в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 26 декабря 2018 года.

Судья -                                                          ПОДПИСЬ

КОПИЯ ВЕРНА

Судья -                                                                                                    А.А. Созонов

2а-3664/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Агафонов А. С.
Нохрин Егор Владимирович
Нохрин Е. В.
Агафонов Александр Сергеевич
Ответчики
Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации г.Ижевска
Суд
Первомайский районный суд г. Ижевск Удмуртской Республики
Судья
Созонов Андрей Анатольевич
Дело на странице суда
pervomayskiy.udm.sudrf.ru
26.10.2018Регистрация административного искового заявления
27.10.2018Передача материалов судье
29.10.2018Решение вопроса о принятии к производству
29.10.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.10.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.11.2018Судебное заседание
26.11.2018Судебное заседание
26.12.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.05.2020Регистрация административного искового заявления
02.05.2020Передача материалов судье
02.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
02.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.05.2020Судебное заседание
02.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее