Решение по делу № 2-6654/2024 от 22.08.2024

Дело № 2-6654/2024 УИД 53RS0022-01-2024-010908-29

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 сентября 2024 года г. Великий Новгород

Новгородский районный суд Новгородской области в составе:

председательствующего судьи Юршо М. В.,

при секретаре Семёновой В. В.,

с участием представителя ответчика Гоколенкова Е. Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пестовского района в интересах Гуляевой Г.М. к Министерству здравоохранения Новгородской области о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами,

у с т а н о в и л:

Прокурор Пестовского района обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов Гуляевой Г. М. к Министерству здравоохранения Новгородской области (далее по тексту также - Министерство) о возложении обязанности обеспечить Гуляеву Г. М. лекарственным препаратом "будесонид+формотерол" порошок для ингаляций дозированный 0,16 мг+0,0045 мг/доза на основании рецептов серии ..... указав в обоснование заявления, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой Пестовского района на основании обращения Гуляевой Г. М.., было установлено, что Гуляева Г. М., ....., нуждается в данном лекарственном препарате. Вследствие ненадлежащего исполнения Министерством возложенных на него полномочий по организации закупки лекарственных препаратов и изделиями медицинского назначения в количестве, необходимом для обеспечения потребностей лиц, страдающих тяжелыми формами заболеваний, нарушены конституционные права Гуляевой Г. М. на охрану здоровья и медицинскую помощь.

В ходе судебного разбирательства спора к участию в деле в качестве истца привлечена Гуляева Г. М., в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены АО "Новгородфармация" и Министерство финансов Новгородской области.

Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом.

Заслушав объяснения представителя ответчика Гоколенкова Е. Н., не признавшего исковые требования по мотивам, изложенным в письменном отзыве, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено судом из письменных материалов дела, истцу Гуляевой Г. М. установлена ...... Истец Гуляева Г. М. наблюдается в связи с наличием заболевания ..... По жизненным показаниям истец Гуляева Г. М. нуждается в обеспечении лекарственным препаратом "будесонид+формотерол" порошок для ингаляций дозированный 0,16 мг+0,0045 мг/доза.

Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон № 323-ФЗ).

В силу ст. 4 Федерального закона № 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (ст. 19 Федерального закона № 323-ФЗ).

Статьей 29 Федерального закона № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1).

К основным принципам охраны здоровья граждан относится также принцип социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья (ст. 4 Федерального закона № 323-ФЗ). Указанный принцип в соответствии со ст. 8 того же Федерального закона обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее также - Федеральный закон № 178-ФЗ).

Статьей 6.1 Федерального закона № 178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды (п. 8).

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона № 178-ФЗ в состав набора социальных услуг входит социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Частью 2 вышеуказанной статьи предусмотрено, что перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, и порядки формирования таких перечней утверждаются Правительством Российской Федерации.

В силу ст. 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее по тексту также – Федеральный закон № 181-ФЗ) оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено и ч. 2 ст. 19 Федерального закона №323-ФЗ.

При этом согласно п. 1 ч. 3 ст. 80 указанного выше Федерального закона при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе, специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

Распоряжением Правительства РФ от 12 октября 2019 года № 2406-р утвержден Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в состав которого включен "будесонид+формотерол".

В соответствии с п. 3.1 территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, утвержденной Постановлением Правительства Новгородской области от 15 февраля 2023 года № 70 (далее по тексту также - Территориальная программа), населению Новгородской области медицинская помощь по видам, формам и условиям ее оказания оказывается бесплатно, в том числе при бронхиальной астме.

Из положений Областного закона Новгородской области от 10 мая 2007 № 97-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и наделении органов местного самоуправления Новгородской области отдельными государственными полномочиями в области здравоохранения" (далее также - Областной закон № 97-ОЗ) следует, что одной из мер социальной поддержки граждан в области здравоохранения является бесплатное лекарственное обеспечение, предоставляемое категориям граждан, которые указаны в приложение 2 к данному Областному закону.

В соответствии с п. 6 ч. 1, ч. 3 ст. 2 данного Областного закона гражданам в области здравоохранения в качестве меры социальной поддержки оказываются такие меры социальной поддержки, как бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения и медицинскими изделиями. Категории граждан, которым предоставляются данные меры социальной поддержки, устанавливаются в приложении 2 к Областному закону № 97-ОЗ.

Приложением 2 к вышеназванному Областному закону лица, страдающие бронхиальной астмой, отнесены к категории граждан, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки в виде бесплатного обеспечения лекарственными препаратами.

Из приведенных нормативных положений федерального и регионального законодательства Новгородской области в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относится оказание инвалидам, страдающим бронхиальной астмой, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого входит обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи без взимания платы лекарственными препаратами. При этом инвалиды, страдающие указанными заболеваниями, подлежат обеспечению необходимыми им лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам бесплатно, вне зависимости от наименования и стоимости препарата.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 декабря 2020 года № 929н/1345н утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан (далее также - Порядок), который регулирует в том числе обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения.

Документом, подтверждающим право гражданина на бесплатное получение необходимого лекарственного препарата в определенном количестве, является льготный бесплатный рецепт установленного образца.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.1 Федерального закона № 178-ФЗ органам государственной власти субъектов Российской Федерации передан ряд полномочий Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К таким полномочиям отнесены организация размещения заказов на поставки лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, заключение по итогам размещения государственных контрактов на поставки лекарственных средств соответствующих государственных контрактов, организация обеспечения населения лекарственными средствами, закупленными по государственным контрактам. Ч.5 ст. 6.3 Федерального закона определено, что порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Исходя из п.п. 1.1, 3.1.2, 3.1.49 Положения о Министерстве здравоохранения Новгородской области, утвержденного постановлением Администрации Новгородской области от 21 декабря 2017 года № 455, Министерство является органом исполнительной власти Новгородской области, исполняющим государственные полномочия в сфере охраны здоровья и обязательного медицинского страхования на территории области, осуществляет полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона №178-ФЗ, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов; осуществляет функции главного распорядителя средств областного бюджета, субвенций из федерального бюджета, предусмотренных на реализацию переданных полномочий.

Из приведенных выше законоположений следует, что обязанность по обеспечению истца Гуляевой Г. М. вышеуказанным лекарственным препаратом лежит на Министерстве.

Как установлено судом из письменных материалов дела, в целях обеспечения лекарственным препаратом "будесонид+формотерол" порошок для ингаляций дозированный 0,16 мг+0,0045 мг/доза" истцу Гуляевой Г. М. были выписаны рецепты серии .....

Рецепт ..... был обеспечен 24 июля 2024 года (лекарственный препарат выдан истцу).

Рецепт ..... был аннулирован, как выписанный с нарушениями. Взамен данного рецепта ....., который был обеспечен 07 мая 2024 года (лекарственный препарат выдан истцу).

Лекарственный препарат "будесонид+формотерол" порошок для ингаляций дозированный 0,16 мг+0,0045 мг/доза, № 120" в количестве 1 упаковки, выписанный истцу Гуляевой Г. М. на основании рецепта ..... и лекарственный препарат "будесонид+формотерол" порошок для ингаляций дозированный 0,16 мг+0,0045 мг/доза, № 60" в количестве 2 упаковок, выписанный на основании рецепта ..... до настоящего времени истцу не выданы.

Истечение в результате бездействия ответчика срока действия данных рецептов не является основанием для освобождения ответчика от возложенной законом обязанности по обеспечению истца данным лекарственным препаратом в соответствии с ними, в связи с чем доводы ответчика в указанной части судом отклоняются как несостоятельные..

При таких обстоятельствах, учитывая, что бездействие Министерства, заключающееся в непринятии мер, направленных на обеспечение Гуляевой Г. М. жизненно важным лекарственным препаратом, влечет нарушение гарантированных государством прав истца на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь, суд находит иск обоснованным и подлежащим частичному удовлетворению.

Таким образом, надлежит обязать ответчика Министерство обеспечить Гуляеву Г. М. лекарственным препаратом "будесонид+формотерол" порошок для ингаляций дозированный 0,16 мг+0,0045 мг/доза, № 120" в количестве 1 упаковки на основании рецепта ..... и лекарственным препаратом "будесонид+формотерол" порошок для ингаляций дозированный 0,16 мг+0,0045 мг/доза, № 60" в количестве 2 упаковок на основании рецепта .....

Соответственно, в остальной части в удовлетворении иска надлежит отказать.

В соответствии с ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.

Принимая во внимание, что отсутствие необходимого по жизненным показаниям лекарственного препарата может неблагоприятным образом отразиться на состоянии здоровья истца Гуляевой Г. М., суд приходит к выводу о том, что решение суда надлежит обратить к немедленному исполнению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 212 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования прокурора Пестовского района и Гуляевой Г.М. (.....) к Министерству здравоохранения Новгородской области (.....) удовлетворить частично.

Обязать Министерство здравоохранения Новгородской области обеспечить Гуляеву Г.М. лекарственным препаратом "будесонид+формотерол" порошок для ингаляций дозированный 0,16 мг+0,0045 мг/доза, № 120" в количестве 1 упаковки на основании рецепта ..... и лекарственным препаратом "будесонид+формотерол" порошок для ингаляций дозированный 0,16 мг+0,0045 мг/доза, № 60" в количестве 2 упаковок на основании рецепта .....

В остальной части в удовлетворении иска отказать.

Решение суда подлежит немедленному исполнению.

На решение лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором – принесено представление в Судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Новгородский районный суд Новгородской области в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий М. В. Юршо

Мотивированное решение составлено 20 сентября 2024 года.

2-6654/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Гуляева Галина Михайловна
Прокуратура Пестовского района
Ответчики
Министерство Здравоохранения Новгородской области
Другие
Министерство финансов Новгородской области
АО "Новгородфармация"
Суд
Новгородский районный суд Новгородской области
Судья
Юршо Маргарита Валерьевна
Дело на странице суда
novgorodski.nvg.sudrf.ru
22.08.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.08.2024Передача материалов судье
26.08.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.08.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.08.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.09.2024Судебное заседание
20.09.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее