Дело №2-1047/2024
УИД: 61RS0050-01-2024-001279-72
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 октября 2024 г. пос.Орловский
Пролетарский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Халиной И.Л.,
при секретаре судебного заседания Гаевой А.Ю.,
с участием:
представителя истца ст. помощника прокурора Орловского района Ростовской области Серенко К.В.
представителя ответчика администрации Орловского района Ростовской области Чекаловой Л.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело, по исковому заявлению Прокурора Орловского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Орловская средняя общеобразовательная школа № 3, Администрации Орловского района, Ростовской области, третьему лицу Управлению образования Орловского района Ростовской области об обязании установить замки безопасности на оконные блоки,
установил:
Прокурор Орловского района Ростовской области обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, которое обоснованно следующим.
Прокуратурой Орловского района, во исполнение задания прокуратуры Ростовской области, приказа Генпрокуратуры России от 13 декабря 2021 г. № 744 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов» проведена проверка исполнения законодательства об образовании и защите прав несовершеннолетних в деятельности Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Орловская средняя общеобразовательная школа № 3, юридический адрес: Ростовская область, Орловский район, п. Орловский, ул. Коммунальная, д.158. В ходе проведенной проверки установлено, что законодательство о защите прав несовершеннолетних муниципальными бюджетными образовательными организациями Орловского района соблюдается не в полном объеме.
Согласно ст.7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан.
Статьей 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.
С момента рождения ребенку принадлежат и гарантируются права и свободы, установленные нормами международного права и внутригосударственного законодательства (Конституцией Российской Федерации, законами и подзаконными актами, принятыми в ее исполнение). Декларацией прав ребенка (принята Резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г.) установлено, что ребенок нуждается в специальной охране, которая помимо всего прочего предполагает необходимость установления на государственном уровне надлежащей правовой защиты интересов несовершеннолетнего в различных сферах жизни общества.
Статья 9 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» устанавливает, что при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в образовательном учреждении не могут ущемляться права ребенка.
Статьей 3 Федерального закона № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что одним из принципов государственной политики в области образования является приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности.
В соответствии со ст.28 Закона № 273-ФЗ к компетенции образовательной организации относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся, создание условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом, а также материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, а также материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п.2 ч.6, ч.7 ст.28 указанного Федерального закона).
Согласно п.8 ч.1 ст.41 Закона № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся в числе прочего включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии с п.п.1, 7 ст.2 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одними из основных принципов противодействия терроризму является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; приоритет мер предупреждения терроризма.
Согласно подпункту «а,б» п.17 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 2 августа 2019 г. № 1006 (далее – Требования), антитеррористическая защищенность объектов (территорий) независимо от категории обеспечивается, в том числе, путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта.
Постановлением Госстроя России от 6 мая 2000 г. № 41 введен в действие ГОСТ 23166-99 «Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия», требования которого являются обязательными.
В пункте 5.1.1 ГОСТ 23166-99 указано, что оконные блоки должны соответствовать требованиям настоящего стандарта, стандартов на конкретные виды изделий и изготавливаться по конструкторской и технологической документации, утвержденной в установленном порядке.
Оконные блоки должны быть безопасными в эксплуатации и обслуживании. Для обеспечения безопасности, в целях предотвращения травматизма и возможности выпадения детей из окон в детских, дошкольных и школьных учреждениях оконные блоки должны быть укомплектованы замками безопасности, установленными в нижний брусок створки со стороны ручки и обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование параллельно-выдвижного открывания створок в соответствии с требованиями законодательства (п.5.1.8 ГОСТ 23166-99).
Аналогичные требования содержатся в п.5.1.1, п.5.2.12, п.6.2.1 ГОСТ 23166-2024 «Блоки оконные и балконные. Общие технические условия».
По результатам проверки установлено, что в нарушение п.3 и 15 ч.3 ст.28, п.2 ч.6 ст.28 Федерального закона № 273-ФЗ, п.5.1.8 ГОСТ 23166-99, п.5.1.1, п.5.2.12 ГОСТ 23166-2024, п.п.1, 7 статьи 2 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» во взаимосвязи с пп. «а,б» п.17 Требований выявлены нарушения требований законодательства по обеспечению охраны здоровья обучающихся во время пребывания в здании образовательного учреждения - МБОУ Орловская средняя общеобразовательная школа № 3 не соблюдаются, а именно 147 окон не оборудованы замками безопасности, предотвращающими травматизм и возможность выпадения детей из окон, а также неправомерное проникновение в образовательное учреждение посторонних лиц.
Указанное нарушение законодательства об образовании отражено в представлении об устранении нарушений законодательства от 10 сентября 2024 г. в адрес начальника Управления образования Орловского района. Однако, устранение нарушения не обеспечено в связи с отсутствием необходимых финансовых средств у бюджетной образовательной организации.
Изложенные нарушения законодательства нарушают права неопределенного круга воспитанников учреждения на современное, качественное, безопасное образование в муниципальной образовательной организации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и санитарными нормами. Круг этих лиц не является постоянным, конкретные лица не могут быть определены и индивидуализированы, в связи с чем круг лиц, в чьих интересах подается иск, возможно считать неопределенным.
Отсутствие денежных средств, либо иные вопросы по исполнению указанной обязанности, не являются законным основанием для освобождения ответчиков от выполнения возложенных на них федеральными законами обязанностей и не должны влиять на права детей, пребывающих в данной образовательной организации.
В силу ст.15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.14. ч.1 ст.3 Устава муниципального образования «Орловский район», к вопросам местного значения муниципального района относится, том числе организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
В соответствии с п.2 ст.18 Закона № 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.
При этом органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения на основании п.3 ч.1 ст.17 Закона № 131-ФЗ обладают, в частности, полномочиями по созданию муниципальных учреждений, осуществлению финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и муниципальными учреждениями, а также по формированию и размещению муниципального заказа.
Согласно ст.9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» муниципальное бюджетное учреждение осуществляет в соответствии с муниципальными заданиями деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности.
МБОУ Орловская средняя общеобразовательная школа № 3 создано учредителем муниципальным образованием «Орловский район» для решения вопроса местного значения, предусмотренного п.13 ст.16 Закона № 131-ФЗ.
Пунктом 11 ч.1 ст.15 Закона № 131-ФЗ установлено, что к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
К основным задачам отдела образования относится осуществление общего руководства подведомственными муниципальными организациями, организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях (п. 2.1, п.2.2 Положения).
В этой связи обязанность по созданию безопасных условий получения образования в МБОУ Орловская средняя общеобразовательная школа № 3 должна быть возложена не только на образовательную организацию, но и на учредителя – администрацию Орловского района.
В соответствии с ч.ч.1, 2 ст.150 ГК РФ, жизнь и здоровье, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом, защищаются в соответствии с указанным Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения.
Требованиями ст.12 ГК РФ установлено, что защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Определением Пролетарского районного суда Ростовской области 28 октября 2024 г. производство в части заявленных истцом требований об обязании администрацию Орловского района Ростовской области осуществить финансирование мероприятий по оборудованию окон здания МБОУ Орловскую СОШ №3 замками безопасности в соответствии с требованиями законодательства, прекращено в связи с отказом в данной части.
В соответствии со ст.ст.27, 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», ст.28, 45, 264, 265 ГПК РФ, истец просит суд: Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Орловскую среднюю общеобразовательную школу № 3, расположенную по адресу: Ростовская область, Орловский район, п. Орловский, ул. Коммунальная, д.158, в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства об образовании, охране жизни и здоровья детей путем оборудования окон замками безопасности в соответствии с требованиями законодательства.
Представитель истца ст. помощник прокурора Серенко К.В. в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика директор МБОУ Орловская средняя общеобразовательная школа № 3 в судебное заседание не явился, был уведомлен надлежащим образом.
От директора МБОУ Орловская средняя общеобразовательная школа № 3 Мыгаль М.М. поступило заявление, согласно которому, исковые требования признала в полном объеме, не возражала против его удовлетворения, последствия признания иска ей разъяснены и понятны.
Представитель ответчика Администрации Орловского района Ростовской области Чекалова Л.И. в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований заявленных прокурором к Орловской СОШ № 3.
Представитель третьего лица Управление образования Орловского района в судебное заседание не вился, был уведомлен надлежащим образом.
Суд рассматривает дело в порядке ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав лиц участвующих дела, изучив материалы дела, суд полагает необходимым заявленные исковые требования удовлетворить по следующим основаниям.
В соответствии с положениями ч.1 ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст.39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчик вправе признать иск.
Согласно ст.173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявление истца об отказе от иска, признание иска ответчиком и условия мирового соглашения сторон заносятся в протокол судебного заседания и подписываются истцом, ответчиком или обеими сторонами.
В случае, если отказ от иска, признание иска или мировое соглашение сторон выражены в адресованных суду заявлениях в письменной форме, эти заявления приобщаются к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания (ч.1).
Суд разъясняет истцу, ответчику или сторонам последствия отказа от иска, признания иска или заключения мирового соглашения сторон (ч.2). При отказе истца от иска и принятии его судом или утверждении мирового соглашения сторон суд выносит определение, которым одновременно прекращается производство по делу. В определении суда должны быть указаны условия утверждаемого судом мирового соглашения сторон. При признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований (ч.3).
Как указано в абз.2 ч.4 ст.198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Суд принимает признание иска, представителями ответчиков, считая, что оно не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы сторон и других лиц.
Принимая во внимание, что представитель ответчика иск признала в полном объеме, а суд признание иска принял, согласно с ч.3 ст.173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, не рассматривая, спора по существу, приходит к выводу об удовлетворении заявленных истцом требований, учитывая их признание ответчиком, а также на основании требований закона.
Анализируя вышеизложенное, принимая во внимание отсутствие возражений со стороны административного ответчика, приведенные выше нормы права, установленные обстоятельства, исходя из необходимости соблюдения прав человека на благоприятные условия жизни, суд находит законными и обоснованными заявленные требования прокурора.
Согласно п.2 ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Согласно разъяснений, содержащихся в п.27 постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 г. № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» удовлетворяя требование кредитора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено (п.2 ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. При установлении указанного срока, суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.
Суд приходит к выводу о возложении на МБОУ Орловскую средню общеобразовательную школу № 3 в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, осуществить указанные выше мероприятия.
Руководствуясь ст.ст.39, 173, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
исковое заявление прокурора Орловского района Ростовской области, удовлетворить полностью.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Орловскую среднюю общеобразовательную школу № 3, расположенную по адресу: Ростовская область, Орловский район, п. Орловский, ул. Коммунальная. Д.158, ИНН 6126002374, в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать окна замками безопасности в соответствии с требованиями законодательства.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Пролетарский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий:
Решение в окончательной форме изготовлено 29 октября 2024 г.