Решение по делу № 33-992/2022 от 05.04.2022

    Судья первой инстанции Борец С.М.

    Дело № 33-992/2022

    УИД 19RS0011-01-2021-002629-61

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:

    председательствующего судьи Топоева А.С.,

    судей Пархомович Г.П., Хлыстак Е.В.,

    при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чебодаевой И.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании от 26 апреля 2022 года гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Муниципального казенного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство Усть-Абаканского района» Федотова В.В. на решение Усть-Абаканского районного суда Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ по делу по иску прокурора Усть-Абаканского района Республики Хакасия к администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия, Муниципальному казенному предприятию «Жилищно-коммунальное хозяйство Усть-Абаканского района» об обязании произвести капитальный ремонт участков тепловых сетей.

Заслушав доклад судьи Топоева А.С., объяснения представителя ответчиков администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия, Муниципальному казенному предприятию «Жилищно-коммунальное хозяйство Усть-Абаканского района» Федотова В.В., поддержавшего требования апелляционной жалобы, прокурора Васильевой Е.В., полагавшей, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, судебная коллегия

    У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Усть-Абаканского района Республики Хакасия в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации     Усть-Абаканского района Республики Хакасия (далее - администрация     Усть-Абаканского района), Муниципальному казенному предприятию «Жилищно-коммунальное хозяйство Усть-Абаканского района» (далее - МКП "ЖКХ Усть-Абаканского района" об обязании произвести капитальный ремонт участков тепловых сетей.

В обоснование иска указал, что прокуратурой Усть-Абаканского района проведена проверка исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства при подготовке объектов коммунальной инфраструктуры к отопительному периоду 2021 - 2022 г.г.

МКП «ЖКХ Усть-Абаканского района» приняло в оперативное управление муниципальное имущество, организует тепло-и водоснабжение населения, водоотведение на территории сельсоветов Усть-Абаканского района, в том числе в п. Тепличный, с. Расцвет, аала Доможаков, аала Чарков, с. Вершино-Биджа.

В ходе проверки установлено, что имеется износ тепловых сетей.

Истец просил обязать администрацию Усть-Абаканского района Республики Хакасия в срок до 1 июля 2022 г. выделить денежные средства МКП «ЖКХ Усть-Абаканского района» на капитальный ремонт аварийных участков сетей, расположенных по следующим адресам: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, аал Доможаков, от ТК 9 до ТК 11; Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, п. Расцвет, ул. Садовая, ТК-22 - ТК23 - ТК-17; Республика Хакасия, п. Тепличный, ул. Вишневая, от ТК 25 до ТК 47.

Обязать МКП "ЖКХ Усть-Абаканского района" в срок до                          1 февраля 2023 г. произвести капитальный ремонт аварийных участков тепловых сетей, расположенных по указанным выше адресам.

В судебном заседании прокурор, участвующий в деле, Дунина А.С. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчиков администрации Усть-Абаканского района, МКП "ЖКХ Усть-Абаканского района" Поморцева Е.В. исковые требования не признала.

Суд постановил решение, которым исковые требования удовлетворил частично.

Обязал администрацию Усть-Абаканского района в срок                       до 1 февраля 2023 г. выделить денежные средства МКП "ЖКХ Усть-Абаканского района" на капитальный ремонт аварийных участков сетей, расположенных по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, аал Доможаков, от ТК 9 до ТК 11.

Обязал МКП «ЖКХ Усть-Абаканского района» в срок                           до 1 октября 2023 г. произвести капитальный ремонт аварийных участков сетей, расположенных по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, аал Доможаков, от ТК 9 до ТК 11.

В удовлетворении остальных исковых требований отказано.

С решением в части, которой удовлетворены исковые требования прокурора, не согласился представитель ответчика МКП "ЖКХ Усть-Абаканского района" Федотов В.В., просил решение в указанной части отменить, принять новое решение об отказе в иске. В обоснование требований апелляционной жалобы указал, что уровень износа теплосетей, указанный в отчете технического обследования систем теплоснабжения, является теоретическим, основанным только на результатах проведения камеральной проверки, при этом комиссия указала, что объекты теплоснабжения пригодны для дальнейшей эксплуатации в режиме и с параметрами, указанными в паспортах на объекты теплоснабжения, а также до следующего технического обследования объектов теплоснабжения в 2025 году. В ходе проверки тепловых сетей контролирующий орган не выдал предписаний, запрещающих дальнейшую эксплуатацию тепловых сетей, тем самым подтвердив надлежащее выполнение мероприятий по ремонту тепловых сетей, отсутствие бездействия ответчика по выполнению своих обязательств, не представил доказательств о необходимости ремонта тепловых сетей в аале Доможаков.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу прокурор, участвовавший в деле, Дунина А.С., полагала, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, выразила согласие с решением суда.

Суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации – далее ГПК РФ).

В случае если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части. Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме (ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ).

Решение суда в части, которой отказано в удовлетворении исковых требований об обязании администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия в срок до 1 июля 2022 г. выделить денежные средства МКП «ЖКХ Усть-Абаканского района» на капитальный ремонт аварийных участков сетей, расположенных по следующим адресам: Республика Хакасия,       Усть-Абаканский район, п. Расцвет, ул. Садовая, ТК-22 - ТК23 - ТК-17; Республика Хакасия, п. Тепличный, ул. Вишневая, от ТК 25 до ТК 47; Республика Хакасия Усть-Абаканский район, аал Доможаков, от ТК 9 до ТК 11 и обязании МКП "ЖКХ Усть-Абаканского района" Республика Хакасия в срок до 1 февраля 2023 г. произвести капитальный ремонт аварийных участков тепловых сетей по адресам: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, п. Расцвет, ул. Садовая, ТК-22 - ТК23 - ТК-17; Республика Хакасия, п. Тепличный, ул. Вишневая, от ТК 25 до ТК 47 не обжалуется, а потому в силу требований ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решение в его не обжалованной части судебной коллегией не проверяются, оснований для проверки судебного решения в полном объеме не имеется.

Рассмотрев дело по доводам и требованиям апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется государственная, в том числе судебная, защита его прав и свобод (ч. 1 ст. 45, ч. 1 ст. 46). Право на судебную защиту является непосредственно действующим, оно признается и гарантируется в Российской Федерации согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ч. 1 ст. 17, ст. 18).

Исходя из принципа диспозитивности гражданского судопроизводства заинтересованное лицо по своему усмотрению выбирает формы и способы защиты своих прав, не запрещенные законом. В силу положений ч. 1 ст. 3 и ч. 1 ст. 4 ГПК РФ условием реализации этих прав является указание в исковом заявлении на то, в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца.

Статья 1 (пункт 1) Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к числу основных начал гражданского законодательства относит, в частности, необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты, а абзац третий ст. 12 ГК РФ устанавливает такой способ защиты гражданских прав, как восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно п. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

На основании ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации установлены общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определены государственные гарантии его осуществления.

В ч. 1 ст. 2 указанного закона определено, что понятие вопросов местного значения — это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Статьей 14 указанного закона установлен перечень вопросов местного значения поселения, к числу которых относится - организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (п. 4 ч. 1).

Пункт 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относит к вопросам местного значения муниципального, городского округа организацию в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 4.2 части 1 статьи 17 названного Федерального закона, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении".

В силу ч. 5 ст. 20 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива.

Теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (пункт 11 ст. 2 Закона о теплоснабжении).

Пунктом 16.3. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003        № 115 (далее - Приказ № 115), определено, что основными задачами является разработка мероприятий по восстановлению работоспособности поврежденного оборудования, предупреждению подобных нарушений в его работе, повышению ответственности эксплуатационного персонала и другого персонала организаций, на которых произошло нарушение, а также персонала других организаций, отвечающих за обеспечение бесперебойного и надежного теплоснабжения.

Согласно главе 11 Приказа № 115 при подготовке к отопительному периоду для обеспечения надежности теплоснабжения потребителей необходимо выполнить в установленные сроки комплекс мероприятий, основными из которых являются устранение выявленных нарушений в тепловых и гидравлических режимах работы тепловых энергоустановок, испытания оборудования источников теплоты, тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления на плотность и прочность, шурфовки тепловых сетей, вырезки из трубопроводов для определения коррозионного износа металла труб, промывка оборудования и коммуникаций источников теплоты, трубопроводов тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления, испытания тепловых сетей на тепловые и гидравлические потери.

В пункте 1.9 Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения, утвержденной Приказом Госстроя России от 13 декабря 2000 года N 285.) указано, что капитальный ремонт - ремонт, выполняемый для восстановления технических и экономических характеристик объекта до значений, близких к проектным, с заменой или восстановлением любых составных частей.

Согласно пункту 7.1. Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения, утвержденной Приказом "Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу" от 13.12.2000 N 285 (далее - Приказ N 285) ремонт тепловых сетей и тепловых пунктов подразделяется на:

- текущий ремонт, к которому относятся работы по систематическому и своевременному предохранению отдельных элементов оборудования и конструкций тепловой сети от преждевременного износа путем проведения профилактических мероприятий и устранения мелких неисправностей и повреждений;

- капитальный ремонт, в процессе которого восстанавливается изношенное оборудование и конструкции или они заменяются новыми, имеющими более высокие технологические характеристики, улучшающими эксплуатационные качества сети.

Согласно п. 3 ст. 215 ГК РФ имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с положениями Кодекса (статьи 294, 296 ГК РФ).

Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества (пункт 1 статьи 296 ГК РФ).

Как видно из материалов дела, администрацией Усть-Абаканского района в 2019 году с администрацией Доможаковского сельсовета Усть-Абаканского района заключены соглашения о передаче полномочий по организации тепло-и водоснабжения населения, водоотведения на территории данных поселений администрации Усть-Абаканского района (т.1, л.д. 11-12).

Постановлением администрации Усть-Абаканского района                   от 07.08.2019 г. № 1013-п «О создании муниципального казенного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство Усть-Абаканского района» на территории района создано МКП «ЖКХ Усть-Абаканского района», которое организует тепло-и водоснабжение населения, водоотведение на территории сельсоветов (п. 5.1 Устава МКП «ЖКХ Усть-Абаканского района») (т.1 л.д.29-31, 141).

Постановлением от 15.10.2019 г. № 1225-п администрация Усть-Абаканского района передала муниципальное имущество в оперативное управление МКП «ЖКХ Усть-Абаканского района» (т.1 л.д.32-33).

Из отчета технического обследования системы теплоснабжения аала Доможаков от 14 мая 2021 г. усматривается, что в числе прочих подлежит замене участок тепловых сетей от ТК 9 до ТК 11, 1995 года постройки, имеющий 100% износ (т.1 л.д. 48-56).

Из письма директора МКП «ЖКХ Усть-Абаканского района» от № 303 от 16 сентября 2021 г. следует, то капитального ремонта требуют тепловые сети на общую сумму 11 330 000 руб. (в ценах на 2 кв. 2021 г.), включая капитальный ремонт систем водоснабжения и теплоснабжения по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, аал. Доможаков, от ТК района дома культуры до детского сада (т.1 л.д. 87-88).

В актах на осмотр тепломагистрали в шурфе от 22 апреля 2021 г. усматривается, что на участке тепловых сетей от ТК-9 до ТК-12 имеются разрушения железобетонных конструкций, теплоизоляция частично отсутствует или имеет разрушения, имеется затопление каналов, краска изоляционная отсутствует на 100%,, присутствует пленочная и язвенная коррозия метала труб глубиной 3 мм. Необходимо произвести замену указанных участков тепловых сетей с заменой строительных конструкций канала трубопроводов, изоляции (т.1 л.д.101-104).

На основании вышеприведенных норма права и доказательств, удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что участок тепловых сетей от ТК-9 до ТК-11 в аале Доможаков требуют капитального ремонта, МКП «ЖКХ Усть-Абаканского района» является теплоснабжающей организацией в отношении потребителей тепловой энергии в аал Доможаков, в силу закона и переданных полномочий должно обеспечивает надежность и безопасность теплоснабжения, несет обязанность по капитальному ремонту тепловых сетей, находящихся в оперативном управлении.

Доводы апеллянта о том, что объекты теплоснабжения пригодны для дальнейшей эксплуатации в режиме и с параметрами, указанными в паспортах готовности до следующего технического обследования, об отсутствии предписаний контролирующих органов, запрещающих дальнейшую эксплуатацию тепловых сетей, надлежащее выполнение мероприятий по ремонту тепловых сетей, отсутствие бездействия ответчика по выполнению своих обязательств, отсутствие доказательств о необходимости ремонта тепловых сетей в аале Доможаков не основаны на законе и обстоятельств дела.

Как видно из дела, прокурор обратился с иском в интересах неопределенного круга лиц потребителей, иск направлен на устранение (пресечение) угрозы нарушения прав, вызванной ветхостью системы теплоснабжения аала Доможаков и необходимостью капитального ремонта, готовность системы теплоснабжения в настоящее время и относительно короткий период не устраняет возникновение аварийных ситуаций и угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц в будущем.

Правовым основанием для удовлетворения исковых требований по настоящему делу является угроза нарушения ответчиком права либо угроза такого нарушения. Действующее законодательство прямо предусматривает, что заявление требования о пресечении действий, нарушающих право, может быть использовано конкретным субъектом в качестве способа защиты его нарушенного права (ст. 1065 ГК РФ).

        Нарушений норм процессуального права судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено. Выводы, соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права.

Решение суда законно и обоснованно, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется

    На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Усть-Абаканского районного суда Республики Хакасия         от 30 июня 2021 года по настоящему делу оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ответчика Муниципального казенного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство Усть-Абаканского района» Федотова В.В. - без удовлетворения.

Председательствующий                    А.С. Топоев

Судьи                                      Г.П. Пархомович

                                    Е.В. Хлыстак

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 27.04.2022.

33-992/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
прокурор Усть-Абаканского района РХ
Ответчики
Администрация Усть-Абаканского района РХ
МКП "Жилищно-коммунального хозяйства Усть-Абаканского района"
Другие
Поморцева Елена Викторовна
Суд
Верховный Суд Республики Хакасия
Судья
Топоев Александр Семенович
Дело на сайте суда
vs.hak.sudrf.ru
05.04.2022Передача дела судье
26.04.2022Судебное заседание
28.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее