Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
21 июня 2022 года гор.Улан-Удэ
Судья Советского районного суда гор.Улан-Удэ Республики Бурятия Цыбикдоржиева Т.В.,
при секретаре Бацановой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО7 в лице законного представителя Мельниковой Анастасии Михайловны к Администрации г. Улан-Удэ, Комитету по управлению имуществом и землепользованию Администрации г.Улан-Удэ об обязании предоставить жилое помещение,
у с т а н о в и л:
Обращаясь в суд, ФИО6 в лице законного представителя Мельниковой А.М. просят обязать Администрацию города Улан-Удэ предоставить им жилое помещение, отвечающее всем установленным для проживания строительным нормам и требованиям внеочередном порядке.
Определением суда в качестве соответчика привлечен Комитет по управлению имуществом и землепользованию Администрации г. Улан-Удэ.
В судебном заседании истец Мельникова А.М. исковые требования поддержала в полном объеме и суду пояснила, что на данный момент проживать в квартире возможно, но не до 2029года. Просит иск удовлетворить.
В судебном заседании представитель Комитета по доверенности Шалаева Т.С. исковые требования не признала и суду пояснила, что решений об изъятия дома истца для муниципальных нужд и соглашений о предоставлении жилья не имеется. Истцы в установленном порядке не признаны малоимущими. Просит в иске отказать.
Представитель Администрации г.Улан-Удэ просили рассмотреть дело в их отсутствии, представили письменный отзыв, согласно которого просят в иске отказать.
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что несовершеннолетний истец ФИО1 является собственником жилого помещения по адресу: ....
Распоряжением Администрации г.Улан-Удэ № ... от ДД.ММ.ГГГГ года многоквартирный жилой дом по адресу: ... признан аварийным и подлежащим сносу, распоряжением предусмотрено расселить жильцов аварийного дома до конца 2029 года.
Данное распоряжение принято на основании заключения межведомственной комиссии ... от ДД.ММ.ГГГГ о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
В адрес собственника ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ направлено требование руководителя администрации Железнодорожного района г. Улан-Удэ об осуществлении сноса жилого помещения, расположенного по адресу: ... до конца 2029 года. Требование направлено в соответствии с ч.10 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 05.04.2019 N 170 утверждена Республиканская адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Республики Бурятия, признанного таковым до 1 января 2017 года, на период 2019 - 2024 годов.
При этом, в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда многоквартирный жилой дом истца включен не был.
Согласно заключению ... ООО из-за произошедшего пожара произошла деградация технического состояния аварийного здания (дома по ...) в сравнении с выявленным в 2020 году, возможно обрушение поврежденного при пожаре чердачного перекрытия или его облицовки, восстановление поврежденных при пожаре элементов чердачного перекрытия, стропильной системы, инженерных систем аварийного здания представляется нецелесообразным.
Установлено, что ФИО1 и ее мать Мельникова А.М. на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не состоят.
Разрешая требования истца о предоставлении им жилого помещения, суд пришел к следующему.
Так, согласно ч. ч. 1, 8 ст. 32 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа либо по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Как следует из раздела II "Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от 29 апреля 2014 года, результат разрешения указанной категории споров зависит от того, включен ли многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Если дом не включен в такую программу, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса РФ, то есть путем выкупа изымаемого жилого помещения.
Пленум Верховного Суда РФ в подпункте "и" п. 20 постановления от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что суд не вправе обязать обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания ст. 32 Жилищного кодекса РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения. В соответствии с ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса РФ предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
Таким образом, из содержания указанных норм в их системной взаимосвязи и разъяснений Верховного Суда РФ следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, не включенного в адресную программу переселения граждан из аварийного жилья, жилое помещение может быть изъято путем выкупа либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Пленум Верховного Суда РФ в п. 22 постановления от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что в силу ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой в том числе органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, обизъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ применяются нормы ч. ч. 1 - 3, 5 - 9 ст. 32 Жилищного кодекса РФ.
Кроме того, в соответствии со ст. 57 ч. 1 и ч. 2 п. 1 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, а вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Нормы ст. 57 Жилищного кодекса РФ подлежат применению с учетом общих правил предоставления жилых помещений по договорам социального найма, указанных в ст. 49 Жилищного кодекса РФ.
Согласно ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным названным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном указанным Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях данного Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Статья 52 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.
Такое законодательное регулирование согласуется со ст. 40 (часть 3) Конституции РФ, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих определениях (от 05.03.2009 г. N 376-О-П, от 03.11.2009 г. N 1368-О-О, от 19.10.2010 г. N 1328-О-О, от 26.05.2011 г. N 643-О-О, от 21.12.2011 г. N 1655-О-О) для ряда случаев, предусмотренных частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным дляпроживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, но при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Поскольку истец является собственником жилого помещения, находящегося в доме, признанного аварийными и подлежащим сносу, а дом не включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма не состоит, малоимущими в установленном законом порядке не признаны, то оснований у для удовлетворения заявленных требований о предоставлении жилого помещения по договору социального найма не имеется.
При разрешении исковых требований суд также учитывает, что истцам в ходе рассмотрения дела ответчиком были предложены жилые помещения маневренного жилищного фонда, от которых они отказались по мотиву территориальной удаленности.
При этом, каких-либо доказательств того, что жилое помещение истца представляет реальную опасность для их жизни и здоровья по причине его аварийного состояния и необходимо предоставление иного помещения до установленного срока расселения, суду не представлено.
В связи с чем, оснований в удовлетворении иска не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 197-199 ГПК Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 в лице законного представителя Мельниковой Анастасии Михайловны к Администрации г. Улан-Удэ, Комитету по управлению имуществом и землепользованию Администрации г.Улан-Удэ об обязании предоставить жилое помещение оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца в Советский районный суд гор. Улан-Удэ.
Судья п\пТ.В.Цыбикдоржиева
2