ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ДД.ММ.ГГГГ Центральный районный суд г. Тольятти в составе
председательствующего Серикова В.А.
при секретаре Безденежной И.Ю.,
рассматривая в предварительном судебном заседании административное дело № по административному исковому заявлению прокурора Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга к Шарову Д.С. о признании информации, содержащейся в информационно-коммуникационной сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга обратился в суд с административным исковым заявлением к Шарову Д.С. о признании информации, содержащейся в информационно-коммуникационной сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Требования прокурора о признании информации, содержащейся в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, вытекают из публичных правоотношений и не носят гражданско-правовой характер, в связи с чем, настоящий спор подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу ч.2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.
В соответствии с ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон о защите информации) в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - Реестр).
В отношении видов информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, указанных в п. 1 ч. 5 ст. 15.1 Закона о защите информации, решения о включении в Реестр сведений, позволяющих определить (идентифицировать) сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, принимаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией.
Президиумом Верховного суда РФ 28.03.2018 года утвержден Обзор судебной практики Верховного суда РФ № 1(2018), в котором разъяснено, что решения, являющиеся основаниями для ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим иную распространяемую посредством сети "Интернет" информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей, распространение которой в Российской Федерации запрещено, принимаются судами общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства в рамках осуществления обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (ч. 3 ст. 1 КАС РФ).
Производство по таким делам осуществляется по общим правилам административного искового производства, предусмотренным разделами I - III, VI - VIII данного кодекса.
Поскольку федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи (далее - Роскомнадзор), подлежит привлечению к участию в рассмотрении соответствующих административных дел в качестве административного ответчика, административное исковое заявление подается в районный суд по месту нахождения Роскомнадзора или его территориального органа (ст. 19, 22 КАС РФ), если административное дело не отнесено к подсудности Московского городского суда (ч. 2 ст. 20 КАС РФ).
В соответствии с ч.1 ст. 43 КАС РФ в случае, если при подготовке административного дела к судебному разбирательству или во время судебного разбирательства в суде первой инстанции будет установлено, что административное исковое заявление подано не к тому лицу, которое должно отвечать по заявленным требованиям, суд с согласия административного истца заменяет ненадлежащего административного ответчика надлежащим. Если административный истец не согласен на замену административного ответчика другим лицом, суд может без согласия административного истца привлечь это лицо в качестве второго административного ответчика.
Исходя из заявленных прокурором требований, надлежащим административным ответчиком по данному делу является Управление Роскомнадзора по Самарской области, находящееся по адресу: г. Самара, ул. Молодогвардейская, 198, которое суд полагает необходимым привлечь к участию в деле в качестве второго административного ответчика.
В силу ст. 22 КАС РФ административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления, избирательной комиссии, комиссии референдума, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему - по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности.
Административное исковое заявление к гражданину или организации, которые в спорных публичных правоотношениях выступают в качестве субъекта, не обладающего административными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту жительства гражданина или по месту нахождения организации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 27 КАС РФ суд передает административное дело на рассмотрение другого суда, если при рассмотрении административного дела в данном суде выявилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности.
В ходе рассмотрения дела судом на основании информации, предоставленной отделом адресно-справочной работы Управления по вопросам миграции У МВД по г. Тольятти установлено, что административный ответчик Шаров Д.С. зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ. По данному адресу административный ответчик извещался о времени и месте судебного заседания, повестку получил.
Таким образом, административный ответчик Шаров Д.С. зарегистрирован по месту жительства и проживает на территории Ставропольского района Самарской области, проживал по тому же адресу на момент предъявления настоящего иска, следовательно дело было принято к производству Центральным районным судом г. Тольятти с нарушением подсудности. Административный ответчик Управление Роскомнадзора по Самарской области находится на территории Ленинского района г. Самары. Учитывая вышеизложенное рассматриваемое дело не подсудно Центральному районному суду г. Тольятти и подлежит направлению по подсудности по месту нахождения (по месту жительства) административного ответчика. Принимая во внимание вышеприведенные разъяснения Верховного суда РФ относительно того, что надлежащим административным ответчиком по данным требованиям является Управление Роскомнадзора по Самарской области, суд считает необходимым передать дело по подсудности в Ленинский районный суд г. Самары.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 22,27, 43 КАС РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Привлечь к участию в деле в качестве второго административного ответчика Управление Роскомнадзора по Самарской области.
Передать административное дело № по административному исковому заявлению прокурора Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга к Шарову Д.С. о признании информации, содержащейся в информационно-коммуникационной сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации по подсудности в Ленинский районный суд г. Самары.
На определение может быть подана частная жалоба в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение 15 дней.
Председательствующий :