Дело № 2-431/2019
УИД 32RS0028-01-2019-000829-32
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3 октября 2019 г. г. Стародуб
Стародубский районный суд Брянской области в составе председательствующего судьи Геращенко О.А., при секретаре Табуновой Н.В., с участием истцов Козлова С.В., Козлова А.В., представителя ответчика Рубайло Н.Н., рассмотрев в судебном заседании исковые заявления Козлова С.В. к администрации Стародубского муниципального района Брянской области о признании незаконным постановления об исключении из списка на получение государственного жилищного сертификата, Козлова А.В. к администрации Стародубского муниципального района Брянской области о признании незаконным постановления об исключении из списка на получение государственного жилищного сертификата
УСТАНОВИЛ:
Козлов С.В., Козлов А.В. обратились в суд с указанными исковыми заявлениями. Требования мотивируют тем, что являются лицами, подвергшимися воздействию катастрофы на Чернобыльской АЭС в связи с выездом из зоны отселения, состоят на жилищном учете в администрации Стародубского муниципального района Брянской области, были включены в список претендентов в рамках реализации мероприятий подпрограммы Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы». Обжалуемыми постановлениями от ДД.ММ.ГГГГ администрации Стародубского муниципального района Брянской области № Козлов С.В. и № Козлов А.В. исключены из сводного списка претендентов на получение государственного жилищного сертификата в рамках реализации мероприятий указанной подпрограммы. Вынесение указанных постановлений ответчик мотивирует тем, что отцу истцов Козлову В.Ф. ДД.ММ.ГГГГ была выплачена денежная компенсация за строение в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию катастрофы на Чернобыльской АЭС». Истцы считают, что постановление ответчика нарушает их права. Козлов С.В. просит суд признать незаконным постановление администрации Стародубского муниципального района Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ об исключении истца из списка претендентов на получение государственного сертификата в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы» государственной программы Российской Федерации «обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»; обязать ответчика восстановить истца в списке претендентов на получение государственного сертификата в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы» государственной программы Российской Федерации «обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в соответствии с ранее занимаемой очередностью.
Козлов А.В. просит суд признать незаконным постановление администрации Стародубского муниципального района Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ об исключении истца из списка претендентов на получение государственного сертификата в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы» государственной программы Российской Федерации «обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»; обязать ответчика восстановить истца в списке претендентов на получение государственного сертификата в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы» государственной программы Российской Федерации «обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в соответствии с ранее занимаемой очередностью.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ дела по искам Козлова С.В. и Козлова А.В. объединены в одно производство.
В судебном заседании истцы Козлов С.В., Козлов А.В. заявленные требования поддержали по доводам, изложенным в исковом заявлении, также суду пояснили, что с получением данной компенсации истцы не утратили право получить жилищный сертификат как добровольно выехавшие из зоны отселения, поскольку компенсация получена их отцом, истцы на момент получения компенсации были несовершеннолетними, полученными денежными средствами распорядился их отец. Истцы данной меры социальной поддержки не получали. Считают, что администрация в отсутствие установленных законом оснований исключила их из сводного списка претендентов на получение жилищного сертификата.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора К., К., К. в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Представитель ответчика, администрации Стародубского муниципального района Брянской области Рубайло Н.Н. возражает против иска по доводам, изложенным в письменных возражениях. Считает, что истцы обоснованно исключены из сводного списка участников указанной подпрограммы. Администрация при принятии обжалуемых постановлений принимала во внимание, что отцу истцов была выплачена денежная компенсация за строение в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию катастрофы на Чернобыльской АЭС». В списках участников программы не имеют права находиться граждане, получившие за счет федерального бюджета единовременную денежную компенсацию материального ущерба в связи с утратой имущества, включающую в себя стоимость, в том числе, жилого помещения, расположенного в зоне отселения.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, выслушав прения, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы.
Ранее действовавшим распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991 N 237-р утвердившим Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения, населенный пункт Батуровка Красногорского района Брянской области был отнесен к зоне отселения.
Из материалов дела усматривается, что Козлов С.В. и Козлов А.В. обладают статусом лица, выехавшего добровольно из зоны отселения из д. Батуровка Красногорского района Брянской области, проживали в указанной зоне с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается удостоверениями, выданными ДД.ММ.ГГГГ Департаментом строительства и архитектуры Брянской области (т.1 л.д. 136, т.2 л.д. 80).
С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время Козлов С.В. и с ДД.ММ.ГГГГ Козлов А.В. зарегистрированы по месту жительства в <адрес>.
В судебном заседании установлено, что постановлениями администрации Стародубского муниципального района Брянской области № от ДД.ММ.ГГГГ Козлов С.В. и № от ДД.ММ.ГГГГ Козлов А.В. признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий (т.1 л.д.115, 200).
Постановлениями администрации Стародубского муниципального района Брянской области № от ДД.ММ.ГГГГ Козлов С.В. и № от ДД.ММ.ГГГГ Козлов А.В. включены в сводный список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 г.г.».
Постановлениями администрации Стародубского муниципального района Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ № Козлов С.В. и № Козлов А.В. исключены из сводного списка участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2010 г.г.» на основании протокола от ДД.ММ.ГГГГ № жилищно-бытовой комиссии администрации Стародубского муниципального района Брянской области (т.1 л.д. 13, 206).
Обосновывая исключение истцов из указанного сводного списка, ответчик ссылается на то обстоятельство, что ДД.ММ.ГГГГ отцом истцов Козловым В.Ф. получена компенсация в размере 23 487,85 руб. за домовладение, расположенное по адресу Брянская область, Красногорский район, д. Батуровка, как за утраченное имущество вследствие катастрофы на ЧАЭС (согласно п.4 ст.17 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС").
Данное обстоятельство суд признает установленным, поскольку оно подтверждается сообщением администрации Красногорского района Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д. 94). Кроме того, истцы в судебном заседании признали факт получения их отцом компенсации за указанное утраченное имущество.
В соответствии с п.1 Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы" формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Данным постановлением утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы".
В соответствии с п.п. «е» п.5 Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют, в том числе, граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Согласно ч. 1 ст. 17 Закона РФ от 15.05.1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, переселенным (переселяемым), в том числе выехавшим добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, гарантируются меры социальной поддержки, в том числе:
- единовременная денежная компенсация материального ущерба в связи с утратой имущества, включающая в себя стоимость строений (жилые помещения, садовые домики, дачи, гаражи, хозяйственные постройки), имевшихся у граждан по состоянию на 1 января 1994 года;
- обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, один раз.
Согласно ч. 2 ст. 3 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» при наличии у гражданина права на возмещение вреда и меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, по различным основаниям ему возмещается вред и предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные по всем имеющимся основаниям. При этом одинаковый вред возмещается, а одинаковые меры социальной поддержки предоставляются гражданину только по одному из оснований по его выбору.
Из смысла приведенных норм следует, что меры социальной поддержки в виде обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий жильем и единовременная денежная компенсация материального ущерба в связи с утратой имущества, направлены на достижение одной цели – создание условий для приобретения жилья, и предоставляются в рассматриваемом случае одной и той же категории граждан – лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. В данном случае суд отмечает, что основой двух рассматриваемых федеральных льгот, является факт утраты возможности проживать в жилом помещении, расположенном в зоне отселения, в связи с радиационным загрязнением данной местности вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Таким образом, суд приходит к выводу об однородности указанных выше мер социальной поддержки, о недопустимости их одновременного применения к одному и тому лицу.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданин обладает правом выбора, по какому основанию, предусмотренному вышеуказанным законом, ему должны предоставляться льготы и компенсации.
Как усматривается из сообщения администрации Красногорского района Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ, согласно домовой книге № по д.Батуровка Красногорского района Брянской области Козлов В.Ф. имел следующий состав семьи: жена Козлова Н.С., сын Козлов А.В., сын Козлов С.В., сын Козлов Е.В. (т.1 л.д. 94- 97).
Несовершеннолетние дети признаются членами семьи своих родителей, согласно требованиям как ныне действующего (ст. 69 ЖК РФ), так и действовавшего в 1991 году жилищного законодательства (ст. 53 ЖК РСФСР). Законом при таких обстоятельствах не предусмотрена отдельная выплата детям денежной компенсации за утраченное жилое помещение и обеспечение детей жилым помещением отдельно от их родителей, в том числе при переселении из зон радиоактивного загрязнения.
Оценивая представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что истцы в силу несовершеннолетнего возраста, являлись членами семьи своего отца, который в 1991 году получил компенсацию за утраченное имущество в связи с добровольным выездом семьи из зоны отселения в соответствии с требованиями Закона РФ "О социальной защите граждан, повергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Данная социальная выплата имела целью восстановление имущественных и жилищных прав лиц, добровольно переселяющихся из зон, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, путем приобретения жилого помещения на территории, не подвергшейся радиационному загрязнению.
Таким образом, семья Козловых, в том числе истцы, реализовала свое право на возмещение вреда и меры социальной поддержки по обеспечению жильем по названному выше Закону. Следовательно, Козлов А.В. и Козлов С.В. своим правом на получение компенсации за утраченное имущество вследствие аварии на ЧАЭС воспользовались, что лишает их возможности претендовать на улучшение жилищных условий путем получения социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом на основании п. 7 ст. 17 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Суд отклоняет как не основанный на законе, довод истцов о том, что выплаченную компенсацию нельзя признать возмещающей ущерб от потери жилого помещения, так как жилой дом для проживания семьи Козловых был приобретен ДД.ММ.ГГГГ, т.е. до получения компенсации.
В силу требований действовавшего на момент выплаты компенсации правового регулирования на основании п. 4 статьи 17 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам переселенным (переселяемым) из зоны отселения гарантировалась выплата полной компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества, включающей в себя стоимость строений (жилые дома, садовые домики, дачи, гаражи, хозяйственные постройки и так далее), исходя из фактических затрат на строительство или приобретение строений, аналогичных утраченным.
Таким образом, данная мера социальной защиты распространялась на лиц, выезжающих на новое место жительства из населенных пунктов, расположенных на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению. Следовательно, то обстоятельство, что жилое помещение семьей Козловых было приобретено до получения компенсации, прав истцов не нарушает.
Также суд отклоняет как недоказанный, довод истцов о том, что размер компенсации, выплаченной их отцу (23 487,85 руб.), был недостаточным для приобретения жилого дома.
Данный довод опровергается материалами дела, поскольку жилой дом по адресу <адрес> согласно договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ был приобретен матерью истцов Козловой Н.С. за 3 000 руб., страховая оценка строения – 6 750 руб. (т.1 л.д.170).
Учитывая изложенное, обжалуемые постановления приняты ответчиком в рамках предоставленных ему полномочий, не противоречат нормам действующего законодательства, права, свободы и законные интересы истцов не нарушены, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые заявления Козлова С.В., Козлова А.В. к администрации Стародубского муниципального района Брянской области оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Стародубский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий О.А. Геращенко
Изготовлено 8.10.2019.