Дело № 2-1951/23
УИД: 23RS0019-01-2023-003365-77
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ст. Каневская Краснодарского края 21 декабря 2023 года
Каневской районный суд в составе
председательствующего судьи Лысенко С.Э.,
при секретаре Махорт Л.В.,
с участием истца Боброва В.Е.,
ответчика Мариниченко В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Боброва В.Е. к Мариниченко В.В. о возмещении морального вреда, причиненного преступлением,
УСТАНОВИЛ:
Истец Бобров В.Е. обратился в суд с указанным иском к ответчику Мариниченко В.В. о возмещении морального вреда, причиненного преступлением, указав, что вступившим в законную силу приговором Каневского районного суда Краснодарского края от 26.07.2023 г. ответчик признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 264 УК РФ. В результате ДТП он находился на стационарном лечении в Каневской ЦРБ с 17.04.2023г. по 02.05.2023г. и 19.04.2023г. перенес тяжелую операцию на тазобедренном суставе, в ходе которой выполнено проведение 3-х спиц Киршнера трансцервикально в шейку бедра, по спицам сформированы каналы и произведена фиксация 3-мя спонгиозными винтами. Также произведена гипсовая иммобилизация левой нижней конечности. После выписки из больницы проходил амбулаторное лечение до 22 августа 2023 года под наблюдением травматолога. Через год ему предстоит еще одна операция по извлечению вышеописанной конструкции из тазобедренного сустава и новый длительный реабилитационный период. Полученные в ДТП по вине ответчика травмы на длительное время приковали его к постели, лишили возможности самостоятельно передвигаться и обслуживать себя. На протяжении всего периода лечения он испытывал сильную физическую боль. Длительный реабилитационный период, в ходе которого он учился перемещаться вначале с кровати в инвалидное кресло и обратно, затем заново учился ходить, также превозмогая мучительную боль, неспособность содержать себя и членов своей семьи, все это доставляет ему сильнейшие нравственные страдания. По вине ответчика он из крепкого трудоспособного мужчины, обеспечивавшего себя за счет физического труда, превратился в человека, оказавшегося на грани нищеты из-за утраты способности выполнять физическую работу. Необходимость постоянного общения с врачами на протяжении уже нескольких месяцев с проведением болезненных медицинских процедур при отсутствии всяких гарантий полного восстановления функциональной активности поврежденных бедра и ноги, причиняет ему невыносимые нравственные страдания, которые отягощены осознанием того, что он вряд ли сможет в будущем вести прежний активный образ жизни и выполнять работу, связанную с физическими нагрузками. Постоянные переживания от осознания всех вышеназванных последствий пережитого ДТП причиняют ему дополнительные нравственные страдания. При этом, ответчик ни разу не пришел к нему в больницу, не позвонил, не справился о его состоянии, не предложил помощи как человеку, оказавшемуся на больничной кровати и лишившемуся возможности работать, содержать себя и свою семью. Формальное признание своей вины и несколько слов раскаяния, вызваны исключительно стремлением ответчика смягчить себе наказание за совершенное преступление, а не действительным раскаянием. Просит суд взыскать с ответчика в пользу истца в счет компенсации морального вреда 500 000,0 рублей, расходы на юридические услуги в сумме 5 000,0 рублей, почтовые расходы в сумме 238,24 руб.
В судебном заседании истец поддержал исковые требования в полном объеме и просил удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик в судебном заседании исковые требования признал частично, представит возражения, которые приобщены к материалам дела. Считает требования истца чрезмерно завышены, выплата требуемой суммы для него не возможна, его заработная плата минимальна и составляет 15 000 рублей, которой еле хватает на его питание и проживание, иных доходов не имеет. С его минимальной заработной платой ему одобрили кредит только в размере 150 000 руб., которые он и предлагал истцу, однако тому этой суммы оказалось мало. Он понимает, что обязан возместить вред истцу, однако прости суд взыскать с него в разумных пределах. В судебном заседании дополнительно пояснил, что готов выплатить компенсацию морального вреда 100 000 рублей.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу положений ст.17 ч.ч.1, 2, ст.18, ст.21 ч.1, ст.23 ч.1, ст.46 ч.1, ст.48 ч.1, ст.49 Конституции Российской Федерации в России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Каждый имеет право на защиту своей чести и доброго имени. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. Защита гражданских прав согласно ст.12 ГК РФ осуществляется, в том числе путем компенсации морального вреда.
В то же время в силу положений ст.10 ч. ч. 1, 2, 4 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). В случае несоблюдения таких требований суд с учётом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом. Если злоупотребление правом повлекло нарушение права другого лица, такое лицо вправе требовать возмещения причинённых этим убытков.
В соответствии со ст. 150, ст.151 ГК РФ достоинство личности, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом. Указанные нематериальные блага защищаются в соответствии с ГК РФ и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав вытекает из существа нарушенного нематериального блага, или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения.
Если гражданину причинен моральный вред (физические и нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В силу положений ст.123 Конституции Российской Федерации и ст.ст.12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле, исходя из положений ст.57 ГПК РФ.
Согласно положениям ч. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно ст.1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 ГКРФ и ст.151 настоящего Кодекса.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
В силу ст.1101 ГКРФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Исходя из смысла ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, требующее возмещения вреда, должно доказать факт причинения вреда, противоправность действий ответчика, наличие причинной связи между этими элементами, вину причинителя вреда, а также размер подлежащих возмещению убытков. Возложение на должника обязанности по возмещению убытков возможно лишь при наличии условий ответственности, предусмотренных законом. Лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать факт нарушения его прав.
Согласно правовой позиции, выраженной Верховным Судом РФ (который согласно ст.126 Конституции РФ дает разъяснения по вопросам судебной практики) в п.8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 г. № 23 «О судебном решении», на основании ч.4 ст.1 ГПК РФ, ч.4 ст.61 ГПК РФ, следует определять значение вступившего в законную силу приговора при рассмотрении и разрешении судом дела о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого он вынесен.
В соответствии с п.1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022г. №10 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина..
Пунктом 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022г. №10 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», указано, что обязанность компенсации морального вреда может быть возложена судом на причинителя вреда при наличии предусмотренных законом оснований и условий применения данной меры гражданско-правовой ответственности, а именно: физических или нравственных страданий потерпевшего; неправомерных действий (бездействия) причинителя вреда; причинной связи между неправомерными действиями (бездействием) и моральным вредом; вины причинителя вреда (статьи 151, 1064, 1099 и 1100 ГК РФ).
Потерпевший - истец по делу о компенсации морального вреда должен доказать факт нарушения его личных неимущественных прав либо посягательства на принадлежащие ему нематериальные блага, а также то, что ответчик является лицом, действия (бездействие) которого повлекли эти нарушения, или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.
Вина в причинении морального вреда предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в причинении вреда доказывается лицом, причинившим вред (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ).
Судом установлено, что приговором Каневского районного суда от 26.07.2023 г. ответчик признан виновным по ч.1 ст. 264 УК РФ и ему назначено наказание в виде ограничения свободы на срок 1 год 6 месяцев. В рамках уголовного дела гражданский иск не заявлялся.
Согласно представленного истцом заключения эксперта № 288/2023 от 29.05.2023 г., у истца установлена полисигментарная травма в виде закрытого субкапитального перелома шейки правого бедра без смещения отломков, закрытого внутрисуставного перелома мыщелков левой голени с допустимым смещением отломков, ушибленной раны головы, ссадины конечностей, которые в совокупности причинили тяжкий вред здоровью, как вызывающие значительную стойкую утрату общей трудоспособности не менее чем на одну треть (свыше 30%) независимо от исхода и оказания (неоказания) медицинской помощи. Указанные телесные повреждения образовались в результате травматического воздействия тупых твердых предметов, в условиях дорожно-транспортного происшествия 17.04.2023 года и находятся в прямой причинно-следственной связьи с наступившими последствиями в виде причинения тяжкого вреда здоровью Боброва В.Е. (истец по делу).
Как следует из п.14, п.15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022г. №10 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», под физическими страданиями следует понимать физическую боль, связанную с причинением увечья, иным повреждением здоровья. Причинение морального вреда потерпевшему в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях предполагается, и сам факт причинения вреда здоровью, в том числе при отсутствии возможности точного определения его степени тяжести, является достаточным основанием для удовлетворения иска о компенсации морального вреда.
Привлечение лица, причинившего вред здоровью потерпевшего, к уголовной или административной ответственности не является обязательным условием для удовлетворения иска.
Согласно п.22, п.23 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022г. №10 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» моральный вред подлежит компенсации независимо от формы вины причинителя вреда (умысел, неосторожность). Вместе с тем при определении размера компенсации морального вреда суд учитывает форму и степень вины причинителя вреда (статья 1101 ГК РФ).
Гражданский иск о компенсации морального вреда, предъявленный в уголовном или административном деле, разрешается судом на основании положений гражданского законодательства (статья 299 УПК РФ, статья 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, далее - КАС РФ).
Дав анализ и оценку вышеперечисленным обстоятельствам и представленным доказательствам, принимая во внимание, что преступление совершено ответчиком по неосторожности, принимая во внимание требования разумности и справедливости, суд считает требования истца о взыскании компенсации морального вреда в размере 500 000 руб. не подлежащими удовлетворению в силу их чрезмерности. Суд полагает компенсацию морального вреда в размере 250 000 руб. отвечающей разумности и справедливости. При этом материальное положение ответчика не освобождает его от обязанности компенсировать причиненный истцу моральный вред, и не препятствует выплатить истцу указанную сумму денежной компенсации.
Истцом не представлены суду достаточные, достоверные и неопровержимые доказательства, для удовлетворения его требований в полном объеме, а ответчиком не представлены суду достаточные, достоверные и неопровержимые доказательства, освобождающие его от обязанности по компенсации вреда.
В соответствии со ст. 88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. В соответствии со ст. 94 ГПК РФ, к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе, расходы на оплату услуг представителей. Согласно ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Из материалов дела следует, что при обращении с настоящим иском в суд, истцом были оплачены расходы за оформление искового заявления в суд, что подтверждается квитанцией серии ЛХ 411535 от 31.10.2023 на сумму 5000 руб., а также почтовые расходы в сумме 238, 24 рубля. Сведения, содержащиеся в представленных истцом документах ответчиком в судебном заседании не оспаривались, как и факт несения истцом соответствующих расходов, в связи с чем, суд признает данные сведения достоверными, соответствующими действительности и подлежащими полному удовлетворению.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в местный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Поскольку истец при обращении в суд с требованиями о компенсации морального вреда освобожден от уплаты государственной пошлины (п.п.4 ч.1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации), с учетом удовлетворения исковых требований, с ответчика в пользу местного бюджета подлежит взысканию сумма государственной пошлины в размере 700 рублей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст.12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. (░░░░░░░ 0305 529933) ░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. (░░░░░░░ 0315 241234) ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 250 000 ░░░., ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ 5 238, 24 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 700 ░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░-