Судья Смелова В.А. Дело № 33-10284
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.НижнийНовгород 30 августа 2016 года
Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе
председательствующего судьи: Пятовой Н.Л.,
судей: Крашенинниковой М.В. и Нижегородцевой И.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем: Барской Я.Э.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по апелляционной жалобе представителя администрации городского округа город Шахунья по доверенности А.Г.Багерян
на решение Шахунского районного суда города Нижнего Новгорода Нижегородской области от 29 июня 2016 года
гражданское дело по иску Шахунского городского прокурора Нижегородской области в интересах Соловьевой Ю.В. к администрации городского округа город Шахунья Нижегородской области, Министерству социальной политики Нижегородской области об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений
и, заслушав доклад судьи Крашенинниковой М.В., выслушав объяснения Соловьевой Ю.В., прокурора Селезневой О.Н.,
У С Т А Н О В И Л А :
Шахунский городской прокурор Нижегородской области обратился в Шахунский районный суд Нижегородской области с исковым заявлением в интересах Соловьевой Ю.В. к администрации городского округа город Шахунья Нижегородской области об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору социального найма, специализированных жилых помещений общей площадью не менее 30 кв. метров. Мотивируя тем, что в Шахунскую городскую прокуратуру поступило заявление Соловьевой Ю.В., о нарушении ее социальных прав на жилое помещение по договору найма в специализированных жилых помещениях. 24 января 2005 года умер её отец Ш.В.Н.. Решением Шахунского районного суда от 15.02.2007 года ее мать Ш.Л.В. лишена родительских прав в отношении несовершеннолетних детей Шевниной Ю.В. <…> года рождения и Ш.А.В. <…> года рождения. Постановлением №<…> администрации Шахунского района от 27.02.2007 года Шевнина Ю.В. как ребенок, оставшийся без попечения родителей, была направлена в детский дом и за ней было сохранено право проживания в доме по адресу <…>. Согласно полученным в ходе проверки сведениям, прав на недвижимое имущество и сделок с ним за Соловьевой Ю.В. не зарегистрировано, Соловьева Ю.В. не является нанимателем жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма. Постановлением администрации городского округа г. Шахунья №<…> от 22 октября 2013 года установлен факт невозможности проживания детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей в ранее занимаемых жилых помещениях, расположенных по адресу: <…>. Данный факт установлен комиссией администрации г.о.г. Шахунья.
Постановлением администрации г.о.г.Шахунья от 22.10.2013 №<…> Соловьева Ю.В. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда на территории г.о.г.Шахунья Нижегородской области. Соловьева Ю.В. является лицом, достигшим возраста 18 лет и обладающим полной дееспособностью. Обучение в образовательном учреждении Соловьевой Ю.В. окончено 30.06.2013 года, она обладает гарантированным законом правом на получения жилья как лицо из числа детей, оставшееся без попечения родителей, порядке предусмотренном действующим законодательством. Соловьева Ю.В. неоднократно обращался в администрацию г.о.г.Шахунья о предоставлении ей жилого помещения, но до настоящего времени администрация г.о.г.Шахунья её не обеспечила благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Кроме того, из материалов проверки следует, что администрацией г.о.г.Шахунья не определен срок предоставления Соловьевой Ю.В. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, денежные средства в бюджете не предусмотрены, предусмотренные законом процедуры не осуществлены. Обязанность обеспечить Соловьеву Ю.В. гарантированным законом правом на получения жилья как лицо из числа детей, оставшееся без попечения родителей, в порядке предусмотренном действующим законодательством лежит на администрации г.о.г. Шахунья и данная обязанность до настоящего времени в добровольном порядке не исполнена. Просят обязать администрацию г.о.г. Шахунья предоставить Соловьевой Ю.В., <…> г.р., уроженке г. Шахунья, Шахунского р-на в черте городского округа город Шахунья благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений общей площадью не менее 30 кв.м.
Определением суда от 09.06.2016 года к участию в деле в качестве соответчика было привлечено Министерство социальной политики Нижегородской области.
Помощник Шахунского городского прокурора Вершинин М.С. в судебном заседании 09.06.2016 года исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Заинтересованное лицо Соловьева Ю.В. в судебном заседании поддержала исковое заявление, просила его удовлетворить, да она действительно включена в список детей сирот, но ей в опеке отказали, что жилье она может не получить, поэтому она обратилась в прокуратуру.
Представитель ответчика администрации г.о.г. Шахунья Нижегородской области Багерян А.Г. в судебном заседании иск не признала, просила отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме, а также пояснила, что Соловьева Ю.В. <…> года рождения зарегистрирована по адресу <…>. На основании Постановления администрации г.о.г. Шахунья от 21.11.2013 №<…> Соловьева Ю.В. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда на территории г.о.г. Шахунья Нижегородской области. В данном списке она находится под 28 номером, жильем она будет обеспечена.
Представитель ответчика Министерства социальной политики Нижегородской области в судебное заседание не явился, в адрес суда поступили возражения на исковое заявление, согласно которого в иске просят отказать, в связи с тем, что Министерства социальной политики Нижегородской области не является надлежащим ответчиком, поскольку законом Нижегородской области от 30 сентября 2008 года N116-3 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и Городских округов Нижегородской области отдельными государственными Полномочиями в области жилищных отношений» органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении.
Решением суда от 29 июня 2016 года постановлено : Иск Шахунского городского прокурора Нижегородской области в интересах Соловьевой Ю.В. к администрации городского округа город Шахунья Нижегородской области об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, удовлетворить.
Обязать администрацию городского округа город Шахунья Нижегородской области предоставить Соловьевой Ю.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений общей площадью не менее 30 кв.м. в черте городского округа город Шахунья Нижегородской области.
В удовлетворении иска к Министерству социальной политики Нижегородской области отказать.
В апелляционной жалобе администрации городского округа город Шахунья Нижегородской области поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, постановленного с неправильным применением норм материального и процессуального права. В частности, заявитель указывает на нарушение судом очередности предоставления жилья детям-сиротам, включенным в список, а также на неисполнимость принятого судом решения ввиду отсутствия субвенций, получаемых из областного и федерального бюджетов, на приобретение органом местного самоуправления жилья для предоставления истцу.
На основании положений ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (ч.1).
В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части (ч.2).
Проверив материалы гражданского дела в порядке ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав объяснения явившихся лиц, заключении е прокурора, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела и установлено судом, родителями Соловьевой Ю.В. <…> года рождения, являются Ш.В.Н. и Ш.Л.В.
Отец Соловьевой Ю.В. – Ш.В.Н. умер 20.01.2005 года, что подтверждается свидетельством о смерти <…> отдела ЗАГС Шахунского района Нижегородской области.
Решением Шахунского районного суда от 15.02.2007 года ее мать – Ш.Л.В. лишена родительских прав.
Согласно постановлению администрации Шахунского paйона от 27.02.2007 года № <…> несовершеннолетняя Шевнина Ю.В. и Ш.А.В. направлена в детский дом с сохранением права пользования жилым помещением по адресу: <…>.
На основании заявления Соловьевой Ю.В. от 16.10.2013 года об установлении факта невозможности проживания в закрепленном за ней жилым помещением постановлением администрации городского округа город Шахунья Нижегородской области от 22.10.2013 № <…> установлен факт невозможности проживания в доме №<…>. На основании постановления администрации г.о.г. Шахунья от 22.10.2013 №<…> Соловьева Ю.В. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Соловьева Ю.В. включена в данный список.
Согласно выписки «Нижтехинвентаризации» правообладателем дома, расположенного по адресу <…>, жилого помещения, которое закреплено за Соловьевой Ю.В. является К.В.Н.
Согласно свидетельству о заключении брака Шевнина Ю.В. и С.И.А. 03.12.2012 года заключили брак, жене присвоена фамилия Соловьева.
Согласно сведений РОСРЕЕСТРА сведения о наличии прав на недвижимое имущество Ш.Л.В. отсутствуют.
Согласно постановлению администрации городского округа г.Шахунья №<…> от 22 октября 2013 года установлен факт невозможности проживания детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей в ранее занимаемых жилых помещениях, расположенных по адресу: <…>. Данный факт установлен комиссией администрации г.о.г. Шахунья.
Согласно списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда на территории г.о.г. Шахунья Нижегородской области на 01.04.2016 года Соловьева Ю.В. включена в данный список под номером 28.
Разрешая спор по существу и принимая решение об удовлетворении заявленных по делу требований, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о необходимости возложения на ответчика обязанности предоставить истцу жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Вопреки доводам апелляционной жалобы нарушений норм материального права судом при вынесении решения не допущено
На основании ч.1ст.109.1ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма.
Специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с Законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Так, согласно ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), на территории Нижегородской области регулируются законами Нижегородской области от 10.12.2004 г. № 147-З «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Нижегородской области», от 07.09.2007 г. № 123-З «О жилищной политике в Нижегородской области», содержащими аналогичные вышеприведенным положения.
Кроме того, постановлением Правительства Нижегородской области от 28.05.2010 г. № 315 утверждено Положение о порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, которое предусматривает, что обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется органами местного самоуправления муниципального района (городского округа) Нижегородской области, осуществляющими государственные полномочия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, однократно по месту жительства, а в случае отсутствия регистрации по месту жительства в Нижегородской области - по месту выявления и первичного устройства детей-сирот за счет средств областного бюджета и федерального бюджета путем строительства жилых помещений для детей-сирот на территории муниципальных образований Нижегородской области, приобретения жилых помещений для детей-сирот на рынке жилья на территории муниципальных образований Нижегородской области либо предоставления жилых помещений из состава имеющегося муниципального жилищного фонда.
При этом ни ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ни иные нормы вышеуказанных законов не устанавливают очередность внутри списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Как верно отметил суд, формирование названного списка и включение в него конкретных лиц означает констатацию наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации их права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Положения приведенных выше норм не содержат указания на конкретный срок предоставления жилого помещения данной категории граждан, что предполагает возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения. Именно поэтому с момента включения истца в список на получение жилья у ответчика возникла обязанность по предоставлению ему жилого помещения, тогда как необходимости повторного обращения для реализации права на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения закон не устанавливает.
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Следовательно, предоставление жилых помещений указанной категории граждан законом не поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе, от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, а также иных условий.
Таким образом, установив, что истец, включенный в список и достигший совершеннолетия, до настоящего времени жильем не обеспечен, суд первой инстанции обоснованно возложил на ответчика обязанность предоставить ему жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
Судебная коллегия полагает, что при разрешении спора суд тщательным образом исследовал доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, его выводы основаны на имеющихся в деле доказательствах. В решении в соответствии со ст. 67 ГПК РФ приведены мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов, а другие отвергнуты, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Доводы апелляционной жалобы ответчика не содержат оснований для отмены решения и не опровергают выводов, изложенных в нем, поскольку основаны на ошибочном применении и толковании норм материального права и противоречат установленным по делу обстоятельствам.
Поскольку нормы материального и процессуального права применены судом правильно, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований к отмене решения в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.328-329 ГПК РФ, судебная коллегия,
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Шахунского районного суда Нижегородской области от 29 июня 2016 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации городского округа город Шахунья по доверенности А.Г.Багерян
без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в суд кассационной инстанции.
Председательствующий
Судьи