Дело № 2а-97/2022
УИД 79RS0006-01-2022-000051-77
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 февраля 2022 года
Смидовичский районный суд Еврейской автономной области
в составе судьи Куликовой Е.А.
при секретаре Окуневой Л.В.
с участием:
заместителя Биробиджанского
межрайонного природоохранного прокурора Лесковой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Смидович административное дело по иску Биробиджанского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Смидовичский муниципальный район» Еврейской автономной области об обязании к совершению определенных действий,
УСТАНОВИЛ:
Биробиджанский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Смидовичский муниципальный район» Еврейской автономной области о возложении обязанности к совершению определенных действий. Требования мотивированы тем, что Биробиджанской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного законодательства на территории муниципального образования «Волочаевское сельское поселение» Смидовичского муниципального района ЕАО. Установлено, что на территории Волочаевского сельского поселения обнаружены две несанкционированные свалки, расположенные в 2,97 км на восток от ж/д вокзала ст. Ольгохта по федеральной автомобильной дороге Р297 «Амур», направление движения в сторону г. Хабаровск, ориентировочной площадью 10 кв. м; в 3,41 км на запад от ж/д вокзала ст. Ольгохта по федеральной автомобильной дороге Р297 «Амур», направление движения в сторону г. Хабаровск, ориентировочной площадью 50 кв.м. По информации администрации Смидовичского муниципального района работы по ликвидации данных свалок затруднительны в связи с их отдаленностью от населенных пунктов. В настоящее время администрацией проводятся работы по составлению карты нахождения несанкционированных свалок на территории сельских поселений для обсчета занимаемой площади и включения в бюджет Смидовичского муниципального района денежных средств на ликвидацию данных свалок. Складирование отходов в местах, непредназначенных для их накопления, не отвечает требованиям федерального законодательства, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную среду проживания, способствует загрязнению окружающей среды. Прокурором в адрес главы администрации Смидовичского муниципального района внесено представление об устранении нарушении закона, которое рассмотрено и удовлетворено, однако до настоящего времени меры к ликвидации несанкционированных мест размещения с отходами не приняты. Прокурор просит возложить на администрацию муниципального образования «Смидовичский муниципальный район» ЕАО обязанность принять меры по ликвидации несанкционированных свалок, расположенных в 2,97 км на восток от ж/д вокзала ст. Ольгохта по федеральной автомобильной дороге Р297 «Амур», направление движения в сторону г. Хабаровск, ориентировочной площадью 10 кв. м; в 3,41 км на запад от ж/д вокзала ст. Ольгохта по федеральной автомобильной дороге Р297 «Амур», направление движения в сторону г. Хабаровск, ориентировочной площадью 50 кв.м., в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании заместитель прокурора Лескова О.А. требования и доводы искового заявления поддержала в полном объеме, уточнила относительно срока исполнения решения суда, просила установить срок исполнения решения суда до 31.05.2022. Дополнительно пояснила, что свалка на сегодняшний день не ликвидирована. Просит возложить на администрацию муниципального образования «Смидовичский муниципальный район» ЕАО обязанность принять меры по ликвидации несанкционированных свалок, расположенных в 2,97 км на восток от ж/д вокзала ст. Ольгохта по федеральной автомобильной дороге Р297 «Амур», направление движения в сторону г. Хабаровск, ориентировочной площадью 10 кв. м; в 3,41 км на запад от ж/д вокзала ст. Ольгохта по федеральной автомобильной дороге Р297 «Амур», направление движения в сторону г. Хабаровск, ориентировочной площадью 50 кв.м, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель ответчика - администрация муниципального образования «Смидовичский муниципальный район» ЕАО, Волошенко Ю.В. с исковыми требованиями и доводами прокурора согласилась, однако просила установить срок для исполнения требований прокурора до 01.07.2022, так как ликвидировать свалку возможно только после таяния снега и при сухой почве, то есть в июне.
Суд, заслушав пояснения заместителя прокурора, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему выводу.
Исходя из закрепленного частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации права на обжалование решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления и в соответствии со статьей 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений: о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций (части 1 и 2 статьи 1 КАС РФ); связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (части 1 и 3 статьи 1 КАС РФ).
К административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
На основании части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Статьёй 42 Конституции Российской Федерации и статьёй 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено право граждан на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со статьёй 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
На основании части 5 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов.
Статьёй 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрена ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Согласно статье 10 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно частям 1, 2 статьи 51 того же Федерального закона отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления на почву.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Частью 2 статьи 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» определено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (часть 3 статьи 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»).
Статьёй 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
В силу части 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 7.8 «ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенным в действие постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 № 607-ст, собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
В силу примечания к указанному пункту в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Таким образом, прямая обязанность по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования возложена на органы МСУ. Непринятие мер к ликвидации несанкционированной свалки нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.
Исходя из изложенного, учитывая, что свалка расположена в границах Волочаевского сельского поселения, а доказательств, подтверждающих принадлежность отходов каким-либо лицам, ответчиком не представлено, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований.
Согласно статье 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Факт нахождения несанкционированной свалки на территории муниципального образования «Волочаевское сельское поселение» Смидовичского муниципального района ЕАО в 2,97 км на восток от ж/д вокзала ст. Ольгохта по федеральной автомобильной дороге Р297 «Амур», направление движения в сторону г. Хабаровск, ориентировочной площадью 10 кв. м; в 3,41 км на запад от ж/д вокзала ст. Ольгохта по федеральной автомобильной дороге Р297 «Амур», направление движения в сторону г. Хабаровск, ориентировочной площадью 50 кв.м, подтверждается материалами дела: представлением и требованиями Биробиджанской межрайонной природоохранной прокуратуры; ответами на представление и требования; муниципальной программой «Ликвидация несанкционированных свалок на территории сельских поселений Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области на 2021 год»; договором № от 06.10.2021 на выполнение работ по ликвидации несанкционированных свалок на территории сельских поселений Смидовичского муниципального района и ответчиком не оспаривается.
Таким образом, администрация Смидовичского муниципального района, как орган местного самоуправления, обязана принимать меры по охране окружающей среды на территории муниципального образования, в том числе по недопущению образования несанкционированных свалок, в связи с чем, требования Биробиджанского межрайонного природоохранного прокурора о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки обоснованы и подлежат удовлетворению.
При определении срока, в течение которого решение суда должно быть исполнено, суд принимает во внимание мнение прокурора относительно срока исполнения решения суда, а также позицию представителя ответчика, полагает необходимым установить срок исполнения обязательств до 30.06.2022.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, районный суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Биробиджанского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Смидовичский муниципальный район» Еврейской автономной области об обязании к совершению определенных действий, удовлетворить.
Возложить на администрацию муниципального образования «Смидовичский муниципальный район» Еврейской автономной области обязанность по ликвидации двух несанкционированных свалок, расположенных в 2,97 км на восток от ж/д вокзала ст. Ольгохта по федеральной автомобильной дороге Р297 «Амур», направление движения в сторону г. Хабаровск, ориентировочной площадью 10 кв. м (свалка №1), в 3,41 км на запад от ж/д вокзала ст. Ольгохта по федеральной автомобильной дороге Р297 «Амур», направление движения в сторону г. Хабаровск, ориентировочной площадью 50 кв.м (свалка №2) до 30 июня 2022 года.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в суд Еврейской автономной области через Смидовичский районный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья Е.А. Куликова