Судья Багазей Т.Ю.
Докладчик Коваленко В.В. Дело № 33-7740/2014
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Печко А.В.
судей Коваленко В.В., Устинова О.И.
при секретаре Гладких А.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Новосибирске 11 сентября 2014 года гражданское дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Маслянинском районе Новосибирской области на решение Черепановского районного суда Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ, которым решение ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в Маслянинском районе Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ № признано неправомерным и не порождающим правовых последствий со дня его принятия удовлетворены.
Включено в специальный стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии ранее достижения возраста лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, Доценко С. В., период службы по призыву в составе Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года.
На Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в Маслянинском районе Новосибирской области возложена обязанность назначить Доценко С. В. трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», включив в стаж работы, дающий право на получение трудовой пенсии по старости ранее достижения возраста лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, период прохождения военной службы в рядах Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с даты возникновениям права – с ДД.ММ.ГГГГ г.
Взыскано с Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в Маслянинском районе Новосибирской области в пользу Доценко С.В. государственная пошлина в сумме <данные изъяты> рублей.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Коваленко В.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Доценко С.В. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Маслянинском районе Новосибирской области (далее – УПФР) о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью, о назначении трудовой пенсии по старости с момента обращения.
В обоснование иска указал, что работает в МБОУ Маслянинская основная общеобразовательная школа № р.п. Маслянино, Маслянинского района, Новосибирской области в должности учителя истории и обществознания, занят постоянно в течение полного рабочего дня. За весь период работы уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд.
ДД.ММ.ГГГГ он обратился в УПФР за назначением досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Решением УПФР от ДД.ММ.ГГГГ № ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности. С данным решением он не согласен в связи с тем, что в его стаж не был включен период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – служба по призыву в составе Вооруженных Сил СССР.
В период, когда он проходил службу в Советской Армии, нормативными правовыми актами, напрямую регулирующими право граждан на пенсионное обеспечение, являлись Закон СССР от ДД.ММ.ГГГГ «О государственных пенсиях» (с изм. и доп. Внесенными Указом Президиума ВС СССР от ДД.ММ.ГГГГ года) и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министерства СССР от ДД.ММ.ГГГГ №.
Пунктом 1 названного Положения предусматривалось, что учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работ в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается службы в составе Вооруженных сил СССР.
В силу пункта 4 названного Положения, в частности, служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, Доченко С.В. просил: признать решение УПФР от ДД.ММ.ГГГГ № неправомерным и не порождающим правовых последствий со дня его принятия; включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью, период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – период службы по призыву в составе Вооруженных Сил СССР; обязать УПФР назначить ему трудовую пенсию по старости с момента обращения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласно УПФР и в апелляционной жалобе его представитель – Акопян О.В. просит его отменить и вынести решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что решение суда вынесено с существенными нарушениями норм материального права, а также выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, не соответствуют нормам пенсионного законодательства.
Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, относятся к правоприменительным органам и при решении вопросов, касающихся права на пенсионное обеспечение, руководствуются нормами действующего пенсионного законодательства.
Суд не учел, что пунктом 4 Положения о порядке исчисления стажа, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ № предусматривалось определенное условие, только при выполнении которого указанный период мог быть включен в подсчет стажа для назначения пенсии. По этому условию, из всей необходимой продолжительности стажа, не менее 2/3 стажа (16 лет 8 мес.) должно было приходиться на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала право на пенсию за выслугу лет, то есть, если не менее 2/3 стажа составила работа в должностях, указанных в Перечне, утвержденном постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ № и протекавшая в период действия данного постановления, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ года, поскольку после этой даты Постановление бывшего Союза СССР на территории РФ не применяется в соответствии с Постановлением Совета Министров – Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Так как у Доценко С.В., до дня отмены Положения от ДД.ММ.ГГГГ № не выработано необходимой продолжительности специального (льготного) трудового стажа, дававшего право на пенсию за выслугу лет и служба в рядах Вооруженных Сил не поименована в вышеуказанных Списках, УПФР обосновано приняло решение об исключении периода службы заявителя в рядах Советской Армии.
Проверив материалы дела с учетом требований ч. 1 ст. 327.1ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Доценко С.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу по призыву в составе Вооруженных Сил СССР.
Решением УПФР от ДД.ММ.ГГГГ № Доценко С.В. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости с связи с отсутствием требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности, поскольку на момент обращения – ДД.ММ.ГГГГ стаж его педагогической деятельности составлял 24 года 05 месяцев и 21 день, что недостаточно для назначения досрочной пенсии. При этом, в специальный стаж не был включен период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – время службы по призыву в составе Вооруженных Сил СССР.
Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В соответствии с пунктом 12 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 года применяются порядок подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях заработка застрахованного лица), а также порядок увеличения заработка застрахованного лица, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В спорный период прохождения Доценко С.В. военной службы действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, в соответствии с подпунктом «г» пункта 1 которого, учителям в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывалась служба в составе Вооруженных Сил СССР.
В силу пункта 4 данного Положения, время службы в составе Вооруженных Сил СССР, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29.01.2004г. № 2-П, а также в ряде его определений, ст. 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Законодатель же не принял мер для создания правовой определенности, в результате чего педагогические работники не могли предвидеть в дальнейшем исключение из педагогического стажа периода службы в составе Вооруженных сил СССР.
С учетом этого обстоятельства и исходя из вышеприведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации период прохождения службы в составе Вооруженных Сил СССР подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, при условии соблюдения механизма его зачета, то есть работником должно быть выработано не мене 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
На момент обращения Доценко С.В. в УПФР, им было выработано более 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии в должности и учреждении работы в которых дает право на эту пенсию. В связи с этим, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что период службы в составе Вооруженных Сил СССР подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Доводы апелляционной жалобы о том, что для досрочного назначения трудовой пенсии по старости 2/3 специального стажа Доценко С.В. должен был выработать по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ – момент прекращения действия Постановления Совета Министерства СССР от 17.12.1959 г. №1 397, являются необоснованными, поскольку основаны на неправильном применении закона.
Таким образом, разрешая возникший спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им оценку, основанную на нормах материального права, существенных нарушений норм процессуального закона не усматривается, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Черепановского районного суда Новосибирской области от 20.06.2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Маслянинском районе Новосибирской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи