№ 2-2127/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 июня 2019 года г. Калининград
Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Седовой Е.А.,
при секретаре Кидрон-Лисовской М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Лукьянченко А.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Калининграде Калининградской области (межрайонное) о включении периода работы в страховой стаж, дающий право на установление страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Лукьянченко А.В. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Калининграде Калининградской области (межрайонное) с вышеназванными исковыми требованиями, в обоснование которых указал на то, что решением ответчика ему отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона РФ «О государственном пенсионном обеспечении» в связи с отсутствием требуемого страхового стажа на дату обращения – ДД.ММ.ГГГГ. Ответчик не включил в страховой стаж период работы в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как в данный период не уплачивались страховые взносы. С решением ответчика истец не согласен, поскольку он, являясь индивидуальным предпринимателем и получателем пенсии за выслугу лет (военным пенсионером), был освобожден от уплаты таких взносов. Просил обязать ответчика включить в его страховой стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, дающий право на установление страховой пенсии по старости.
Истец Лукьянченко А.В. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске и дополнительных письменных пояснениях, ссылаясь на то, что, за период осуществления деятельности в качестве индивидуального предпринимателя задолженности по страховым взносам не имелось, по предложению пенсионного органа представил документы о том, что является индивидуальным предпринимателем и военным пенсионером одновременно, на основании которых ему предоставлена льгота и он был освобожден от уплаты страховых взносов до ДД.ММ.ГГГГ, в остальное время он добросовестно уплачивал страховые взносы.
Представитель ответчика Левенкова В.Т., действующая на основании доверенности, иск не признала, по основаниям, изложенным в письменном отзыве, ссылаясь на то, что, поскольку за спорный период страховые взносы не уплачивались, оснований для включения его в стаж не имеется, истец не был лишен права самостоятельно уплачивать страховые взносы вне зависимости от предоставленной льготы.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела и дав им оценку в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Лукьянченко А.В. с ДД.ММ.ГГГГ является военным пенсионером и получает пенсию по государственному пенсионному обеспечению по выслуге лет в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец являлся индивидуальным предпринимателем.
ДД.ММ.ГГГГ Лукьянченко А.В. обратился в отдел назначения пенсии УПФР в г. Калининграде Калининградской области о назначении страховой пенсии по старости, однако решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ № ему в назначении страховой пенсии было отказано ввиду отсутствия требуемого страхового стажа.
Фактическая продолжительность страхового стажа истца составила 7 лет 06 месяцев 19 дней, при требуемой продолжительности в 2018 году 9 лет.
При этом в подсчет страхового стажа ответчиком не был включен период его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве индивидуального предпринимателя, что явилось основанием для обращения истца с настоящими требованиями в суд.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О страховых пенсиях».
В соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в редакции от 27 июня 2018 года право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, при наличии не менее 15 лет страхового стажа, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Так, для определения права на установление страховой пенсии по старости в 2018 году, на день обращения истца за назначением пенсии, требуется наличие не менее 9 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 13,8 с последующим поэтапным увеличением.
Определяя в Федеральном законе от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» круг лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, законодатель включил в их число граждан, самостоятельно обеспечивающих себя работой, в том числе индивидуальных предпринимателей, и закрепил, что они являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и обязаны уплачивать в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации страховые взносы.
В данном Законе не установлено исключений из числа плательщиков страховых взносов в отношении военных пенсионеров, имеющих статус индивидуального предпринимателя.
Конституционный Суд РФ в Определении от 24 мая 2005 года № 223-О, на которое ссылается истец, указал, что взаимосвязанные нормативные положения подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 1 статьи 7, пункта 2 статьи 14 и пунктов 1 - 3 статьи 28 Закона № 167-ФЗ в той части, в какой они возлагают на являющихся военными пенсионерами индивидуальных предпринимателей и адвокатов обязанность уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии при отсутствии в действующем нормативно-правовом регулировании надлежащего правового механизма, гарантирующего предоставление им соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов и увеличения тем самым получаемых пенсионных выплат, в силу правовых позиций, выраженных Конституционным Судом РФ в постановлениях от 24 февраля 1998 года № 7-П, от 23 декабря 1999 года № 18-П, от 03 июня 2004 года № 11-П и от 23 декабря 2004 года № 19-П и настоящем определении, утрачивают силу и не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами как не соответствующие статьям 19 (частям 1 и 2), 35 (частям 1 и 2), 39 (части 1) и 55 (части 3) Конституции Российской Федерации.
В соответствии с изменениями, внесенными в ряд законодательных актов Федеральным законом № 156-ФЗ от 22 июля 2008 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения», военные пенсионеры приобрели право на получение одновременно пенсии за выслугу лет и страховой части трудовой пенсии, устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
На основании ч. 1 ст. 4 Федерального закона РФ «О страховых пенсиях» граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», имеют право на страховую пенсию при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом.
Частью 1 статьи 11 данного Федерального закона установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей государственного пенсионного страхования, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15 марта 1997 года № 318, утратившей силу с 01 июня 2010 года, индивидуальные предприниматели относятся к застрахованным лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы.
В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 6 Федерального закона РФ от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.
Таким образом, учитывая требования законодательства об обязательном пенсионном страховании, индивидуальные предприниматели, независимо от наличия у них дохода, обязаны уплачивать взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа, а неуплата страховых взносов за определенный период означает, что данный период в страховой стаж не засчитывается.
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд РФ, отнесение индивидуальных предпринимателей и адвокатов к числу лиц, подлежащих обязательному пенсионному страхованию, и возложение на них обязанности по уплате страховых взносов - с учетом цели обязательного пенсионного страхования, социально-правовой природы и предназначения страховых взносов - само по себе не может расцениваться как не согласующееся с требованиями Конституции Российской Федерации; граждане, самостоятельно обеспечивающие себя работой, подвержены такому же социальному страховому риску в связи с наступлением страхового случая, как и лица, работающие по трудовому договору, и уплата страховых взносов обеспечивает формирование их пенсионных прав, приобретение ими права на получение трудовой пенсии (определения от 24 мая 2005 года № 223-О, от 29 сентября 2011 года № 1179-О-О и от 25 января 2012 года № 226-О-О).
Позиция Конституционного Суда Российской Федерации по вопросу отнесения застрахованных лиц, являющихся получателями пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации № 4468-1 от 12 февраля 1993 года, изложена, в частности, в Определении № 1471-О от 24 июня 2014 года, согласно которому: «Учитывая цели обязательного пенсионного страхования, социально-правовую природу и предназначение страховых взносов и исходя из обязанности гарантировать всем лицам, уплачивающим страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, возможность реализации пенсионных прав, приобретенных в рамках системы обязательного пенсионного страхования, независимо от выплаты пенсии по государственному пенсионному обеспечению, федеральный законодатель предусмотрел для лиц, получающих пенсии по Закону Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», возможность одновременного получения назначенной пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (часть четвертая статьи 7 указанного Закона Российской Федерации)».
Поскольку законодатель с 01 января 2010 года установил правовой механизм, гарантирующий военным пенсионерам получение страховой части трудовой пенсии с учетом уплаченных страховых взносов, то обстоятельства, послужившие основанием для освобождения индивидуальных предпринимателей – военных пенсионеров от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, были устранены.
Обязанность по уплате страховых взносов, не зависит от фактического осуществления (неосуществления) предпринимателем хозяйственной деятельности и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в качестве предпринимателя.
Предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и др.
В ходе судебного разбирательства истец не оспаривал того обстоятельства, что в период работы в качестве индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда в спорный период им не производилась, между тем в силу приведенных положений Закона обстоятельство уплаты страховых взносов является обязательным условием включения в данном случае периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в страховой стаж для назначения пенсии.
Из разъяснений, приведенных в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», следует, что неуплата страховых взносов физическими лицами, являющимися страхователями (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, главы фермерских хозяйств), исключает возможность включения в страховой стаж этих лиц периодов деятельности, за которые ими не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Таким образом, изложенные в Определении Конституционного Суда РФ от 24 мая 2005 года положения об отсутствии у военных пенсионеров обязанности уплачивать указанные взносы, в данном деле применению не подлежат, поскольку определение относилось ко времени существования прежнего правового регулирования, когда военные пенсионеры не имели право на получение трудовой пенсии по старости. В связи с принятием Федерального закона от 22 июля 2008 года № 156-ФЗ законодатель установил правовой механизм, гарантирующий военным пенсионерам получение страховой части трудовой пенсии с учетом уплаченных страховых взносов.
При этом следует отметить, что индивидуальные предприниматели, являющиеся военными пенсионерами, могли в соответствии с положениями ст. 29 Закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществлять уплату страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, учитывая, что в спорный период истец страховые взносы не уплачивал, то суд приходит к выводу о том, что пенсионный орган обоснованно не включил в страховой стаж истца период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и отказал в установлении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого страхового стажа, соответственно, оснований для удовлетворения иска не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ (░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░) ░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 10 ░░░░ 2019 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░