Судья Ратомская Е.В. |
№ 33-1337/2021 10RS0017-01-2020-000778-73 2-672/2020 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 мая 2021 г. г. Петрозаводск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Глушенко Н.О.
судей: Савина А.И., Тимошкиной Т.Н.
при ведении протокола помощником судьи Хямяляйнен О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе апелляционной жалобе ответчика Искендерова Мусы Эфендиевича на решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 20 июля 2020 года по иску Федерального государственного казенного учреждения "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Карелия" к ХХХ, ХХХ, действующим в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ХХХ, ХХХ, ХХХ о выселении из занимаемого служебного помещения без предоставления другого жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Савина А.И., заключение прокурора Сафарян А.С., полагавшей решение подлежащим отмене, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
истец обратился в суд по тем основаниям, что с ХХ.ХХ.ХХ он проходит военную службу в Службе (.....) ФГКУ «Пограничное управление ФСБ РФ по Республике ХХХ», срок действия контракта по ХХ.ХХ.ХХ, принят на учет нуждающихся в жилом помещении в (.....) с ХХ.ХХ.ХХ на состав семьи три человека, а в последствии-на состав семьи пять человек. Решением жилищной комиссии Управления (протокол от ХХ.ХХ.ХХ №) ХХХ и членам его семьи рассчитана и предоставлена жилищная субсидия в размере 8455 518 руб., которая получена ответчиком ХХ.ХХ.ХХ в указанном размере. Решением жилищной комиссии Управления (протокол от ХХ.ХХ.ХХ №) ХХХ и члены его семьи сняты с учета нуждающихся в жилом помещении в (.....), а ХХ.ХХ.ХХ ХХХ и члены его семьи сняты с учета нуждающихся и в служебном жилом помещении в (.....). В связи с отказом ХХХ добровольно освободить служебное жилое помещение истец просил расторгнуть договор найма служебного жилого помещения от ХХ.ХХ.ХХ; признать ответчиков утратившими право пользования служебным жилым помещением и выселить их из занимаемого служебного жилого помещения.
Суд иск удовлетворил. Расторг договор найма служебного жилого помещения, признал утратившими право пользования служебным жилым помещением и выселил ответчиков из названного жилого помещения. Взыскал в бюджет Сортавальского муниципального района государственную пошлину с ХХХ в размере 400 руб.; с ХХХ и ХХХ в размере по 100 руб. с каждой.
С таким решением не согласен ответчик ХХХ В апелляционной жалобе указывает, что он был обеспечен субсидией для приобретения или строительства жилого помещения без соотнесения к определенному месту. По месту прохождения им военной службы ответчик жильем не обеспечен. Ссылается на то, что он является действующим военнослужащим, иного жилья по месту службы не имеет, служебное помещение предоставлено ему на весь срок службы. Просит решение суда отменить и принять новое решение.
В возражениях на жалобу представитель истца считает решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения.
Участвующие в деле лица о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в суд апелляционной инстанции не явились. В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Проверив и оценив фактические обстоятельства дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, суд апелляционной инстанции находит решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права.
На основании абз. 3 п. 1 ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до ХХ.ХХ.ХХ (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 данного Федерального закона.
В силу ст. 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности РФ, государственной должности субъекта РФ или на выборной должности.
По делу установлено, что ХХХ заключил первый контракт о прохождении военной службы до ХХ.ХХ.ХХ, срок действия контракта по ХХ.ХХ.ХХ.
С ХХ.ХХ.ХХ ответчик принят на учет нуждающихся в жилом помещении в (.....) на состав семьи три человека, а впоследствии на состав семьи пять человек.
Решением жилищной комиссии Управления (протокол от ХХ.ХХ.ХХ №) ХХХ и члены его семьи учтены, как подлежащие обеспечению жилым помещением в форме предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения.
Решением жилищной комиссии Управления (протокол № от ХХ.ХХ.ХХ) ХХХ распределено служебное жилое помещение по адресу: (.....)А, (.....) на состав семьи пять человек, заключен договор найма служебного жилого помещения от ХХ.ХХ.ХХ.
Решением жилищной комиссии Управления (протокол от ХХ.ХХ.ХХ №) ХХХ и членам его семьи рассчитана и предоставлена жилищная субсидия в размере 8455 518 руб., которая получена ответчиком ХХ.ХХ.ХХ в указанном размере.
Решением жилищной комиссии Управления (протокол от ХХ.ХХ.ХХ №) ХХХ и члены его семьи сняты с учета нуждающихся в жилом помещении в (.....).
Решением жилищной комиссии Управления (протокол от ХХ.ХХ.ХХ №) ХХХ и члены его семьи сняты с учета нуждающихся в служебном жилом помещении в (.....).
В связи с отказом ХХХ добровольно освободить служебное жилое помещение истец просил расторгнуть договор найма служебного жилого помещения от ХХ.ХХ.ХХ, признать ответчиков утратившими право пользования служебным жилым помещением и выселить их из занимаемого служебного жилого помещения.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные ФГКУ «Пограничное управление ФСБ России по РК» требования, суд первой инстанции исходил из того, что обеспечение военнослужащего и членов его семьи жилищной субсидией влечет прекращение договора найма служебного жилого помещения.
С таким выводом суда согласится нельзя.
Действительно, в период военной службы ответчику была предоставлена жилищная субсидия за счет средств федерального бюджета. Таким образом, Министерством обороны РФ исполнено обязательство по жилищному обеспечению ХХХ в связи с прохождением им военной службы.
Вместе с тем, ни из абзаца третьего п. 1 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», ни из положений других нормативных актов, регулирующих предоставление субсидий военнослужащим, не следует, что военнослужащие, получившие субсидию в период прохождения ими военной службы, вправе реализовать её исключительно на приобретение жилого помещения по месту военной службы.
Ответчик ХХХ в качестве способа его жилищного обеспечения избрал получение жилищной субсидии и реализовал её на приобретение жилого помещение в (.....), который он избрал местом своего жительства после окончания военной службы. Данные действия ответчика ФЗ «О статусе военнослужащих» не противоречат.
В соответствии с ч. 2 ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения, к которым в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ относятся служебные жилые помещения, предоставляются по установленным данным Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Согласно ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Договор найма служебного жилого помещения в силу ст. 104 ЖК РФ заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности РФ, государственной должности субъекта РФ или на выборной должности.
Таким образом, согласно названным нормам права предоставление военнослужащему жилищной субсидии является одной из форм реализации права военнослужащего на жилище, тогда как обеспечение военнослужащего служебным жилым помещением по месту прохождения военной службы на время её прохождения – является временной мерой, направленной на обеспечение военнослужащего достойными условиями несения службы по месту ее прохождения, если в соответствующем населенном пункте он жилым помещением не обеспечен.
В связи с этим предоставление ответчику ХХХ за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии и его временное обеспечение служебным жилым помещением на время прохождения военной службы имеют разную правовую природу и не могут быть признаны двумя одинаковыми социальными гарантиями, которыми он в нарушение п. 9 ст. 2 ФЗ «О статусе военнослужащих» воспользовался одновременно.
В силу п.п. 3 и 6 п. 18 договора найма служебного жилого помещения данный договор прекращается в связи с окончанием срока службы и в случае обеспечения военнослужащего и совместно проживающих с ним членов его семьи жилыми помещениями для постоянного проживания по месту прохождения военной службы по нормам и в порядке, установленными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таких обстоятельств, влекущих возможность расторжения заключенного с ХХХ договора найма служебного жилого помещения, при рассмотрении настоящего дела не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения иска по настоящему делу не имеется.
На основании изложенного, решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329, п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 20 июля 2020 года по настоящему делу отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Судьи