Дело № 2-79/2019 |
Мотивированное решение изготовлено в полном объеме ДД.ММ.ГГГГ |
РЕШЕНРР•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
г. Ярославль «15» февраля 2019 года
Ярославский районный суд Ярославской области в составе:
председательствующего судьи Патрунова С.Н.,
при секретаре Грачевой Т.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску:
- прокуратуры Ярославского района Ярославской области к Румянцевой Альбине Федоровне, Администрации Карабихского сельского поселения ЯМР, Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области о признании постановлений, договора аренды недействительными, применении последствий недействительности сделки,
- прокуратуры Ярославского района Ярославской области к Бахвалову Максиму Александровичу, Администрации Карабихского сельского поселения ЯМР, Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области о признании постановлений, договора аренды недействительными, применении последствий недействительности сделки,
- прокуратуры Ярославского района Ярославской области к Максимовой Татьяне Сергеевне, Администрации Карабихского сельского поселения ЯМР, Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области о признании постановлений, договора аренды недействительными, применении последствий недействительности сделки,
установил:
17.02.2015 Румянцева А.Ф. обратилась в Администрацию ЯМРс заявлением (т. 1, л.д. 17) о предоставлении земельного участка для строительства – просила предоставить ей в аренду на 5 лет участок для строительства кемпинга площадью 1100 кв.м. по адресу: <адрес>
24.02.2015 комиссией по земельным и имущественным отношениям ЯМРпо заявке Румянцевой А.Ф. принято решение (выписка из Протокола №7 – т. 1, л.д. 15) о возможности предоставления испрашиваемого участка для строительства кемпинга. КУМРАдминистрации ЯМРпоручено: обеспечить опубликование в СМР(газета «Ярославский агрокурьер») информации о предстоящем предоставлении земельного участка для размещения объекта (п. 3 ст. 31 ЗК РФ), передать материалы в администрацию сельского поселения в связи с вступлением в силу с 01.03.2015 года Закона №171-ФЗ от 23.06.2014, согласно которому полномочия по распоряжению земельными участками осуществляет орган местного самоуправления поселения.
26.02.2015 в газете «Ярославский агрокурьер» опубликовано извещение (т. 1, л.д. 16), о том, что Администрация ЯМРна основании п. 3 ст. 31 ЗК РФ информирует о поступлении заявлений от граждан и юридических лиц о предоставлении в аренду земельных участков на территории ЯМР, в том числе, указано на поступление заявления Румянцевой А.Ф. о предоставлении ей земельного участка площадью 1100 кв.м.в <адрес> для строительства кемпинга.
14.04.2015 Администрацией Карабихского сельского поселения ЯМРпо заявке Румянцевой А.Ф. принято решение об отказе в предоставлении в аренду испрашиваемого участка (т. 1, л.д. 23-24), в связи с тем, что согласно п. 14 ст. 39.16 ЗК РФ разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования участка, указанным в заявлении.
15.04.2015 Румянцева А.Ф. обратилась в Администрацию Карабихского сельского поселения ЯМРс заявлением (т. 1, л.д. 25) о выдаче акта выбора земельного участка площадью 1100 кв.м. для строительства кемпинга в <адрес> согласно выписки из Протокола №7.
21.04.2015 Администрацией Карабихского сельского поселения ЯМРв выдаче акта выбора земельного участка отказано (т. 1, л.д. 27,28) в связи с несоответствием вида разрешенного использования земельного участка целям использования такого участка, указанным в заявлении.
26.04.2016 Администрацией Карабихского сельского поселения ЯМРподготовлен Акт о выборе земельного участка для строительства №9 (т. 1, л.д. 30), согласно которому администрация посчитала целесообразным Румянцевой А.Ф. использовать земельный участок ориентировочной площадью 1100 кв.м. в <адрес> для строительства с предварительным согласованием места размещения дома рыбака. Разрешенное использование участка: для строительства дома рыбака.
11.07.2016 Румянцева А.Ф. обратилась в Администрацию Карабихского сельского поселения ЯМРс заявлением (т. 1, л.д. 29) о предварительном согласовании места размещения объекта – дома рыбака, утверждении акта о выборе земельного участка №9 от 26.04.2016 площадью 1100 кв.м. в <адрес>.
18.07.2016 Администрацией Карабихского сельского поселения ЯМРиздано Постановление №839 (далее по тексту – Постановление №839 - т.1, л.д. 12-13), которым Румянцевой А.Ф. предварительно согласовано место размещения дома рыбака, утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, Румянцевой А.Ф. поручено обеспечить выполнение кадастровых работ, осуществить кадастровый учет участка.
19.12.2016 на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 1117 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для строительства дома рыбака, расположенный по адресу: <адрес> (далее по тексту – ЗУ:309) (т.1, л.д. 66).
29.12.2016 Администрацией Карабихского сельского поселения ЯМРиздано Постановление №1611 (далее по тексту – Постановление №1611), которым ЗУ:309 предоставлен Румянцевой А.Ф. в аренду.
16.01.2017 между Администрацией Карабихского сельского поселения ЯМР(арендодатель) и Румянцевой А.Ф. (арендатор) подписан Договор аренды земельного участка №344 (далее по тексту – Договор №344 – т. 1, л.д. 44-51), согласно которому ЗУ:309 передан Румянцевой А.Ф. в аренду с 29.12.2016 по 28.12.2026 с разрешенным использованием – для строительства дома рыбака. Договор №344 зарегистрирован в ЕГРН 05.04.2017.
14.01.2015 Бахвалов М.А. обратился в Администрацию ЯМРс заявлением (т. 2, л.д. 64) о предоставлении земельного участка для строительства – просил предоставить ему в аренду на 5 лет участок для строительства дома рыбака площадью 1200 кв.м. по адресу: <адрес>
02.02.2015 комиссией по земельным и имущественным отношениям ЯМРпо заявке Бахвалова М.А. (выписка из Протокола №4 – т. 2, л.д. 66) КУМРАдминистрации ЯМРпоручено: обеспечить опубликование в СМР(газета «Ярославский агрокурьер») информации о предстоящем предоставлении земельного участка для размещения объекта (п. 3 ст. 31 ЗК РФ). По окончании срока публикации и при отсутствии иных претендентов на участок подготовить и выдать акт о выборе земельного участка для строительства дома рыболова.
05.02.2015 в газете «Ярославский агрокурьер» опубликовано извещение (т. 2, л.д. 1197), о том, что Администрация ЯМРна основании п. 3 ст. 31 ЗК РФ информирует о поступлении заявлений от граждан и юридических лиц о предоставлении в аренду земельных участков на территории ЯМР, в том числе, указано на поступление заявления Бахвалова М.А. о предоставлении ему земельного участка площадью 1200 кв.м.в <адрес> для строительства дома рыболова.
25.03.2015 Бахвалов М.А. обратился в Администрацию Карабихского сельского поселения ЯМРс заявлением (т. 2, л.д. 31) о выдаче акта выбора земельного участка площадью 1200 кв.м. для строительства дома рыболова в <адрес>, согласно выписки из Протокола №4.
07.04.2015 Администрацией Карабихского сельского поселения ЯМРпо заявке Бахвалова М.А. принято решение об отказе в предоставлении в аренду испрашиваемого участка (т. 2, л.д. 68-69), в связи с тем, что согласно п. 14 ст. 39.16 ЗК РФ разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования участка, указанным в заявлении.
08.04.2015 Администрацией Карабихского сельского поселения ЯМРв выдаче акта выбора земельного участка отказано (т. 2, л.д. 29, 30) в связи с несоответствием вида разрешенного использования земельного участка целям использования такого участка, указанным в заявлении.
13.07.2016 Администрацией Карабихского сельского поселения ЯМРподготовлен Акт о выборе земельного участка для строительства №21 (т. 2, л.д. 20-23), согласно которому администрация посчитала целесообразным Бахвалову М.А. использовать земельный участок ориентировочной площадью 1200 кв.м. в <адрес> для строительства с предварительным согласованием места размещения дома рыболова. Разрешенное использование участка: для строительства дома рыболова.
16.08.2016 Бахвалов М.А. обратился в Администрацию Карабихского сельского поселения ЯМРс заявлением (т. 2, л.д. 19) о предварительном согласовании места размещения объекта – дома рыболова, утверждении акта о выборе земельного участка №21 от 13.07.2016 площадью 1200 кв.м. в <адрес>.
22.08.2016 Администрацией Карабихского сельского поселения ЯМРиздано Постановление №988 (далее по тексту – Постановление №988 - т.2, л.д. 13-14), которым Бахвалову М.А. предварительно согласовано место размещения дома рыбака, утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, Бахвалову М.А. поручено обеспечить выполнение кадастровых работ, осуществить кадастровый учет участка.
05.12.2016 на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 1201 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для строительства дома рыбака, расположенный по адресу: <адрес> (далее по тексту – ЗУ:307) (т.2, л.д. 50).
12.12.2016 Бахвалов М.А. обратился в Администрацию Карабихского сельского поселения ЯМРс заявлением (т. 2, л.д. 34), в котором просил предоставить ЗУ:307 в аренду на 10 лет для строительства дома рыбака.
29.12.2016 Администрацией Карабихского сельского поселения ЯМРиздано Постановление №1605 (далее по тексту – Постановление №1605), которым ЗУ:307 предоставлен Бахвалову М.А. в аренду.
09.01.2017 между Администрацией Карабихского сельского поселения ЯМР(арендодатель) и Бахваловым М.А. (арендатор) подписан Договор аренды земельного участка №332 (далее по тексту – Договор №332 – т. 2, л.д. 45-52), согласно которому ЗУ:307 передан Бахвалову М.А. в аренду с 29.12.2016 по 28.12.2026 с разрешенным использованием – для строительства дома рыбака. Договор №332 зарегистрирован в ЕГРН 31.03.2017.
10.04.2018 Администрацией Карабихского сельского поселения ЯМРна основании протеста Прокуратуры Ярославского района Ярославской области (т. 2, л.д. 73, 78-82) издано Постановление №139 (далее по тексту – Постановление №139 - т. 2, л.д. 75), которым Постановление №988 и Постановление №1605 признаны утратившими силу.
14.01.2015 Максимова Т.С. обратилась в Администрацию ЯМРс заявлением (т. 3, л.д. 31) о предоставлении земельного участка для строительства – просила предоставить ей в аренду на 5 лет участок для строительства дома рыбака площадью 1200 кв.м. по адресу: <адрес>
26.01.2015 комиссией по земельным и имущественным отношениям ЯМРпо заявке Максимовой Т.С. (выписка из Протокола №3 – т. 3, л.д. 29) КУМРАдминистрации ЯМРпоручено: обеспечить опубликование в СМР(газета «Ярославский агрокурьер») информации о предстоящем предоставлении земельного участка для размещения объекта (п. 3 ст. 31 ЗК РФ). По окончании срока публикации и при отсутствии иных претендентов на участок подготовить и выдать акт о выборе земельного участка для строительства дома рыбака.
29.01.2015 в газете «Ярославский агрокурьер» опубликовано извещение (т. 3, л.д. 30), о том, что Администрация ЯМРна основании п. 3 ст. 31 ЗК РФ информирует о поступлении заявлений от граждан и юридических лиц о предоставлении в аренду земельных участков на территории ЯМР, в том числе, указано на поступление заявления Максимовой Т.С. о предоставлении ей земельного участка площадью 1200 кв.м.в <адрес> для строительства дома рыбака.
10.03.2015 комиссией по земельным ресурсам и землепользованию Администрации Карабихского сельского поселения ЯМРпо заявке Максимовой Т.С. принято решение по окончании срока публикации и при отсутствии иных претендентов на земельный участок подготовить и выдать акт о выборе земельного участка для строительства дома рыбака (т. 3, л.д. 28 – выписка из протокола №1).
07.04.2015 Администрацией Карабихского сельского поселения ЯМРпо заявке Максимовой Т.С. принято решение об отказе в предоставлении в аренду испрашиваемого участка (т. 3, л.д. 26), в связи с тем, что согласно п. 14 ст. 39.16 ЗК РФ разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования участка, указанным в заявлении.
07.04.2015 комиссией по земельным ресурсам и землепользованию Администрации Карабихского сельского поселения ЯМРпо заявке Максимовой Т.С. принято решение об отмене ранее принятого решения №1 от 10.03.2015. Максимовой Т.С. отказано в предоставлении в аренду испрашиваемого участка (т. 3, л.д. 27), в связи с тем, что согласно п. 14 ст. 39.16 ЗК РФ разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования участка, указанным в заявлении.
08.04.2015 Максимова Т.С. обратилась в Администрацию Карабихского сельского поселения ЯМРс заявлением (т. 3, л.д. 125) о выдаче акта выбора земельного участка для строительства дома рыбака в <адрес>.
14.04.2015 Администрацией Карабихского сельского поселения ЯМРв выдаче акта выбора земельного участка отказано (т. 3, л.д. 123-124) в связи с несоответствием вида разрешенного использования земельного участка целям использования такого участка, указанным в заявлении.
25.03.2016 Администрацией Карабихского сельского поселения ЯМРподготовлен Акт о выборе земельного участка для строительства №4 (т. 3, л.д. 16), согласно которому администрация посчитала целесообразным Максимовой Т.С. использовать земельный участок ориентировочной площадью 1200 кв.м. в <адрес> для строительства с предварительным согласованием места размещения дома рыбака. Разрешенное использование участка: для строительства дома рыбака.
11.07.2016 Максимова Т.С. обратилась в Администрацию Карабихского сельского поселения ЯМРс заявлением (т. 3, л.д. 15) о предварительном согласовании места размещения объекта – дома рыбака, утверждении акта о выборе земельного участка №4 от 25.03.2016 площадью 1200 кв.м. в <адрес>.
18.07.2016 Администрацией Карабихского сельского поселения ЯМРиздано Постановление №836 (далее по тексту – Постановление №836 - т.3, л.д. 13-14), которым Максимовой Т.С. предварительно согласовано место размещения дома рыбака, утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, Максимовой Т.С. поручено обеспечить выполнение кадастровых работ, осуществить кадастровый учет участка.
02.12.2016 на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 1200 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для строительства дома рыбака, расположенный по адресу: <адрес> (далее по тексту – ЗУ:303) (т.2, л.д. 37).
29.12.2016 Администрацией Карабихского сельского поселения ЯМРиздано Постановление №1610 (далее по тексту – Постановление №1610 – т. 3, л.д. 43-44), которым ЗУ:303 предоставлен Максимовой Т.С. в аренду.
10.01.2017 между Администрацией Карабихского сельского поселения ЯМР(арендодатель) и Максимовой Т.С. (арендатор) подписан Договор аренды земельного участка №338 (далее по тексту – Договор №338 – т. 3, л.д. 45-51), согласно которому ЗУ:303 передан Максимовой Т.С. в аренду с 29.12.2016 по 28.12.2026 с разрешенным использованием – для строительства дома рыбака. Договор №338 зарегистрирован в ЕГРН 31.03.2017 (т. 2, л.д. 40).
Прокуратура Ярославского района Ярославской области обратилась в суд с иском к Румянцевой Альбине Федоровне, Администрации Карабихского сельского поселения ЯМР, Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области. С учетом уточнения исковых требований, окончательно просила (т. 1, л.д. 105):
- признать незаконными Постановления №1611, №839,
- признать недействительным Договор №344, прекратить право аренды Румянцевой А.Ф. на ЗУ:309,
- применить последствия недействительности сделки: Румянцевой А.Ф. передать ЗУ:309 в фонд земель, государственная собственность на которые не разграничена, распоряжение земельными участками которого осуществляет Администрация ЯМРв лице КУМРАдминистрации ЯМР; Администрации ЯМРвозвратить Румянцевой А.Ф. уплаченные платежи за пользование ЗУ:309.
Прокуратура Ярославского района Ярославской области обратилась в суд с иском к Бахвалову Максиму Александровичу, Администрации Карабихского сельского поселения ЯМР, Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области. С учетом уточнения исковых требований, окончательно просила (т. 2, л.д. 191-192):
- признать незаконными Постановления №988, №1605,
- признать недействительным Договор №332,
- применить последствия недействительности сделки: Бахвалову М.А. передать ЗУ:307 в фонд земель, государственная собственность на которые не разграничена, распоряжение земельными участками которого осуществляет Администрация ЯМР; Администрации ЯМРвозвратить Бахвалову М.А. уплаченные платежи за пользование ЗУ:307.
Прокуратура Ярославского района Ярославской области обратилась в суд с иском к Максимовой Татьяне Сергеевне, Администрации Карабихского сельского поселения ЯМР, Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области. С учетом уточнения исковых требований, окончательно просила (т. 3, л.д. 144):
- признать незаконными Постановления №836, №1610,
- признать недействительным Договор №338,
- применить последствия недействительности сделки: Максимовой Т.С. передать ЗУ:303 в фонд земель, государственная собственность на которые не разграничена, распоряжение земельными участками которого осуществляет Администрация ЯМРв лице КУМРАдминистрации ЯМР; Администрации ЯМРвозвратить Максимовой Т.С. уплаченные платежи за пользование ЗУ:303.
Определением суда от 15.02.2019 дела по указанным искам соединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения как однородные.
В обоснование исковых требований истцом указано, что предоставление ЗУ:303, ЗУ:307, ЗУ:309 в аренду является незаконным, так как: 1) участки должны были предоставляться с соблюдением порядка, вступившего в силу с 01.03.2015, введенного Федеральным законом от 23.06.2014 №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный Кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты российской Федерации». Данный порядок соблюден не был. Процедура предоставления участка до 01.03.2015 Администрацией ЯМРзакончена не была, в связи с чем последующее предоставление участков Администрацией Карабихского сельского поселения ЯМРявляется незаконным. Участки не были сформированы, не были предложены иным участникам земельных правоотношений, публикации в газете «Ярославский агрокурьер» не содержали указания на проведение торгов (аукциона) по продаже права на заключение договора аренды земельных участков. Нормы, предусматривающие акт о выборе земельного участка, утратили силу с 01.03.2015. П. 1 ст. 39.6 ЗК РФ предусматривает, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона. Такая процедура соблюдена не была. Органом местного самоуправления допущено злоупотребление полномочиями, выразившееся в создании преимуществ для одних лиц перед другими, допущено нарушение конкуренции; 2) д. Ершово, рп Красные ткачи входят в состав зоны рекреационного назначения. Решением муниципального совета Карабихского сельского поселения ЯМР№34 от 18.08.2015 (опубликованным 27.08.2018) внесены изменения в Правила землепользования и застройки Карабихского сельского поселения ЯМР: зона, в которой предоставлены участки относится к зоне Р*, в которой не допускается строительство; 3) С 01.01.2017 из ЗК РФ Федеральным законом от 23.06.2016 №206-ФЗ исключен вид разрешенного использования «дома рыболова и охотника»; 4) указанные участки расположены на территории зоны охраняемого ландшафта государственного литературно-мемориального музея-заповедника Н.А. Некрасова «Карабиха», где строительство не допускается.
В судебном заседании представитель прокуратуры Ярославского района Ярославской области Разумов Р.Л. заявленные требования поддержал по указанным основаниям.
Представитель Румянцевой А.Ф., Бахвалова М.А., Максимовой Т.С. по доверенностям - Земскова С.Г. против удовлетворения исковых требований возражала по основаниям, указанным в письменном отзыве (т. 2, л.д. 193-196).
Представитель Администрации Карабихского сельского поселения ЯМРпо доверенности – Устинова Т.В. оставила решение на усмотрение суда. Пояснила, что, предоставляя земельные участки в аренду ответчикам, Администрация Карабихского сельского поселения ЯМРруководствовалась представлениями прокуратуры Ярославского района Ярославской области.
Р’ судебное заседание РЅРµ явились: ответчики - Румянцева Рђ.Р¤., Бахвалов Рњ.Рђ., Максимова Рў.РЎ., Администрация РЇРњР ; третьи лица, РЅРµ заявляющие самостоятельных требований относительно предмета СЃРїРѕСЂР° - КУМРАдминистрации РЇРњР , Департамент охраны объектов культурного наследия. Рзвещались надлежаще. Дело рассмотрено РІ РёС… отсутствие.
Департаментом охраны объектов культурного наследия представлены отзывы (т. 3, л.д. 155-157), в которых указано, что иски подлежат удовлетворению, так как спорные участки расположены в границах зоны охраняемого природного ландшафта музея-заповедника Н.А. Некрасова «Карабиха», где запрещено строительство капитальных промышленных, сельскохозяйственных, жилых объектов.
Заслушав участников процесса, явившихся в судебное заседание, исследовав и оценив письменные материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
1. Оспариваемые постановления, договоры изданы (заключены) уполномоченным лицом – Администрацией Карабихского сельского поселения ЯМР– в пределах его компетенции. Нарушения сроков издания постановлений, влекущего их недействительность, не установлено.
1.1. ЗУ:303, ЗУ:307, ЗУ:309 (далее также – спорные участки) испрашивались для строительства – в соответствии со ст. 31 ЗК РФ, действовавшей до 01.03.2015. Пункт 3 ст. 31 ЗК РФ предусматривал обязательность информирования населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Данные требования соблюдены, так как до 01.03.2015 в газете «Ярославский агрокурьер» опубликована информация о возможном предоставлении участков Румянцевой А.Ф., Бахвалову М.А., Максимовой Т.С. для строительства.
С 01.03.2015 вступил в силу Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым ст. 31 ЗК РФ признана утратившей силу. Пунктом 4 ст. 11 указанного закона №171-ФЗ внесены изменения, в том числе, в п. 2 ст. 3.3. Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", из которых следует, что с 01.03.2015 полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, были переданы органу местного самоуправления поселения - в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения (за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом). П. 37 ст. 34 Федерального закона №171-ФЗ предусмотрел, что «до 1 марта 2015 года распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления, указанными в пункте 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона)…», а п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусматривал, что «распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности».
Таким образом, так как правила землепользования и застройки в Карабихском сельском поселении были утверждены, надлежит прийти к выводу, что полномочия по распоряжению земельными участками были переданы от Администрации ЯМРк Администрации Карабихского сельского поселения ЯМР.
П. 2 ст. 34 Федерального закона №171-ФЗ предусматривал переходные положения и устанавливал: «В случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) опубликовано извещение о проведении торгов (конкурса, аукциона) по продаже земельного участка или торгов (конкурса, аукциона) по продаже права на заключение договора аренды земельного участка либо сообщение о наличии предлагаемых для передачи в аренду и находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, предоставление таких земельных участков осуществляется в соответствии со статьями 30, 38, 38.1 и 38.2 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона)».
Так как публикация о наличии предлагаемых для передачи участков в аренду была произведена до 01.03.2015, последующее предоставление участков должно было осуществляться в соответствии со ст. 30 ЗК РФ «Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности», которая действовала до 01.03.2015. При старом порядке предоставления земельных участков для строительства, делать это должен был новый орган – орган местного самоуправления сельского поселения.
П. 5 ст. 30 ЗК РФ предусматривал: «5. Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; 3) утратил силу. - Федеральный закон от 13.05.2008 N 66-ФЗ; 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса».
П. 5 ст. 31 ЗК РФ предусматривал, что «результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства…». П. 6 ст. 31 ЗК РФ предусматривал, что «исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта». Согласно п. 8 ст. 31 ЗК РФ «решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет». П. 7 т. 30 ЗК РФ предусматривал, что «решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, о предоставлении земельного участка для строительства … является основанием: … 3) заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду».
Таким образом, суд приходит к выводу, что к компетенции Администрация Карабихского сельского поселения относились: 1) выдача акта о выборе земельного участка, 2) вынесение решения о предварительном согласовании места размещения объекта и утверждение акта о выборе земельного участка, 3) заключение договора аренды земельного участка. Следовательно, оспариваемые постановления, договоры, изданы (заключены) уполномоченным лицом – Администрацией Карабихского сельского поселения ЯМР– в пределах его компетенции.
1.2. РР· материалов дела следует, что Администрация Карабихского сельского поселения ЯМРизначально отказала Румянцевой Рђ.Р¤., Бахвалову Рњ.Рђ., Максимовой Рў.РЎ. РІ выдаче актов выбора земельных участков.
РР· пояснений представителя Администрации Карабихского сельского поселения ЯМРУстиновой Рў.Р’. следует, что после отказа РІ выдаче актов выбора земельных участков Румянцевой Рђ.Р¤., Бахвалову Рњ.Рђ., Максимовой Рў.РЎ. РІ Администрацию Карабихского сельского поселения ЯМРпоступило представление прокуратуры Ярославского района РѕС‚ 27.07.2015 (С‚. 2, Р».Рґ. 109-110), РІ котором указано, что Администрация Карабихского сельского поселения ЯМРнезаконно отказала РІ выдаче акта Рѕ выборе земельного участка Антонову Р•.Р’.. Обстоятельства, РїСЂРё которых Антонов Р•.Р’. РїСЂРѕСЃРёР» выдать акт Рѕ выборе земельного участка, полностью аналогичны обстоятельствам, установленным РїРѕ настоящему делу. Р’ представлении Прокуратура Ярославского района Ярославской области требовала безотлагательно рассмотреть представление, принять меры Рє устранению допущенных нарушений, решить РІРѕРїСЂРѕСЃ Рѕ привлечении лиц, виновных РІ допущенных нарушениях, Рє ответственности. РЎ указанным представлением Администрация Карабихского сельского поселения ЯМРсогласилась, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем РІ целях устранения нарушений прав Румянцевой Рђ.Р¤., Бахвалова Рњ.Рђ., Максимовой Рў.РЎ. пересмотрела ранее принятые ею решения Рё выдала акты Рѕ выборе земельных участков РЅРµ только Антонову Р•.Р’., РЅРѕ Рё иным лицам, обратившимся СЃ аналогичными заявлениями.
Администрация Карабихского сельского поселения ЯМРбыла вправе пересмотреть принятые ею же решения в целях внесудебного устранения нарушений прав физических лиц, что истцом не оспаривалось. В силу п. 1 ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" «муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт…» Пересматриваемее решения не повлекли возникновения каких-либо прав и обязанностей у сторон.
1.3. С доводами о том, что оспариваемые постановления изданы с пропуском срока суд не соглашается, так как п. 2 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ не устанавливал предельных сроков, в течение которых может применяться процедура предоставления земельных участков для строительства, предусмотренная ЗК РФ в редакции, действовавшей до 01.03.2015. Нарушений каких-либо сроков издания оспариваемых постановлений, которые могли бы привести к их недействительности, судом не установлено.
2. С доводами о предоставлении участков с нарушением требований градостроительного и земельного законодательства суд не соглашается.
2.1. РР· сопутствующих листов Рє заявкам Румянцевой Рђ.Р¤., Бахвалова Рњ.Рђ., Максимовой Рў.РЎ. (С‚. 1, Р».Рґ. 22, С‚. 2, Р».Рґ. 65, С‚. 3, Р».Рґ. 35) следует, что РЅР° момент обращения заявителей испрашиваемые участки, РІ соответствии СЃ Правилами землепользования Рё застройки Карабихского сельского поселения РЇРњР , находились РІ Р·РѕРЅРµ Р– Р—РѕРЅС‹ рекреационного назначения. Р’ данной Р·РѕРЅРµ РѕРґРЅРёРј РёР· основных РІРёРґРѕРІ разрешенного использования являлось размещение кемпингов, РґРѕРјРѕРІ охотников Рё рыболовов.
Решением муниципального совета Карабихского сельского поселения ЯМР№34 от 18.08.2015 (т. 2, л.д. 115-120) внесены изменения в Правила землепользования и застройки Карабихского сельского поселения ЯМР: в ст. 71 «Зоны особо охраняемых территорий и объектов (ОО/Р)» добавлен абзац «* - в границах населенных пунктов земельные участки в составе рекреационных зон предназначены для отдыха граждан, заняты городскими лесами, скверами, парками городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами».
Буквальный текст указанного решения не свидетельствует о выделении какой-либо отдельной территориальной зоны.
В ст. 71 Правил землепользования и застройки Карабихского сельского поселения ЯМРуказано, что к зонам особо охраняемых территорий относятся земли: особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов (ОО-1); территорий объектов культурного наследия (ОО-2); рекреационного назначения (Р). Также указано, что градостроительные регламенты не устанавливаются для земель особо охраняемых природных территорий (ОО-1), за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов (на территории Карабихского СП - отсутствуют).
Таким образом, для зоны рекреационного назначения (Рили Р*) должен быть установлен градостроительный регламент.
В соответствии с п.9 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ «градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков…» Согласно п. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ «В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются: 1) виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства…» Согласно п. 1 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ «разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования». В соответствии с п. 2 ст. 85 ЗК РФ «Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально…»
Согласно п. 4 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ «на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается». Согласно п.1.1. Решения муниципального совета Карабихского сельского поселения ЯМР№34 от 18.08.2015 в картографические материалы градостроительного зонирования какие-либо изменения в отношении зоны Р* не вносились. На карте градостроительного зонирования территорий (в составе Правил землепользования и застройки Карабихского сельского поселения – см. диск) отражена только зона Р; зона Р* не отражена и в Решении муниципального совета Карабихского сельского поселения ЯМР№34 от 18.08.2015 в качестве самостоятельной зоны не упомянута.
РЎСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу, что «зоны» Р /Р * относятся Рє РѕРґРЅРѕР№ территориальной Р·РѕРЅРµ – Р·РѕРЅРµ рекреационного назначения, для которой установлен единый градостроительный регламент, предусматривающий возможность размещения кемпингов, РґРѕРјРѕРІ рыбака (рыболова). РРЅРѕРµ означало Р±С‹, что для Р·РѕРЅС‹ Р * градостроительный регламент (РІ том числе основные РІРёРґС‹ разрешенного использования) РЅРµ установлен, что противоречит вышеуказанным положениям СЃС‚. 71 Правил землепользования Рё застройки, согласно которым градостроительный регламент РЅРµ устанавливается только для Р·РѕРЅС‹ РћРћ-1.
Таким образом, суд приходит к выводу, что оснований для отказа в выдаче актов о выборе земельных участков, для отказа в предоставлении в аренду испрашиваемых участков в виде несоответствия разрешенного использования земельных участков целям использования участков, указанным в заявлениях, как в 2015 г., так и в 2016 г., не имелось. Участки могли быть предоставлены для строительства дома рыбака (рыболова).
Согласно п. 10 ст. 85 ЗК РФ в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение. Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94 - 100 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 2 ст. 98 ЗК РФ в состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.
Согласно п. 4 ст. 1 Федеральный закон от 23.06.2016 N 206-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования использования лесов и земель для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства" вступившего в силу с 01.01.2017, из п. 2 ст. 98 ЗК РФ были исключены слова «дома рыболова и охотника».
Однако, данный закон обратной силы не имеет. До вступления его в силу все спорные участки были поставлены на кадастровый учет, Администрацией Карабихского сельского поселения изданы постановления о предоставлении данных участков в аренду. Данные постановления являлись законными, в связи с чем последующее заключение договоров аренды также не противоречило действующему законодательству.
2.2. Ссылки на невозможность предоставления спорных участков для строительства в связи с их нахождением на территории зоны охраняемого ландшафта государственного литературно-мемориального музея-заповедника Н.А. Некрасова «Карабиха» судом не принимаются.
Рстец ссылался РЅР° проект Р·РѕРЅС‹ охраны государственного литературно-мемориального музея-заповедника Рќ.Рђ. Некрасова «Карабиха», утвержденный решением исполкома Ярославского областного совета народных депутатов в„–362 РѕС‚ 22.09.1989 (С‚. 2, Р».Рґ. 180-190, РґРёСЃРє).
Указом Президента РФ от 20.02.1995 N 176 государственный литературно-мемориальный музей - заповедник Н.А. Некрасова "Карабиха" в <адрес> включен в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.
Р’ соответствии СЃ Рї. 14 Положения Рѕ зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории Рё культуры) народов Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации (утв. постановлением Правительства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 12 сентября 2015 Рі. N 972) РЅР° основании проекта Р·РѕРЅ охраны объекта культурного наследия федерального значения, проекта объединенной Р·РѕРЅС‹ охраны объектов культурного наследия СЃ учетом наличия положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы соответствующий орган государственной власти субъекта Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации утверждает правовым актом, согласованным СЃ Министерством культуры Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, границы Р·РѕРЅ охраны объекта культурного наследия (Р·Р° исключением границ Р·РѕРЅ охраны РѕСЃРѕР±Рѕ ценного объекта культурного наследия народов Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации или объекта культурного наследия, включенного РІ РЎРїРёСЃРѕРє всемирного наследия), режимы использования земель Рё требования Рє градостроительным регламентам РІ границах данных Р·РѕРЅ. Согласно Рї. 16, 18 указанного Положения сведения Рѕ границах Р·РѕРЅ охраны объекта культурного наследия, объединенной Р·РѕРЅС‹ охраны объектов культурного наследия должны содержать текстовое Рё графическое описания местоположения границ Р·РѕРЅ охраны объекта культурного наследия (РІ РІРёРґРµ карты (схемы) границ), перечень координат характерных точек этих границ РІ системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости. Сведения Рѕ границах Р·РѕРЅ охраны объекта культурного наследия, РѕР± ограничениях использования объекта недвижимого имущества, находящегося РІ указанных границах, учитываются РІ государственном кадастре недвижимости РІ соответствии СЃ законодательством Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рѕ государственном кадастре недвижимости. Отсутствие РІ государственном кадастре недвижимости сведений, указанных РІ настоящем пункте, РЅРµ является основанием для несоблюдения требований Рє осуществлению деятельности РІ границах Р·РѕРЅ охраны объектов культурного наследия. Рнформация РѕР± утвержденных границах Р·РѕРЅ охраны объекта культурного наследия (объединенной Р·РѕРЅС‹ охраны), режимах использования земель Рё требованиях Рє градостроительным регламентам РІ границах данных Р·РѕРЅ РІ обязательном РїРѕСЂСЏРґРєРµ размещается органом государственной власти, утвердившим границы Р·РѕРЅ охраны объекта культурного наследия (объединенной Р·РѕРЅС‹ охраны), РІ федеральной государственной информационной системе территориального планирования, Р° также направляется РёРј РІ орган кадастрового учета для внесения РІ государственный кадастр недвижимости. Утвержденные границы Р·РѕРЅ охраны объекта культурного наследия (объединенной Р·РѕРЅС‹ охраны), режимы использования земель Рё градостроительные регламенты РІ границах данных Р·РѕРЅ обязательно учитываются Рё отображаются РІ документах территориального планирования, правилах землепользования Рё застройки, документации РїРѕ планировке территории (РІ случае необходимости РІ указанные документы вносятся изменения РІ установленном РїРѕСЂСЏРґРєРµ).
В порядке, предусмотренном указанным Положением, границы охранных зон государственно литературно-мемориального музея - заповедника Н.А. Некрасова "Карабиха" не установлены: в сведениях государственного кадастра недвижимости отсутствуют.
Ранее действующее законодательство также предусматривало отражение охраненных Р·РѕРЅ РІ генеральном плане. Так, Рнструкция РїРѕ организации Р·РѕРЅ охраны недвижимых памятников истории Рё культуры РЎРЎРЎР (РїСЂРёР». Рє Приказу Министерства культуры РЎРЎРЎР РѕС‚ 24 января 1986 Рі. N 33), РІ соответствии СЃ которой разработан вышеуказанный проект Р·РѕРЅС‹ охраны государственного литературно-мемориального музея-заповедника Рќ.Рђ. Некрасова «Карабиха», утвержденный решением исполкома Ярославского областного совета народных депутатов в„–362 РѕС‚ 22.09.1989, предусматривала:
- «4.1.5. Границы охранных зон должны быть обязательным элементом красных линий и опорного плана в составе генерального плана и проекта детальной планировки»;
- В«5.1.2. Составление проекта Р·РѕРЅ охраны памятников истории Рё культуры для населенного пункта должно предшествовать разработке РўРРћ Рё генерального плана для данного населенного пункта. Р’ тех случаях, РєРѕРіРґР° генеральный план или проект детальной планировки исторической части населенного пункта были разработаны ранее, РѕРЅРё подлежат корректировке РІ установленном РїРѕСЂСЏРґРєРµ для приведения РІ соответствие СЃ новым проектом Р·РѕРЅ охраны памятника»;
- «5.3.2. Границы зон охраны наносятся на основной чертеж генерального плана населенного пункта, обозначаются на чертежах проектов детальной планировки (ПДП). Режим использования территории зон охраны формулируется в пояснительной записке к генеральному плану и ПДП. При составлении ПДП границы и режим зон охраны могут быть уточнены по согласованию с государственными органами охраны памятников».
В Генеральном плане Карабихского сельского поселения ЯМР, Правилах землепользования и застройки Карабихского сельского поселения ЯМРграницы охранных зон государственного литературно-мемориального музея-заповедника Н.А. Некрасова «Карабиха» отражены и они не соответствуют границам, отраженным в проекте зоны охраны государственного литературно-мемориального музея-заповедника Н.А. Некрасова «Карабиха», утвержденном решением исполкома Ярославского областного совета народных депутатов №362 от 22.09.1989.
Р’ Генеральном плане Карабихского сельского поселения РЇРњР (СЃРј. РґРёСЃРє, стр. 15-16) указано: «В 1988 РіРѕРґСѓ институтом «Спецпроектреставрация» был разработан «Проект Р·РѕРЅ охраны Государственного литературно – мемориального музея – заповедника Рќ.Рђ. Некрасова «Карабиха» (согласован Министерством культуры РСФСРв 1989 РіРѕРґСѓ). Р’ 2008-2009 РіРі. В«Рнститутом проблем устойчивого развития РіРѕСЂРѕРґРѕРІ Рё территорий» (Рі. Ярославль) выполнен новый «Проект Р·РѕРЅ охраны объекта культурного наследия - музея-заповедника Рќ.Рђ. Некрасова «Карабиха». Р’ соответствие СЃ РЅРёРј комплексные Р·РѕРЅС‹ охраны объекта культурного наследия - государственного литературно-мемориального музея-заповедника Рќ.Рђ. Некрасова включают РІ себя: территорию памятника (14,67 РіР°); территорию охранной Р·РѕРЅС‹ (около 467 РіР°); территорию Р·РѕРЅС‹ регулирования застройки Рё хозяйственной деятельности (четыре Р·РѕРЅС‹ общей площадью около 327 РіР°); территорию охраняемого РїСЂРёСЂРѕРґРЅРѕРіРѕ ландшафта (около 2 177 РіР°)В». РќР° стр. 24-25 Генерального плана Карабихского сельского поселения РЇРњР (СЃРј. РґРёСЃРє, стр. 15-16) указано: «По объекту культурного наследия федерального значения - территории музея-заповедника «Карабиха» устанавливаются комплексные Р·РѕРЅС‹ охраны РІ соответствии СЃ Проектом Р·РѕРЅ охраны объекта культурного наследия - музея-заповедника Рќ.Рђ. Некрасова «Карабиха», разработанного РІ 2008-2009 РіРі. Рнститутом проблем устойчивого развития РіРѕСЂРѕРґРѕРІ Рё территории (Рі. Ярославль)В».
Р’ соответствии СЃРѕ СЃС‚. 73 Правил землепользования Рё застройки Карабихского сельского поселения ЯМЫ соответствии СЃ Законом Ярославской области РѕС‚ 05.06.2008Рі. в„– 25-Р· «Об объектах культурного наследия (памятников истории Рё культуры) народов Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РЅР° территории Ярославской области» как предупредительная мера РїРѕ обеспечению сохранности объектов культурного наследия, Генеральным планом сельского поселения Рё настоящими Правилами РґРѕ разработки проекта Р·РѕРЅ охраны таких объектов, устанавливаются временные границы Р·РѕРЅ охраны объектов культурного наследия. Р’Рѕ временных границах Р·РѕРЅ охраны устанавливается особый режим охраны, содержания Рё использования земель историко-культурного назначения, предусмотренный для охранных Р·РѕРЅ, регулирующий строительство Рё ограничивающий хозяйственную Рё РёРЅСѓСЋ деятельность, Р·Р° исключением применения специальных мер, направленных РЅР° сохранение Рё регенерацию историко-градостроительной или РїСЂРёСЂРѕРґРЅРѕР№ среды выявленных объектов культурного наследия – достопримечательного места. Требования Рє режимам использования земель Рё градостроительным регламентам содержатся РІ Положении Рѕ зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории Рё архитектуры) народов Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, утвержденном Постановлением Правительства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 26.04.2008Рі. в„– 315. Комплексные Р·РѕРЅС‹ охраны объекта культурного наследия государственного литературно-мемориального музея-заповедника Рќ.Рђ. Некрасова «Карабиха» отражены РІ Генплане РІ соответствии СЃ Проектом Р·РѕРЅ охраны этого объекта, выполненного РІ 2008-2009 РіРі. Рнститутом проблем устойчивого развития РіРѕСЂРѕРґРѕРІ Рё территорий (Рі. Ярославль). Комплексные Р·РѕРЅС‹ охраны включают РІ себя:
территорию памятника (14,67 га);
территорию охранной зоны (около 467 га);
территорию зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности (четыре зоны общей площадью около 327 га);
территорию охраняемого природного ландшафта (около 2 177 га)».
Закон Ярославской области от 05.06.2008 г. № 25-з «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Ярославской области» в п. 2 ст. 10 предусматривал, что «в целях обеспечения сохранности выявленных объектов культурного наследия до утверждения границ зон охраны объектов культурного наследия областной орган охраны объектов культурного наследия вправе устанавливать временные границы зон охраны объектов культурного наследия в порядке, определенном Правительством Ярославской области. Во временных границах зон охраны объектов культурного наследия (выявленных объектов культурного наследия) действуют ограничения, установленные Федеральным законом для зон охраны объектов культурного наследия».
В Генеральном плане Карабихского сельского поселения ЯМР(карта функционального зонирования - см. диск), карте градостроительного планирования территорий Правил землепользования и застройки (см. диск) графически отражены границы охранных зон, зон регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зоны охраняемого природного ландшафта указанного музея-заповедника. Сопоставление картографических материалов, сведений публичной кадастровой карты приводит к выводу, что спорные земельные участки не входят ни в одну из зон охраны государственного литературно-мемориального музея - заповедника Н.А. Некрасова "Карабиха", отраженных в Генплане, Правилах землепользования и застройки Карабихского сельского поселения ЯМР.
РР· Рї. 2 Постановления Пленума Верховного РЎСѓРґР° Р Р¤ РѕС‚ 25.12.2018 N 50 "Рћ практике рассмотрения судами дел РѕР± оспаривании нормативных правовых актов Рё актов, содержащих разъяснения законодательства Рё обладающих нормативными свойствами" следует, что генеральный план сельского поселения, правила землепользования Рё застройки являются нормативными правовыми актами. Генеральный план Карабихского сельского поселения РЇРњР , Правила землепользования Рё застройки Карабихского сельского поселения ЯМРнедействительными РЅРµ признаны, должны применяться. Р’ Рї. 6 РћР±Р·РѕСЂР° практики рассмотрения судами дел, связанных СЃ изменением РІРёРґР° разрешенного использования земельного участка (утв. Президиумом Верховного РЎСѓРґР° Р Р¤ 14.11.2018) указано, что «генеральный план РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° как документ территориального планирования является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления РїСЂРё принятии РёРјРё решений Рё реализации таких решений…»
Суд отдает предпочтение сведениям Генерального плана и Правил землепользования и застройки Карабихского сельского поселения, в том числе, потому, что указанные акты являются более поздними. В соответствии с п. 3.26 "ГОСТ Р56905-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Проведение обмерных и инженерно-геодезических работ на объектах культурного наследия. Общие требования" генеральный план - основной градостроительный документ, определяющий градостроительные требования к сохранению объектов историко-культурного наследия и особо охраняемых территорий. Статьей 2 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" установлено, «что утвержденная до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительная документация, в том числе генеральные планы городских и сельских поселений, генеральные планы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, а также принятые до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки городских и сельских поселений, других муниципальных образований (градостроительные уставы городских и сельских поселений, других муниципальных образований) действуют в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации». В соответствии со ст. 7 указанного закона «до приведения в соответствие с Градостроительным кодексом Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территорий, архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции объектов капитального строительства и действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат Градостроительному кодексу Российской Федерации».
Департамент охраны объектов культурного наследия Ярославской области ссылался на п. 1 ст. 3 Федерального закона от 05.04.2016 N 95-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и статью 15 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", согласно которому «Решения об утверждении зон охраны объектов культурного наследия, принятые в соответствии с законодательством РСФСРи Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются действующими». Однако, данные положения не делают невозможным применение вышеуказанных Генерального плана и Правил землепользования и застройки Карабихского сельского поселения, так как указанные акты приняты в соответствии с законодательством РФ и до вступления в силу Федерального закона от 05.04.2016 N 95-ФЗ. П. 1 ст. 3 Федерального закона от 05.04.2016 N 95-ФЗ нельзя трактовать как делающий обязательными все решения об утверждении зон охраны объектов культурного наследия, принятые в соответствии с законодательством РСФСРи Российской Федерации до дня вступления в силу указанного Федерального закона, не может распространяться на решения, которые были пересмотрены.
Однако, даже если, условно, исходить из возможности применения проекта зон охраны государственного литературно-мемориального музея-заповедника Н.А. Некрасова «Карабиха» (Решение исполкома Ярославского областного совета народных депутатов №362 от 22.09.1989), а не принятых в соответствии с Градостроительным кодексом РФ Генерального плана, Правил землепользования и застройки, необходимо прийти к выводу, что предоставление спорных участков также не исключалось. В соответствии с данным проектом (т. 1, л.д. 121) территория пос. Красные ткачи, д. Ершово была отнесена к зоне регулирования застройки (зона 2). Для Зоны 2 для нового строительства установлены ограничения (центральная часть – не более 5 этажей, остальные районы -1-2-х этажная). Зона охраняемого ландшафта устанавливалась для территорий, не вошедших в состав охранных зон и зон регулирования застройки (т. 1, л.д. 122). Таким образом, согласно указанному проекту участки находились в зоне регулирования застройки, а не в зоне охраняемого природного ландшафта и не исключали возможность строительства домов рыболова в д. Ершово и рп Красные Ткачи.
РР· отзыва Департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области (С‚. 1, Р».Рґ. 115-117) следует, что границы населенных пунктов Рґ. Ершово Рё СЂРї Красные Ткачи менялись: спорные участки РЅРµ входили РІ территорию указанных населенных пунктов РІ соответствии СЃ РёС… административными границами РЅР° 1989 РіРѕРґ. Данное указание еще раз подтверждает неактуальность проекта, утвержденного РІ 1989 РіРѕРґСѓ, невозможность его применения. Применение данного проекта приведет Рє тому, что значительная часть территории существующих населенных пунктов Карабихского сельского поселения РЇРњР , отнесенная Рє категории земель «земли населенных пунктов» (РІ С‚.С‡. РІ границах Рґ. Ершово, СЂРї Красные Ткачи), предназначенная РІ силу Рї. 1 СЃС‚. 83 Р—Рљ Р Р¤ для застройки, будет входить РІ Р·РѕРЅСѓ охраняемого ландшафта музея-заповедника, РІ которой строительство объектов недвижимости запрещено.
3. Ссылки на Постановление №139 (т. 2, л.д. 75), которым Постановление №988 и Постановление №1605 признаны утратившими силу, также не влекут удовлетворение иска.
На момент издания Постановления №139 от 10.04.2018 п.1 ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривал: «Муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации)».
Р’ определении Верховного РЎСѓРґР° Р Р¤ РѕС‚ 22.02.2018 N 310-РљР“17-23135 РїРѕ делу N Рђ08-6382/2016 указано: «Как неоднократно указывал Конституционный РЎСѓРґ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, положение части 1 статьи 48 Федерального закона "РћР± общих принципах организации местного самоуправления РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации", регулирующее РїРѕСЂСЏРґРѕРє отмены муниципальных правовых актов Рё приостановления РёС… действия, основывающееся РЅР° необходимости контроля Р·Р° соблюдением действующего законодательства, направлено РЅР° регламентацию деятельности Рё реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления, закрепленной РІ статье 12 Конституции Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, Рё само РїРѕ себе РЅРµ может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан. Конституционный РЎСѓРґ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации также отмечал, что оспариваемое положение РЅРµ исключает возможности судебного контроля принимаемых органами местного самоуправления решений, Р° сами решения РѕР± отмене или приостановлении действия ранее изданных муниципальных правовых актов РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ носить произвольный характер, должны быть законными Рё обоснованными (определения РѕС‚ 26.05.2011 N 739-Рћ-Рћ, РѕС‚ 22.03.2012 N 486-Рћ-Рћ, РѕС‚ 29.01.2015 N 140-Рћ). Р’ этой СЃРІСЏР·Рё, решения органов Рё должностных лиц местного самоуправления РѕР± отмене ранее изданных (принятых) РёРјРё муниципальных правовых актов или РѕР± утрате РёРјРё юридической силы должны быть мотивированы Рё основаны РЅР° нормах законов Рё иных нормативных правовых актов, регулирующих соответствующие правоотношения, РІ рамках которых отменяемые акты были изданы (приняты), Р° сама РїРѕ себе отмена муниципального правового акта уполномоченным РЅР° это органом РЅРµ свидетельствует Рѕ законности Рё обоснованности такой отмены. …РСЃС…РѕРґСЏ РёР· положений статьи 13 Гражданского кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, пункта 4 статьи 7, статьи 48 Федерального закона N 131-ФЗ, СЃСѓРґ РѕРєСЂСѓРіР° правомерно указал, что отмена ранее вынесенного акта РЅРµ может противоречить действующему законодательству Рё произвольно ограничивать гарантированные законом права, РїСЂРё этом объем предоставленных гражданам Рё юридическим лицам гарантий защиты, Р° также реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ ставиться РІ зависимость исключительно РѕС‚ усмотрения данных органов. … Акты органов местного самоуправления, РЅР° основании которых возникло Рё зарегистрировано право собственности РЅР° объект недвижимости - нежилое помещение РјРѕРіСѓС‚ быть отменены только РІ судебном порядке».
По вышеуказанным основаниям Постановление №139 от 10.04.2018 не являлось законным, так как Постановление №988 и Постановление №1605 были приняты в соответствии с законом и оснований для их отмены не было. Более того, к моменту издания Постановления №139 у Бахвалова М.А. уже возникли права на ЗУ:307, так как Договор №332 был заключен, зарегистрирован в ЕГРН. Соответственно, суд приходит к выводу, что вопрос о признании недействительными Постановления №988 и Постановления №1605 мог быть разрешен только в судебном порядке.
Более того, Постановление №988 и Постановление №1605 были связаны с распоряжением земельным участком. Постановление №139 принято Администрацией Карабихского сельского поселения ЯМРв период, когда полномочия по распоряжению земельными участками уже были переданы органам местного самоуправления района (п. 2 ст. 3.3. Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"). Таким образом, исходя из положений п.1 ст. 49 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, полномочия по отмене постановлений о предоставлении земельных участков принадлежали Администрации ЯМР.
В силу ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты права является «неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону», в связи с чем в настоящем деле суд не применяет Постановление №139.
Более того, в Постановлении №139 говорится о «признании утратившими силу» Постановлений №988 и №1605, указано, что постановление вступает в силу со дня подписания. Данное Постановление №139 обратной силы не имеет, в связи с чем не делает заключенный к тому времени Договор №332 заключенным без правового основания.
4. Суд соглашается с доводами истца о незаконности предоставления ЗУ:309 Румянцевой А.Ф. по следующим основаниям.
РР· материалов дела следует, что Румянцева Рђ.Р¤. РІ 2015 РіРѕРґСѓ обращалась СЃ заявлением Рѕ предоставлении ей участка для строительства кемпинга Рё РІ этом ей было отказано.
В отличие от предоставления участков Бахвалову М.А., Максимовой Т.С. нельзя сказать, что Администрация Карабихского сельского поселения ЯМРпересмотрела ранее вынесенное решение об отказе в предоставлении земельного участка для строительства кемпинга, предоставив ей ЗУ:309, так как ЗУ:309 был предназначен не для строительства кемпинга, а для строительства дома рыбака.
Вид разрешенного использования участка имеет существенное значение, является одной из характеристик, индивидуализирующих объект недвижимости. Фактически при завершенной процедуре предоставления участка для строительства кемпинга (завершившейся отказом в предоставлении участка) Администрацией Карабихского сельского поселения ЯМРвне процедуры, предусмотренной ЗК РФ, Румянцевой А.Ф., без ее заявления, предоставлен участок для строительства дома рыбака.
До 01.03.2015 не осуществлялась публикация в газете «Ярославский агрокурьер» о возможном предоставлении Румянцевой А.Ф. участка для строительства дома рыбака. Соответственно, Администрация Карабихского сельского поселения ЯМРне могла продолжить процедуру предоставления участка, а должна была заново начать процедуру предоставления участка в аренду для строительства дома рыбака по нормам ЗК РФ, вступившим в силу с 01.03.2015, чего сделано не было.
В соответствии с п. 1 ст. 39.6 ЗК РФ, согласно которому «договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи», ЗУ:309 мог быть предоставлен Румянцевой А.Ф. для строительства дома рыбака только путем проведения торгов.
Суд соглашается с доводами истца о том, что предоставлением Румянцевой А.Ф. участка без проведения торгов нарушены права неопределенного круга лиц на приобретение земельного участка.
В соответствии с п.1 ст. 61 ЗК РФ Постановления №839 и №1611 подлежат признанию недействительными. Договор №344 также надлежит признать недействительным, как нарушающий права третьих лиц на основании п. 1 ст. 168 ГК РФ, согласно которому «сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки».
С доводами представителя ответчика Румянцевой А.Ф. об истечении сроков давности суд не соглашается, так как трехлетний срок исковой давности (п. 1 ст. 181 ГК РФ) не истек.
Применяя последствия недействительности указанной сделки, СЃСѓРґ считает необходимым аннулировать РІ ЕГРН запись Рѕ регистрации РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° аренды в„–344 РѕС‚ 16.01.2017, сделанную 05.04.2017 Р·Р° в„–76:17:151801:309-76/023/2017-1, обязать Румянцеву Рђ.Р¤. возвратить Р—РЈ:309 РІ фонд земель, государственная собственность РЅР° которые РЅРµ разграничена, распоряжение которым осуществляет Администрация Ярославского муниципального района Ярославской области. Оснований для возложения РЅР° арендодателя обязанности возвратить Румянцевой Рђ.Р¤. арендные платежи РЅРµ имеется, так как РІ материалы дела РЅРµ представлены доказательства внесения Румянцевой Рђ.Р¤. арендной платы. РР· пояснений представителя Румянцевой Рђ.Р¤. следует, что арендная плата РЅРµ вносилась.
На основании ст. 144 ГПК РФ суд считает необходимым отменить принятые по делу обеспечительные меры, так как в удовлетворении двух исков отказано, а в той части, в которой один иск удовлетворен обеспечительные меры будут препятствовать исполнению судебного решения.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
1. Признать недействительным Постановление Администрации Карабихского сельского поселения ЯМР№839 от 18.07.2016 «О предварительном согласовании Румянцевой А.Ф. места размещения объекта и утверждении схемы расположения земельного участка на КТП для строительства в <адрес>».
2. Признать недействительным Постановление Администрации Карабихского сельского поселения ЯМР№1611 от 29.12.2016 «О предоставлении А.Ф. Румянцевой в аренду земельного участка в <адрес>».
3. Признать недействительным Договор аренды земельного участка №344 от 16.01.2017, заключенный между Администрацией Карабихского сельского поселения ЯМР(арендодатель) и Румянцевой А.Ф. (арендатор) в отношении земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 1117 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для строительства дома рыбака, расположенного по адресу: <адрес>. Применить последствия недействительности указанной сделки:
- аннулировать в ЕГРН запись о регистрации договора аренды №344 от 16.01.2017, сделанную 05.04.2017 за №;
- обязать Румянцеву А.Ф. возвратить земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 1117 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для строительства дома рыбака, расположенный по адресу: <адрес> в фонд земель, государственная собственность на которые не разграничена, распоряжение которым осуществляет Администрация Ярославского муниципального района Ярославской области;
4. В удовлетворении остальной части исковых требований прокуратуры Ярославского района Ярославской области отказать.
5. С момента вступления в силу настоящего решения суда считать отмененными:
- обеспечительные меры в виде ареста на земельный участок с кадастровым номером №, наложенные определением Ярославского районного суда Ярославской области от 17.08.2018,
- обеспечительные меры в виде ареста на земельный участок с кадастровым номером №, наложенные определением Ярославского районного суда Ярославской области от 14.09.2018,
- обеспечительные меры в виде ареста на земельный участок с кадастровым номером №, наложенные определением Ярославского районного суда Ярославской области от 11.10.2018.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ярославский районный суд Ярославской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Патрунов С.Н.