УИД 58RS0018-01-2020-004189-33
Судья Турчак А.А. № 33-155/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 января 2021 года г.Пенза.
Судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:
председательствующего Бурдюговского О.В.,
судей Гошуляк Т.В., Мисюра Е.В.
при секретаре Шмониной Е.В.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Бурдюговского О.В. гражданское дело по иску Гавриленко О.В. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ УПФР) в г.Пензе Пензенской области о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным по апелляционной жалобе представителя ГУ УПФР в г.Пензе Пензенской области по доверенности от 29 июля 2020 года № Улиткиной Т.С. на решение Ленинского районного суда г.Пензы от 22 октября 2020 года, которым постановлено:
Исковые требования Гавриленко О.В. удовлетворить.
Признать решение об отказе в установлении пенсии ГУ УПФР в г.Пензе Пензенской области от 10 февраля 2020 года № в части исключения специального стажа периодов нахождения на курсах повышения квалификации и работу в должности классного воспитателя МБОУ СОШ № г.Пензы (в том числе с учебной нагрузкой по должности учитель) незаконным.
Включить Гавриленко О.В. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период работы с 3 декабря 2012 года по 8 декабря 2012 года (6 дней) - нахождение на курсах повышения квалификации; с 16 ноября 1998 года по 31 августа 2000 года (1 год 9 месяцев 16 дней) – работа в должности классного воспитателя МБОУ СОШ № г.Пензы (в том числе с 11 января 1999 года по 31 августа 2000 года с учебной нагрузкой по должности учитель в объеме 8 часов в неделю).
Установить Гавриленко О.В. 25 лет и 3 дня стажа педагогической деятельности, дающей ей право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 25 января 2020 года.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г.Пензе Пензенской области в пользу Гавриленко О.В. судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя ГУ УПФР в г.Пензе Пензенской области по доверенности Суванкулова Д.А., просившего решение суда отменить, Гавриленко О.В., просившей решение оставить без изменения, судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
Гавриленко О.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ УПФР) в г.Пензе Пензенской области о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, указав, что 3 февраля 2020 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности не менее 25 лет в учреждениях для детей, независимо от их возраста, в соответствии с пп.19 п.1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением пенсионного органа от 10 февраля 2020 года № в назначении пенсии отказано в связи с отсутствием права. Согласно решению в стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности не засчитаны следующие периоды: с 3 декабря 2012 года по 8 декабря 2012 года (6 дней) - нахождение на курсах повышения квалификации; с 19 октября 1992 года по 1 августа 1993 года, с 24 июня 1996 года по 26 августа 1997 года - периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком; с 5 февраля 1996 года по 26 августа 1997 года - работа в должности заведующей хранилищем в войсковой части №; с 16 ноября 1998 года по 31 августа 2000 года - в должности классного воспитателя МБОУ СОШ № г.Пензы. Просила суд признать решение об отказе в установлении пенсии ГУ УПФР в г.Пензе Пензенской области от 10 февраля 2020 года № в части исключения из специального стажа периодов нахождения на курсах повышения квалификации и работы в должности «классный воспитатель» МБОУ СОШ № г.Пензы (в том числе с учебной нагрузкой по должности «учитель») незаконным; обязать пенсионный орган включить в стаж для назначения страховой пенсии по старости ранее достижения установленного возраста периоды: с 3 декабря 2012 года по 8 декабря 2012 года (6 дней) - нахождение на курсах повышения квалификации; с 16 ноября 1998 года по 31 августа 2000 года (1 год 9 месяцев 16 дней) – работа в должности «классный воспитатель» МБОУ СОШ № г.Пензы (в том числе с 11 января 1999 года по 31 августа 2000 года с учебной нагрузкой по должности «учитель» в объеме 8 часов в неделю); установить дату возникновения права на досрочное назначение пенсии с учетом включенных периодов - 25 января 2020 года; взыскать с ответчика расходы по оплате госпошлины в размере 300 руб.
Представитель ГУ УПФР в г.Пензе Пензенской области по доверенности Журлова Е.Ю. иск не признала, просила в его удовлетворении отказать.
Ленинский районный суд г.Пензы принял вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель ГУ УПФР в г.Пензе Пензенской области по доверенности Улиткина Т.С. решение суда просила отменить как незаконное и необоснованное, поскольку судом неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. В соответствии с действующим законодательством должность «классный руководитель» не предусмотрена в разделе «Наименование должностей» Списка должностей, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в разделе «Наименование учреждений». Включение периодов нахождения на курсах повышения квалификации в специальный стаж также не предусмотрено законодательством. Просила принять новое решение об отказе в иске в полном объеме.
Обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Как видно из материалов дела, Гавриленко О.В. 3 февраля 2020 года обратилась в ГУ УПФР в г.Пензе Пензенской области с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости по основанию, предусмотренному пп.19 п.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях в РФ».
Решением ГУ УПФР в г.Пензе Пензенской области от 10 февраля 2020 года № Гавриленко О.В. было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по причине недостаточного стажа на соответствующих видах работ.
Указанным решением в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не были засчитаны периоды работы: с 3 декабря 2012 года по 8 декабря 2012 года (6 дней) - нахождение на курсах повышения квалификации; с 19 октября 1992 года по 1 августа 1993 года, с 24 июня 1996 года по 26 августа 1997 года - периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком; с 5 февраля 1996 года по 26 августа 1997 года - работа в должности заведующей хранилищем в войсковой части №; с 16 ноября 1998 года по 31 августа 2000 года - в должности классного воспитателя МБОУ СОШ № г.Пензы. Специальный стаж определен в 23 года 2 месяца 18 дней.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В силу ст.8 данного ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 указанного закона, согласно которой одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях предписано, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Частью 8 статьи 13 этого же Закона предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу названного федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Согласно части 2 статьи 30 Закона о страховых пенсиях списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Закона о страховых пенсиях).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Закона).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 29 декабря 2013 года № 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
Подпунктом «м» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии со статьей 30 Федерального закона РФ от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ применяются: - Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; - Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца 3 пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 13 ноября 2002 года включительно; - Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно.
Согласно вышеуказанным нормативным положениям, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. К такой работе отнесена и педагогическая деятельность в учреждениях для детей.
Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
В Списках должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463, Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067 и Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, указана должность «воспитатель» («старший воспитатель») в школах всех типов и наименований (общеобразовательных учреждениях: начальной, основной, средней общеобразовательных школах, школах всех наименований).
Судом установлено, что 16 ноября 1998 года Гавриленко О.В. была принята на работу в школу № на должность «классный воспитатель».
Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 года № 367, предусмотрена должность «классный воспитатель».
Должностные обязанности «классного воспитателя» и «воспитателя» были определены и тарифно-квалификационными характеристиками (требованиями) по должностям работников учреждений образования, согласованными Постановлением Минтруда России от 17 августа 1995 года № 46.
Должности «воспитатель» и «классный воспитатель» предусмотрены также тарифно-квалификационными характеристиками по должностям работников учреждений и организаций образования, являющихся Приложением 2 к Постановлению Министерства труда РФ № 33 от 11 ноября 1992 года, для присвоения 12 разряда (второй квалификационной категории).
Согласно п.11 письма Министерства образования и науки РФ от 25 апреля 2006 года № АФ-100/03 появление должности «классный воспитатель» было обусловлено проведением в начале 1990-х годов эксперимента, целью которого являлось упразднение доплат за классное руководство, выплачиваемых учителям за осуществление этой дополнительной работы, и введение в штат общеобразовательных учреждений работников с наименованием должности «классный воспитатель», осуществляющих воспитательную работу и классное руководство в классах в рамках должностных обязанностей. В связи с тем, что для указанных работников не были урегулированы вопросы досрочного пенсионного обеспечения, сокращенной продолжительности рабочего времени, широкого распространения этот эксперимент не получил.
В соответствии с письмом Министерства образования РФ от 17 апреля 2003 года № органам управления образованием и образовательным учреждениям для руководства в работе направлялось Постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 года № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений», и было рекомендовано предусматривать в штатных расписаниях образовательных учреждений вместо должности «классный воспитатель» должность «старший воспитатель».
Установлено, что Гавриленко О.В., занимая должность «классного воспитателя» в спорный период, участвовала в воспитательном и образовательном процессе, а ее трудовая функция, условия, характер и специфика работы соответствовала характеру и условиям работы старшего воспитателя. Наименование должности истца как «классный воспитатель» свидетельствует о том, что основным ее наименованием является «воспитатель», указание на состав (класс) конкретизирует место осуществления функций воспитателя в средней школе, и оснований полагать, что работа в данный период проходила не с детьми, не имеется. Доказательств обратному стороной ответчика не представлено.
Согласно приказам № от 11 января 1999 года и № от 1 сентября 1999 года Гавриленко О.В. осуществляла деятельность по обучению детей на дому с учебной нагрузкой 8 часов в неделю.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что периоды работы с 16 ноября 1998 года по 31 августа 2000 года (1 год 9 месяцев 16 дней) в должности классного воспитателя МБОУ СОШ № г.Пензы подлежат включению в специальный стаж педагогической деятельности.
Удовлетворяя требования истца в части включения в специальный стаж периодов ее нахождения на курсах повышения квалификации, суд исходил из того, что согласно ст.187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
В соответствии с п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст.27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 года, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Материалами дела установлено, что в соответствии с Приказом МБОУ СОШ № г.Пензы от 3 декабря 2012 года № учитель Гавриленко О.В. была направлена на курсы учителей по программе «Методика преподавания в начальной школе по ОС «начальная школа 21 века» в условиях введения ФГОС НОО» с 3 декабря 2012 года по 8 декабря 2012 года (6 дней).
Согласно вышеуказанным нормам права периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами трудовой деятельности с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. На время учебы трудовые отношения Гавриленко О.В. не прерывались, заработная плата за ней сохранялась, истец направлялась на курсы повышения квалификации, мастер-класс и конференцию по распоряжению работодателя, указанные периоды относятся непосредственно к ее профессиональной деятельности и являются неотъемлемой и обязательной ее частью, вызваны необходимостью повышения профессиональных знаний и навыков истца. При этом работодатель производил все соответствующие отчисления, в том числе и в пенсионный фонд.
Учитывая вышеизложенное, районный суд включил вышеуказанные периоды нахождения на курсах повышения квалификации в специальный стаж в календарном исчислении.
Поскольку с учетом суммирования включенных пенсионным органом и судом в рамках настоящего гражданского дела в специальный стаж Гавриленко О.В. периодов работы она выработала необходимый специальный стаж 25 лет для назначения досрочной страховой пенсии по старости на основании пп.19 п.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 25 января 2020 года, суд первой инстанции удовлетворил иск Гавриленко О.В.
Судебная коллегия соглашается с вышеуказанным выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на установленных по делу обстоятельствах, подтвержденных доказательствами, которым дана надлежащая оценка, соответствует положениям законодательства, регулирующего спорное правоотношение.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
решение Ленинского районного суда г.Пензы от 22 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ГУ УПФР в г.Пензе Пензенской области по доверенности Улиткиной Т.С. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи