№5-155/2024
03RS0044-01-2024-004074-51
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
с. Иглино 3 декабря 2024 года
Судья Иглинского межрайонного суда Республики Башкортостан Сафина Р.Р.,
с участием должностного лица – участкового уполномоченного полиции ОМВД России по <адрес> РБ капитана полиции Р.Э.,
лица, привлекаемого к административной ответственности О.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении О.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца и гражданина Республики Узбекистан, пребывающего по адресу: <адрес>, официального не трудоустроенного, владеющего русским языком, разъяснив права и обязанности в соответствии со ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
ДД.ММ.ГГГГ в 17.30 часов по адресу: РБ, <адрес> ходе проверки соблюдения миграционного законодательства был выявлен гражданин Республики Узбекистан О.К., который нарушил режим пребывания в Российской Федерации, выразившееся в пребывании на территории в Российской Федерации без документов, подтверждающих право пребывания в Российской Федерации и в уклонении от выезда из РФ по истечению установленного срока пребывания, тем самым нарушил требования предусмотренные п. 2, ст. 5 ФЗ № 115-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», ст. 25.10 ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ».
По данному факту УУП ОМВД России по <адрес> Р.Э. ДД.ММ.ГГГГ в отношении О.К. составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения дела должностное лицо – участковый уполномоченный полиции ОМВД России по <адрес> РБ капитана полиции Р.Э. суду пояснил, что в ОМВД России по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ был доставлен О.К., в отношении которого было установлено, что он является гражданином Республики Узбекистан, незаконно пребывает на территории Российской Федерации, начиная с ДД.ММ.ГГГГ. В ходе совершения процессуальных действий было установлено, что О.К. проживает совместно с А.П. без регистрации брака, имеет троих несовершеннолетних детей, отцовство в отношении которых не установлено.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности О.К., суду пояснил, что с семьей заехал в России с ДД.ММ.ГГГГ, после истечения срока пребывания территорию России не покинул поскольку хотел оформить документы для пребывания в России. Однако, из-за отсутствия документов не смог этого сделать. Он проживает совместно без регистрации брака с А.П., имеет троих несовершеннолетних детей. Отцовство в отношении детей не оформлено. Проживает по адресу: <адрес>. Вину признает, просил назначить ему наказание в виде штрафа, поскольку на территории Российской Федерации у него имеется семья.
Свидетель А.П. суду пояснила, что проживает с О.К. совместно без регистрации брака с 20214 года, имеют троих совместных несовершеннолетних детей. Отцовство в отношении детей не устанавливалось. Просит ограничиться назначением О.К. наказания в виде штрафа, поскольку они с ним проживают единой семьей. Штраф обязуются оплатить.
Выслушав должностного лица Р.Э., лица, привлекаемого О.К., свидетля А.П., исследовав представленные документы, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Одним из таких элементов является обязанность иностранного гражданина встать на миграционный учет.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 4 Федерального закона от 18 июля 2006 года №109-ФЗ миграционный учет включает в себя, в том числе регистрацию по месту жительства и учет по месту пребывания, а также фиксацию иных сведений, установленных настоящим Федеральным законом.
В силу пп. 1 и 2 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее- Закон о правовом положении иностранных граждан) срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
В соответствии со ст. 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства, уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В судебном заседании достоверно установлено, что гражданин Республики Узбекистан О.К., прибыв на территорию РФ ДД.ММ.ГГГГ, после окончания законного пребывания, то есть с ДД.ММ.ГГГГ находится на территории Российской Федерации с нарушением правил пребывания, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание в Российской Федерации, а также в уклонении от выезда с территории Российской Федерации, то есть находится на территории Российской Федерации незаконно.
Факт совершения указанного правонарушения, кроме признательных показаний О.К., подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, в том числе протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, и содержащим сведения об обстоятельствах совершенного правонарушения; рапортом сотрудника об обстоятельствах совершения и условиях выявления правонарушения; справкой и другими материалами дела, достоверность и допустимость которых как доказательств, сомнений не вызывает.
Доказательств законного нахождения на территории Российской Федерации О.К. О.К. представлено не было.
Являясь иностранным гражданином, временно пребывающим на территории Российской Федерации, О.К. обязан внимательно относиться к требованиям миграционного законодательства Российской Федерации, знать и соблюдать такие требования.
Указанные действия О.К. образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом в присутствии О.К., содержание и оформление протокола соответствуют требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в протоколе отражены.
Процессуальные права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, а также положения ст. 51 Конституции РФ О.К., разъяснены, о чем свидетельствуют его подписи, при этом он не заявлял, что ему непонятно их содержание. В протоколе об административном правонарушении содержится описание состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ. Оснований для освобождения О.К. от административной ответственности не имеется.
Смягчающим ответственность обстоятельством суд признает признание вины в совершении административного правонарушения, состояние беременности и наличие малолетних детей.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, по делу не имеется.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии с ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Следовательно, назначение лицу дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации обусловлено необходимостью защиты национальной безопасности и общественного порядка, связано с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Возможность назначения дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации предусмотрена санкцией ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Вместе с тем, с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела, при назначении наказания прихожу к следующему.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 15 июля 1999 года № 11-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения. В развитие данной правовой позиции Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 27 мая 2008 г. № 8-П указал, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинен в результате преступного деяния, с тем чтобы обеспечивались соразмерность мер уголовного наказания совершенному преступлению, а также баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от преступных посягательств.
Приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации могут быть распространены и на административную ответственность.
В постановлении от 14 февраля 2013 г. № 4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное- в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 г. № 3-П, от 13 марта 2008 г. № 5-П, от 27 мая 2008 г. № 8-П, от 13 июля 2010 г. № 15-П, от 17 января 2013 г. № 1-П и др.).
В соответствии с ч. 3.8 ст. 4.1 КоАП РФ, вступившей в силу 5 января 2024 г., если при назначении административного наказания в случае, при котором санкция применяемой статьи предусматривает обязательное назначение наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации (за исключением случаев, предусмотренных частями 3.6 и 3.7 настоящей статьи, а также административных правонарушений, предусмотренных частями 5 - 8 статьи 6.21, частями 3 и 4 статьи 6.21.1, частями 3 и 4 статьи 6.21.2 частью 3 статьи 20.25 настоящего Кодекса), судья, учитывая продолжительность проживания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, его семейное положение, отношение к уплате налогов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, наличие дохода и обеспеченность жильем на территории Российской Федерации, род деятельности и профессию, законопослушное поведение, обращение о приеме в гражданство Российской Федерации и другие обстоятельства, придет к выводу, что административное выдворение за пределы Российской Федерации является чрезмерным ограничением права на уважение частной жизни в случае отсутствия государства, готового принять на своей территории лицо без гражданства, назначается административное наказание в виде административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо обязательных работ на срок от ста пятидесяти до двухсот часов.
Как следует из представленных материалов О.К., проживает на территории Российской Федерации с А.П. совместно без регистрации брака, которая является гражданкой Российской Федерации, имеет троих несовершеннолетних детей.
Сведений о привлечении О.К. к административной и уголовной ответственности, а также сведений о том, что иностранный гражданин угрожает безопасности РФ в материалах дела не имеется.
С учетом личности О.К., а также конкретных обстоятельств настоящего дела назначение ему административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации противоречит является чрезмерным ограничением права на уважение частной жизни и несоразмерно целям административного наказания, а потому судья приходит к выводу не применять к О.К. наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
П О С Т А Н О В И Л:
признать гражданина Республики Узбекистан О.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 (Сорок тысяч) рублей в доход государства, без административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Назначенная сумма штрафа подлежит зачислению в Управление Федерального Казначейства по Республике Башкортостан (Отдел Министерство внутренних дел по Республике Башкортостан) ИНН 0224001346, КПП 022401001, р/сч 03100643000000010100, Отделение НБ Республики Башкортостан Банка России г. Уфа, КБК 18811601181019000140, БИК 018073401, ОКТМО 80628416, УИН 18880402240004731587, с отметкой «протокол №».
Разъяснить, что административный штраф, согласно ч. 1 ст. 32.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
В случае не уплаты административного штрафа в установленные сроки, может быть применено административное наказание в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток.
Разъяснить О.К., что сведения об уплате штрафа подлежат представлению в Иглинским межрайонный суд Республики Башкортостан в течение срока, предусмотренного для оплаты штрафа.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан через Иглинский межрайонный суд РБ в течение десяти дней со дня получения его копии.
Судья Р.Р. Сафина