УИД: 54RS0002-01-2020-000103-63
Дело № 2-850/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 апреля 2021 года г. Новосибирск
Железнодорожный районный суд г. Новосибирска
в составе:
председательствующего судьи Козловой Е. А.
при секретаре Маркварт А. А.,
с участием:
истца Матвеева С. В.,
представителя ответчика Казанцевой П. Д., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Матвеева С. В. к УТ МВД России по СФО о постановке на учёт в очередь для получения единовременной социальной выплаты с иной даты,
УСТАНОВИЛ:
Матвеев С. В. обратился в суд с иском к УТ МВД России по СФО, в котором первоначально просил:
признать за собой право на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья с ****, возложив на ответчика УТ МВД России по СФО обязанность поставить Матвеева С. В. на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья с учётом даты обращения с заявлением **** и внести соответствующие изменения в журнал регистрации заявлений сотрудников о принятии на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья;
обязать УТ МВД России по СФО предоставить истцу единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилья в соответствии с определенной судом датой.
В судебном заседании **** Матвеев С. В. представил уточненное исковое заявление (т. 1 л.д. 153-158), в котором просил:
признать сформированную очередь несостоятельной и восстановить его права в очередности, обязав ответчика внести изменения и дополнения в учётную документацию, включив истца в распоряжение УТ МВД России по СФО от **** «О рассмотрении вопросов предоставления единовременной социальной выплаты» и вписать (дополнить) в Протокол ** рассмотрение заявления истца о принятии на учёт в качестве очередника на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья;
возложить на ответчика обязанность поставить истца на учёт с иной даты, а именно с **** и обязать ответчика о своевременном предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья в соответствии с вновь установленной датой.
В обоснование искового заявления указано, что в период времени с **** по **** истец проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации, в том числе на должности начальника оперативного отделения УТ МВД России по СФО с **** по ****, уволен **** на основании рапорта и с учетом выслуги лет. **** истец обратился в УТ МВД России по СФО с заявлением и соответствующими документами о постановке его на учёт для получения единовременной социальной выплаты. Данное заявление было принято ответчиком, однако в нарушение срока (2 месяца) и правил предоставления выплаты справка о дате приёма заявления истцу выдана не была. Спустя 4 месяца, а именно **** заявление истца было принято к рассмотрению. **** истец направил ответчику заявление о предоставлении информации о продвижении в очереди на получение выплаты, из которого следовало, что истец поставлен на учёт с ****, о чём подготовлено распоряжение УТ МВД России по СФО, то есть через 7 месяцев со дня подачи заявления. Поскольку истцу не было предоставлено сведений ни о дате, ни о номере постановки на учёт, ни в распоряжении УТ, ни в протоколе комиссии дата принятия на учёт не указана, истец полагал, что имеет преимущественное право на получение единовременной социальной выплаты перед сотрудниками, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, принятыми на учёт после ****, поскольку заявление истцом было подано ****, и датой рассмотрения его заявления и принятия на учёт является дата ****. Ответчик полагает, что датой постановки на учёт заявителя является дата издания распоряжения об утверждении решения комиссии, а именно ****. Истец считает, что дата постановки его на учёт определена ответчиком неверно, что нарушает его право на получение единовременной социальной выплаты в соответствии с очередностью, которая должна соответствовать дате подачи заявления, нарушается принцип равенства постановки на учёт. Датой принятия на учёт является дата подачи документов. Указывая на уникальность присвоенного распоряжением номера, ответчик полагает необходимым считать дату постановки на учёт – ****, однако права истца не могут быть поставлены в зависимость от ненадлежащего исполнения обязанностей ответчиком, поскольку решение о постановке было принято с нарушением установленного двухмесячного срока рассмотрения заявления и принятия решения. О дате постановки на учёт с **** истцу стало известно ****, в связи с чем истец полагает, что срок для обращения с иском не пропущен. В случае если срок пропущен, истец просит восстановить его. Истец полагает, что подлежит принятию на учёт с учётом даты подачи заявления и принятия документов к рассмотрению с ****, а потому право на получение единовременной социальной выплаты у него уже наступило. Уведомление ответчика от **** о дате постановки истца на учёт с **** противоречит требованиям законодательства и нарушает права истца на своевременное получение ЕСВ в соответствии с очередностью по стажу работы и дате приёма заявления ****.
В обоснование уточненного искового заявления указано, что дата подачи заявления истца – ****, а постановка на учёт произведена через 3 месяца – ****, тогда как 24 сотрудника, которые в настоящее время поставлены в очередь впереди истца обратились с заявлением через год, то есть в 2013 году, практически у всех заявления были рассмотрены в течение одного месяца, данные сотрудники были поставлены на учёт уже через месяц в этом же – 2013 году. Данные сотрудники находятся впереди истца как имеющие приоритетное право – как семьи, имеющие 3 и более детей, но подав заявление в 2012 году, истец уже пропускал вперед сотрудников, имеющих приоритетное право на получение выплаты, вставших на учёт в 2012 году. Эти 24 сотрудника в настоящее время уволены со службы с правом на пенсию.
Истец в судебном заседании поддержал уточненные исковые требования, просил определить дату его постановки на учёт на получение единовременной социальной выплаты в течение 2-х месяцев с даты подачи заявления, с ****, то есть не позднее ****, включив истца в одно из соответствующих распоряжений УТ МВД России по СФО.
Представитель ответчика УТ МВД России по СФО по доверенности Казанцева П. Д. в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала доводы возражений на исковое заявление (т. 1 л.д. 107-114), дополнений к возражениям (т. 2 л.д. 65-66), возражений на уточненное исковое заявление.
Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст.ст. 12, 56 ГПК РФ гражданское производство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон; каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В силу ст. 150 ГПК РФ непредставление доказательств и возражений не препятствует рассмотрению дела по имеющимся доказательствам.
Стороной ответчика заявлено о пропуске истцом срока исковой давности на обращение в суд. Однако данный спор не относится к категории служебных, истец обратился с иском в суд в защиту нарушенного права, установленного федеральным законом. Кроме того, истец ранее **** (с момента получения письменной справки – т. 1 л.д. 102) не знал и не мог знать о дате постановки на учет ****, поскольку соответствующие письменные уведомления истцу ответчиком не вручались, а сведения на сайте до настоящего времени засекречены и недоступны для ознакомления. Следовательно, истец не знал ранее о нарушении своих прав, срок для обращения с иском в суд не пропущен, дело подлежит рассмотрению по существу.
Ч. 1 ст. 1 Федерального закона от **** № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
На основании положений ст.4 указанного Федерального закона сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел (далее – единовременная социальная выплата) (ч.1).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник:
1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;
3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
6) проживает в общежитии;
7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе, если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке (ч. 2).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (ч. 4).
Правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (ч. 5).
Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (ч. 6).
Постановлением Правительства Российской Федерации от **** ** утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (далее – Правила), которые устанавливают порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации.
Согласно п. 5 Правил принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются документы, в частности, копия финансового лицевого счета, справка о проверке жилищных условий, выписка из домовой книги или единый жилищный документ за последние 5 лет до подачи заявления с места жительства сотрудника и членов его семьи (пп. «а»), копии паспорта сотрудника и паспортов членов его семьи (пп. «б»), копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака) (пп. «в»), копия свидетельства о рождении ребенка (детей) сотрудника (пп. "г"); справка о стаже службы сотрудника в органах внутренних дел в календарном исчислении (пп. «д»); копии документов, подтверждающие наличие либо отсутствие в собственности сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений, помимо жилого помещения, в котором они зарегистрированы (пп. «е») и т.д.
Для рассмотрения заявлений и принятия сотрудников на учет для получения единовременной выплаты правовым актом федерального органа исполнительной власти образуется комиссия по предоставлению единовременной выплаты сотрудникам (п. 10 Правил).
Дата приема заявления сотрудника и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, отражается в регистрационном журнале комиссии. Сотруднику выдается справка о дате приема его заявления и документов (п. 11 Правил).
Решение о принятии (отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной выплаты принимается комиссией не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил. Решения комиссии о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учёт оформляются протоколами комиссии и в течение 14 рабочих дней утверждаются правовыми актами федерального органа исполнительной власти, органа (п. 15 Правил).
Заверенная в установленном порядке копия правового акта органа о принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты или о снятии с учета направляется в уполномоченное подразделение в недельный срок с даты принятия соответствующего решения (п. 17 Правил).
Выписка из правового акта органа о принятии сотрудника на учёт для получения единовременной выплаты направляется или выдается сотруднику, в отношении которого принято соответствующее решение, в недельный срок с даты принятия этого решения (п. 18 Правил).
Сведения о сотруднике, принятом на учет для получения единовременной выплаты, заносятся в книгу учета в порядке очередности с учетом стажа службы сотрудника и даты подачи заявления (п. 20 Правил).
Книга учета ведется комиссией и является документом строгой отчетности (п. 21 Правил).
На каждого сотрудника, принятого на учет для получения единовременной выплаты, заводится учетное дело, в котором содержатся заявление и документы, представленные в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил. Учетному делу присваивается номер, соответствующий номеру в книге учета (п. 22 Правил).
Пунктом 31 Правил определено, что единовременная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия на учет.
Этим же пунктом определены лица, имеющие преимущественное право на предоставление им единовременной выплаты перед сотрудниками и гражданами Российской Федерации, уволенными со службы с правом на пенсию, принятыми на учет в том же году.
Установлено, что с **** по **** истец проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации, является получателем пенсии за выслугу лет.
Как следует из материалов дела, **** истец подал заявление в УТ МВД России по СФО о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Согласно п. 3 протокола ** заседания жилищно-бытовой комиссии УТ МВД России по СФО от **** истец был принят на учет на получение единовременной социальной выплаты с семьей в составе 2-х человек (он, жена). (т. 1 л.д.125-147).
Распоряжением начальника УТ МВД России по СФО от **** утверждено решение жилищно-бытовой комиссии УТ МВД России по СФО по предоставлению единовременной социальной выплаты (протокол от **** **), и истец с семьей в составе 2-х человек (он, жена) был поставлен на учет на получение единовременной социальной выплаты; стаж службы - 20 лет 10 дней; индивидуальный уникальный ** (т. 1 л.д. 120, 124).
Как указано выше, учет сотрудников носит заявительный характер и очередность предоставления единовременной социальной выплаты, предусмотренная соответствующими правилами, зависит от стажа службы сотрудника и даты подачи заявления.
В соответствии с журналом регистрации заявлений сотрудников о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения заявление от истца в УТ МВД РФ по СФО поступило **** (порядковый **); истец поставлен на учет на основании распоряжения начальника УТ МВД России по СФО от ****, которым утвержден протокол заседания жилищно-бытовой комиссии от ****.
В ходе исследования книги учета сотрудников органов внутренних дел, принятых на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения УТ МВД России по СФО, в которой отражены даты обращения сотрудников, поставленных на учет, сведения о стаже их службы, а также данные о снятии с учета, в том числе, в связи с предоставлением единовременной социальной выплаты, судом сведений о постановке на учет иных сотрудников органов внутренних дел, имеющих меньший стаж службы, чем стаж службы истца, а также обратившихся с заявлением о постановке на учет позднее истца, а также получивших единовременную социальную выплату, за исключением сотрудников, имеющих преимущественное право на получение выплаты, к которым истец не относится, не установлено.
Сотрудники, которые согласно скриншоту сайта МВД России (т. 2 л.д. 64) находятся в очереди выше истца, подавшие заявление позднее Матвеева С. В. – Булбулашвили Д. Г., Алешин А. В., Логовской О. С., не имеющие преимущественного права на получение выплаты, поставлены на учёт согласно датам издания распоряжений об утверждении решений жилищно-бытовых комиссий, поскольку они были переведены из других подразделений МВД России.
Так, согласно п. 22(1) Правил при переводе сотрудников в пределах системы одного федерального органа исполнительной власти к новому месту службы, в котором постановка сотрудников на учет для получения единовременной выплаты осуществляется иными комиссиями, сведения об указанных сотрудниках на основании учетного дела вносятся в книгу учета по новому месту службы с даты принятия правового акта федерального органа исполнительной власти, органа, утвердивших решение о принятии их на учет по прежнему месту службы.
Также судом установлено, что Сальников А. В. находится в очереди выше истца, поскольку имеет большую выслугу лет (т. 1 л.д. 184-186).
При этом заявление истца рассмотрено на заседании жилищно-бытовой комиссии в пределах установленного двухмесячного срока после подачи заявления, распоряжение начальника УТ МВД России по СФО об утверждении решения жилищно-бытовой комиссии вынесено в течение 14 рабочих дней со дня заседания комиссии.
Таким образом, суд, проверив доводы истца, возражения ответчика, изучив книгу учета сотрудников внутренних дел, принятых на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения, журнал регистрации, выписки из протоколов заседаний жилищно-бытовой комиссии, которые состоялись **** (т. 2 л.д. 2-25), **** (т. 1 л.д. 230-239), **** (т. 1 л.д. 227-229), **** (т. 1 л.д. 205-225), **** (т. 1 л.д. 193-203), **** (т. 1 л.д. 190-191), **** (т. 1 л.д.125-147) с отражением дат обращений сотрудников, поставленных на учет, с заявлением о такой постановке, о стаже службы, а также данных о снятии с учета, в том числе, в связи с предоставлением единовременной социальной выплаты, приходит к выводу об отсутствии нарушения прав истца, в связи с чем требования истца удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Новосибирска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е. А. Козлова
Решение в окончательной форме изготовлено 28 апреля 2021 года