Решение по делу № 3а-177/2017 от 13.03.2017

Дело №3а-177/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Владимир                             26 июля 2017 года

    

Владимирский областной суд в составе:

председательствующего судьи                    Кирюшиной О.А.

при секретаре                                 Кудрявовой М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Смирнова А.Ю. об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости и возложении обязанности по внесению соответствующих изменений в сведения государственного кадастра недвижимости,

УСТАНОВИЛ:

Смирнов А.Ю. обратился во Владимирский областной суд с вышеназванным административным исковым заявлением.

В обоснование требований указано, что Смирнов А.Ю. является собственником земельного участка с кадастровым номером ****, площадью **** кв.м., адрес (местонахождение) объекта: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир незавершенное строительством здание склада резины. Почтовый адрес ориентира: ****, с кадастровой стоимостью 30 186 780 рублей, установленной по состоянию на 01 января 2016 года.

Отчетом об оценке ООО «****» №**** от **** года определена рыночная стоимость данного земельного участка в размере 11 201 226 рублей по состоянию на 01 января 2016 года.

Ссылаясь в качестве правового обоснования, в том числе на пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, административный истец просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером **** равной его рыночной стоимости в размере 11 201 226 рублей по состоянию на 01 января 2016 года и возложить на административного ответчика обязанность внести соответствующие изменения в сведения государственного кадастра недвижимости.

Административный истец Смирнов А.Ю., надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, также указав, что настаивает на удовлетворении заявленных требований.

Административные ответчики Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Владимирской области (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра» по Владимирской области), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области (далее - Управление Росреестра по Владимирской области), надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, представили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие их представителей и письменные отзывы, в которых указали, что право административного истца на установление кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости, а также правильность заключения экспертов ООО «****» не оспаривают.

Административный ответчик администрация города Владимира, надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения дела, своего представителя для участия в судебном заседании не направила, представила письменный отзыв, указав, что выводы экспертов **** под сомнение не ставит, не возражает против установления рыночной стоимости спорного земельного участка в размере, определенном экспертами.

    В соответствии с положениями части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, за исключением случая, если их явка признана судом обязательной, поэтому суд определил рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся административного истца Смирнова А.Ю., представителей административных ответчиков администрации города Владимир, Управления Росреестра по Владимирской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Владимирской области, поскольку их явка не признана судом обязательной.

    Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителя административного истца, суд приходит к следующему.

    В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

    Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

    В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

    Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

    Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

    В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

    Как установлено судом и следует из материалов дела, Смирнов А.Ю. является собственником земельного участка с кадастровым номером ****, площадью **** кв.м., адрес (местоположение) объекта: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир незавершенное строительством здание склада резины. Почтовый адрес ориентира: ****, относящегося к категории земель - земли населенных пунктов, имеющего разрешенное использование – **** (т.1 л.д.7, 95-97).

    Земельный участок с кадастровым номером **** является ранее учтенным, поставлен на кадастровый учет **** года (т.1 л.д.95).

Оспариваемая кадастровая стоимость земельного участка установлена постановлением администрации города Владимира №от 29 ноября 2016 года 3742 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории муниципального образования город Владимир» в размере 30 186 780,00 рублей по состоянию на 01 января 2016 года. Сведения о кадастровой стоимости внесены в реестр объектов недвижимости 26 декабря 2016 года (т.1 л.д. 98, 126-127).

13 марта 2017 года Смирнов А.Ю., полагая, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером **** является завышенной и не соответствует его рыночной стоимости, нарушает его права как налогоплательщика, обратился с настоящим административным исковым заявлением в суд (т.1 л.д.2-4; 93).

Поскольку размер земельного налога, уплачиваемого Смирновым А.Ю. за земельный участок с кадастровым номером ****, исчисляется исходя из его кадастровой стоимости, суд приходит к выводу о том, что определение в отношении данного земельного участка кадастровой стоимости влияет на обязанность административного истца по уплате налоговых платежей и у него имеется правовая заинтересованность в приведении кадастровой стоимости земельного участка в соответствие с его рыночной стоимостью.

    В обоснование своих требований административный истец представил в суд отчет ООО «******** от **** года, в котором рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером **** определена по состоянию на 01 января 2016 года в размере 11 201 226 рублей (т.1 л.д.11-88).

    В ходе рассмотрения дела судом была назначена судебная экспертиза для определения рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером **** по состоянию на 01 января 2016 года и проверки отчета об оценке на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности (т.1 л.д.135-137).

    Согласно заключению экспертов ******** от **** года Б. и К. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером **** по состоянию на 01 января 2016 года составляет 11 735 573,00 рубля. Относительно соответствия отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности в заключении экспертов указано, что отчет не в полной мере соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, однако, выявленные несоответствия не повлияли на определение итоговой величины (т.2 л.д.1-95).

    Проанализировав и оценив заключение экспертов в совокупности с другими доказательствами суд приходит к следующему.

    Экспертное заключение №**** от **** года подготовлено лицами, обладающими специальными познаниями, а также правом на проведение подобного рода исследований, а именно сотрудниками **** Б., имеющей соответствующее образование, стаж работы в оценочной деятельности 8 лет, стаж работы судебного эксперта 6 лет и К.., имеющей соответствующее образование, стаж работы в оценочной деятельности 6 лет, стаж работы судебного эксперта 5 лет, предупрежденными об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.

    Заключение экспертов №**** от **** года соответствует требованиям, предъявляемым статьёй 82 Кодекса административного и судопроизводства Российской Федерации, требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в части, применимой к рассматриваемым правоотношениям, Федерального стандарта оценки (ФСО-7), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года №611, Федерального стандарта оценки (ФСО-1), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года №297, Федерального стандарта оценки (ФСО-2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года №298, Федерального стандарта оценки (ФСО-3), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года №299, содержит полное описание объекта оценки и произведенного расчета его рыночной стоимости, методов оценки, сведений об источниках цен, подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы, в том числе относительно соответствия отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности, а также расписки экспертов о том, что они предупреждены об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.

    Правильность заключения экспертов, отвечающего требованиям статей 49,77,79,82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, участниками процесса в ходе рассмотрения дела под сомнение не ставилась, само заключение оспорено не было, возражений относительно установленной экспертами рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером **** по состоянию на 01 января 2016 года, а также формы и содержания экспертного заключения не поступало, в том числе от административного истца.

В силу статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. Указанное доказательство подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в совокупности с другими доказательствами по делу.

У суда отсутствуют основания сомневаться в правильности выводов экспертов, поскольку экспертное заключение №**** от **** года мотивировано, выводы предельно ясны, обоснованы исследованными экспертами обстоятельствами и не содержат противоречий. Указанное заключение экспертов соответствует требованиям, предъявляемым к отчету об оценке недвижимого имущества законодательством об оценочной деятельности и федеральными стандартами оценки, отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности.

Руководствуясь статьей 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и положениями Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», суд признает заключение экспертов ******** от **** года надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером ****, определенную по состоянию на дату его кадастровой оценки.

    В связи с изложенным, представленный административным истцом отчет ООО «****» №**** от **** года, суд не принимает в качестве доказательства по данному делу.

Пунктом 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.

    На основании изложенного, суд приходит к выводу о необходимости установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ****, площадью **** кв.м., адрес (местоположение) объекта: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир незавершенное строительством здание склада резины. Почтовый адрес ориентира: ****, относящегося к категории земель - земли населенных пунктов, имеющего разрешенное использование – ****, по состоянию на 01 января 2016 года, в размере его рыночной стоимости 11 735 573,00 рубля.

В связи с чем, заявленные административным истцом требования подлежат частичному удовлетворению.

    В силу разъяснений, содержащихся в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления. Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию.

С учетом изложенного датой подачи заявления Смирнова А.Ю. об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером **** в размере его рыночной следует считать 13 марта 2017 года, то есть дату его обращения в суд.

    Кроме того, административным истцом заявлены требования о возложении на административного ответчика обязанности внести в государственный кадастр недвижимости (согласно изменениям, внесенным Федеральным законом от 3 июля 2016 года №361-ФЗ в отдельные законодательные акты Российской Федерации, вступившим в силу с 1 января 2017 года, - «Единый государственный реестр недвижимости») сведения об изменении кадастровой стоимости земельного участка.

    Вместе с тем суд полагает, что предусмотренных законом оснований для возложения на административных ответчиков администрацию города Владимира, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Владимирской области и Управление Росреестра по Владимирской области обязанности по внесению изменений в Единый государственный реестр недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ****, установленной решением суда, не имеется.

    По смыслу статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для возложения судом соответствующей обязанности является факт бездействия, или незаконного отказа органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, совершить предусмотренные законом действия.

В данном случае такое основание отсутствует.

    Согласно статье 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган регистрации прав. В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган регистрации прав осуществляет их внесение в Единый государственный реестр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

    Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав).

    В силу части 4 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" отдельные полномочия органа регистрации прав, за исключением полномочий, предусмотренных в пунктах 2 - 4 части 3 настоящей статьи, на основании решений федерального органа исполнительной власти, указанного в части 1 настоящей статьи, вправе осуществлять подведомственное ему федеральное государственное бюджетное учреждение. В целях применения положений настоящего Федерального закона федеральное государственное бюджетное учреждение, наделенное полномочиями в соответствии с указанными решениями, считается органом регистрации прав.

    В соответствии с приказом Росреестра от 18 октября 2016 года № П/0515 «О наделении федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" отдельными полномочиями органа регистрации прав» федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра") наделено отдельными полномочиями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

Таким образом, орган регистрации прав, в силу прямого указания закона обязан внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения суда о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости. Возложение такой обязанности в судебном порядке возможно только в случае незаконного отказа данным органом исполнить указанное требование закона.

В данном случае до обращения административного истца в суд у ФГБУ «ФКП «Росреестра» по Владимирской области и Управления Росреестра по Владимирской области такая обязанность отсутствовала, в связи с чем, основания для возложения на них указанной обязанности не имеется. Администрация города Владимира не является органом, наделенным в соответствии с законом полномочиями по ведению Единого государственного реестра недвижимости и внесению сведений в него.

Таким образом, требования Смирнова А.Ю. о возложении обязанности внести в государственный кадастр недвижимости сведения об изменении кадастровой стоимости земельного участка не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

    административное исковое заявление Смирнова А.Ю. об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости и возложении обязанности по внесению соответствующих изменений в сведения государственного кадастра недвижимости – удовлетворить частично.

    Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ****, площадью **** кв.м., адрес (местоположение) объекта: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир незавершенное строительством здание склада резины. Почтовый адрес ориентира: ****, относящегося к категории земель - земли населенных пунктов, имеющего разрешенное использование – ****, по состоянию на 01 января 2012 года, в размере его рыночной стоимости 11 735 573 (одиннадцать миллионов семьсот тридцать пять тысяч пятьсот семьдесят три) рубля 00 копеек.

    В удовлетворении остальной части требований – отказать.

    Считать датой подачи административного искового заявления Смирнова А.Ю. об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером **** равной его рыночной стоимости 13 марта 2017 года.

    На решение может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Владимирского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья

Владимирского областного суда                     О.А. Кирюшина

****

3а-177/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Смирнов А.Ю.
Ответчики
Управление Росреестра по Владимирской области
Администрация города Владимира
Суд
Владимирский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.wld.sudrf.ru
13.03.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
13.03.2017[Адм.] Передача материалов судье
14.03.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
11.04.2017[Адм.] Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
11.04.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.04.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.05.2017[Адм.] Судебное заседание
11.07.2017[Адм.] Производство по делу возобновлено
26.07.2017[Адм.] Судебное заседание
26.07.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.07.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее