№2а-78/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
поселок Ровеньки 20 января 2020 года
Ровеньский районный суд Белгородской области в составе председательствующего судьи Головчанова О. Н. рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску прокурора Ровеньского района Белгородской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Лознянского сельского поселения муниципального района «Ровеньский район» Белгородской области о признании незаконным бездействия
у с т а н о в и л :
В ходе проведенной прокуратурой Ровеньского района Белгородской области проверки соблюдения законодательства о погребении и похоронном деле установлено, что администрацией Лознянского сельского поселения специализированная служба по вопросам похоронного дела не создана, о чем прокурором внесено представление. Представление прокурора рассмотрено, однако, нарушения закона не были устранены.
Прокурор Ровеньского района Белгородской области обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц с административным иском, в котором, с учетом уточнения требований, просит признать незаконным бездействие администрации Лознянского сельского поселения в части создания специализированной службы по вопросам похоронного дела и обязать администрацию Лознянского сельского поселения в срок до 01.04.2020 года создать специализированную службу по вопросам похоронного дела. Требования прокурор обосновал тем, что отсутствие на территории Лознянского сельского поселения специализированной службы по вопросам похоронного дела лишает лицо, принявшее на себя обязанность осуществить погребение умершего, права выбора между осуществлением такого погребения безвозмездно специализированной службой в соответствии с гарантированным перечнем услуг, либо самостоятельно с последующим получением социального пособия на погребение.
Административный ответчик не возражал против исковых требований.
В судебное заседание стороны не явились, просили рассмотреть дело без их участия, поэтому суд, на основании п.1 ч.1 ст.292 КАС РФ, перешел к рассмотрению дела в порядке упрощенного (письменного) производства.
Исследовав письменные доказательства,суд признает исковые требования обоснованными.
В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно, является необходимой формой осуществления власти народа, составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения (ст.12, ч.2 ст.3, ч.1 ст.130 Конституции РФ).
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления устанавливает Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), который к вопросам местного значения сельского поселения относит организацию ритуальных услуг (п.22 ч.1 ст.14).
Межгосударственный стандарт ГОСТ 32609-2014, введенный в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии с 1 января 2016 г. и устанавливающий обязательные для применения в документах термины и определения в области похоронного дела (далее - ГОСТ 32609-2014), определяет ритуальные услуги как результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также деятельность исполнителя по погребению останков, праха умерших или погибших, проведению похорон, содержанию мест захоронений, указывая в примечании, что под ритуальными услугами следует подразумевать похоронные и мемориальные услуги (п. 2.1.4).
Статья 17 Федерального закона N 131-ФЗ содержит перечень полномочий, которыми обладают органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения, не являющийся исчерпывающим, поскольку по вопросам, отнесенным в соответствии со статьей 14 названного закона к вопросам местного значения, федеральными законами, уставами муниципальных образований также могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения (п. 9 ч.ч. 1, 1.1 закона).
Отношения, связанные с погребением умерших, регулирует Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон N 8-ФЗ), который устанавливает гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников; гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего; санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения; основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности (статья 1).
Гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с поименованным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности, которая осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются создаваемыми органами местного самоуправления специализированными службами по вопросам похоронного дела (далее - специализированная служба), порядок деятельности которых определяется названными органами ( пункты 1, 2 ст.25, ст. 29 Закона N 8-ФЗ).
Именно специализированная служба на безвозмездной основе оказывает супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантированный законом следующий перечень услуг по погребению: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом) (пункты 1 и 2 ст. 9 Закона N 8-ФЗ).
В Указе Президента Российской Федерации от 29 июня 1996 г. N 1001 "О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших" установлено, что специализированные службы по вопросам похоронного дела оказывают на безвозмездной основе услуги по погребению, гарантированные ст. 9 Закона N 8-ФЗ лиц, а также обращено внимание на недопустимость отказа специализированных служб в оказании таких услуг в связи с отсутствием у них необходимых средств и по другим основаниям (п.1), предусмотрено, что органы местного самоуправления выделяют специализированным службам необходимые средства для оказания гарантированного перечня услуг по погребению.
В соответствии со ст.12 Закона N 8-ФЗ при отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности, погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел, также осуществляется специализированной службой, предоставляющей услуги, включающие оформление документов, необходимых для погребения; облачение тела; предоставление гроба; перевозку умершего на кладбище (в крематорий); погребение.
Специализированная служба, согласно п.1 ст.18 Закона N 8-ФЗ, принимает решение о погребении на общественном кладбище.
Закон N 8-ФЗ не содержит понятие специализированной службы. Согласно пункту 2.1.3 ГОСТа 32609-2014 - это хозяйствующий субъект, на который возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших или погибших, которые кроме ритуальных и мемориальных услуг оказывают дополнительные обрядовые, юридические и другие виды услуг.
Из положений статей 9 и 10 Закон N 8-ФЗ, в их системном единстве следует, что, устанавливая гарантии, связанные с погребением умерших, в частности, возлагая обязанность по осуществлению погребения умерших на специализированные службы, федеральный законодатель не конкретизирует способ и порядок их реализации и не исключает возможности выполнения данной деятельности другими хозяйствующими субъектами, определяя, лишь, что качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления.
Статьей 9 Закона N 8-ФЗ определено, что стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе в зависимости от категории, к которой относится умерший, за счет Пенсионного фонда Российской Федерации, федерального бюджета, Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации (п. 3).
В силу положений статьи 10 Закона N 8-ФЗ в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность по погребению умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 этого закона.
Исходя из оценки полномочий по содержанию мест захоронения и организации ритуальных услуг, отнесенных Федеральным законом N 131-ФЗ к вопросам местного значения сельских поселений в сфере похоронного дела, во взаимосвязи с Законом N 8-ФЗ, органы местного самоуправления сельских поселений должны осуществлять меры организационно-властного воздействия, направленные на создание условий для обеспечения безусловного исполнения закона, гарантирующего каждому человеку после его смерти погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с названным законом (п.1 ст.7 Закона N 8-ФЗ), и оказание на безвозмездной основе определенного законом перечня услуг по погребению (ст. 9 приведенного закона).
Анализ приведенных законоположений приводит к заключению, что федеральный законодатель предусмотрел необходимость создания в сельском поселении специализированной службы именно органом местного самоуправления как гарантию безусловного исполнения требований Закона N 8-ФЗ и предоставления лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, права выбора организации, осуществляющей услуги по погребению, независимо от наличия на территории муниципального образования иных субъектов предпринимательской деятельности, оказывающих услуги в сфере похоронного дела.
Конституция Российской Федерации, закрепляя гарантии экономической и финансовой самостоятельности местного самоуправления, устанавливает, что его органы самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет (ч. 1 ст. 132).
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 11 ноября 2003 г. N 16-П указал, что конституционные положения о самостоятельности местного самоуправления в пределах предоставленных его органам полномочий, в том числе финансовых, получили конкретизацию в Бюджетном кодексе РФ, предусматривающем выделение бюджетов местного самоуправления (местных бюджетов) в самостоятельный уровень единой бюджетной системы Российской Федерации (ст. 10, 28 и 29) и устанавливающем принцип самостоятельности бюджетов, из которого вытекает, в том числе право органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования бюджетных средств (ст. 31).
Следовательно, орган местного самоуправления вправе самостоятельно определить конкретную организационно-правовую форму создания специализированной службы, уполномоченную выполнять функции, предусмотренные для таковой Законом N 8-ФЗ.
Из ответа администрации Лознянского сельского поселения в адрес прокурора Ровеньского района следует, что специализированная служба по вопросам похоронного дела в администрации отсутствует, чем, по мнению суда, нарушаются права неопределенного круга лиц.
Представленные доказательства суд оценивает как относимые, допустимые и достоверные, оценив их в совокупности, суд считает, что они в достаточной степени подтверждают доводы прокурора.
Следовательно, административный иск подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 291-294 КАС РФ, суд
р е ш и л :
Административный иск прокурора Ровеньского района Белгородской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Лознянского сельского поселения муниципального района «Ровеньский район» Белгородской области о признании незаконным бездействия удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Лознянского сельского поселения муниципального района «Ровеньский район» Белгородской области в части создания специализированной службы по вопросам похоронного дела.
Обязать администрацию Лознянского сельского поселения муниципального района «Ровеньский район» Белгородской области в срок до 01.04.2020 года создать специализированную службу по вопросам похоронного дела.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Белгородский областной суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле копии решения.
Председательствующий Головчанов О. Н.