Дело № 2-300/2024
УИД 21RS0007-01-2024-000502-56
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
24 июля 2024 года г. Козловка
Козловский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего, судьи Ефимова О.Н, при секретаре Даниловой О.В., с участием помощника прокурора Козловского района Чувашской Республики Горбачёнок В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Козловского района Чувашской Республики к Муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования "Козловская детская школа искусств" Козловского муниципального округа Чувашской Республики о возложении обязанности оборудовать здание образовательного учреждения молниезащитой,
установил:
Прокурор Козловского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования "Козловская детская школа искусств" Козловского муниципального округа Чувашской Республики (далее - МБУ ДО "Козловская детская школа искусств"), в котором просил возложить на ответчика обязанность в течение пяти месяцев с момента вступления в законную силу решения суда оборудовать здание МБУ ДО "Козловская детская школа искусств" площадью 1 438,5 кв. м, расположенное по адресу: Чувашская Республика, Козловский муниципальный округ, г. Козловка, ул. Калинина, д. 5, устройством молниезащиты.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой района проанализировано соблюдение законодательства о пожарной безопасности в деятельности образовательных учреждений района. Установлено, что здание МБУ ДО "Козловская детская школа искусств", вопреки требованиям действующих нормативных правовых актов не имеет устройства молниезащиты, что ставит под угрозу жизнь и здоровье обучающихся, их родителей, работников образовательного учреждения.
В судебном заседании помощник прокурора Горбачёнок В.С. исковое заявление поддержала по изложенным в нем основаниям.
Представитель ответчика МБУ ДО "Козловская детская школа искусств" в судебное заседание не явился, о времени и месте разбирательства дела извещен своевременно и надлежащим образом, в адресованном суду заявлении и.о. директора школы Терентьева В.М. просила о рассмотрении гражданского дела в ее отсутствие.
Представители третьих лиц - администрации Козловского муниципального округа Чувашской Республики и ОНД и ПР по Козловскому муниципальному округу управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Чувашской Республике-Чувашии в судебное заседание также не явились, о времени и месте слушания дела извещены заблаговременно и надлежащим образом. Глава администрации ходатайствовал о рассмотрении дела в их отсутствие.
В соответствии с частью 3 статьи 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика и третьего лица.
Заслушав прокурора, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" и части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
Настоящий иск заявлен прокурором в интересах неопределенного круга лиц - участников образовательной деятельности: учащихся школы искусств, их родителей (законных представителей), педагогических работников образовательного учреждения, в целях обеспечения их безопасного пребывания в здании образовательного учреждения.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности" основными принципами обеспечения безопасности является, в том числе приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности.
Из материалов дела следует и установлено судом, что согласно Уставу МБУ ДО "Козловская детская школа искусств" является бюджетным учреждением дополнительного образования, осуществляет деятельность по адресу: Чувашская Республика, г. Козловка, ул. Калинина, д. 5. Учредителем школы и собственником ее имущества является Козловский муниципальный округ в лице администрации Козловского муниципального округа Чувашской Республики. Финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется в соответствии с муниципальным заданием, которое формируется и утверждается учредителем, в виде субсидий из бюджета Козловского муниципального округа с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за учреждением или приобретенных учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества. Источниками финансового обеспечения деятельности учреждения являются: субсидии из бюджета Козловского муниципального округа Чувашской Республики на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ); субсидии на иные цели; бюджетные инвестиции; средства от приносящей доход деятельности; безвозмездные или благотворительные взносы, добровольные пожертвования юридических и физических лиц; иные источники в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики. Учреждение обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении, в том числе, финансово-экономической деятельности. К компетенции учреждения в установленной сфере деятельности относится, среди прочего, материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья учащихся и работников учреждения. Учреждение создает безопасные условия обучения, воспитания учащихся, присмотра и ухода за воспитанниками, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье учащихся и работников (пункты 1.2, 1.4, 1.5, 2.7, 5.22, 7.2, 7.4).
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона N 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности.
В силу статьи 20 Федерального закона N 69-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
В Федеральном законе от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" перечислены способы исключения условии образования в горючей среде (или внесения в нее) источников зажигания.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 50 вышеуказанного Закона предусмотрено устройство молниезащиты зданий, сооружений, строений и оборудования.
Согласно статье 5.1 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ"О техническом регулировании" особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Федеральный закон N 384-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона N 384-ФЗ, Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Ранее действующим Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2020 N 985 утвержден "Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Согласно пункту 68 указанного Постановления обязательным являлось применение требований СП 118.13330.2012 "СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения".
Приказом Минстроя России от 19.05.2022 N 389/пр взамен СП 118.13330.2012 утвержден СП 118.13330.2022 "СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения", который согласно преамбуле Приказа разработан в целях обеспечения соблюдения требований Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" с учетом требований Федеральных законов от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Согласно СП 118.13330.2022 "СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения" (ред. от 25.10.2023) перечень основных функционально-типологических групп зданий и помещений общественного назначения, на которые распространяется настоящий Свод правил, приведен в приложении Б, в котором также указаны образовательные организации дополнительного образования взрослых и детей (общего и профессионального) (пункт 1.2).
Пунктом 8.22 СП 118.13330.2022 "СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения" (ред. от 25.10.2023) установлено, что молниезащита зданий выполняется с учетом наличия телевизионных антенн и трубостоек телефонной сети или сети проводного вещания. Требования к устройствам молниезащиты приведены в Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной приказом Минэнерго России от 30.06.2003 N 280.
Общероссийским строительным каталогом (СК-1) настоящей Инструкции присвоен номер СО 153-34.21.122-2003.
Таким образом, в силу вышеприведенных нормативных положений вопросы обеспечения устройствами молниезащиты регулируются СО 153-34.21.122-2003 Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной приказом Минэнерго России от 30.06.2003 N 280.
Согласно абз. 1 раздела 1 данной Инструкции, она распространяется на все виды зданий, сооружений и промышленные коммуникации независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности.
Согласно таблице 2.1 Инструкции к числу обычных объектов, подлежащих обустройству системой молниезащиты, отнесены школы.
Таким образом, Инструкция по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций является нормативным документом, обязательным для применения всеми субъектами, обязанными обеспечивать безопасность зданий и сооружений, в том числе МБУ ДО "Козловская детская школа искусств".
При разбирательстве дела судом установлено, что прокуратурой Козловского района Чувашской Республики проанализировано соблюдение законодательства о пожарной безопасности в деятельности образовательных учреждений района. В адрес заместителя главы администрации муниципального округа по социальным вопросам - начальника отдела образования и молодежной политики администрации Козловского муниципальнго округа Чувашской Республики направлен запрос (исх. N 11-01-2024/898-24-20970008 от 26.06.024) о предоставлении сведений об оборудовании зданий общеобразовательных учреждений округа системой молниезащиты.
Согласно ответу начальника отдела образования и молодежной политики администрации Козловского муниципального округа Чувашской Республики N 08-01-22/631 от 27.06.2024, на зданиях 8 общеобразовательных, 4 дошкольных учреждений частично имеются металлические конструкции крыши, водосточные трубы. Здания оборудованы заземлением, в том числе, заземлением оборудовано здание МБУ ДО "Козловская детская школа искусств". В планах финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений Козловского муниципального округа на 2024 год денежные средства на оборудование зданий школ и детских садов системой молниезащиты не предусмотрены.
Итоги анализа отражены в справке, составленной 28.06.2024 помощником прокурора района, из которой, в частности, следует, что здание школы искусств, представляющее собой двухэтажное кирпичное строение с подвалом, оснащенное электроустановками, обеспечивающими деятельность системы электроснабжения здания, в том числе, имеющихся в здании системы пожарной сигнализации и системы видеонаблюдения, не оборудовано устройством молниезащиты.
Из технического паспорта, составленного 15.04.2020 ООО "Бюро технической инвентаризации" Козловского района по состоянию на 21.02.2020, следует, что здание Козловской детской музыкальной школы, расположенное по адресу: Чувашская Республика, г. Козловка, ул. Калинина, д. 5, имеет два этажа, подвал, площадь составляет 1087,4 кв. м. Описание конструктивных элементов здания сведений об устройстве молниезащиты не содержит.
Факт отсутствия на здании МБУ ДО "Козловская детская школа искусств" устройства молниезащиты ответчиком по делу не оспаривается.
Сведений о том, что на момент рассмотрения дела здание школы искусств оснащено устройством молниезащиты, в суд не представлено.
Оборудование здания образовательного учреждения системой молниезащиты является обязательным и направлено на обеспечение безопасности жизни и здоровья воспитанников и работников учреждения.
Соглашаясь с доводами иска, суд считает, что отсутствие устройства молниезащиты, безусловно, влечет нарушение прав несовершеннолетних на охрану здоровья, создает опасные условия для их обучения, содержания, а также создает угрозу для их пребывания, а также пребывания их родителей (законных представителей) и членов педагогического коллектива в здании образовательного учреждения.
При этом суд считает необходимым отметить, что оборудование здания школы искусств заземлением не освобождает ответчика от обязанности оборудовать здание системой молниезащиты, поскольку данная обязанность предусмотрена положениями СП 118.13330.2022 "СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения", а также Инструкцией по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной приказом Минэнерго России от 30.06.2000 N 840.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности и наличии оснований для удовлетворении исковых требований прокурора о возложении на МБУ ДО "Козловская детская школа искусств" обязанности по оборудованию здания школы устройством молниезащиты.
В соответствии с частью 2 статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Разрешая вопрос о сроке, который необходимо предоставить ответчику для исполнения судебного решения, суд, учитывая существо выявленных нарушений, принимая во внимание соблюдение баланса интересов сторон, считает возможным установить ответчику требуемый прокурором срок для выполнения возлагаемой обязанности - пять месяцев, данный срок является разумным и подлежит исчислению с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 196-199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск прокурора Козловского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования "Козловская детская школа искусств" Козловского муниципального округа Чувашской Республики удовлетворить.
Возложить на Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Козловская детская школа искусств" Козловского муниципального округа Чувашской Республики (ИНН 2107005213) обязанность в течение 5 (пяти) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать здание Козловской детской школы искусств, расположенное по адресу: Чувашская Республика, Козловский муниципальный округ, г. Козловка, ул. Калинина, д. 5, устройством молниезащиты.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Козловский районный суд Чувашской Республики.
Председательствующий, судья Ефимов О.Н.
Решение в окончательной форме принято 24 июля 2024 года.
Председательствующий, судья Ефимов О.Н.