Дело №2-103/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пгт. Верховье 20 апреля 2016 года
Верховский районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Глебовой Т.В.,
с участием истца Бутырской Е.П., представителя ответчика – Органа опеки и попечительства администрации Верховского района Орловской области по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. Выскребенцевой В.А., при секретаре Наумовой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Бутырской ЕП к администрации Верховского района Орловской области, органу опеки и попечительства администрации Верховского района Орловской области, Департаменту социальной защиты, опеки и попечительства Орловской области об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Бутырская Е.П. обратилась в суд с иском к Администрации Верховского района Орловской области и Органу опеки и попечительства администрации Верховского района Орловской области о предоставлении ей в пределах Верховского района Орловской области благоустроенного жилого помещения на территории Верховского района Орловской области, отвечающего санитарным и техническим требованиям по договору найма специализированных жилых помещений общей площадью не менее 28 кв.м. и не более 40 кв.м.
В обоснование иска истица указала, что является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, поскольку её мать ФИО5 лишена родительских прав в отношении дочери решением Верховского районного суда Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ.; сведения об отце – ФИО6 в свидетельстве о рождении записаны со слов матери; её отец ФИО7 умер.
Постановлением главы администрации Галичинского сельского поселения Верховского района Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ. № ФИО8 назначена опекуном Бутырской (Рассохиной) Е.П. С ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. обучалась в <данные изъяты>. В ДД.ММ.ГГГГ заключен брак с ФИО9, имеет двоих несовершеннолетних детей ФИО16, ДД.ММ.ГГГГ рождения и ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ рождения. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. обучалась в <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением № на основании её заявления от ДД.ММ.ГГГГ была поставлена на учет и включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда. Однако до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено. Собственного жилья она не имеет, вместе с семьей проживает в жилом доме, принадлежащем её свекрови.
Указывает, что на основании ст. 109.1 ЖК РФ, Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, Закона Орловской области от 06.12.2007 № 727-ОЗ "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закона Орловской области от 22.08.2005 №529-ОЗ, ей должно быть предоставлено жилье общей площадью в соответствии с нормами предоставления по месту постановки на учет органом местного самоуправления вне очереди.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ. к участию в рассмотрении данного гражданского дела соответчиком привлечен Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области, третьими лицами, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент финансов Орловской области и Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области.
В судебном заседании истица Бутырская Е.П. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске и пояснила, что Постановлением главы администрации Верховского района Орловской области № была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении ДД.ММ.ГГГГ., однако до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено. Не предоставление в течение длительного времени ей жилого помещения как лицу, нуждающемуся в жилье из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нарушает её права, гарантированные государством.
Представитель ответчика Выскребенцева В.А. не возражала против удовлетворения исковых требований, просила установить сроки предоставления жилого помещения в три месяца и пояснила, что Бутырская Е.П. как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, имеющих право на получение жилого помещения, ДД.ММ.ГГГГ. Действующее законодательство не содержит норм, предусматривающих возможность предоставления специализированных жилых помещений названной категории лиц вне очереди. Следовательно, по мере поступления денежных средств жилье истице будет приобретено и предоставлено в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении. Очередность в указанном списке формируется в хронологической последовательности. Расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели Законом Орловской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Поскольку дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, включенные в список, так же как и Бутырская Е.П., подлежащие обеспечению жилыми помещениями, также имеют право на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения и включены в данный список в соответствии с хронологической последовательностью, то предоставление жилого помещения истице во внеочередном порядке приведет к нарушению их прав, гарантированных Конституцией РФ, а потому предоставление жилого помещения Бутырской Е.П. возможно в соответствии со сформированными списками согласно очередности и в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013г.
Представитель ответчика – администрации Верховского района Орловской области Голятина Е.В. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В отзыве на исковое заявление не возражала против удовлетворения исковых требования, просила установить сроки предоставления жилого помещения в три месяца.
Представитель соответчика - Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ., третьих лиц - Департамента строительства, ТЭК, ЖКХ транспорта и дорожного хозяйства Орловской области по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ., Департамента Финансов Орловской области по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ. – Морозова Ю.А., будучи надлежащим образом извещенной о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела без участия представителя.
В Возражениях на исковое заявление представитель соответчика - Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области Морозова Ю.А. указала, что считает исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по тем основаниям, что Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области не является надлежащим ответчиком по настоящему гражданскому делу, поскольку принятие на учет и предоставление жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления. Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области формирует общий список на основании информации, предоставляемой уполномоченными органами местного самоуправления. Кроме того, учитывая, что истица состоит на учете более 1 года (с 2013 года), требуется подтверждение её права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, является ли истица собственником, нанимателем или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, возможно ли её проживание в занимаемом помещении, кому оно принадлежит и на каком основании истица в нем проживает.
В Отзыве на исковое заявление от имени Департамента строительства, ТЭК, ЖКХ транспорта и дорожного хозяйства Орловской области Морозова Ю.А. указала, что исковые требования удовлетворению не подлежат. В обоснование приведены доводы, аналогичные доводам, изложенным в возражениях Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области.
Согласно ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Исходя из положений Конституции Российской Федерации, служащих основой конституционно-правовых отношений, содержанием которых являются в том числе права детей, Российская Федерация призвана создавать условия, обеспечивающие детям достойную жизнь и свободное развитие, и гарантировать реализацию их прав, в частности права на жилище, с учетом положений международно-правовых актов, являющихся в силу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены пп. «ж» и «к» ч.1 ст.72 Конституции РФ к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
На основании ч.1 ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В ст.8 Федерального закона от 21 ноября 1996 года №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (п.1).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений (п.2).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка (п.3).
Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации (п.5).
Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет (п.6).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п.7).
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации п.8).
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п.9).
По смыслу закона, жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным гражданам по общему правилу немедленно по достижении ими 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Федеральным законом от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение отнесены к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.ч.1,2 ст. 1 Закона Орловской области от 06.12.2007 № 727-ОЗ "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Орловской области.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в части 1 настоящей статьи и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Частью 1 ст. 2 названного Закона установлено, что принятие на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, осуществляется органами местного самоуправления Орловской области, уполномоченными на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - уполномоченный орган местного самоуправления), по месту жительства
На основании ч.1 ст.3 Закона гражданам, перечисленным в части 1 статьи 1 настоящего Закона, состоящим на учете, жилые помещения предоставляются на основании решений органа местного самоуправления по договорам найма специализированного жилого помещения. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения выдаются или направляются лицам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.
По договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по месту их жительства общей площадью жилого помещения на одного человека в размере 33 квадратных метров.
В случае отсутствия жилых помещений общей площадью жилого помещения на одного человека в размере 33 квадратных метров по месту жительства ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из-за конструктивных и технических параметров многоквартирного жилого дома или жилого дома размер общей площади жилого помещения на одного человека, предоставляемого в соответствии с настоящим Законом, уменьшается не более чем на 5 квадратных метров или увеличивается не более чем на 7 квадратных метров (ч.3).
В ст.6 Закона Орловская область наделяет органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Орловской области (далее - органы местного самоуправления) на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в Федеральном законе от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ и законодательстве субъектов Российской Федерации обстоятельств.
Как следует из вышеприведенных правовых норм, правоотношения в сфере социального обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации возникают между гражданином и государством исключительно после присвоения гражданину определенного статуса лица, в том числе статуса ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей. С указанного момента у гражданина возникает право на социальную поддержку со стороны государства. При этом право носит заявительный характер. С момента заявления гражданином о реализации своего права у государства возникает обязанность по предоставлению данному гражданину социальной поддержки в порядке, установленном законом. Ненадлежащее исполнение соответствующим органом власти установленных законом обязанностей не может служить препятствием для реализации гражданином его прав, в том числе жилищных.
Согласно п.1 «Положения о Департаменте социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области", утвержденного Постановлением Правительства Орловской области от 22.12.2014 N 397 Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области является органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющим функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, а также правоприменительные функции и функции по контролю (надзору) в сферах социальной защиты населения и социального обслуживания граждан, опеки и попечительства Орловской области.
На основании п.п. 5, 5.7 Департамент реализует на территории области единую государственную политику в сферах социальной защиты населения и социального обслуживания граждан, опеки и попечительства (далее - подведомственная сфера деятельности), а также осуществляет следующие полномочия, в том числе осуществляет работу по предоставлению мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Орловской области.
По указанным основаниям доводы представителя Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области Морозовой Ю.А. о том, что Департамент является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, являются необоснованными.
Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела, Рассхохина Е.П., после заключения брака - Бутырская Е.П. (л.д.16) является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку её мать ФИО5 лишена родительских прав в отношении дочери решением Верховского районного суда Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.11); данные об отце в свидетельстве о рождении записаны со слов матери (л.д.22).
Постановлением главы администрации Галичинского сельского поселения Верховского района Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ. № опекуном Рассохиной Е.П. назначена её бабушка – ФИО8 (л.д.15). Какое-либо жилое помещение за Рассохиной Е.П. не закреплялось.
С ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2 проходила обучение в <данные изъяты> (л.д.19-20).
На основании Постановления главы администрации Верховского района Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ. № Бутырская Е.П. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление благоустроенных жилых помещений в Верховском районе Орловской области по договору найма специализированного жилого помещения (л.д.10,69).
Бутырская Е.П. зарегистрирована по адресу: <адрес>, что подтверждается паспортом серии № № (л.д.7-8) совместно с мужем ФИО9, сыном – ФИО16, ДД.ММ.ГГГГ рождения (л.д.17) и дочерью ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ рождения (л.д.18,21).
Собственниками данного жилого помещения являются ФИО17, ФИО18 и ФИО19 по 1/3 доле каждый, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права № и № от ДД.ММ.ГГГГ.(л.д. 47-48,56).
По техническому паспорту жилого дома по адресу: <адрес>, общая площадь дома составляет 5602 кв.м.(л.д.49-55).
Согласно свидетельства № от ДД.ММ.ГГГГ. Бутырская Е.П. зарегистрирована по месту пребывания в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., квартира является муниципальной собственностью (л.д.9,82).
По сообщению Управления Росреестра по Орловской области № от ДД.ММ.ГГГГ. информация о правах Бутырской Е.П. на какие-либо объекты недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует (л.д.23).
Из информации МИФНС № 5 по Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ. у Бутырской Е.П. отсутствуют сведения о наличии имущества (л.д.70-71).
По сведения МИ ФНС России №5 по Орловской области № от ДД.ММ.ГГГГ. Бутырская Е.П. статуса индивидуального предпринимателя или главы крестьянско-фермерского хозяйства не имеет (л.д.46).
Таким образом, судом установлено, что у истицы, как нуждающейся в жилом помещении, возникло право на внеочередное предоставление жилого помещения в порядке, установленном законом. Как имеющая право на внеочередное получение жилого помещения, Бутырская Е.П. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (л.д.69).
Однако полагающееся по закону жилое помещение ей не было предоставлено до настоящего времени, что не отрицалось представителем ответчика.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 года №15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2013 года. Действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Суд считает, что поскольку Бутырская Е.П. не реализовала принадлежащее ей право на обеспечение жилым помещением до ДД.ММ.ГГГГ, на спорные правоотношения распространяется положение Федерального закона в действующей редакции.
Доводы представителя ответчика о том, что предоставление Бутырской Е.П. жилого помещения вне очереди приведет к нарушению прав иных лиц, включенных в сводный список ранее истца, суд считает необоснованными, поскольку ни ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ, ни иные статьи указанного закона не устанавливают очередность внутри списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Действующим законодательством право граждан на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда. Указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет. Жилое помещение должно предоставляться немедленно после наступления предусмотренных законом обстоятельств, по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствующем населенном пункте муниципального образования с учетом нормы предоставления площади жилого помещения не менее 33 кв.м.
По смыслу ст.204 ГПК РФ, суд вправе установить срок исполнения решения суда, однако в законе отсутствует норма, обязывающая суд устанавливать такой срок, а также отсутствуют критерии определения необходимости его установления.
Согласно общим принципам судопроизводства, решение суда обязательно для всех без исключения органов государственной власти и должно быть исполнено в разумный срок.
По указанным основаниям доводы ответчика об установлении срока для предоставления Бутырской Е.П. жилого помещения в три месяца подлежат отклонению.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, учитывая конкретные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что исковые Бутырской Е.П. об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Бутырской ЕП к администрации Верховского района Орловской области, органу опеки и попечительства администрации Верховского района Орловской области, Департаменту социальной защиты, опеки и попечительства Орловской области об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение, удовлетворить.
Обязать администрацию Верховского района Орловской области предоставить Бутырской ЕП, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения с учетом нормы предоставления площади жилого помещения не менее 28 кв.м. и не более 40 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям, на территории муниципального образования Верховский район Орловской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Верховский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено 24 апреля 2016 года.
Председательствующий Т.В.Глебова