Дело № 2а-2940/2021
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
08 апреля 2021 года г. Челябинск
Центральный районный суд г.Челябинска в составе:
председательствующего судьи Гречишниковой Е.В.,
при секретаре Дьяченко К.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по Центральному району г.Челябинска к Кроткову Дмитрию Вениаминовичу о взыскании задолженности по налогам и страховым взносам,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по Центральному району г. Челябинска (далее по тексту ИФНС России по Центральному району г. Челябинска) обратилась в суд административным иском к Кроткову Д.В. о взыскании задолженности по:
пени по налогу на доходы физических лиц за 2014-2017 годы в размере 971,15 руб., начисленной за период с 01.01.2019 по 17.01.2019 года; пени по налогу за 2016 год по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Фонда Федерального обязательного медицинского страхования до 01.01.2017 года в размере 0,64 руб., начисленные за период с 01.01.2019 по 17.01.2019 года; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 года, налог за 2019 год в размере 29 354 руб., пени в размере 55,04 руб., начисленные за период с 01.01.2020 по 09.01.2020 года; пени по налогу за 2017-2018 годы в размере 243,14 руб., начисленные за период с 01.01.2019 по 21.01.2019 года; по налогу по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Фонда Федерального обязательного медицинского страхования с 01.01.2017 года: налог за 2019 год в размере 4 590 руб., пени в размере 12,91 руб., начисленные за период с 01.01.2020 по 09.01.2020 года; пени по налогу за 2017-2018 годы в размере 43 руб., начисленные за период с 01.01.2019 по 21.01.2019 года, всего в размере 35 269,88 руб. (л.д.4-7).
В обоснование требований указано на то, что Кротков Д.В. с 15.05.2012 года по настоящее время состоит на налоговом учете в ИФНС по Центральному району г.Челябинска в качестве физического лица, осуществляющего адвокатскую деятельность и в соответствии со ст. 227 Налогового кодекса РФ является налогоплательщиком налога на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности адвокатами, занимающимися частной практикой, страховых взносов. Однако своевременно задолженность по уплате в бюджет страховых взносов и пеней не уплатил. Административному ответчику было предложено добровольно уплатить указанную задолженность, однако требование в добровольном порядке не исполнено.
Представитель административного истца ИФНС по Центральному району г. Челябинска в судебном заседании участия не принял, извещен надлежащим образом.
Административный ответчик Кротков Д.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Представил письменные возражения на административный иск, в которых просит отказать в удовлетворении данного иска в полном объеме, со ссылкой на пропуск административным истцом срока исковой давности.
При таких обстоятельствах, учитывая положения ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Суд, исследовав материалы дела, проверив расчет задолженности, находит административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации и ст. 23 Налогового кодекса РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Пунктом 1 ст. 209 Налогового кодекса РФ установлено, что объектом налогообложения по НДФЛ признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в РФ и (или) за пределами РФ – для физических лиц являющихся налоговыми резидентами РФ.
В соответствии с п. п. 1, 3 ст. 210 Налогового кодекса РФ в целях исчисления НДФЛ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 Налогового кодекса РФ.
Налогоплательщик на основании п.п. 3, 4 ст. 228 Налогового кодекса РФ обязан представить в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ и уплатить общую сумму налога, подлежащую уплате в соответствующий бюджет, исчисленную из налоговой декларации.
В соответствии с п. 1 ст. 229 Налогового кодекса РФ налогоплательщики представляют налоговую декларацию по НДФЛ в срок не позднее 30 апреля следующего налогового периода.
Согласно ст. 227 Налогового кодекса РФ общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений статьи, уплачивается в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно материалам дела, Кротков Д.В. с 15.05.2012 года по настоящее время состоит на налоговом учете в ИФНС по Центральному району г.Челябинска в качестве физического лица, осуществляющего адвокатскую деятельность и в соответствии со ст.227 Налогового кодекса РФ является налогоплательщиком налога на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности адвокатами, занимающимися частной практикой, страховых взносов.
Кротковым Д.В. в налоговый орган представлены налоговые декларации формы 3-НДФЛ о доходах физического лица за 2014-2017 годы. В соответствии с данными документами налогоплательщик определил свои обязательства по налогу на доходы физических лиц.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ в обязанности налогоплательщиков, в частности, вменяется осуществление уплаты законно установленных налогов и сборов.
Основополагающие общие правила и порядок исполнения налогоплательщиком соответствующей обязанности регламентированы в п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ.
С учетом положений ст. ст. 48, 69 Налогового кодекса РФ основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога служит неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога; в случае неисполнения соответствующего требования налоговый орган принимает впоследствии принудительные меры, направленные на взыскание задолженности.
В ИФНС России по Центральному району г. Челябинска Кротковым Д.В. не исполнена обязанность по уплате в бюджет недоимки по НДФЛ за 2014-2017 годы. До настоящего времени задолженность по НДФЛ за 2014-2017 годы налогоплательщиком в полном объеме не погашена.
Согласно ст. 75 Налогового кодекса РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора начисляется пеня, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Поскольку обязанность по уплате сумм НДФЛ Кротковым Д.В. в установленный срок не исполнена, на неуплаченную сумму налога за период с 01.01.2019 по 17.01.2019 года была начислена пеня, размер которой составил 971,15 руб. (требование № от 11.07.2019 года по сроку исполнения до 28.10.2019 года).
В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 года №250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», с 01 января 2017 года Закон № 212-ФЗ утратил силу.
Вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование с указанной даты регулируются главой 34 части второй Налогового кодекса РФ.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» и ст. 419 Налогового кодекса РФ индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой, являются страхователями по пенсионному и социальному страхованию и плательщиками страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ.
Данная обязанность по уплате страховых взносов возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, адвоката, медиатора, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, оценщика, патентного поверенного и иного лица, занимающегося в установленном законодательством РФ порядке частной практикой и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве.
Частью 2 ст. 432 Налогового кодекса РФ установлено, что суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии со ст. 432 Налогового кодекса РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подп. 2 п. 1 ст. 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со ст. 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование
Согласно ч. 5 ст. 421 Налогового кодекса РФ для плательщиков, указанных в подп. 1 п. 1 ст. 419 настоящего Кодекса, на период 2017 - 2021 годов предельная величина базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование устанавливается с учетом определенного на соответствующий год размера средней заработной платы в Российской Федерации, увеличенного в двенадцать раз, и следующих применяемых к нему повышающих коэффициентов на соответствующий календарный год.
Из материалов дела следует, что Кротков Д.В. состоит на налоговом учете в ИФНС России по Центральному району г.Челябинска как адвокат, однако своевременно задолженность по уплате в бюджет страховых взносов не оплатил.
Согласно ст. 75 Налогового кодекса РФ пенями признается установленная денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающих сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно.
Административный ответчик своевременно не произвел уплату страховых взносов за 2017-2018-2019 годы и имеет задолженность по: пени по налогу по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет ФФОМС за периоды до 01.01.2017 года в размере 0,64 руб.; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии за период с 01.01.2017 года за 2019 год в размере 29 354 руб., пени в размере 55,04 руб., пени за 2017-2018 годы в размере 243,14 руб.; по налогу по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет ФФОМС за периоды с 01.01.2017 года за 2019 год в размере 4 590 руб., пени в размере 12,91 руб., пени за 2017-2018 годы в размере 43 руб.; а всего в размере 35 269,88 руб. (л.д.14-17,18).
Представленный административным истцом расчет судом проверен и принят как математически верный.
В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Налоговым органом в отношении Кроткова Д.В. выставлены требования об уплате налога:
№ от 11.07.2019 года по сроку исполнения до 28.10.2019 года (л.д. 9-10);
№ от 10.01.2020 года по сроку исполнения 11.02.2020 года (л.д. 12);
Административному ответчику Кроткову Д.В. было предложено добровольно уплатить указанную задолженность, однако требования в добровольном порядке им не исполнены.
В силу положений п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ, а также положений главы 32 Кодекса административного судопроизводства РФ общий срок на обращение в суд составляет 6 месяцев с момента истечения срока для добровольного исполнения требования об уплате налогов, страховых взносов, пени.
В соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ, требование о взыскании, налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 руб., налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 руб.
Согласно материалам дела сумма, подлежащая взысканию с Кроткова Д.В., превысила 3000 руб. по требованию от 10.01.2020 года № по сроку исполнения до 11.02.2020 года.
Таким образом, срок обращения в суд в порядке приказного производства истекал 11.08.2020 года.
ИФНС России по Центральному району г.Челябинска в установленные законом сроки 23.03.2020 года обратилась с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности с Кроткова Д.В. к мировому судье.
23.03.2020 года мировым судьей судебного участка №2 Центрального района г. Челябинска вынесен судебный приказ о взыскании задолженности с Кроткова Д.В.
15.10.2020 года мировым судьей судебного участка №2 Центрального района г. Челябинска вынесено определение об отмене судебного приказа от 23.03.2020 года, следовательно, требование о взыскании задолженности может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, т.е. не позднее 15.04.2021 года. С настоящим административным иском Инспекция обратилась в суд 04.02.2021 года, т.е. в установленный срок.
Поскольку доказательств погашения задолженности по налогам и страховым взносам в материалы дела административным ответчиком Кротковым Д.В. не представлено, суд считает возможным административные исковые требования ИФНС России по Центральному району г.Челябинска удовлетворить.
При указанных обстоятельствах, требования ИФНС России по Центральному району г.Челябинска к Кроткову Д.В. о взыскании задолженности по налогу и страховым взносам подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 111, ч.1 ст.114 Кодекса административного судопроизводства РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 1 258,10 руб.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Инспекции Федеральной налоговой службы России по Центральному району г.Челябинска к Кроткову Дмитрию Вениаминовичу о взыскании задолженности по налогу и страховым взносам, удовлетворить.
Взыскать с Кроткова Дмитрия Вениаминовича в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Центральному району г.Челябинска задолженность по взысканию пени по налогу на доходы физических лиц за 2014-2017 годы в размере 971,15 руб., начисленной за период с 01.01.2019 по 17.01.2019 года; пени по налогу за 2016 год по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования до 01.01.2017 года в размере 0,64 руб., начисленные за период с 01.01.2019 по 17.01.2019 года; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 года, налог за 2019 год в размере 29 354 руб., пени в размере 55,04 руб., начисленные за период с 01.01.2020 по 09.01.2020 года; пени по налогу за 2017-2018 годы в размере 243,14 руб., начисленные за период с 01.01.2019 по 21.01.2019 года; по налогу по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования с 01.01.2017 года: налог за 2019 год в размере 4 590 руб., пени в размере 12,91 руб., начисленные за период с 01.01.2020 по 09.01.2020 года; пени по налогу за 2017-2018 годы в размере 43 руб., начисленные за период с 01.01.2019 по 21.01.2019 года, всего в размере 35 269,88 руб.
Взыскать с Кроткова Дмитрия Вениаминовича в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1258,10 руб.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Центральный районный суд г.Челябинска.
Председательствующий Е.В. Гречишникова
Мотивированное решение изготовлено 16 апреля 2021 года.