№88а-14757/2021
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Челябинск 15 сентября 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Сапрыгиной Л.Ю.,
судей Ладейщиковой М.В., Тетюева С.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента финансов и имущества администрации города Кургана на решение Курганского городского суда Курганской области от 15 февраля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курганского областного суда от 23 июня 2021 года по административному делу №2а-2634/2021 по административному иску Работягина Андрея Николаевича, Работягиной Марии Сергеевны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних <данные изъяты>, к Департаменту финансов и имущества администрации города Кургана о признании незаконным бездействия в приостановлении операций по счетам должника, возложении обязанности приостановить осуществление операций по расходованию средств на счетах должника,
заслушав доклад судьи Ладейщиковой М.В. об обстоятельствах дела, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Решением Курганского городского суда Курганской области от 28 марта 2018 года возложена обязанность на администрацию города Кургана предоставить вне очереди Работягину Андрею Николаевичу, Работягиной Марии Сергеевне, <данные изъяты> благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в пределах города Кургана, отвечающее санитарным и техническим требованиям, в виде отдельной квартиры общей площадью не менее 31 кв.м. на состав семьи из четырех человек.
21 февраля 2019 года на основании определения Курганского городского суда Курганской области изменен способ и порядок исполнения решения Курганского городского суда от 28 марта 2018 года, взыскано с администрации города Кургана в пользу Работягина Андрея Николаевича, Работягиной Марии Сергеевны, <данные изъяты> в равных долях стоимость отдельного благоустроенного жилого помещения в черте города Кургана, отвечающего санитарно-техническим нормам, общей площадью не менее 31 кв.м., в размере 1 005 729 рублей 59 копеек.
21 марта 2019 года Работягина М.С. и Работягин А.Н. обратились в департамент финансов и имущества администрации города Кургана (далее – Департамент) с заявлением о предъявлении исполнительного листа к исполнению в соответствии с решением суда от 28 марта 2018 года, определением суда от 21 февраля 2019 года.
25 марта 2019 года Департаментом предоставлен ответ о том, что денежные средства выделяются согласно утвержденных на финансовый год лимитов, по мере поступления доходов в бюджет города Кургана.
Работягина М.С., Работягин А.Н., полагая, что со стороны Департамента имеет место незаконное бездействие, выразившееся в неприостановлении операций по счетам должника администрации города Кургана, обратились в суд с административным исковым заявлением.
Решением Курганского городского суда Курганской области от 15 февраля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Курганского областного суда от 23 июня 2021 года, административное исковое заявление удовлетворено.
Признано незаконным бездействие Департамента финансов и имущества администрации города кургана, выразившееся в неприостановлении осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах администрации города Кургана.
Возложена обязанность на Департамент в течение 1 месяца, со дня вступления решения суда в законную силу, приостановить до момента исполнения требований, содержащихся в выданном Курганским городским судом Курганской области 13 марта 2019 года исполнительном листе, осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах администрации города Кургана.
В кассационной жалобе, направленной 17 августа 2021 года в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Департамент просит состоявшиеся судебные акты по административному делу отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Автор жалобы указывает, что постановлением администрации города Кургана ежегодно утверждаются списки по исполнению судебных решений, 02 февраля 2021 года такой список утвержден на 2021 год, очередность установлена в зависимости от даты вынесения судебного акта, номер административных истцов в списке 53.
Таким образом, выплата денежных средств административным истцам ранее других лиц, в отношении которых состоялись судебные решения до 21 марта 2019 года, нарушит права и законные интересы граждан, у которых право на получение денежных выплат возникло ранее.
Кроме того, в условиях крайне напряженного исполнения бюджета города и ограниченности доходной части бюджета города, выделение ассигнований на оплату всех судебных решений не представляется возможным.
В суд кассационной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия на основании части 2 статьи 326, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных выше лиц, извещенных надлежащим образом и не явившихся в судебное заседание.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
На основании пункта 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
Действия (бездействие) органов, исполняющих судебные акты в порядке, определенной главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, либо отказ в совершении таких действий могут быть обжалованы взыскателем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Разрешая и удовлетворяя заявленные административные исковые требования, суд первой инстанции, позицию которого поддержал суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации, исходя из факта неисполнения администрацией города Кургана в трехмесячный срок определения Курганского городского суда Курганской области от 21 февраля 2019 года, признал незаконным бездействие Департамента по приостановлению осуществления операция по расходованию средств на лицевых счетах должника.
С данными выводами судов нижестоящих инстанций судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается.
Согласно статье 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета (пункт 1).
Должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года (абзац первый пункт 3).
При нарушении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов, решений налоговых органов, а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений (абзац второй пункта 3).
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильной системной оценке подлежащих применению норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств.
Довод Департамента о том, что выплата денежных средств истцам ранее выплат гражданам по судебным решениям, состоявшимся ранее, нарушит права и законные интересы третьих лиц, подлежит отклонению, поскольку права Работягина А.Н., Работягиной М.С., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей, не поставлены в зависимость от исполнения обязательств администрации города Кургана перед третьими лицами.
Ссылка автора жалобы на ограниченность доходной части бюджета города, в связи с чем, оплата всех судебных решений не представляется возможной, не является основанием для освобождения либо неисполнения судебного акта в срок, предусмотренный бюджетным законодательством Российской Федерации.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 15 февраля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курганского областного суда от 23 июня 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента финансов и имущества администрации города Кургана - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Кассационное определение в полном объеме принято 20 сентября 2021 года.
Председательствующий
Судьи