дело

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 июля 2018 года г. Пушкино

Пушкинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Курлаевой И.В.,

при секретаре Андриановой Е.В.,     

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному Соковиковой Ю. П., Прошунина Е. В. об оспаривании решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области,

У С Т А Н О В И Л :

Административные истцы обратились в суд с административным иском о признании незаконным решения Управления Росреестра по Московской области от <дата> о приостановлении государственной регистрации перехода права собственности в отношении объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес>.

В обоснование иска указали, что на основании результатов осуществления закупки путем определения поставщиков способом проведения аукциона в электронной форме между муниципальным образованием г.о. Красноармейск Московской области и административными истцами заключен муниципальный контракт от <дата> на приобретение жилого помещения по указанному выше адресу, принадлежащего административным истцам на праве долевой собственности, по 1/2 доли каждому. <дата> административные истцы совместно с администрацией городского округа Красноармейск обратились в Управление Росреестра по Московской области с заявлением о регистрации права на указанное жилое помещение. Решением Управления Росреестра от <дата> государственная регистрация была приостановлена на основании п. 5, п. 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона № 218-ФЗ, поскольку представленный на государственную регистрацию муниципальный контракт нотариально не удостоверен. Оспариваемое решение, по мнению административных истцов является незаконным, нарушающим их права.

Административные истцы Соковикова Ю.П., Прошунин Е.В. и их представитель по доверенности Бакрымов И.С. в судебном заседании заявленные требования поддержали, просили иск удовлетворить.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Московской области по доверенности Крюков К.Р. в судебном заседании возражал удовлетворению заявленных требований, поддержал оспариваемое решение.

Представитель заинтересованного лица – администрации городского округа Красноармейск Московской области по доверенности Гусакова Е.В. поддержала требования административных истцов, полагала их подлежащими удовлетворению.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, находит административный иск Соковиковой Ю.П. и Прошунина Е.В. подлежащим удовлетворению частично.

Правоотношения, возникшие между участниками настоящего гражданского дела, носят публично-правовой характер и регулируются нормами главы 22 КАС РФ, Федеральным законом от <дата> № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее Федеральный закон № 218-ФЗ), Федеральным законом от <дата> № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Федеральный закон № 44-ФЗ), в редакции действовавшей на момент принятия оспариваемого решения.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

<дата> между административными истцами и администрацией городского округа Красноармейск Московской области заключен муниципальный контракт, предметом которого являлось приобретение муниципальным образованием городской округ Красноармейск Московской области у административных истцов принадлежащего им на праве долевой собственности, по 1/2 доли каждому, жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>; в рамках реализации мероприятий государственной программы Московской области «Жилище» на 2017-2027 годы, подпрограммы «Обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», муниципальной программы городского округа Красноармейск Московской области «Жилище» на 2017-2021 годы, подпрограммы «Обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа» в соответствии с Техническим заданием (Приложение ) к Контракту, являющимся неотъемлемой частью Контракта (л.д. 51-62).

Согласно п. 11.3 Контракта он заключен в электронной форме в порядке, предусмотренном ст. 70 Федерального закона № 44-ФЗ.

<дата> административные истцы через своего представителя Бакрымова И.С. и администрация городского округа Красноармейск совместно обратились в Управление Росреестра по Московской области с заявлением о государственной регистрации права на указанное жилое помещение (л.д. 37-39, 42-45).

На государственную регистрацию стороной административных истцов и администрацией городского округа Красноармейск были представлены: заявления о государственной регистрации права, доверенности, свидетельства о государственной регистрации права, муниципальный контракт (л.д. 40-41, 50).

Решением Управления Росреестра по Московской области от <дата> государственная регистрация права была приостановлена. В качестве основания приостановления государственным регистратором указано, что представленный сторонами договор по форме не соответствует требованиям действующего законодательства, поскольку нотариально не удостоверен (л.д. 63-64).

Указанное решение оспаривается административными истцами.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 218-ФЗ 1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

2. Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

3. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).

4. Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

5. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

6. Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.

В силу ст. 3 Федерального закона № 218-ФЗ 1. Государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав).

В соответствии с положениями ст. 14 Федерального закона № 218-ФЗ 1. Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.2. Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки (п. 2 ч. 2 ст. 14 Федерального закона № 218-ФЗ).

Статья 26 Федерального закона № 218-ФЗ содержит исчерпывающий перечень оснований для приостановления государственной регистрации права, к числу которых относятся: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (п. 5 ч. 1 ст. 26); форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (п. 7 ч. 1 ст. 26).

Как следует из решения о приостановлении осуществления государственной регистрации основанием для его принятия послужило отсутствие представления на государственную регистрацию нотариально удостоверенного муниципального контракта. Государственный регистратор в обоснование приостановления государственной регистрации права ссылается на положения ч. 1 ст. 42 Федерального закона № 218-ФЗ.

Действительно, в соответствии с ч. 1 ст. 42 Федерального закона № 218-ФЗГосударственная регистрация возникновения, перехода, прекращения, ограничения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах и обременения такого помещения одновременно является государственной регистрацией возникновения, перехода, прекращения, ограничения неразрывно связанных с ним права общей долевой собственности на общее имущество и обременения такого имущества. Сделки по отчуждению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество, в том числе при отчуждении всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке, подлежат нотариальному удостоверению, за исключением сделок, связанных с имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд или приобретаемым для включения в состав паевого инвестиционного фонда, сделок по отчуждению земельных долей, сделок по отчуждению и приобретению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество при заключении договора, предусматривающего переход права собственности на жилое помещение в соответствии с Законом Российской Федерации от <дата> N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации" (кроме случая, предусмотренного частью девятнадцатой статьи 7.3 указанного Закона).

Между тем, принимая оспариваемое решение, государственным регистратором не были приняты во внимание положения Федерального закона № 44-ФЗ, содержащим специальные нормы, регулирующие правоотношения сторон.

В соответствии с п. 1 ст. 434 ГК РФ 1. Договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма.

Если стороны договорились заключить договор в определенной форме, он считается заключенным после придания ему условленной формы, хотя бы законом для договоров данного вида такая форма не требовалась.

В силу п. 1 ст. 527 ГК РФ 1. Государственный или муниципальный контракт заключается на основе заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Для государственного или муниципального заказчика, разместившего заказ, заключение государственного или муниципального контракта является обязательным, если иное не установлено законом.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 44-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения) Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся: заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарными предприятиями.

Согласно ч. 1 ст. 70 Федерального закона № 44-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемого решения) По результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 настоящего Федерального закона признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.

В силу ч. 8 указанной статьи, с момента размещения в единой информационной системе предусмотренного частью 7 настоящей статьи и подписанного заказчиком контракта он считается заключенным.

Аналогичные положения содержатся в положениях ч. 1, ч. 8 ст. 83.2 Федерального закона № 44-ФЗ в действующей редакции.

В соответствии с положениями Федерального закона № 44-ФЗ обмен информацией, связанной с проведением электронного аукциона, между участником такого аукциона, заказчиком, оператором электронной площадки осуществляется на электронной площадке в форме электронных документов.

По результатам проведения электронного аукциона контракт заключается исключительно в электронной форме в порядке, установленном ст. 83.2 Федерального закона № 44-ФЗ (на момент вынесения оспариваемого решения в порядке ст. 70).

Иная форма заключения контракта, в том числе письменная форма на бумажном носителе приведенными выше положениями Федерального закона № 44-ФЗ не предусмотрена и, соответственно, не допускается.

В соответствии со ст. 35 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, нотариусы совершают следующие нотариальные действия, в том числе удостоверение сделок.

Согласно положениям Главы 9 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате нотариальному удостоверению подлежат сделки, совершенные в присутствии нотариуса.

Нормами действующего законодательства не предусмотрено нотариальное удостоверение сделок, заключенных на электронных площадках в электронной форме по результатам электронного аукциона.

Судом установлено, что административные истцы являются победителями электронного аукциона на заключение указанного выше муниципального контракта.

Представленный на государственную регистрацию муниципальный контракт заключен в электронной форме в порядке ст. 70 Федерального закона № 44-ФЗ, что свидетельствует о соответствии его формы требованиям законодательства Российской Федерации.

При установленных судом обстоятельствах, основания для приостановления государственной регистрации права по п. 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона № 218-ФЗ в данном случае отсутствовали.

При рассмотрении данного дела суд так же отмечает, что оспариваемое решение не содержат конкретных рекомендаций о доработке представленных документов.

При таких обстоятельствах оспариваемое решение о приостановлении государственной регистрации права по основаниям п. 5 ч. 1 ст. 26 Федерального закона № 218-ФЗ (не представление документов, необходимых для осуществления государственной регистрации права), также является незаконным,

В качестве способа восстановления нарушенного права административных истцов (п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ) суд считает необходимым обязать Управление Росреестра по Московской области повторно в установленном порядке рассмотреть заявления от <дата> о регистрации перехода права собственности в отношении объекта недвижимости – жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

Вместе с тем, суд не находит оснований к удовлетворению требований административных истцов об обязании административного ответчика осуществить государственную регистрацию права объекта недвижимости, как заявленных преждевременно: проверка комплектности и содержания представленных в целях осуществления государственной регистрации права документов является прерогативой органа государственной регистрации; в рассматриваемом случае данная обязанность уполномоченным органом исполнена не была.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ <░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ <░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.

░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – <░░░░>.

░░░░░:

2а-3212/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Прошунин Е.В.
Соковикова Ю.П.
Ответчики
Пушкинский отдел Управления Росреестра по МО
Другие
Администрация городского округа Красноармейск МО
Суд
Пушкинский городской суд Московской области
Дело на сайте суда
pushkino.mo.sudrf.ru
18.06.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
19.06.2018[Адм.] Передача материалов судье
21.06.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
21.06.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.07.2018[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
05.07.2018[Адм.] Рассмотрение дела начато с начала
05.07.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.07.2018[Адм.] Судебное заседание
17.08.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.08.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее