Решение по делу № 33-4355/2019 от 08.07.2019

Каспийский городской суд

Судья ФИО13.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от <дата> года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего Бейтуллаевой З.А.

судей Сатыбалова С.К. и Ташанова И.Р.

при секретаре судебного заседания Исмаиловой А..

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об установлении факта участия в боевых действиях на территории <адрес> РД, по апелляционной жалобе истца ФИО1 на решение Каспийского городского суда от <дата>.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Бейтуллаевой З.А., объяснения истца ФИО1 и его представителя ФИО5 (на основании доверенности от <дата>), просивших решение суда отменить, объяснения представителя ответчика - ОМВД России по <адрес> ФИО6 (на основании доверенности от <дата>), просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан

установила:

ФИО1 обратился с заявлением об установлении факта участия в боевых действиях на территории <адрес> РД.

В обоснование заявленных требований указал, что <дата> он был зачислен в ОВД по <адрес> на должность водителя на основании приказа 9\л\с от <дата> <дата>. был уволен по собственному желанию по ст. 19 п «а» Закона «О милиции». Во время прохождения службы в период с <дата>. он принимал участие в боевых действиях <адрес> на спецоперациях. Письменные подтверждения о том, что он принимал участие в боевых действиях, не сохранились.

По изложенным основаниям просит установить факт участия в боевых действиях в период прохождения действительной службы в органах внутренних дел по <адрес> РД в период с <дата> года по <дата> год на территории <адрес> РД в воинском звании старшего сержанта в должности водителя.

Решением Каспийского городского суда от <дата> в удовлетворении требований ФИО1 отказано.

В апелляционной жалобе заявителя ФИО1 содержится просьба об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного.

Полагает, что судом допущено неправильное толкование норм материального права.

Из содержания приведенных в его исковом заявлении нормативных актов следует, что непосредственное участие военнослужащих в боевых действиях, в частности, на территории Северо-Кавказского региона, может быть подтверждено только определенными средствами доказывания, к которым отнесены приказы соответствующих командиров воинских частей, штабов, оперативных и иных групп, подтверждающие периоды выполнения задач указанными лицами, документы о полученных в связи с этим ранении, контузии или увечье, либо реализованный наградной материал.

Однако, ни в одном нормативном акте, приведенном судом в обжалуемом решении, нет ссылки на обязательную необходимость таких доказательств как приказ, наличие ранения либо наград, а также на запрет ссылаться на свидетельские показания, как на доказательства.

Полагает, что свидетельские показания являются достаточным доказательством для установления факта по данному делу, так как именно из-за того, что документы, на которые ссылается суд, невозможно получить в ином порядке, он обратился с заявлением об установлении факта участия в боевых действиях, что не запрещено Законом. Других способов защиты своих прав у него нет. Им приобщен ответ на запрос о том, что ИЦ МВД по РД сведениями о его откомандировании в период с <дата> года по <дата> год для выполнения служебно - боевых задач на территории Северо-Кавказского региона, в том числе и на территории <адрес>, не располагает.

Из ОМВД по <адрес> и Управления по делам архивов г. Махачкалы на адвокатские запросы он получил ответ, что такими сведениями они не располагают. Обращение на имя Министра МВД по РД о выдаче удостоверения ветерана боевых действий оставлено без ответа.

Суд не принял во внимание его обращения и указанные ответы, ссылаясь на обязательное наличие приказа.

Кроме того, суд не принял во внимание показания свидетеля ФИО7, который пояснил, что ФИО1 был одним из сотрудников ОМВД РФ по <адрес>, который находился вместе с ним и был привлечен к участию в осуществлении оцепления в районе <адрес> РД в период с <дата> по <дата>. На площадке в городском отделе полиции ему был вручён приказ по личному составу откомандированных в зоне действия проведения КТО по <адрес>. По прибытию на место дислокации он передал данный приказ откомандированному личного состава во временный полевой штаб в местах проведения КТО. В присутствии руководителей МВД, старшим которого являлся замминистра МВД по РД ФИО12 в зоне приведения КТО, ему лично передал приказ по личному составу по <адрес> для задействования в местах проведения КТО, в котором также значился ФИО1,

Также суд не принял во внимание показания свидетеля ФИО9, допрошенного в ходе судебного заседания, который пояснил, что он принимал участие в осуществлении оцепления в <адрес> при проведении контртеррористической операции, с ним вместе также принимал участие в указанных мероприятиях ФИО1 в период с <дата> по <дата> (к материалам дела приобщено совместное фото ФИО1 с указанными лицами).

Все работники (свидетели по делу), а также ФИО8, который есть на совместном фото, получили удостоверения участника боевых действий (копия удостоверения прилагается).

При вынесении решения судом также не было учтено, что <дата> истец был зачислен в ОВД по <адрес> на должность водителя на основании приказа 9/л/е от <дата> и выполнял соответствующие трудовые задачи официально на основании приказа.

<дата> он был уволен по собственному желанию по ст.19 п. «а» Закона «О милиции».

В соответствии с п. 3 постановления Правительства РФ от <дата> «Об удостоверении ветерана боевых действий» выдача удостоверения ветерана боевых действий единого образца производится лицам, выполнявшим задачи в условиях вооруженного: конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, либо выполнявшим задачи в ходе контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона.

Согласно ч. 1 ст. 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с приведенной выше нормой, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения и отмены решения суда.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 262 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в порядке особого производства суд рассматривает дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение.

Из заявления ФИО1 об установлении факта его участи я в боевых действия в период прохождения службы в органах внутренних дел по <адрес> в период с 2008 года по 2009 год на территории <адрес> следует, что установление данного факта необходимо ему для получения удостоверения ветерана боевых действий.

Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (часть 1 статьи 7) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права к компетенции законодателя (часть 2 статьи 39).

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, предусмотрены Федеральным законом от <дата> N 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - Федеральный закон «О ветеранах»), который, как следует из его преамбулы, направлен на создание условий, обеспечивающих материальное и моральное благополучие ветеранов с учетом их заслуг перед обществом и государством.

Федеральный закон «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относит военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), военнообязанных, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работников указанных органов, работников Министерства обороны СССР и работников Министерства обороны Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленных в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавших участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 статьи 3).

Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к названному федеральному закону (пункт 3 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах»).

Статьей 28 Федерального закона «О ветеранах» определено, что реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до <дата> или Правительством Российской Федерации.

Во исполнение приведенных выше положений Федерального закона «О ветеранах» Правительство Российской Федерации постановлением от <дата> N 763 утвердило единый образец бланка удостоверения ветерана боевых действий, его описание и инструкцию о порядке заполнения, выдачи и учета данного удостоверения (далее - Инструкция).

Пунктом 1 Инструкции предусмотрено, что удостоверение ветерана боевых действий, выдаваемое лицам, указанным в статье 3 Федерального закона «О ветеранах», является документом, подтверждающим право на предоставление им мер социальной поддержки.

В силу пункта 2 Инструкции выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти (федеральных государственных органах) и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий» Министерством внутренних дел Российской Федерации (далее также - МВД России) разработана и утверждена приказом от <дата> N 282 Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России).

Названная инструкция, как указано в ее пункте 1, определяет порядок выдачи в системе МВД России удостоверений ветерана боевых действий лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, работникам органов внутренних дел, военнослужащим и лицам гражданского персонала внутренних войск МВД России, гражданам, уволенным из органов внутренних дел (внутренних войск) МВД России, иных государственных органов, правопреемником которых является МВД России, из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 6 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах».

Согласно подпункту 2.2 пункта 2 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России удостоверения оформляются и выдаются сотрудникам и работникам территориальных органов МВД России, образовательных, научных, медико-санитарных и санаторно-курортных организаций системы МВД России, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел, через кадровые подразделения территориальных органов МВД России на региональном уровне по месту дислокации таких подразделений при наличии подтверждающих документов, поступающих из кадровых подразделений соответствующих органов внутренних дел.

Гражданам, уволенным из органов внутренних дел (внутренних войск) МВД России с правом на пенсию, удостоверения оформляются и выдаются через соответствующие пенсионные подразделения МВД России, осуществляющие их пенсионное обслуживание, при наличии подтверждающих документов, поступающих из кадровых подразделений соответствующих органов внутренних дел и кадровых подразделений воинских формирований внутренних войск МВД России по соответствующим запросам пенсионных подразделений (подпункт 2.4 пункта 2 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России).

Перечень подтверждающих документов, необходимых для выдачи удостоверения ветерана боевых действий, содержится в пункте 3 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России.

Пунктом 9 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации установлено, что для оформления заключения о выдаче (об отказе в выдаче) удостоверения и ведения учета ветеранов боевых действий в обращении, кроме фамилии, имени и отчества заявителя, военнослужащими указываются личный номер, воинское звание, дата рождения, занимаемая воинская должность, сроки (периоды) участия в боевых действиях (выполнения задач), а также территория ведения боевых действий в соответствии с разделом III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (приложение к Закону о ветеранах).

К обращению о выдаче удостоверения ветерана боевых действий прикладываются в том числе документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях (выполнении задач) при исполнении служебных обязанностей, в частности, для лиц, принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в государствах, указанных в разделе III Перечня, документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях, выданные органами военного управления, в том числе органами военного управления, являющимися правопреемниками органов военного управления Министерства обороны СССР.

Таким образом, для получения удостоверения ветерана боевых действий, подтверждающего право на получение мер социальной поддержки, необходимо установление факта непосредственного участия в боевых действиях на территории соответствующей страны и в соответствующий период.

Отсутствие у ФИО1 удостоверения ветерана боевых действий лишает его возможности получить установленные законом льготы. Следовательно, факт участия в боевых действиях, об установлении которого он обратился в суд, имеет юридическое значение.

Судебная коллегия соглашается с доводами апелляционной жалобы ФИО1 об ошибочности выводов суда первой инстанции, полагавшего, что факт участия в боевых действиях определяется только приказом.

В силу пункта 1 статьи 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации порядок гражданского судопроизводства в федеральных судах общей юрисдикции определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», названным кодексом и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.

В данной статье закона закреплен исчерпывающий перечень нормативных правовых актов, в которых могут содержаться нормы о порядке гражданского судопроизводства, включая нормы о доказательствах и доказывании в гражданском процессе.

В соответствии с частью 1 статьи 262 и статьей 263 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, рассматриваются судом в порядке особого производства по общим правилам искового производства с особенностями, установленными главами 27 и 28 данного кодекса.

Общие правила доказывания в гражданском процессе урегулированы положениями главы 6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 55 данного кодекса доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

Согласно статье 60 этого же кодекса обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Исходя из изложенного свидетельские показания в гражданском процессе, по общему правилу, являются допустимыми доказательствами, а исключение из этого правила может быть установлено только федеральным законом.

Таких ограничений действующим федеральным законодательством, регламентирующим порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий, не установлено.

Вместе с тем, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы, поскольку из показаний допрошенных судом первой инстанции по ходатайству заявителя свидетелей ФИО7 и ФИО9 не следует, что ФИО1 принимал непосредственное участие в боевых действиях. Иных доказательств в подтверждение своего требования об установлении факта участия в боевых действиях ФИО1 суду не представил.

Согласно ч. 3 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.

Наличие предусмотренных приведенной выше нормой оснований для отмены обжалуемого судебного решения судом апелляционной инстанции не установлено.

В силу ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Поскольку ФИО1 не представлено суду отвечающих требованиям ст. ст. 59-60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательств в подтверждение факт его непосредственного участия в боевых действиях, решение суда первой инстанции об оставлении его заявления об установлении факта, имеющего юридическое значение, является правильным.

Правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям (ч. 6 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

С учетом подлежащих применению по делу норм материального права, регулирующих порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий, и исходя из заявленных ФИО1 требований, оценив представленные им доказательства в соответствии с правилами ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции, отказавшего в установлении юридического факта - факта участия ФИО1 в боевых действиях на территории <адрес>.

Предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного решения по доводам апелляционной жалобы не имеется. Решение суда подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь ст. ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан

определила:

Решение Каспийского городского суда от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-4355/2019

Категория:
Гражданские
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Дело на странице суда
vs.dag.sudrf.ru
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее