Решение по делу № 33а-18884/2019 от 11.09.2019

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

по делу № 33а-18884/2019

г. Уфа                         25 сентября 2019 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе

председательствующего Александровой Н.А.,

судей Субхангулова А.Н. и Фархутдиновой Г.Р.,

при секретаре ФДК

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению АКМ к администрации городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан об оспаривании постановления, возложении обязанности устранить нарушения

по апелляционной жалобе главы администрации городского округа г. Октябрьский ШАН на решение Октябрьского городского суда Республики Башкортостан от дата.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Александровой Н.А., объяснения представителя администрации городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан РТВ, представителей отдела архитектуры и градостроительства администрации городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан МЕВ, ХГН, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителей АКМ- КВД, ГГФ, считавших решение суда законным, судебная коллегия

                        установила:

АКМ обратилась в суд с административным иском к администрации городского округа г. Октябрьский Республики Башкортостан об оспаривании постановления №... от дата об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 02:57:031504:89, расположенного по адресу: адрес, возложении обязанности принять решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования указанного земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

В обоснование иска указала, что считает оспариваемое постановление незаконным, поскольку оно не мотивировано, каких-либо препятствий в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования указанного земельного участка не имелось, на общественных слушаниях возражений не поступало.

Решением Октябрьского городского суда Республики Башкортостан от дата административные исковые требования АКМ удовлетворены: постановление администрации городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан от дата №... об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером №..., расположенного по адресу адрес, признано незаконным; на административного ответчика возложена обязанность принять решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером №... расположенного по адресу адрес, для индивидуального жилищного строительства.

В апелляционной жалобе главы администрации ГО г.Октябрьский ШАН ставится вопрос отмене решения суда ввиду его незаконности и необоснованности.

Судебная коллегия на основании части 2 статьи 306, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) считает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных надлежащим образом и не явившихся в судебное заседание.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в полном объеме в соответствии с требованиями статьи 308 КАС РФ, заслушав объяснения, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что АКМ является собственником земельного участка с кадастровым номером №..., площадью 12282 кв.м., расположенного по адресу адрес.

Вид разрешенного использования земельного участка: осуществление хозяйственной деятельности, в том числе на сельскохозяйственных угодьях, по разведению, содержанию и использованию пчел и иных полезных насекомых; размещение ульев, иных объектов и оборудования, необходимого для пчеловодства и разведения иных полезных насекомых; размещение сооружений, используемых для хранения и первичной переработки продукции пчеловодства.

дата АКМ обратилась к главе администрации городского округа г. Октябрьский Республики Башкортостан с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования указанного земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

дата состоялись публичные слушания, в том числе и по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка административного истца.

Из протокола публичных слушаний следует, что по поставленному АКМ вопросу выступил ее представитель, который пояснил, что данный земельный участок свободен от каких-либо строений. На участке запланировано строительство десяти коттеджей с приусадебными участками. Выезды с территории организованы на ул.Космонавтов г.Октябрьский. Также выступил член комиссии начальник отдела архитектуры ХГН, которая указала, что размещение на спорном земельном участке индивидуальной застройки не соответствует утвержденному Генеральному плану и Правилам землепользования и застройки городского округа. Член комиссии- представитель МУП «Октябрьсккоммунводоканал» ЗВМ пояснил, что в этом районе планируется строительство сливной станции, у которой сантарно-защитная зона составляет 500 метров. В протоколе указано, что данный земельный участок относится к производственной территории III класса вредности, имеются ограничения в части природно-экологических и санитарно-гигиенических требований (зона ЗДО-1). От граждан города каких-либо замечаний и предложений не поступало. Заключение по результатам слушаний: признать публичные слушания состоявшимися и обнародовать заключение на официальном сайте города.

Из протокола комиссии по подготовке и внесению изменений в Правила землепользования и застройки городского округа г. Октябрьский Республики Башкортостан от дата следует, что на публичных слушаниях дата рассмотрен вопрос АКМ В период проведения публичных слушаний предложений и замечаний не поступало. Также указано, что ранее по заявлению предыдущего собственника было отказано в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования «Блокированная жилая застройка» данного земельного участка и принято решение проинформировать заявителя о несоответствии планируемого вида разрешенного использования земельного участка функциональному зонированию генерального плана городского округа, где данный земельный участок относится к производственной территории III класса вредности и Правилам землепользования и застройки в части природно-экологических и санитарно-гигиенических требований.

Комиссией рекомендовано отказать в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка истицы.

На основании указанных рекомендаций постановлением администрации городского округа г. Октябрьский Республики Башкортостан №... от дата АКМ отказано в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером №..., расположенного по адресу адрес, для индивидуального жилищного строительства.

АКМ, посчитав, что указанный отказ нарушает ее права и законные интересы, и не соответствует нормам действующего законодательства, обратилась в суд.

Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что администрация городского округа г. Октябрьский Республики Башкортостан необоснованно отказала АКМ в выдаче разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 02:57:031504:89, поскольку оспариваемое постановление не содержит должной мотивировки с указанием оснований, правовых норм, в связи с которыми АКФ отказано в выдаче разрешения на условно разрешенный вид использования ее земельного участка; земельный участок расположен в территориальной зоне «СХ-1», в которой условно разрешенным видом использования земельного участка является, среди прочего: жилая застройка; малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилищное строительство; размещение домов и садовых домов); документы территориального планирования являются обязательными только для органов государственной власти и местного самоуправления и не порождают обязательств для физических и юридических лиц; нахождение земельного участка в зоне «ЗДО-1» не подтверждено.

Судебная коллегия находит, что указанные выводы сделаны с нарушением норм материального права по следующим основаниям.

Виды разрешенного использования земельных участков, в том числе условно разрешенные виды использования, устанавливаются градостроительным регламентом (пункт 9 статьи 1, статья 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), которым определяется правовой режим земельных участков, равно как и всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (пункт 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 36 ГрК РФ).

По заявлению физического или юридического лица, заинтересованного в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, Комиссия по подготовке проекта правил землепользования и застройки (далее также - Комиссия) на основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации (части 1 и 8 статьи 39 ГрК РФ).

На основании указанных рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения (часть 9 статьи 39 ГрК РФ).

Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются, в частности, территориальные зоны, градостроительные регламенты (пункт 8 статьи 1, часть 2 статьи 30 ГрК РФ).

Зонирование территории, являясь частью процесса по развитию территории (в том числе городов и иных поселений), одновременно выступает одним из направлений градостроительной деятельности органов власти. Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условия для устойчивого развития территорий населенных пунктов, вместе с тем призваны обеспечивать права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки (пункт 1 части 1 статьи 30 ГрК РФ).

Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 ГрК РФ), содержащая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 ГрК РФ).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований.

Данная норма корреспондирует общему правилу, установленному частью 3 статьи 9 ГрК РФ, об обязательности документов территориального планирования, к которым в соответствии с пунктом 2 частью 1 статьи 18 ГрК РФ среди прочего относятся генеральные планы поселений, для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

Из системного толкования положений пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, пункта 1 части 2 статьи 33 ГрК РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренные для соответствующей функциональной зоны.

В соответствии с частями 1, 15 статьи 35 ГрК РФ в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон, с учетом которых устанавливаются градостроительные регламенты, определяющие правовой режим земельных участков. Каждый градостроительный регламент действует в пределах границ соответствующей территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования (части 1 - 3 статьи 36 ГрК РФ).

Как следует из оспариваемого постановления №... от дата, при принятии решения об отказе АКМ в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером №... для индивидуального жилищного строительства, административный ответчик руководствовался, в том числе, решением Совета городского округа г. Октябрьский Республики Башкортостан от дата №... «О внесении изменений в генеральный план городского округа г. Октябрьский Республики Башкортостан», Правилами землепользования и застройки городского округа г. Октябрьский Республики Башкортостан, утвержденными решением Совета городского округа от дата №..., заключением по результатам публичных слушаний от дата, протоколом комиссии по подготовке и внесению изменений в Правила землепользования и застройки городского округа г. Октябрьский Республики Башкортостан от дата, схемой генплана, разработанной ООО «Октябрьск Нефтегазпроект» в 2018 году.

Так, согласно генерального плана городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан, земельный участок с кадастровым номером №..., расположенный по адресу: адрес, относится к производственной территории III класса опасности.

Согласно Правил землепользования и застройки городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан, утвержденных решением Совета городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан от дата №..., спорный земельный участок находится в зоне СХ-1 (сельскохозяйственное производство) и в зоне действия ограничений по природно-экологическим и санитарно-гигиеническим требованиям «ЗДО-1», что соотносится с генеральным планом городского округа.

Согласно пункту 4 статьи 1 ГрК РФ зоны с особыми условиями использования - это охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах являются одним из оснований ограничения прав на землю.

Санитарно-защитные зоны устанавливаются в целях обеспечения безопасности населения в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" вокруг объектов и производств, оказывающими воздействие на среду обитания и здоровье человека. Указанные зоны разрабатываются с учетом требований санитарных правил и норм (СанПиН), утвержденных применительно к различным видам промышленных объектов, производств Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации, Главным государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации или его заместителем в зависимости от класса опасности промышленного объекта.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. N 74 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

В соответствии с пунктом 5.1 данных Правил в санитарно-защитной зоне не допускается размещать жилую застройку, включая отдельные жилые дома.

Таким образом, поскольку в документах территориального планирования городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан уполномоченным органом обозначены зоны с особыми условиями использования, в соответствии с которыми земельный участок с кадастровым номером №..., расположенный по адресу: адрес, относится к производственной территории III класса опасности, зоне действия ограничений по природно-экологическим и санитарно-гигиеническим требованиям «ЗДО-1», в которой не допускается размещать жилую застройку, включая отдельные жилые дома, оспариваемое постановление соответствует приведенным выше нормам действующего законодательства, в том числе СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

Нельзя согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что зона «ЗДО-1» нанесена на карту города по устаревшим сведениям, фактически же спорный земельный участок в данной зоне не находится.

В обоснование указанного вывода суд первой инстанции сослался на письмо ООО «Башнефть-Добыча» от дата, адресованное предыдущему собственнику спорного земельного участка, из которого следует, что нефтяные скважины №... и 1721 Туймазинского месторождения ликвидированы, а также протокол лабораторных исследований от дата, из которого следует, что в районе спорного земельного участка содержание вредных веществ в атмосферном воздухе соответствует требованиям ГН 2.дата-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест», ГН 2.1.6.1983-05 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест».

Между тем, исходя из системного толкования положений части 3 статьи 9, частей 9, 10 статьи 31, пункта 1 части 2 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ, установлен принцип первичности генерального плана перед правилами землепользования и застройки, как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития.

Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану, является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования (часть 15 статьи 35 ГрК РФ).

Однако материалы дела не содержат допустимых доказательств как несоответствия правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану, так и признания указанных правил в части установления зоны действия ограничений по природно-экологическим и санитарно-гигиеническим требованиям «ЗДО-1» в отношении земельного участка административного истца недействующими в установленном законом порядке.

Исходя из изложенного, выводы суда о недоказанности отнесения спорного земельного участка к территории действия зоны ограничений нельзя признать обоснованными, соответствующими приведенным выше нормам права.

Заслуживают внимания и доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции, выражая критическое отношение к генеральному плану городского округа, сослался на непоследовательность действий административного ответчика, выборочный подход, при прочих равных, к рассматриваемым вопросам о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участков, расположенных рядом с земельным участком АКМ

Между тем, законность либо незаконность решений администрации городского округа г. Октябрьский Республики Башкортостан по вопросу установления разрешенного вида использования в отношении иных земельных участков, не являющихся предметом административного спора, не имеют юридического значения для настоящего дела.

Поскольку постановление №... от дата об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером №... расположенного по адресу: адрес, принято в соответствии градостроительными нормами и правилами, а также с соблюдением установленной законом процедуры, включая организацию и проведение публичных слушаний, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 3 части 2 статьи 310 КАС РФ ввиду несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, с принятием нового решения об отказе АКМ в удовлетворении административного иска.

Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия

                        определила:

решение Октябрьского городского суда Республики Башкортостан от дата отменить.

Принять по делу новое решение.

Административные исковые требования АКМ к администрации городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан о признании незаконным и отмене постановления администрации городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан №... от дата об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, возложении обязанности на администрацию городского округа адрес Республики Башкортостан принять решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером №..., расположенного по адресу адрес, для индивидуального жилищного строительства- оставить без удовлетворения.

Председательствующий                        Н.А. Александрова

Судьи                                    А.Н. Субхангулов

                                        Г.Р. Фархутдинова

Справка: судья ФИО

33а-18884/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Ахметзянова Кифая Мансуровна
Ответчики
Администрация ГО г. Октябрьский Республики Башкортостан
Другие
МБУ Управление Архитектуры и градостроительства ГО г.Октябрьский РБ
КУС Министерства земельных и имущественных отношений РБ по г. Октябрьский
Кадыров В.Д. представитель административного истца Ахметзяновой К.М.
Суд
Верховный Суд Республики Башкортостан
Судья
Александрова Наталия Александровна
Дело на странице суда
vs.bkr.sudrf.ru
25.08.2020Судебное заседание
25.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.08.2020Передано в экспедицию
25.09.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее