дело № 2а-1183/2020 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
4 декабря 2020 г. г. Тамбов
Тамбовский районный суд Тамбовской области в составе:
судьи Дюльдиной А.И.,
при секретаре Ч.Ю.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Тамбовской области к Семенову Алексею Владимировичу о взыскании обязательных платежей и санкций,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 4 по Тамбовской области обратилась в суд с административным иском к Семенову А.В. о взыскании задолженности в размере № руб., в том числе: налога на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со ст. 227 НК РФ — № руб., пени в размере № руб.
В обоснование административного иска указано, что Семенов А.В. постановлен на учет ДД.ММ.ГГГГ в Межрайонной ИФНС России № 4 по Тамбовской области в качестве адвоката в соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ.
В соответствии с п. 5 ст. 227 НК РФ Семенов А.В. обязан представлять в налоговый орган налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц как физическое лицо, зарегистрированное в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности.
Согласно налоговой декларации сумма налогу за 2018 г. составила № руб. В нарушение п. 4 ст. 228 НК РФ Семенов А.В. не уплатил в бюджет НДФЛ за 2018 г. в установленный законодательством срок. Остаток непогашенной задолженности составляет № руб. На основании ст. 75 НК РФ налоговым органом начислены пени в размере № руб. Семенову А.В. было направлено требование об уплате налога (сбора) пени, штрафа № от ДД.ММ.ГГГГ с предложением в добровольном порядке уплатить суммы задолженности по НДФЛ и пени. До настоящего времени требование в полном объеме в добровольном порядке не исполнено.
Инспекция обратилась к мировому судье судебного участка № 1 Тамбовского района Тамбовской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности с Семенова А.В. Определением мирового судьи судебного участка № 1 Тамбовского района Тамбовской области от 26.12.2019 г. судебный приказ от 21.10.2019 г. отменен в связи с обращением налогоплательщика с заявлением об отмене судебного приказа.
В судебном заседании представитель административного истца Межрайонной ИФНС № 4 по Тамбовской области по доверенности Ш.В.А. заявленные административные требования поддержал, пояснил, что установленный законом срок для обращения как к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, так и с административным исковым заявлением после отмены судебного приказа, соблюдены.
Административный ответчик Семенов А.В. в судебном заседании возражал относительно удовлетворения заявленных административных исковых требований, полагает, что налоговым органом пропущен срок для обращения с административным иском о взыскании налоговых платежей.
Исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему выводу.
В силу п. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанности по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (статья 45 НК РФ).
В соответствии со статьей 207 НК РФ плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 227 НК РФ исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, - по суммам доходов, полученных от такой деятельности. Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса.
Статьей 228 НК РФ установлено, что налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса. Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию. Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту жительства (месту учета по иному основанию, установленному настоящим Кодексом, - при отсутствии места жительства) налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Как следует из материалов дела ДД.ММ.ГГГГ Семеновым А.В. в Межрайонную ИФНС № по <адрес> представлена налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за отчетный период 2018 г., согласно которой налоговая база для исчисления налога составила № руб., сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составляет № руб.
В нарушение ст. 228 НК РФ Семенов А.В. в добровольном порядке не уплатил налог на доходы физических лиц в полном объеме в срок до 15 июля 2019 г., в связи с чем ему были начислены пени за период с 16.07.2019 г. (дата нарушения срока добровольной оплаты налога) по 22.07.2019 г. (дата выставления требования), и направлено требование № по состоянию на 23 июля 2019 г. по сроку уплаты до 28 августа 2019 г.
Факт направления требования подтверждается представленным списком направленных требований через личный кабинет налогоплательщика.
Расчет пени, представленный административным истцом, суд находит арифметически верным. Указание даты недоимки для пени в расчете как «2014 г.» суд расценивает как техническую ошибку.
Доказательства, подтверждающие уплату задолженности по налогу административным ответчиком Семеновым А.В. суду не представлены.
При этом доводы административного ответчика о пропуске срока для предъявления настоящего административного искового заявления отклоняются судом по следующим основаниям.
Принудительное взыскание налога с физического лица по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (пункт 2 статьи 48 НК РФ).
В соответствии с п.1 ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии с п.2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила № рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Таким образом, по общему правилу в соответствии с ч.2 ст.286 КАС РФ, п.2 ст.48 НК РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Кроме того, положением п.3 ст.48 НК РФ предусмотрен срок для обращения в суд с требованием о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица, согласно которому такое требование может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Как следует из материалов дела Межрайонная ИФНС России № 4 по Тамбовской области обратилась к мировому судье судебного участка № 1 Тамбовского района Тамбовской области с заявлением о вынесении судебного приказа 14 октября 2019 г., что подтверждается копией сопроводительного письма, то есть в пределах установленного НК РФ срока.
21.10.2019 г. мировым судьей судебного участка № 1 Тамбовского района Тамбовской области вынесен судебный приказ № 2а-3114/2019, который отменен на основании возражений должника определением мирового судьи от 26 декабря 2019 г.
Межрайонная ИФНС № 4 России по Тамбовской области обратилась в суд с настоящим административным иском 26 июня 2020 года.
Таким образом, срок обращения, предусмотренный ч.2 ст. 286 КАС РФ, п. 2 ст. 48 НК РФ с настоящим административным иском налоговым органом соблюден.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о взыскании с Семенова А.В. задолженности по налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, и других лиц, занимающихся частной практикой в размере № руб., пени в размере № руб.
В соответствии с ч.1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного иска взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Согласно ч.1 ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
В пункте 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 г. N 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», согласно которым при разрешении коллизий между положениями части 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В соответствии с пунктом 2 статьи 61.1 и пунктом 2 статьи 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственная пошлина является налоговым доходом бюджетов городских округов и муниципальных районов.
Учитывая, что административные исковые требования удовлетворены, а административный истец Межрайонная ИФНС №4 России по Тамбовской области освобождена от уплаты госпошлины при подаче указанного иска, с административного ответчика подлежит государственная пошлина в сумме 670,12 руб. в соответствии со ст. 333.19 НК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Тамбовской области к Семенову Алексею Владимировичу о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой, в размере № руб., пени в размере № руб.
Взыскать с Семенова Алексея Владимировича госпошлину в размере № руб.
Решение может быть обжаловано сторонами в административную коллегию Тамбовского областного суда через районный суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 14 декабря 2020 года
Судья А.И. Дюльдина