УИД 11МS0017-01-2024-000800-46 Дело № 2-443/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сысольский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Подоровой М.И.,
при секретаре Юркиной В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 06 декабря 2024 года по месту постоянного судебного присутствия в с. Койгородок Койгородского района Республики Коми гражданское дело по иску ООО "Региональный оператор Севера» к Чеглецовой Елене Александровне о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Региональный оператор Севера" (далее - истец, региональный оператор, общество) обратился в суд с иском к Чеглецовой Е.А. о взыскании задолженности по оплате оказанных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по договорам на оказание услуг по обращению ТКО:
- по договору № 5456/РО-П/2019 от 15.08.2019 за период 01.01.2020 - 31.12.2020 в размере 11 259,60 руб.,
- по договору № 2746/РО-П/2022 от 08.08.2022 за период с 01.01.2021-31.05.2021 в размере 14 204,22 руб.,
- по договору № 1869/РО-П/2021 от 11.01.2021 за период с 01.01.2021 - 31.05.2024 в размере 35 141,57 руб.;
неустойку по состоянию на 19.06.2024 в размере 22 480,28 руб., а также неустойку за период с 20.06.2024 по дату фактического исполнения обязательств, в размере 1/130 ключевой ставки ЦБ РФ за каждый день просрочки, начисленной на сумму долга в размере 60 605,39 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 693,00 рублей.
В иске указал, что между истцом и ответчиком был заключены договора № 5456/РО-П/2019 от 15.08.2019, № 2746/РО-П/2022 от 08.008.2022 и № 1869/РО-П/2021 от 11.01.2021 на оказание услуг по обращению с ТКО, по условиям которого истец принял на себя обязательства по оказанию услуг по обращению с ТКО в отношении объектов, согласованных в договоре, а ответчик принял обязательство оплатить оказанные услуги (пункт 1 договора). Услуги по обращению с ТКО были оказаны в отношении объекта, расположенного по <адрес>.
Норматив накопления ТКО в Республике Коми в отношении объектов ответчика и тариф на услуги по обращению с ТКО был установлен в 2020-2023 гг. уполномоченным органом и использован Региональным оператором при расчете задолженности.
Истец в период 01.01.2020 -31.05.2024 оказал услуги и направил УПД в адрес ответчика. Ответчик свои обязательства по оплате оказанных услуг не исполнил надлежащим образом, в связи с чем, с него подлежит взысканию задолженность в размере 60 605,39 руб.
Также в соответствии с условиями заключенного договора, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию неустойка в размере 1/130 ключевой ставки ЦБ РФ за каждый день просрочки в связи с нарушением сроков оплаты. На момент подачи иска размер неустойки составляет 22 480,28 руб. Истец требует взыскание неустойки по дату фактического исполнения решения суда. Истцом была направлена в адрес ответчика претензия от 06.06.2024 № РО-9820/ис, требования которой не были исполнены.
Определением суда от 01.11.2024 в качестве третьего лица привлечена администрация МР «Койгородский».
Истец просил о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Ответчик в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что магазин, расположенный по <адрес> закрыт в 2017 году, что подтверждается декларацией в налоговый орган, поданной в четвертом квартале 2017 года. В 2018 году ею подавались декларации уже по двум магазинам, в <адрес> и <адрес>. В подтверждение предоставила декларации.
Третье лицо, АМР «Койгородский» просило о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Направило письменные пояснения, из которых следует, что отделом экономической политики АМР «Койгородский» ведется дислокация предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания, функционирующих на территории МР « Койгородский», с ежеквартальной актуализацией информации. Из данной дислокации следует, что ИП Чеглецовой Е.А.в магазине по <адрес>, велась деятельность с 01.01.2018 по 4 квартал 2019 года. С 01.01.2020 по настоящее время торговый объект по данному адресу не функционирует.
Изучив материалы дела, заслушав ответчика, допросив в качестве свидетеля руководителя Отделения по сбору ТКО в Койгородском районе ООО "Региональный оператор Севера" ФИО1, суд приходит к следующему.
Вопросы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, регулируются положениями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Согласно статье 1 Закона № 89-ФЗ, отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом (абзац 2); обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов (абзац 3); норматив образования отходов - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции (абзац 13).
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона № 89-ФЗ, юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, среди прочего, соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
В силу пункта 4 статьи 24.7 Закона об отходах собственники ТКО обязаны заключить договор оказания услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641» утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами и типовая форма договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и утверждена форма типового договора (далее - Правила № 1156).
Согласно Правилам № 1156 потребителем выступает собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 8(1) Правил N 1156 региональный оператор заключает договоры в отношении ТКО, образующихся в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
В случае если одно лицо владеет несколькими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками, на которых происходит образование твердых коммунальных отходов, может заключаться один договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с включением в такой договор всех указанных объектов, если они расположены в зоне деятельности одного регионального оператора (пункт 8(3) Правил).
В соответствии с положениями пункта 8(4) Правил N 1156 договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается при направлении региональным оператором соответствующего предложения потребителю либо в случае непосредственного направления потребителем заявки на заключение договора.
Заявка потребителя может направляться региональному оператору начиная со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором (п.8(5) Правил N 1156).
Согласно подп. «б,в» п. 8(6) Правил в заявке потребителя указываются, в частности: наименование и местонахождение помещений и иных объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 8(1) настоящих Правил; сведения о виде хозяйственной и (или) иной деятельности, осуществляемой потребителем (для юридического лица и индивидуального предпринимателя), сведения о количестве и составе образующихся твердых коммунальных отходов за год.
К заявке потребителя прилагается, в частности, копия документа, подтверждающего право собственности или иное законное основание возникновения у потребителя прав владения и (или) пользования зданием, сооружением, жилым и нежилым помещением, земельным участком (подп. «а» п.8.7 Правил).
Из пунктов 8(11), 8(12) указанных Правил следует, что потребитель обязан в течение 15 рабочих дней со дня получения соответствующего предложения регионального оператора подписать договор на осуществление обращения с ТКО либо представить мотивированный отказ от его подписания. В случае непредставления мотивированного отказа от подписания договора в установленный срок, такое соглашение считается заключенным на условиях типового договора на обращение с ТКО.
Из системного анализа вышеназванных норм Федерального закона № 89-ФЗ и Правил N 1156 следует, что обязанность потребителя по заключению договора на оказание услуг по обращению с ТКО возникает при наличии объекта, в процессе эксплуатации которого образуются отходы.
Из материалов дела следует, что Чеглецова Е.А. в период с 2009 года по 23.05.2024 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя. На праве собственности ей принадлежит недвижимое имущество – нежилое помещение по <адрес>, общей площадью 43,8 кв.м, в котором велась розничная торговая деятельность.
Истцом в адрес ответчика направлялись договоры № 5456/РО-П/2019 от 15.08.2019, № 2746/РО-П/2022 от 08.08.2022, № 1869/РО-П/2021 от 11.01.2021, по источнику образования отходов - <адрес>, которые ответчиком не подписаны.
В ходе рассмотрения дела установлено, что указанный объект с 01.01.2020 не эксплуатируется, что подтверждается представленными АМР «Койгородский» сведениями, представленными ответчиком налоговыми декларациями.
Руководитель отделения по обращению с ТКО в Койгородском районе ООО «Региональный оператор Севера» ФИО1, допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля также пояснил, что в ходе проверок им было установлено, что спорный магазин не работает. Составлялись несколько актов и направлялись истцу, однако периоды проверок он не помнит. В ходе последней проверки в 2024 году он также составил акт об отсутствии деятельности и направил истцу.
Согласно ч. 1 ст. 779 Гражданского Кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В силу ст. 781 Гражданского Кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Из содержания статей 779 и 781 ГК РФ следует, что основанием возникновения обязательства по оплате услуг является факт их оказания.
Поскольку суд находит установленным, что нежилое помещение, расположенное по <адрес>, не эксплуатируется собственником здания с 01.01.2020, деятельности на данном объекте с указанной даты по настоящее время не ведется, необходимости оказания истцом услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю Чеглецовой Е.А. по данному объекту не имеется, в связи с чем суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования «ООО «Региональный оператор Севера» к Чеглецовой Елене Александровне о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья М.И. Подорова