УИД 52RS0025-01-2021-000259-75 дело №2-222/2021судья Баринова Н.С. | №33-1023/2022 (№33-16444/2021) |
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Нижний Новгород | 18 января 2022 года |
Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи Елагиной А.А.,
судей Леваневской Е.А., Гришиной Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сулевой Ю.А.,
с участием представителя ответчика Сафоновой Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по апелляционной жалобе Шалаевой Т.Б., Федулова Б.В., Федорова В.А.
на решение Вачского районного суда Нижегородской области от 29 сентября 2021 года
по гражданскому делу по иску Шалаевой Т.Б., Федулова Б.В., Федорова В.А. к ООО «СитиЛюкс 52» и администрации Вачского муниципального района Нижегородской области об обязании регионального оператора ООО «СитиЛюкс 52» заключить прямой договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО); аннулировать (списать) задолженность, образовавшуюся в результате противоправных действий; обязании Администрацию Вачского муниципального района Нижегородской области выполнить требования Правительства по размещению контейнерных площадок и обсуждению по их размещению, оборудовать площадку для установки контейнеров для сбора и хранения ТКО на расстоянии 20-100 метров от домовладения истцов,
заслушав доклад судьи Нижегородского областного суда Елагиной А.А.,
УСТАНОВИЛА:
Шалаева Т.Б., Федулов Б.В., Федоров В.А. обратились в суд с исковым заявлением к ООО «СитиЛюкс 52» и администрации Вачского муниципального района Нижегородской области и с учетом уточнений и дополнений исковых требований просили обязать ООО «СитиЛюкс 52» заключить с ними прямой договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО); аннулировать (списать) задолженность, образовавшуюся в результате противоправных действий; обязать администрацию Вачского муниципального района Нижегородской области выполнить требования правительства по размещению контейнерных площадок и обсуждению по их размещению, оборудовать площадку для установки контейнеров для сбора и хранения ТКО на расстоянии 20-100 метров от домовладения истцов.
В обоснование исковых требований истцы указали, что на территории Вачского района единственным оператором по обращению с ТКО является региональный оператор ООО «СитиЛюкс 52», к которому они обратились с заявлением по поводу заключения договора по оказанию услуг по обращению с ТКО, оператор отказал в этом, объясняя тем, что с частными домовладениями заключать договора он не обязан, поскольку заключил соглашение на вывоз ТКО с Администрацией района. 06.12.2018 региональный оператор разместил на страницах газеты Вачская газета договор оферты на обращение с ТКО и сейчас настаивает на том, что он является обязательным к исполнению. Но оферта-предложение о заключении сделки, в котором изложены существенные условия договора, адресованное определенному лицу, ограниченному, неограниченному кругу лиц. Если получатель принимает оферту, это означает заключение между сторонами предложенного договора. Оферта может быть устной и письменной. Направление оферты обязывает направившее ее лицо заключить указанный в оферте договор с акцептантом.
Контейнерные площадки на территории Арефнского сельского совета установлены с нарушением норм СанПиН. Также органами местного самоуправления не проводились процедура общественного обсуждения расположения мест контейнерных площадок в соответствии с п. 4 ст. 13.3 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территориальная схема обращения с отходами разрабатывается, проходит процедуру общественного обсуждения.
В ходе рассмотрения дела к его участию в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены: собственник домовладения, в котором проживает истец Федулов Б. В. - Софронова М.С., администрация Арефинского с/совета Вачского муниципального района Нижегородской области, Федорова Л.А. - член семьи собственника домовладения Федорова В. А., Управление Роспотребнадзора по Нижегородской области.
В судебном заседание истцы Федулов Б.В., Федоров В.А., представитель истца Шалаевой Т.Б. – Шалаев А. В., действующий на основании доверенности, исковые требования с учетом их уточнения подержали в полном объеме.
Представитель ответчика администрации Вачского муниципального района Нижегородской области Шутова О.М., в судебном заседании выразила несогласие с исковыми требованиями, предъявленными к администрации Вачского муниципального района Нижегородской области, указав, что решением Вачского районного суда Нижегородской области от 11 ноября 2019 года с учетом информации Министерства экологии и природных ресурсов удовлетворен иск Нижегородского Межрайонного природоохранного прокурора об обязании администрацию в срок до 31.12.2021 создать места (площадки) накопления ТКО в количестве 124 контейнерных площадок. На основании решения возбуждено исполнительное производство ИП N 35725/19/52020-ИП от 24.12.2019. По состоянию на 25.12.2020 на территории района утверждено и создано 176 мест для контейнерных площадок, из которых 161 место оборудовано контейнерами и являются действующими, в том числе, на территории муниципального образования Арефинский сельсовет оборудовано и действует 17 контейнерных площадок с 24 установленными на них контейнерами на 2611 жителей, по Арефину и Озябликову - 15 контейнерных площадок, 24 контейнера на 1598 жителей. Решение суда в настоящее время является исполненным. Вывоз ТКО осуществляется четыре дня в неделю: вторник, четверг, пятница, суббота. Исходя из объема контейнера и норматива накопления в год на человека, установленного Постановлением Правительства Нижегородской области от 26.12.2018 №905 в объеме 2.33 куб.м, а также учитывая периодичность вывоза ТКО, потребность в количестве контейнеров в с. Арефино определяется 16 контейнерами, по факту установлено 18, в Озябликово - 4, по факту установлен 6.
Ппостановлением администрации от 17.06.2019 №455 утвержден Порядок создания мест (площадок) накопления ТКО на территории Вачского муниципального района, пунктом 3 которого определена процедура согласования, создания мест (площадок) накопления ТКО: порядок подачи заявления, процедура и сроки его рассмотрения, форма заявления, срок принятия решения, основания отказа в согласовании, создании места (площадки) накопления ТКО.
Постановлением администрации от 27.03.2019 №244 определен уполномоченный орган по ведению реестра мест (площадок) накопления ТКО на территории района, которым является отдел ЖКХ администрации. Реестр мест (площадок) накопления ТКО на территории района осуществляется на основе сформированных и утвержденных реестров мест накопления ТКО в поселениях. Потребность в контейнерах в с. Арефино и в с. Озябликово полностью обеспечена, а также истцами не соблюден порядок обращения в администрацию района с заявлением о создании места (площадки) накопления ТКО в определенном месте с обоснованием его оборудования.
В судебное заседание представитель ответчика ООО «СитиЛюкс 52» надлежащим образом извещенный о дате, месте и времени судебного заседания, не явился.
Представитель третьего лица администрации Арефинского с/совета Вачского муниципального района Нижегородской области в данное судебное заседание не явился.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования, Софронова М.С., Федорова Л.А., Управление Роспотребнадзора по Нижегородской области в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Решением Вачского районного суда Нижегородской области от 29 сентября 2021 года в удовлетворении требований об обязании регионального оператора ООО «СитиЛюкс 52» заключить прямой договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО); аннулировать (списать) задолженность, образовавшуюся в результате противоправных действий; обязании Администрацию Вачского муниципального района Нижегородской области выполнить требования Правительства по размещению контейнерных площадок и обсуждению по их размещению, оборудовать площадку для установки контейнеров для сбора и хранения ТКО на расстоянии 20-100 метров от домовладения истцов отказано.
В апелляционной жалобе истцы просят об отмене решения суда как незаконного, указывая на нарушение судом норм материального и процессуального права. В обоснование жалобы указано, что ответчик обязан заключить с ними договор, при этом образовавшаяся задолженность по оплате услуг ответчика должна быть аннулирована. Кроме того, необоснованно отказано в удовлетворении требования о возложении обязанности на Администрацию Вачского муниципального района Нижегородской области выполнить требования Правительства по размещению контейнерных площадок и обсуждению по их размещению, оборудовать площадку для установки контейнеров для сбора и хранения ТКО на расстоянии 20-100 метров от домовладения истцов.
В заседание суда апелляционной инстанции истцы, ответчики не явились, о явке извещены по правилам ст. 113 ГПК РФ посредством направления судебных повесток. Факт получения уведомлений подтверждается материалами дела. Данное извещение судебная коллегия считает надлежащим, заблаговременным. О причинах своей неявки в судебное заседание стороны не известили, в связи с чем, судебная коллегия в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов жалобы.
Проверив материалы гражданского дела, заслушав представителя ООО «СитиЛюкс 52» - Сафонову Е.Г., полагавшую решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Разрешая спор, суд правильно определил характер спорных правоотношений, применил закон, их регулирующий и, установив обстоятельства, имеющие правовое значение для дела, вынес законное решение об отказе в удовлетворении иска в силу следующего.
Из доказательств, представленных сторонами, следует, и судом установлено, что Шалаева Т.Б. является собственником жилого дома по адресу: [адрес]. Истец Федоров В.А. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: [адрес]. Собственником дома по адресу: [адрес], в котором проживает истец Федулов Б. В., является Софронова М. С.
На территории Вачского района оператором по обращению с ТКО является региональный оператор ООО «СитиЛюкс52».
Региональным оператором 24.12.2018 в газете «Нижегородская правда», а также на официальном сайте регионального оператора размещено предложение о заключении договора по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 №1156.
Истцы заявку и соответствующие документы для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО в указанный в нормативном акте срок не направили, в связи с чем договор считается заключенным на условиях типового договора и вступил в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении договора.
Истцам ежемесячно направляются квитанции об оплате за коммунальную услугу по обращению с ТКО.
При этом сбор и транспортировка ТКО с контейнерных площадок региональным оператором осуществляется согласно утвержденному графику вывоза ТКО (4 раза в неделю с. Арефино и 3 раза в неделю д. Озябликово), согласованному с органом местного самоуправления Вачского муниципального района.
Выставленные счета истцами не оплачены, истцы ссылаются на отсутствие заключенного ООО «СетиЛюкс52» с каждым из них письменного договора на оказание услуг по обращению с ТКО, оспаривают факт оказания им услуги по обращению с ТКО, поскольку места накопления ТКО находятся на удаленном от их дома расстоянии, в нарушении СанПиН, предусматривающих, что площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м., но не более 100 м.
Судом установлено, что по состоянию на 25.12.2020 на территории района утверждено и создано 176 мест для контейнерных площадок, из которых 161 место оборудовано контейнерами и являются действующими, в том числе, на территории муниципального образования Арефинский сельсовет оборудовано и действует 17 контейнерных площадок с 24 установленными на них контейнерами на 2611 жителей, по Арефину и Озябликову - 15 контейнерных площадок, 24 контейнера на 1598 жителей.
В соответствии с пояснениями представителя ответчика с учетом объемов контейнеров и норматива накопления в год на человека, а также учитывая периодичность вывоза ТКО, потребность в количестве контейнеров в с. Арефино определяется 16 контейнерами, по факту установлено 18, в д. Озябликово - 4, по факту установлено 6.
Разрешая спор по существу заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 154, 155, 30 ЖК РФ, Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», статей 309, 310, 438 ГК РФ, Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 №1156, которым утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, установив, что истцы, являясь собственниками жилых домов, обязаны были заключить письменный договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, при этом указанную обязанность не исполнили, а, следовательно, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами подлежал заключению на условиях типового договора, соответственно такой договор заключен и по условиям такого договора потребители обязаны нести расходы по оплате потребленных услуг, поставляемых региональным оператором. При этом учтено судом правомерно, что региональным оператором услуги по вывозу ТКО в населенных пунктах, где проживают истцы, оказываются.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда в силу следующего.
С 1 января 2016 г. собственник жилого дома или части жилого дома согласно ч. 5 ст. 30 ЖК РФ обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей указанного кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
Статья 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» устанавливает, что твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам, также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Согласно ч.4 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Как установлено п.148(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и частных жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354, заключение договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами не требует обязательной письменной формы и может быть совершено путем конклюдентных действий.
В соответствии с п. 8.17 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. №1156, региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Таким образом, в соответствии с пунктом 8(17) Правил обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами договор на оказание услуг между истцами и ООО «СитиЛюкс52» вступил в силу на 16-й рабочий день после публикации на официальном сайте регионального оператора.
Само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа, не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором или соглашением на основании пункта 5 статьи 24.7 Федерального закона №89-ФЗ, Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. №1156.
Факт осуществления региональным оператором ООО «СитиЛюкс52» деятельности по оказанию услуг (вывоз ТКО) нашел свое подтверждение, вывоз ТКО производится в соответствии с правилами и нормами действующего законодательства, направленными на сохранение благоприятной окружающей среды.
Принимая во внимание отсутствие достоверных доказательств того, что истцы не пользовались услугой иной организации по вывозу ТКО, как и доказательств самостоятельной утилизации ТКО, правоотношения между сторонами обоснованно признаны договорными, в связи с чем оснований для признания услуги по обращению с ТКО не оказанной, а также об аннулирования образовавшейся задолженности по оплате оказанной услуги, а также к понуждению ответчика к заключению прямого договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не имеется.
Правильным является и вывод суда об отказе в удовлетворении требования, заявленного к Администрации Вачского района в силу следующего.
В соответствии с пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №31-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13.4, пунктом 2 статьи 24.7. Федерального закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, а региональный оператор обязан принимать твердые коммунальные отходы только в местах (на площадках) накопления отходов.
Согласно пункту 9 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. №1156, потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, в соответствии со схемой обращения с отходами. При этом определение схемы размещения мест накопления входит в компетенцию органов местного самоуправления (пункт 4 статьи 13.4, статьи 8 Федерального закона №89-ФЗ), а региональный оператор вывозит ТКО из мест, определенных органом местного самоуправления.
Разработка и утверждение региональной схемы обращения с отходами относится к полномочиям Нижегородской области (ст.6 Федерального закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
Постановлением Правительства Нижегородской области от 18.11.2019 №843 утверждена территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами на территории Нижегородской области.
Постановлением Администрации Вачского муниципального района Нижегородской области от 15.03.2019 №211 утверждены схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО на территории Вачского муниципального района , в соответствии с которым утвержден адресный перечень мест накопления ТКО – в д.Озябликово – 4 места, в с.Арефино – 13 мест.
Постановлением Администрации Вачского муниципального района Нижегородской области от 23.08.2019 №681 внесены изменения в постановление от 15.03.2019 №211 .
Решением Вачского районного суда Нижегородской области от 11 ноября 2019 года с учетом информации Министерства экологии и природных ресурсов удовлетворен иск Нижегородского Межрайонного природоохранного прокурора об обязании администрацию в срок до 31.12.2021 создать места (площадки) накопления ТКО в количестве 124 контейнерных площадок. На основании решения возбуждено исполнительное производство ИП №35725/19/52020-ИП от 24.12.2019. По состоянию на 25.12.2020 на территории района утверждено и создано 176 мест для контейнерных площадок, из которых 161 место оборудовано контейнерами и являются действующими, в том числе, на территории муниципального образования Арефинский сельсовет оборудовано и действует 17 контейнерных площадок с 24 установленными на них контейнерами на 2611 жителей, по Арефину и Озябликову - 15 контейнерных площадок, 24 контейнера на 1598 жителей. Решение суда в настоящее время является исполненным.
Пунктом 2.2.3 «СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 5 августа 1988 г. №4690-88, установлено, что площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м.
В настоящее время отношения регулируются Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №3 (ред. от 26.06.2021) «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
В соответствии с пунктами 3 и 4 данного нормативного акта, на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов.
Расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров.
Истцы указывают, что контейнерные площадки должны быть организованы на расстоянии от их домов в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Наличие контейнерных площадок в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами и реестром мест накопления ТКО, установленных исполнительными органами власти, возможность пользования которой предусмотрена для жителей с.Арефина и д.Озябликово ими им не оспаривается.
При этом судом установлено и стороной ответчика не оспаривалось, что контейнерные площадки от домов истцов располагаются на большем расстоянии, нежели чем предусмотрено СанПиН 2.1.3684-21.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у истцов есть право на размещение контейнерной площадки в соответствии с требованиями СанПин, на расстоянии не менее 20 метров, но не более 100 метров от их жилых домов, но оно не является абсолютным. При этом обоснованно судом указано, что истцами процедура, предусмотренная Постановлением администрации Вачского муниципального района Нижегородской области от 17.06.2019 №455, не пройдена, соответствующая заявка о согласовании и создании мет (площадок) накопления ТКО от истцов компетентному органу не поступала, необходимые документы не предоставлялись.
Учитывая приведенные обстоятельства оснований для удовлетворения заявленных требований не имелось.
Решение суда принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, имеющие значение для дела обстоятельства подтверждены исследованными судом доказательствами, соответствующими требованиям закона об их относимости и допустимости. Требования статьи 198 ГПК РФ судом первой инстанции не нарушены.
Основания к отмене решения суда, установленные статьей 330 ГПК РФ, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вачского районного суда Нижегородской области от 29 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу заявителей – без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Мотивированное апелляционное определение составлено 24.01.2022.