Гражданское дело №
УИД 80RS0002-01-2024-000718-41
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Могойтуй 12 декабря 2024 года
Могойтуйский районный суд Забайкальского края в составе
председательствующего судьи Ситко Т.И., единолично,
при секретаре Дашиевой Д.Б.,
с участием:
старшего помощника прокурора Могойтуйского района Забайкальского края Данзановой Б.Д.,
истца Лодонова Б.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Могойтуйского района в интересах Лодонова Б.Л. к ГУЗ «Могойтуйская центральная районная больница», Министерству здравоохранения Забайкальского края о понуждении организовать ежемесячное обеспечение лекарственным средством,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Могойтуйского района Забайкальского края обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением в интересах Лодонова Б.Л., в обоснование которого указал, что прокуратурой Могойтуйского района проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере обеспечения льготной категории граждан лекарственными средствами по обращению Лодонова Б.Л., в ходе которой установлено, что Лодонов Б.Л., являющийся неработающим инвалидом 2 группы, по настоящее время необходимым лекарственным средством «нинтеданиб», которое назначил лечащий врач, ежемесячно не обеспечивается. В соответствии со справкой от 01.04.2024 № Бюро № - филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Забайкальскому краю» Лодонову Б.Л., <ДАТА> г.р., присвоена <данные изъяты> группа инвалидности по общему заболеванию сроком на 1 год, при наличии которой последний вправе получать социальную поддержку от государства в виде предоставления бесплатно лекарственных препаратов в соответствии с медицинскими показаниями.
Однако, с апреля 2024 года до настоящего времени по назначению врача Лодонову Б.Л. не выписаны рецепты на лекарственный препарат «<данные изъяты>», необходимый к приёму пожизненно.
В сложившейся ситуации Лодоновым Б.Л., страдающим серьёзным заболеванием (<данные изъяты>), необходимый для жизни лекарственный препарат не принимался, чем поставлены под угрозу его жизнь и здоровье.
Таким образом, в целях эффективного обеспечения восстановления нарушенных прав, учитывая, что с апреля 2024 года по настоящее время Лодонов Б.Л. фактически не обеспечивался необходимым лекарственным средством в соответствии с медицинскими показаниями, необходимо возложить на Министерство здравоохранения Забайкальского края, ГУЗ «Могойтуйская ЦРБ» обязанность организовать ежемесячное обеспечение материального истца в соответствии с медицинскими показаниями лекарственным препаратом «нинтеданиб» для лечения его заболевания.
Факт обращения Лодонова Б.Л. в прокуратуру района за защитой нарушенного права на получение необходимого лекарственного средства свидетельствует о нарушении права последнего на обеспечение необходимым лекарственным средством бесплатно в объеме, определяемом врачом.
Необеспечение Лодонова Б.Л. назначенным ему лекарственным препаратом свидетельствует о лишении его возможности использовать предоставленное ему право на бесплатное обеспечение лекарственным средством, непринятие соответствующих мер ставит под угрозу его жизнь и здоровье, что является основанием для возложения исполнения обязанности принять меры по организации мероприятий, направленных на бесплатное обеспечение Лодонова Б.Л. выписанным лекарственным препаратом «<данные изъяты>».
Просит возложить на государственное учреждение здравоохранения «Могойтуйская центральная районная больница», Министерство здравоохранения Забайкальского края обязанность организовать ежемесячное в течение периода с 17 апреля 2024 года по 31 марта 2025 года обеспечение Лодонова Б.Л., <ДАТА> года рождения лекарственным средством «<данные изъяты>» в соответствии с медицинскими показаниями. Решение суда обратить к немедленному исполнению.
В судебном заседании прокурор Данзанова Б.Д. исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Истец Лодонов Б.Л. исковые требования поддержал просил их удовлетворить, указала, что 6 декабря 2024 года ему выдали аналог препарата «<данные изъяты>» препарат «<данные изъяты> упаковки по 270 капсул, согласно показаний к применению препарата данного объема препарата хватит на три месяца приема, декабрь 2024 года, январь, февраль 2025 года.
Ответчики: ГУЗ «Могойтуйская центральная районная больница», Министерство здравоохранения Забайкальского края, будучи извещенными о дате и времени судебного заседания, в зал судебного заседания представителей не направили, не просили об отложении рассмотрения дела.
Суд, в силу ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие ответчиков.
Выслушав прокурора, истца, изучив материалы гражданского дела, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, установив юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.
К числу основных прав человека Конституцией Российской Федерации отнесено право на охрану здоровья (ст. 41 Конституции Российской Федерации).
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч. 1 ст. 41 Конституции РФ).
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ здоровье - это состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма.
Охрана здоровья граждан - это система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе, санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).
В силу ст. 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.
К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе, право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).
Статьей 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено право каждого на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Перечень групп населения и категорий заболеваний для региональных льготников, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 (ред. от 14.02.2002) «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (приложение N 1). Согласно указанному перечню неработающим инвалидам II группы все лекарственные средства, средства медицинской реабилитации, калоприемники, мочеприемники, перевязочные материалы (по медицинским показаниям) предоставляются бесплатно.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 02 октября 1992 года N 1157 "О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов" с 1 января 1993 года инвалиды 1 группы и неработающие инвалиды 2 группы имеют право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами по рецептам врачей, а при наличии соответствующих медицинских показаний - перевязочными материалами и иными отдельными изделиями медицинского назначения (пункт 1).
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 г. № 2406-Р в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения входит лекарственный препарат «нинтеданиб».
Таким образом, бесплатное предоставление отдельным категориям граждан при амбулаторном лечении лекарственных средств и изделий медицинского назначения по рецептам врача, является государственной гарантией Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан, в том числе оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Как установлено судом, Лодонов Б.Л., <ДАТА> года рождения, является инвалидом <данные изъяты> на срок до 01.04.2025 г. /л.д. 22-23/, имеет право на льготы в части лекарственного обеспечения за счет средств федерального бюджета, нуждается в приеме лекарственного препарата «<данные изъяты>» или «<данные изъяты>» (<данные изъяты> или <данные изъяты>) пожизненно при хорошей переносимости согласно протоколу лечебно-контрольной подкомиссии врачебной комиссии Университетской клинической больницы № 4 ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России от 17 апреля 2024 г., выписным эпикризам ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России от 24 апреля 2024 г. /л.д. 11-20/.
Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 прямо предусмотрена обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Забайкальского края, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 27.07.2017 № 319, Министерство здравоохранения Забайкальского края является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, осуществляющим на территории Забайкальского края государственное управление в сфере охраны здоровья.
Согласно п. 12.12 указанного Положения Министерство осуществляет переданные Российской Федерацией полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной Федеральным законом от 17.07.1999 г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Из приведенных правовых положений следует, что именно на Министерство здравоохранения Забайкальского края возложены обязанности по надлежащей реализации мероприятий, направленных на обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями определенных групп населения, к числу которых относится Лодонов Б.Л..
В силу п. 5 ч. 2 ст. 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения утвержден Распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 N 2406-р.
Лекарственный препарат «<данные изъяты> предусмотрен стандартами медицинской помощи и включены в указанный Перечень.
Кроме этого, Правительством Забайкальского края от 29 декабря 2023 года N 744 утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории забайкальского края на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов. Пунктом 38 указанной программы предусмотрено, что право на внеочередное оказание медицинской помощи по Территориальной программе в медицинских организациях, находящихся в ведении Министерства здравоохранения Забайкальского края, предоставляется отдельным категориям граждан, предусмотренным статьями 14 - 19 и 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", и инвалидам 1 и 2 групп, детям-инвалидам и лицам, сопровождающим таких детей.
Для внеочередного оказания специализированной медицинской помощи в медицинских организациях, находящихся в ведении Министерства здравоохранения Забайкальского края, указанные категории граждан дополнительно предъявляют направление, выданное медицинской организацией, оказавшей первичную медико-санитарную помощь в амбулаторных условиях.
Для внеочередного оказания высокотехнологичной медицинской помощи в медицинских организациях, находящихся в ведении Министерства здравоохранения Забайкальского края, указанные категории граждан дополнительно предъявляют направление краевой комиссии по направлению пациентов на оказание высокотехнологичной медицинской помощи Министерства здравоохранения Забайкальского края.
В соответствии с пунктом 47 указанной Программы предусмотрено, что Лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки при оказании первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях, осуществляется за счет средств бюджетных ассигнований бюджета Забайкальского края в соответствии с Законом Забайкальского края от 25 ноября 2010 года N 433-ЗЗК "О мерах социальной поддержки в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении отдельным категориям граждан", приказом Министерства здравоохранения Забайкальского края от 18 декабря 2019 года N 37-П "Об утверждении регламента взаимодействия участников реализации программ льготного лекарственного обеспечения на территории Забайкальского края", в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой, сформированным в объеме не менее чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утверждаемым Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" согласно приложению N 1 к настоящей Территориальной программе. Согласно приложению № 1 в перечень включен лекарственный препарат «Нинтеданиб».
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Лодонов Б.Л. не был своевременно обеспечен жизненно необходимым лекарственным препаратом по вине ответчиков, что привело к нарушению его конституционных прав инвалида на получение лекарств, необходимых для поддержания жизни и здоровья. Вместе с тем Лодонов Б.Л. 6 декабря 2024 года обеспечен аналогом данного препарата «<данные изъяты>» в размере три упаковки по 270 капсул, всего 810 капсул, для приема на три месяца: декабрь 2024 года, январь, февраль 2025 года. В связи с этим, с учетом исполнения в добровольном порядке ответчиками частично требований прокурора, выделением лекарственного препарата на три месяца, в целях недопущения нарушения прав истца, суд находит подлежащими удовлетворению требования о возложении обязанности на ответчиков по обеспечению Лодонова Б.Л. лекарственным препаратом с торговым наименованием «<данные изъяты>» в соответствии с медицинскими показаниями частично на период с 1 по 31 марта 2025 года, поскольку инвалидность истцу установлено по 1 апреля 2025 года. Вместе с тем суд полагает нецелесообразным удовлетворение требований истца об обеспечении лекарственным средством Лодонова Б.Л. в период с 17 апреля 2024 года по 5 декабря 2024 года.
В силу ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
В п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" разъяснено, что обращение решения к немедленному исполнению по основаниям, указанным в ст. 212 ГПК РФ, возможно только по просьбе истца. В таких случаях выводы суда о необходимости обращения решения к немедленному исполнению должны быть обоснованы достоверными и достаточными данными о наличии особых обстоятельств, вследствие которых замедление исполнения решения может привести к значительному ущербу для взыскателя или невозможности его исполнения.
Поскольку не обеспечение истца Лодонова Б.Л. лекарственным препаратом «<данные изъяты>» ставит под угрозу его жизнь и здоровье, суд считает необходимым обратить решение к немедленному исполнению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Могойтуйского района Забайкальского края в интересах Лодонова Б.Л. – удовлетворить частично.
Возложить на государственное учреждение здравоохранения «Могойтуйская центральная районная больница» (ОГРН <данные изъяты>), Министерство здравоохранения Забайкальского края (ОГРН <данные изъяты>) обязанность по обеспечению Лодонова Б.Л., <ДАТА> года рождения (паспорт серии <данные изъяты> лекарственным средством «<данные изъяты>» в соответствии с медицинскими показаниями на период с 1 по 31 марта 2025 года.
В порядке статьи 212 ГПК РФ обратить решение суда к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Могойтуйский районный суд Забайкальского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 12 декабря 2024 года.
Судья Ситко Т.И.