Решение по делу № 33а-16311/2019 от 02.09.2019

Судья Куляпин Д.Н. УИД 16RS0042-03-2019-005903-82

№ дела в суде первой инстанции 2а-7499/2019

№ дела в суде апелляционной инстанции 33а-16311/2019

учет 022а

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

8 ноября 2019 года город Казань

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Горшунова Д.Н.,

судей Моисеевой Н.Н., Гафиятуллина Ш.Ш.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Хайруллиной Э.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Моисеевой Н.Н. административное дело по апелляционной жалобе Семенова Д.А. на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 15 июля 2019 года, которым постановлено:

в удовлетворении административного искового заявления Семенова Дмитрия Анатольевича к Исполнительному комитету муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан, администрации Комсомольского района Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан, главе администрации Комсомольского района Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан Кислову Александру Ивановичу о признании незаконным распоряжения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, путем признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, отказать.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия,

                РЈРЎРўРђРќРћР’ИЛА:

Семенов Д.А. обратился в суд с административным исковым заявлениемк Исполнительному комитету муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан, администрации Комсомольского района Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан, главе администрации Комсомольского района Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан Кислову Александру Ивановичу о признании незаконным распоряжения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, путем признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В обоснование заявленных требований указано, что 30 марта 2019 года административный истец подал заявление в Администрацию Комсомольского района Исполнительного комитета муниципального образования города Набережные Челны Республики Татарстан о постановке его и членов его семьи на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и включении в список претендентов на участие в программе «Обеспечение жильем молодых семей в Республике Татарстан» на 2020 год, приложив при этом все необходимые документы.

5 июня 2019 года был получен ответ об отказе в признании его семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий и включении в список претендентов вышеуказанной программы на основании пункта 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Отказ ответчиком принят на том основании, что что супруга административного истца 19 октября 2018 года была зарегистрирована по адресу: <адрес> общей площадью 62,7 кв.м., с составом семьи из одного человека, а 28 декабря 2018 года зарегистрировалась по адресу: <адрес>, общей площадью 59,1 кв.м., с составом семьи из 6 человек, тем самым совершила действия по ухудшению жилищных условий согласно статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации.

С решением органа местного самоуправления административный истец не согласен, поскольку, как изложено в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2007 года № 258-О-О, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях допустимы в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

Так, 4 августа 2018 года административный истец зарегистрировал брак с Семеновой И.А. и они стали совместно проживать в г. Набережные Челны. С целью трудоустройства супруга административного истца зарегистрировалась у своего отца по адресу: <адрес>, затем, когда административный истец нашел жилое помещение и сам прописался в нем, его супруга снялась с регистрации по вышеуказанному адресу, и прописалась по адресу: <адрес>

После регистрации брака, фактически создав семью, административный истец с супругой отказались от ведения общего хозяйства с родителями, таким образом, Семенова И.А. снялась с регистрации в квартире, где собственником является ее отец и прописалась по месту жительства супруга - административного истца. Поэтому регистрация Семеновой И.А. по месту жительства административного истца не может расцениваться как умышленное ухудшение жилищных условий. В настоящее время административный истец и его супруга Семенова И.А. собственного жилья не имеют.

Просит признать распоряжение главы администрации Комсомольского района Исполнительного комитета муниципального образования г. Набережные Челны Республики Татарстан об отказе в постановке административного истца и членов его семьи на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении незаконным. Обязать администрацию Комсомольского района Исполнительного комитета муниципального образования г. Набережные Челны в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу признать его семью, состоящую из двух человек, нуждающейся в улучшении жилищных условий с целью включения в состав участников программы «Обеспечение жильем молодых семей в муниципальном образовании г. Набережные Челны Республики Татарстан на 2016-2021 годы» на 2020 год.

Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.

В апелляционной жалобе повторяя доводы административного иска ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.

Лица, участвующие в деле о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены, не явились.

Исследовав материалы дела, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, исследовав правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица, могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействий) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы.

Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлено, что 30 марта 2019 года Семенов Д.А. обратился к руководителю Исполнительного комитета города Набережные Челны Республики Татарстан с заявлением о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий для участия в основном мероприятии «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» и подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Республике Татарстан на 2016-2021 годы» государственной программы «Обеспечение качественным жильем и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Республики Татарстан на 2016-2021 годы» молодой семьи, представив при этом необходимые документы.

8 апреля 2019 года распоряжением № 11/215 главы администрации Комсомольского района административному истцу в соответствие со статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации было отказано в признании его семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий и включении в список претендентов в программе «Обеспечение жильем молодых семей в Республике Татарстан» в связи с тем, что супруга административного истца совершила действия по ухудшению жилищных условий.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, признаются, в том числе лица, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма).

На основании частей 4, 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Правилами, утвержденными Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 апреля 2005 года № 190 «Об утверждении Правил и порядка постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в Республике Татарстан» определены правила и порядок участия граждан Российской Федерации, являющихся жителями Республики Татарстан, зарегистрированных по постоянному месту жительства, с заявлением о постановке на учет предоставления жилых помещений в рассрочку в соответствии с основными требованиями, предъявляемыми к государственной поддержке развития жилищного строительства, определенными законодательством (по социальной ипотеке).

В соответствии с пунктом 3 данных Правил норма постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки устанавливается в размере 18 кв.м общей площади на одного члена семьи. Для работников организаций, участвующих в финансировании социальной ипотеки, норма постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по социальной ипотеке устанавливается в коллективном договоре предприятий.

В соответствии с подпунктом 5.1 пункта 5 Правил, обязательным основанием постановки на учет семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, является, что совокупный уровень обеспеченности общей площадью на одного члена семьи в объектах жилищных прав менее нормы принятия на учет, определенной пунктом 3 настоящих Правил и порядка.

В силу части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

В статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации указано, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Анализ указанной правовой нормы позволяет сделать вывод, что действиями по ухудшению жилищных условий, препятствующими принятию граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в течение пяти лет с момента их совершения, являются умышленные действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Аналогичная правовая позиция изложена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2007 года № 258-О-О, в котором указано, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях допустимы в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

Как указано в пункте 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается, в частности в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок, то есть пять лет.

На основании части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.

Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

В силу части 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации вселенные собственником жилого помещения члены его семьи, имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.

В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из того, для признания перечисленных в данной норме лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.

Разрешая спор по существу и принимая обжалуемое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца со стороны административных ответчиков.

Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда, поскольку он основан на правильном применении норм материального права, мотивирован в судебном решении и подтверждается представленными доказательствами.

Пункт 2.2 Правил и порядка постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в Республике Татарстан (далее Правила) определяет понятие нормы постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки - как размер общей площади в объектах жилищных прав, приходящийся на одного члена семьи.

Пунктом 2.3 Правил установлено, что совокупный уровень обеспеченности общей площади в объектах жилых прав - суммарный размер общей площади всех жилых помещений (доли жилых помещений), занимаемых членами семьи по договору найма и (или) принадлежащих им на праве собственности.

Согласно пункту 10 Правил, заявителю в постановке на учет отказывается в случае неполного истечения срока, предусмотренного пунктом 19 настоящих Правил и порядка, в соответствии с которым заявители, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки совершили действия, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в государственной поддержке в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в системе социальной ипотеки не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Так, 19 октября 2018 года супруга административного истца встала на регистрационный учет по адресу: <адрес>, общей площадью 62,7 кв.м. с составом семьи из одного человека. Указанное жилое помещение на основании права собственности принадлежит отцу Семеновой И.А. - Антипову А.П.

Как установил суд первой инстанции из пояснений Семеновой И.А., до настоящего времени в данной квартире отец не проживал и не проживает, однако намерен переехать в г. Набережные Челны после выхода на пенсию.

Из выписки из домовой книги следует, что Семенова И.А. зарегистрирована в жилом помещении по вышеуказанному адресу, где совокупный уровень обеспеченности жилой площадью составлял 31,3 кв.м.

После снятия с регистрации по указанному адресу, 28 декабря 2018 года, Семенова И.А. зарегистрировалась по адресу: <адрес> общей площадью 59, 1 кв.м. составом семьи из 5 человек, тем самым, ухудшив свои жилищные условия.

Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия разделяет вывод суда первой инстанции о том, что снятие с регистрационного учета супруги административного истца свидетельствует об умышленном ухудшении жилищных условий с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещений.

В целом апелляционная жалоба не содержит фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.

Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, обстоятельства по делу проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам, которым дана надлежащая оценка. Новых данных, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке, апелляционная жалоба не содержит.

Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,

                 ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 15 июля 2019 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Семенова Д.А. – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в суд кассационной инстанции.

Председательствующий

РЎСѓРґСЊРё

33а-16311/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Другие
Глава администрации Комсомольского района Исполнительного комитета города Кислов Александр Иванович
Семенова И.А.
Администрация Комсомольского района Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан
Исполнительный комитет МО г. Набережные Челны
Семенов Д.А.
Суд
Верховный Суд Республики Татарстан
Судья
Моисеева Н. Н.
Дело на странице суда
vs.tat.sudrf.ru
02.09.2019Передача дела судье
02.09.2019Судебное заседание
06.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.12.2019Передано в экспедицию
08.11.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее