Решение по делу № 2-455/2024 от 31.01.2024

Дело

Категория .066

УИД 02RS0-43

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

05 апреля 2024 года <адрес>

Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи Кошкиной Т.Н.,

при секретаре ФИО4,

с участием помощника прокурора ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к ФГБОУ ВО «Горно-Алтайский государственный университет» о признании срочного договора бессрочным, признание увольнения незаконным, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации за неиспользованные дни отпуска за время вынужденного прогула, выплате компенсации морального вреда, недоплаченной заработной платы, компенсации за задержки платежей, судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в суд к <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты> договора, поскольку ни в приказе, ни в трудовом договоре не указаны основания заключения срочного трудового договора, исследовав материалы дела приходит к следующему выводу.

Согласно ч. 1 ст. 56 ТК РФ трудовой договор это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Одним из обязательных условий, подлежащих включению в трудовой договор, является дата начала работы, а в случае, когда заключается срочный трудовой договор, - также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с ТК РФ или иным федеральным законом (абз. 4 ч. 2 ст. 57 ТК РФ).

Трудовые договоры могут заключаться как на неопределенный срок, так и на определенный срок не более пяти лет (срочный трудовой договор), если иной срок не установлен названным Кодексом и иными федеральными законами (ч. 1 ст. 58 ТК РФ).

В соответствии со ст. 59 ТК РФ срочный трудовой договор заключается, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, а именно в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 59 названного Кодекса. В случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 59 названного Кодекса, срочный трудовой договор может заключаться по соглашению сторон трудового договора без учета характера предстоящей работы и условий ее выполнения. В случае, когда ни одна из сторон не потребовала расторжения срочного трудового договора в связи с истечением срока его действия и работник продолжает работу после истечения срока действия трудового договора, условие о срочном характере трудового договора утрачивает силу и трудовой договор считается заключенным на неопределенный срок (ч. 4 ст. 59 ТК РФ).

Трудовой договор, заключенный на определенный срок при отсутствии достаточных к тому оснований, установленных судом, считается заключенным на неопределенный срок (ч. 5 ст. 59 ТК РФ).

Согласно п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", решая вопрос об обоснованности заключения с работником срочного трудового договора, следует учитывать, что такой договор заключается, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, в частности в случаях, предусмотренных частью первой ст. 59 ТК РФ, а также в других случаях, установленных Кодексом или иными федеральными законами (часть вторая ст. 58, ч. 1 ст. 59 ТК РФ). В соответствии с частью второй ст. 58 ТК РФ в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 59 Кодекса, срочный трудовой договор может заключаться без учета характера предстоящей работы и условий ее выполнения. При этом необходимо иметь в виду, что такой договор может быть признан правомерным, если имелось соглашение сторон (ч. 2 ст. 59 ТК РФ), т.е. если он заключен на основе добровольного согласия работника и работодателя. Если судом при разрешении спора о правомерности заключения срочного трудового договора будет установлено, что он заключен работником вынужденно, суд применяет правила договора, заключенного на неопределенный срок.

Материалами дела установлено, что <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты> таким работодателем обязанности по предоставлению своим работникам работы, предусмотренной заключенными с ними трудовыми договорами, предполагает в числе прочего своевременное заключение им с иными участниками гражданского оборота договоров возмездного оказания услуг (абзац второй пункта 6 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 25-П).

Ограниченный срок действия гражданско-правовых договоров возмездного оказания услуг, заключенных работодателем с заказчиками соответствующих услуг, при продолжении осуществления им уставной деятельности сам по себе не предопределяет срочного характера работы, подлежащей выполнению работниками, обеспечивающими исполнение обязательств работодателя по таким гражданско-правовым договорам, не свидетельствует о невозможности установления трудовых отношений на неопределенный срок, а значит, и не может служить достаточным основанием для заключения срочных трудовых договоров с работниками, трудовая функция которых связана с исполнением соответствующих договорных обязательств, и их последующего увольнения в связи с истечением срока указанных трудовых договоров (абзац четвертый пункта 6 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 25-П).

Иное обессмысливало бы законодательное ограничение случаев заключения срочных трудовых договоров, приводило бы к недопустимому игнорированию лежащего в основе трудовых правоотношений конституционно значимого интереса работника в стабильной занятости и при отсутствии обстоятельств, объективно препятствующих продолжению осуществления им работы по обусловленной заключенным с ним трудовым договором трудовой функции, влекло бы за собой необоснованное прекращение трудовых отношений и увольнение работника в упрощенном порядке без предоставления ему гарантий и компенсаций, направленных на смягчение негативных последствий, наступающих для гражданина в результате потери работы, а значит - и выходящее за рамки конституционно допустимых ограничений прав и свобод ущемление конституционного права каждого на свободное распоряжение своими способностями к труду, выбор рода деятельности и профессии (статья 37 часть 1; статья 55 часть 3 Конституции Российской Федерации) (абзац пятый пункта 6 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 25-П).

В связи с установлением бессрочного характера трудовых отношений, суд признает приказ о прекращении (расторжении) трудового договора с работником ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, требования истца о признании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным на неопределенный срок, восстановлении ФИО2 в должности дежурного общежития с ДД.ММ.ГГГГ, подлежащими удовлетворению.

Требования истца о взыскании невыплаченной заработной платы в размере 30 503 рубля 74 копейки подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

В силу положения ч. 3 ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Как прямо следует из данной правовой нормы, месячная заработная плата работника не может быть ниже минимального размера оплаты труда только в том случае, если он полностью отработал за оплачиваемый месяц норму рабочего времени и выполнил нормы труда (трудовые обязанности).

Региональным соглашением о минимальной заработной плате в <адрес> работников, работающих на территории Республики Алтай, а также в соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 82-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ) «О минимальном размере оплаты труда» минимальная заработная плата с ДД.ММ.ГГГГ установлена в размере 16 242 рубля при этом районный коэффициент за работу в условиях Крайнего Севера не включается в величину минимального размера оплаты труда. Данная позиция закреплена в Постановлении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ -п.

Постановлением Правительств РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О районном коэффициенте к заработной плате на территории Республики Горный Алтай» установлен районный коэффициент 1,4 (40%).

<адрес> коэффициента должно быть предусмотрено в трудовых договорах и в штатном расписании.

Как разъяснено в пункте 8 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ за третий квартал 2013 года, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ, в разделе I Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, Постановлении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ -П, в минимальный размер оплаты труда не входит надбавка, начисляемая в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях, а также районный коэффициент.

Это означает, что районный коэффициент подлежит начислению сверх минимального размера оплаты труда.

Из представленных стороной ответчика расчетных листков за апрель – декабрь 2023 года, с учетом внутренних актов работодателя, касающихся начисления и выплаты заработной платы, а также установленного минимального размера оплаты труда судом установлено, что в целом заработная плата ФИО2 начислялась верно и превышала МРОТ, при этом в апреле 2023 года имела место недоплата в размере 665 рублей 25 копеек (с учетом доведения начисленной суммы до МРОТ (2436,3 (МРОТ) – 1961,12 (начислено)*1,4 (районный коэффициент), которая истцу не выплачена, в связи с чем суд удовлетворяет требования истца в указанной части и с учетом требований истца и положений ст. 236 ТК РФ на указанную сумму начисляется денежная компенсация за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 189 рублей 53 копейки, в остальной части требований о взыскании невыплаченной заработной платы и денежной компенсации за ее задержку суд отказывает.

В соответствии со ст. 234 ТК РФ работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения работника возможности трудиться, в том числе, если заработок не получен в результате незаконного увольнения.

Представленный ответчиком расчет среднего заработка за период вынужденного прогула суд признает верным, при этом с учетом установленной в судебном заседании недоплаты за апрель 2023 года в размере 665 рублей 25 копеек, заработная плата Истца за один рабочий день составляет 902 рубля, в связи с чем с ответчика в пользу истца подлежит взысканию средний заработок за время вынужденного прогула с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 86 592 рубля 00 копеек, в том числе НДФЛ (902*96).

Требование истца о взыскании компенсации за неиспользованные дни отпуска за время вынужденного прогула в размере 6 455 рублей 55 копеек не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Абзацем 4 статьи 121 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что в стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск, включается время вынужденного прогула при незаконном увольнении или отстранении от работы и последующем восстановлении на прежней работе.

В соответствии со статьей 127 Трудового кодекса Российской Федерации при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.

Поскольку ФИО2 судом восстановлена на работе, то время вынужденного прогула дает ей право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск, а не на выплату компенсации за все неиспользованные отпуска.

Требования истца о взыскании компенсации за несвоевременную выплату денежных средств за время вынужденного прогула и компенсации за неиспользованные дни отпуска за время вынужденного прогула является необоснованным по следующим основаниям.

Статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрена материальная ответственность работодателя за несвоевременную выплату заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, уплаты процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.

Таким образом, денежная компенсация начисляется на несвоевременно выплаченные суммы, причитающиеся работнику, при этом, денежные компенсация за время вынужденного прогула присуждена лишь настоящим решением суда и подлежит немедленному исполнению работодателем, в связи с чем начисление на нее денежной компенсации за время до вынесения решения суда истцом необоснованно, в связи с чем правовых оснований для удовлетворения данного требования у суда не имеется. Во взыскании компенсации за неиспользованные дни отпуска за время вынужденного прогула судом отказано, в связи с чем начисление на нее денежной компенсации также не подлежит удовлетворению.

Согласно ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

На основании п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», суд вправе удовлетворить требование работника, уволенного без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконно переведенного на другую работу, о компенсации морального вреда.

В связи с установлением факта нарушения трудовых прав Истца, имеются основания для взыскания с Ответчика компенсации морального вреда. Размер компенсации морального вреда суд определяет в размере 5000 рублей, в остальной части отказывает.

В соответствии со ст. 211 ГПК РФ решение в части восстановления на работе, взыскания заработной платы, подлежит немедленному исполнению.

На основании ст.ст. 98, 100 ГПК РФ с учетом частичного удовлетворения исковых требований, а также с учетом разумности и справедливости, объема проделанной работы, количество судебных заседаний с участием представителя истца (4), с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 10 000 рублей, на оплату расчета по заработной плате в размере 2 000 рублей. Суд отказывает в удовлетворении требований о взыскной расходов по проведению расчета, так как находит их чрезмерными, кроме того, данный расчет лишь частично принят судом, поскольку установлены неточности в представленных расчетах, а также отказывает во взыскании судебных расходов по оплате нотариальной доверенности, поскольку она выдана представителю для участия не в данном конкретном деле, оригинал доверенности в материалах дела отсутствует.

На основании п. 1 ст. 103 ГПК РФ, с учетом удовлетворения требований имущественного и неимущественного характера с учетом положений ст. 333.19 НК РФ, суд взыскивает с ответчика государственную пошлину в доход муниципального образования «<адрес>» государственную пошлину размере 4 023 рубля 40 копеек.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО2 удовлетворить частично.

Трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай.

Судья Т.Н. Кошкина

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

2-455/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Буравлева Надежда Семеновна
Ответчики
ФГБОУ ВО ГАГУ
Суд
Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай
Судья
Кошкина Татьяна Николаевна
Дело на странице суда
gorno-altaisky.ralt.sudrf.ru
31.01.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.02.2024Передача материалов судье
05.02.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.02.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.02.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.02.2024Судебное заседание
28.02.2024Судебное заседание
14.03.2024Судебное заседание
05.04.2024Судебное заседание
05.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее