2а-2286/2020
56RS0030-01-2020-002923-44
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Оренбург 25 ноября 2020 года
Промышленный районный суд г. Оренбурга в составе:
председательствующего судьи Бураченок Н.Ю.,
при секретаре Парфеновой Е.Д.,
с участием представителя административного истца Пузановой НД, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, административного ответчика Комарова АА, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ИФНС России по Промышленному району г.Оренбурга к Комарову АА о взыскании обязательных платежей,
У С Т А Н О В И Л:
ИФНС России по Промышленному району г.Оренбурга обратилась в суд с административным иском указав, что Комаров А.А. состоит на налоговом учете в качестве налогоплательщика.
Согласно информационного ресурса системы электронного обмена данных местного уровня Комаров А.А. в 2015,2018 гг. являлся собственником:
- квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, дата регистрации права собственности ДД.ММ.ГГГГ, дата прекращения права собственности ДД.ММ.ГГГГ.
-легкового автомобиля <данные изъяты>, 2001 года выпуска, государственный регистрационный №, дата регистрации права собственности ДД.ММ.ГГГГ, дата прекращения права собственности ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, ПАО СК «Росгосстрах» в Инспекцию была представлена справка о доходах физического лица за 2018 год № от ДД.ММ.ГГГГ согласно которой Комаровым А.А. был получен доход в виде штрафа и неустойки, выплачиваемых организацией на основании решения суда за не6соблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителей в соответствии с Законом № в размере 380000 руб., сумма налога на доходы физических лиц исчисленная, но не удержанная налоговым агентом составила 49400 руб.
Поскольку административный ответчик не уплатил обязательный платеж в установленный законодательством срок, ему в соответствии со ст.70 НК РФ ему было направлено требование об уплате налога от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № со сроком уплаты ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка №9 Промышленного района г.Оренбурга было вынесено определение об отмене судебного приказа, вынесенного по заявлению ИФНС России по Промышленному району г.Оренбурга о выдаче судебного приказа о взыскании недоимки и пени с Комарова А.А.
Судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ был отменен на основании заявления Комарова А.А.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ требования не исполнены.
По данным оперативного учета за административным ответчиком числится задолженность за 2015, 2018 гг.:
-налог на имущество физических лиц в размере 210 руб., пени 0,90 руб.:
-транспортный налог пени 30 руб. 94 коп.;
-налог на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст.228 НК РФ в размере 49400 руб., пени в размере 211 руб. 18 коп.
На основании вышеизложенного административный истец просит взыскать с административного ответчика обязательный платеж за 2015, 2018 гг:
-налог на имущество физических лиц в размере 210 руб., пени 0,90 руб.:
-транспортный налог пени 30 руб. 94 коп.;
-налог на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст.228 НК РФ в размере 49400 руб., пени в размере 211 руб. 18 коп.
В судебном заседании представитель административного истца Пузанова Т.Д. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просила иск удовлетворить.
Административный ответчик Комаров А.А. в судебном заседании не отрицал факт получения им суммы штрафа и неустойки в размере 380000 руб., возражал против удовлетворения исковых требований в части взыскания недоимки по уплате налога на доходы в размере 49400 руб., полагал, что данную сумму должно было перечислить ПАО СК «Росгосстрах», обещал оплатить налог на имущество и пени, после перерыва в судебном заседании не явился.
Суд, выслушав пояснения представителя административного истца, административного ответчика, и исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
Частью 1 статьи 286 КАС РФ установлено, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно п.1 ст.19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно, налоги и (или) сборы.
В соответствии со ст.57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов. Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица превышает 3000 руб., за исключением случая, предусмотренного абз.3 п.2 данной статьи.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования о уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 руб., налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 руб.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) установлена обязанность налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги.
Порядок налогообложения имущества физических лиц на территории Российской Федерации в спорный период регулировался Федеральным законом от 09 декабря 1991 года № 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (далее по тексту Закон № 2003-1).
В силу п.1 ст.1 Закона РФ "О налогах на имущество физических лиц" плательщиками налогов на имущество физических лиц являются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Согласно п.1 ст.2 указанного Закона объектами налогообложения признаются, в том числе жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, доля в праве общей собственности на указанное имущество.
Статьей 2 Закона «О налогах на имущество физических лиц» установлено, что объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: 1) жилой дом; 2) квартира; 3) комната; 4) дача; 5) гараж; 6) иное строение, помещение и сооружение; 7) доля в праве общей собственности на имущество, указанное в пунктах 1 - 6 настоящей статьи.
В силу п.1 ст.3 Закона «О налогах на имущество физических лиц» ставки налога на имущество физических лиц устанавливались нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости в установленных Законом пределах, под которой понимается сумма инвентаризационных стоимостей строений, помещений и сооружений, признаваемых объектами налогообложения и расположенных на территории представительного органа местного самоуправления, устанавливающего ставки по данному налогу
Согласно ч.1 ст.358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ст.362 НК РФ сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ.
Согласно п.3 ст.363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Статья 1 Закона Оренбургской области «О транспортном налоге» от 16.11.2002 года № 322/66-III-ОЗ предусматривает, что транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом РФ, настоящим Законом и обязателен к уплате на территории Оренбургской области.
Согласно п.5 ст.226 НК РФ налоговые агенты при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога обязаны не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме налога.
В соответствии с пп.4 п.1 ст.228 НК РФ физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, - исходя из сумм таких доходов, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую декларацию.
Пунктом 1 статьи 210 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме.
Согласно статье 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая для физических лиц в соответствии с главой 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ.
Пунктом 3 статьи 217 НК РФ предусмотрено, что не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц все виды установленных законодательством Российской Федерации компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья.
Суммы возмещения страховой организацией штрафов и неустойки за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в соответствии с Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон № 2300-1), пунктом 3 статьи 217 НК РФ не предусмотрены и, следовательно, такие выплаты подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.
В соответствии со ст.330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.
Кроме того, штрафы за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя, выплачиваемые страховой организацией в соответствии с Законом № 2300-1, а также выплата неустойки в рамках правоотношений, возникших при наступлении страхового случая, в п.3 ст.217 НК РФ не поименованы и, следовательно, такие выплаты не подлежат освобождению от обложения налогом на доходы физических лиц.
Положениями ст.228 НК РФ установлено, что физические лица, получившие в налоговом периоде доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, обязаны самостоятельно исчислить налог на доходы физических лиц с таких доходов, представить в налоговый орган по месту своего учета декларацию по налогу на доходы физических лиц не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, и в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом, уплатить исчисленный налог в соответствующий бюджет.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что административный ответчик Комаров А.А. в 2015,2018 гг. являлся собственником:
- квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, дата регистрации права собственности ДД.ММ.ГГГГ, дата прекращения права собственности ДД.ММ.ГГГГ.
-легкового автомобиля <данные изъяты>, 2001 года выпуска, государственный регистрационный №, дата регистрации права собственности ДД.ММ.ГГГГ, дата прекращения права собственности ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справке о доходах физического лица за 2018 год № от ДД.ММ.ГГГГ Комаровым А.А. был получен доход в размере 380 000 руб. Сумма налога на доходы физических лиц исчисленная, но не удержанная налоговым агентом составила 49 400 руб. (380 000 руб. *13%).
При выплате страхового возмещения страховая компания признается налоговым агентом, обязанным исчислить, удержать и перечислить НДФЛ в бюджет, а в случае, если это невозможно, она обязана сообщить об этом получателю дохода и налоговому органу.
Страховая компания, выплачивающая страховую выплату при наступлении страхового случая, обязана исчислить, удержать и перечислить НДФЛ в бюджет не позднее дня, следующего за днем выплаты (статья 24, п. п. 1, 2, 4, 6 статьи 226 НК РФ).
При невозможности удержать налог с выплаченного дохода страховая компания должна не позднее 1 марта следующего года сообщить об этом налогоплательщику и налоговому органу. В этом случае в отношении дохода, полученного начиная с 2016 г., налог уплачивается на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
ИФНС России по Промышленному району г.Оренбурга на имя Комарова А.А. направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога на доходы физических лиц не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем, налоговое уведомление об уплате транспортного налога № от ДД.ММ.ГГГГ на которое ссылается административный истец в своем исковом заявлении в материалах дела отсутствует.
В связи с неуплатой административным ответчиком суммы налога ИФНС России по Промышленному району г.Оренбурга последнему направлены требования об уплате налога от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № со сроком уплаты ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка №9 Промышленного района г.Оренбурга было вынесено определение об отмене судебного приказа, вынесенного по заявлению ИФНС России по Промышленному району г.Оренбурга о выдаче судебного приказа о взыскании недоимки и пени с Комарова А.А.
Судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ был отменен на основании заявления Комарова А.А.
В соответствии со ст.65 КАС РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Расчет административного истца свидетельствует о том, что сумма недоимки административным ответчиком оплачена не была, доказательств обратного суду административным ответчиком не представлено.
Вместе с тем, как предусмотрено п.2 ст.57 НК РФ, при уплате налога и сбора с нарушением срока их уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Кодексом.
В соответствии с п.1 и абз.2 п.3 ст.75 НК РФ пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов, налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора. Не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа был наложен арест на имущество налогоплательщика или по решению суда были приняты обеспечительные меры в виде приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке, наложения ареста на денежные средства или на имущество налогоплательщика. В этом случае пени не начисляются за весь период действия указанных обстоятельств.
Таким образом, условием начисления пеней является несвоевременная уплата налога, при этом, пеня может быть начислена только в отношении той части налога, которая была уплачена несвоевременно, основанием для прекращения начисления пеней является уплата налога.
Исходя из вышеуказанных норм права, пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, с истечением срока взыскания задолженности по основному обязательству истекает срок давности и по дополнительному. Исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога, уплата пеней является дополнительной обязанностью налогоплательщика помимо обязанности по уплате налога способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. В случае нарушения срока взыскания задолженности по налогу пени не могут выступать в качестве способа обеспечения исполнения обязанности по его уплате, из начисление и взыскание при таких обстоятельствах будут противоречить положениям НК РФ.
При таких обстоятельствах сумма пени носит компенсационный характер и является способом обеспечения исполнения налоговых обязательств. При этом, возможность взыскания пени напрямую зависит от имеющихся доказательств взыскания основной задолженности по налогу.
Административным истцом заявлены требования о взыскании с административного ответчика пени по транспортному налогу в сумме 30 руб. 94 коп.
Таким образом, поскольку административным истцом не заявлено требования о взыскании недоимки по транспортному налогу, исковые требования в части взыскания с административного ответчика пени по уплате транспортного налога удовлетворению не подлежит.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований.
Согласно ч.1 ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Таким образом, с ответчика подлежит взысканию госпошлина в сумме 1694 руб. 66 коп.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление ИФНС России по Промышленному району г.Оренбурга к Комарову АА о взыскании обязательных платежей удовлетворить частично.
Взыскать с Комарова АА в пользу ИФНС России по Промышленному району г.Оренбурга недоимку за 2015, 2018 гг:
-210 руб.-налог на имущество физических лиц;
-0,90 коп.-пени за период с 05 декабря 201 года по ДД.ММ.ГГГГ;
-49400 руб.-налог на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст.228 НК РФ;
-211 руб. 18 коп.-пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Комарова АА в доход Муниципального образования город Оренбург госпошлину 1 694 руб. 66 коп.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Промышленный районный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Бураченок Н.Ю.
Мотивированный текст решения суда составлен 07 декабря 2020 года.
Судья Бураченок Н.Ю.