Решение по делу № 2-77/2019 от 15.11.2018

                                                                                           Р”ело в„– 2-77/19

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Рі. Екатеринбург                                                            09.01.2019

Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга в составе:

председательствующего судьи Хабаровой О.В.,

при секретаре Брик Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Терешиной А. Г. к акционерному обществу «Орджоникидзевская управляющая жилищная компания» о защите прав потребителя,

установил:

Терешина А.Г. обратилась в суд с иском к АО «Орджоникидзевская УЖК» о защите прав потребителя, просит признать незаконными действия по расходованию денежных средств, начисленных собственникам многоквартирного дома по < адрес >, взыскать в пользу истца денежные средства в размере 22 988 руб. 73 коп.

Р’ обоснование заявленных требований указано, что Терешина Рђ.Р“. является собственником квартиры < в„– >, расположенной РїРѕ адресу:                                 < адрес >. Управляющей компанией РїРѕ указанному адресу РІ период СЃ 2007 РїРѕ декабрь 2015 Рё РїРѕ настоящее время является РђРћ «Орджоникидзевская РЈР–РљВ», которое принимало РѕС‚ собственников помещений многоквартирного РґРѕРјР° денежные средства РІ целях осуществления содержания общего имущества, текущего Рё капитального ремонта. Поскольку РІ силу С‡. 2 СЃС‚. 44 Жилищного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, управляющая организация РЅРµ вправе самостоятельно принимать решения Рѕ капитальном Рё текущем ремонте общего имущества, так как это относится Рє компетенции общего собрания собственников помещений РІ РґРѕРјРµ, указанные денежные средства накапливались ответчиком Рё учитывались РЅР° лицевом счете РґРѕРјР°. Р’ указанный период истцом РІ полном объеме производилась оплата Р·Р° коммунальные услуги, содержание жилья Рё капитальный ремонт. РќР° официальном сайте ответчика указано, что Р·Р° период СЃ 2007 РїРѕ 2015 начислено 2 389 915 СЂСѓР±. 44 РєРѕРї. РќР° 01.01.2018 РЅР° счете РґРѕРјР° РїРѕ адресу: < адрес > осталось сбереженная СЃСѓРјРјР° РЅР° капитальный ремонт РІ размере 0 СЂСѓР±. Р’ С…РѕРґРµ управления ответчиком РґРѕРјРѕРј, решений общих собраний собственников помещений Рѕ проведении работ капитального характера Р·Р° счет средств, накопленных РїРѕ статье капитальный ремонт, РЅРµ принималось. Согласно отчетам ответчика Р·Р° периоды 2007-2015 проведены работы капитального характера: ремонтно-восстановительные работы РЅР° узлах С‚/СЌ; ремонт лестничных клеток; замена РїСЂРёР±РѕСЂРѕРІ учета РҐР’РЎ, смена трубопроводов РҐР’РЎ, ГВС, РћРЎ, ремонт узла РЈРљРЈРў, установка терморегулятора; ремонтно-восстановительные работы РЅР° РЈРљРЈРўР­ Рё теплоносителе, реконструкция, изменение проектной документации, которые согласно СЃС‚. 166 Жилищного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, Постановления Госстроя Р РѕСЃСЃРёРё в„– 170 РѕС‚ 27.09.2003 «Об утверждении Правил Рё РЅРѕСЂРј технической эксплуатации жилищного фонда» РЅРµ являются работами капитального характера. Ответчиком работы капитального характера РЅРµ проводились, денежные средства РЅР° счет Регионального фонда содействия капитальному ремонту общего имущества многоквартирных РґРѕРјРѕРІ Свердловской области РЅРµ перечислены. Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ изложенным, уплаченные средства РЅР° капитальный ремонт Р·Р° указанный период, перечисленные истцом исключительно для финансирования работ капитального характера, истрачены ответчиком РЅР° работы, РЅРµ связанные СЃ капитальным ремонтом, являются неосновательным обогащением РђРћ «Орджоникидзевская РЈР–РљВ», причиняют ущерб собственникам помещений РґРѕРјР° Рё подлежат возврату РёРј.

В судебном заседании истец и ее представитель по устному ходатайству Ефимов И.Ю. уменьшили исковые требования, просили взыскать с ответчика денежные средства, уплаченные по статье капитальный ремонт в размере 15 650 руб. 96 коп., пояснили, что истец срок исковой давности не пропустила, так как продолжала оплачивать за капитальный ремонт до 2016, поскольку у нее был долг по оплате за жилищно-коммунальные услуги. Собственниками помещений многоквартирного дома проведено общее собрание, оформленное протоколом от 14.12.2018 по следующим вопросам: о выборе в качестве управляющей компании ООО УК «Народная», о поручении управляющей организации от имени всех собственников обратиться с иском в суд к АО «Орджоникидзевская УЖК» для взыскания денежных средств, уплаченных собственниками по статье капитальный ремонт с 2006 до 2014, о возврате денежных средств, собранных по статье капитальный ремонт с 2006 до 2014 собственникам наличными деньгами.

Представитель ответчика Кочетков А.С. в судебном заседании против удовлетворения иска возражал, поскольку Постановлением Госстроя России № 170 от 27.09.2003 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» и договором управления многоквартирного дома предусмотрено, что в случае возникновения аварийной ситуации или другой необходимости управляющая организация берет на себя обязательство по проведению капитального ремонта многоквартирного дома без инициирования общего собрания собственников. В период управления домом с 2007 АО «Орджоникидзевская УЖК» проводились работы по капитальному ремонту общего имущества собственников помещений дома: проектные работы по узлам ГВС, замена прибора учета ХВС, электромонтажные работы, смена покрытия шиферной кровли, замена трубопроводов ХВС, реконструкция контейнерной площадки, ремонтно-восстановительные работы на УКУТЭиТ, реконструкция, изменение проектной документации. Последние работы проведены в 2012. О проведенных работах и их стоимости собственники многоквартирного дома были осведомлены путем размещения отчетов за период с 2007 по 2014 на информационных стендах. Данные отчеты подписывались собственниками. Отчеты за периоды с 2015 по 2017 размещались на информационных стендах и на сайте управляющей организации, также публиковались на сайте «Реформа ЖКХ». Собственники претензий к управляющей компании не имели и со всеми выполненными работами соглашались. Согласно приложению к указанному Постановлению Госстроя России № 170, работы проводившиеся управляющей организацией, относятся к работам капитального характера. Денежные средства, собранные ранее на ремонтные работы, не подлежат перечислению в Фонд содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области, осуществляющему свои функции с 01.11.2014, за услугу «взнос на капитальный ремонт». Также они не подлежат индивидуальному возврату на лицевой счет. АО «Орджоникидзевская УЖК» правильно начисляло истцу плату за капитальный ремонт общего имущества в соответствии с нормативно-правовыми актами, регулирующими отношения в сфере установления минимальных размеров ставок платы за жилое помещение в муниципальном образовании г. Екатеринбург. В данном случае законодательство о защите прав потребителей не применяется. АО «Орджоникидзевская УЖК» прав потребителя не нарушало, услуги предоставлялись истцу надлежащего качества. Просил применить к спорным правоотношениям срок исковой давности. Просит в иске отказать.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, оценив все представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующему.

Часть 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Судом установлено, что на основании договора мены от < дд.мм.гггг > Терешина А.Г. является собственником квартиры < № >, расположенной по адресу: < адрес > (т. 1 л.д. 5).

Управляющей компанией по адресу < адрес > на основании протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оформленном протоколом от 13.09.2006, договора управления многоквартирным домом от 18.12.2006 в период с 01.01.2007 по настоящее время является АО «Орджоникидзевская УЖК» (т. 1 л.д. 68-73).

На основании части 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Плата за содержание и ремонт жилого (нежилого) помещения для собственников в соответствии с п. 4.1.1 договора управления многоквартирного дома от 18.12.2006 включала в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества, что соответствовало положениям ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, действовавшим на момент заключения договора управления многоквартирным домом.

В редакции от 02.07.2013 ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации изложена следующим образом: плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.

Согласно части 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.

Таким образом, на Терешину А.Г. как на собственнике жилого помещения, лежала обязанность с момента регистрации права собственности по внесению платы за жилье и коммунальные услуги, капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома.

Сторонами факт внесения истцом платы на капитальный ремонт в спорный период с 01.01.2007 по октябрь 2014 в размере 15 650 руб. 96 копеек не оспаривался, что подтверждается выпиской по лицевому счету (т. 1 л.д. 41).

В силу статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда.

В соответствии с частью 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.

Анализ вышеприведенных положений позволяет сделать вывод о том, что средства, получаемые от собственников помещений в многоквартирном доме в качестве обязательных платежей, в том числе на капитальный ремонт, носят целевой характер и не поступают в собственность управляющей компании, управляющая компания распоряжается данными средствами от своего имени, но в интересах собственников.

Заявляя требование о взыскании платы на капитальный ремонт в размере 15 650 руб. 96 коп. за период с 2007 - 2015, Терешина А.Г. ссылается на то, что собственниками помещений в доме решений на общих собраниях о проведении работ капитального характера за счет средств, накопленных по статье капитальный ремонт, не принималось, а также данные работы не относятся к капитальному ремонту.

Суд находит данную позицию истца несостоятельной в связи со следующим.

Часть 2 ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации (ред. от 29.12.2006) относила к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме принятие следующих решений:1) о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, ремонте общего имущества в многоквартирном доме; 2) о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им; 3) о передаче в пользование общего имущества в многоквартирном доме; 4) выбор способа управления многоквартирным домом; 5) другие вопросы, отнесенные настоящим Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Статьей 44 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции от 25.12.2012, предусмотрено, что к компетенции общего собрания относятся также в числе прочих, принятие решений: 1) о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта; 1.1) о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, размере взноса на капитальный ремонт в части превышения его размера над установленным минимальным размером взноса на капитальный ремонт, минимальном размере фонда капитального ремонта в части превышения его размера над установленным минимальным размером фонда капитального ремонта (в случае, если законом субъекта Российской Федерации установлен минимальный размер фонда капитального ремонта), выборе лица, уполномоченного на открытие специального счета и совершение операций с денежными средствами, находящимися на специальном счете; 1.2) о получении товариществом собственников жилья либо жилищно-строительным кооперативом, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, управляющей организацией и при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме лицом, уполномоченным решением общего собрания таких собственников, кредита или займа на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, об определении существенных условий кредитного договора или договора займа, о получении данными лицами гарантии, поручительства по этим кредиту или займу и об условиях получения указанных гарантии, поручительства, а также о погашении за счет фонда капитального ремонта кредита или займа, использованных на оплату расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, и об уплате процентов за пользование данными кредитом или займом, оплате за счет фонда капитального ремонта расходов на получение указанных гарантии, поручительства;3) о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; 3.1) об определении лиц, которые от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочены на заключение договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций) на условиях, определенных решением общего собрания; 4.1) о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме.

Решением общего собрания собственников данного многоквартирного дома от 13.09.2006 утверждены условия договора управления многоквартирным домом < № > по < адрес > от 18.12.2006, согласно которым управляющая организация вправе самостоятельно принять решение о выполнении капитального ремонта, в случае если необходимость выполнения капитального ремонта связана с устранением угрозы жизни и здоровью граждан, предупреждением значительного ущерба их имуществу и обязана проинформировать собственников об объеме, стоимости выполненных работ, и согласовать порядок возмещения произведенных расходов (п. 2.1.13 договора).

В соответствии с ч. ч. 1, 1.1 ст. ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.

На основании п. 2.4.2. Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», при капитальном ремонте следует производить комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смену, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда, осуществление технически возможной и экономически целесообразной модернизации жилых зданий с установкой приборов учета тепла, воды, газа, электроэнергии и обеспечения рационального энергопотребления.

Примерный перечень работ, проводящихся за счет средств, предназначенных на капитальный ремонт жилищного фонда, приведен в приложении N 8 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, в числе которых указаны:обследование жилых зданий (включая сплошное обследование жилищного фонда) и изготовление проектно-сметной документации (независимо от периода проведения ремонтных работ); ремонтно-строительные работы по смене, восстановлению или замене элементов жилых зданий (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов); полная замена существующих систем центрального отопления, горячего и холодного водоснабжения (в т.ч. с обязательным применением модернизированных отопительных приборов и трубопроводов из пластика, металлопластика и т.д. и запретом на установку стальных труб); установка домофонов, электрических замков, устройство систем противопожарной автоматики и дымоудаления; автоматизация и диспетчеризация лифтов, отопительных котельных, тепловых сетей, инженерного оборудования; благоустройство дворовых территорий (замощение, асфальтирование, озеленение, устройство ограждений, дровяных сараев, оборудование детских и хозяйственно-бытовых площадок); ремонт крыш, фасадов, стыков полносборных зданий до 50%; замена внутриквартальных инженерных сетей; установка приборов учета расхода тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение, расхода холодной и горячей воды на здание, а также установка поквартирных счетчиков горячей и холодной воды (при замене сетей).

Согласно ч. 3, 3.2 ст. 15 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», к видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся в том числе: ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;) утепление и ремонт фасадов; установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа). Капитальный ремонт многоквартирных домов, указанных в пункте 1 части 2 настоящей статьи, обязательно должен включать в себя выполнение работ по установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг (тепловой энергии, горячей воды и холодной воды, электрической энергии, газа), и узлов управления и регулирования потребления указанных коммунальных ресурсов в соответствии с требованиями Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и других нормативных правовых актов Российской Федерации.

(часть 3.2 в ред. Федерального закона от 25.12.2012 N 270-ФЗ)

Согласно ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий.

Согласно п. п. 5.1, 5.8. Приказа Госкомархитектуры от 23.11.1988 N 312 «Об утверждении ведомственных строительных норм Госкомархитектуры «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения» (вместе с «ВСН 58-88 (р). Ведомственные строительные нормы. Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения») капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории.

Разработка проектно-сметной документации на капитальный ремонт и реконструкцию зданий (объектов) должна предусматривать: проведение технического обследования, определение физического и морального износа объектов проектирования; составление проектно-сметной документации для всех проектных решений по перепланировке, функциональному переназначению помещений, замене конструкций, инженерных систем или устройству их вновь, благоустройству территории и другим аналогичным работам; технико-экономическое обоснование капитального ремонта и реконструкции; разработку проекта организации капитального ремонта и реконструкции и проекта производства работ, который разрабатывается подрядной организацией.

Также, согласно подп. "з" п. 11Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. № 491, содержание общего имущества включает в себя (в том числе) текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.

Пунктом 12 Правил № 491 установлено, что собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества (далее соответственно - услуги, работы) с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.

В соответствии с п.п. 20, 21 указанных Правил, если физический износ общего имущества достиг установленного законодательством Российской Федерации о техническом регулировании уровня предельно допустимых характеристик надежности и безопасности и не обеспечивает безопасность жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, что подтверждается предписанием, выданным соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными осуществлять государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, собственники помещений обязаны немедленно принять меры по устранению выявленных дефектов.

Капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования).

Согласно п. 22 Правил, факт достижения общим имуществом уровня установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности устанавливается собственниками помещений или ответственными лицами с отражением этого факта в акте осмотра, а также соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными осуществлять государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Ответчиком суду представлены доказательства, подтверждающие проведение работ капитального характера в спорном доме в период с 2007 по 2012, необходимость их проведения в связи с аварийностью состояния конструкций, их стоимость и объем, указанные в счетах - фактурах, справках о стоимости работ, актах приемки выполненных работ, договорах подрядов, платежных документах, что отражено также в ежегодных отчетах управляющей компании за 2007-2015 (т. 1 л.д. 131 -241, т. 2 л.д. л.д. 1-55).

К возражениям истца и ее представителя о том, что АО «Орджоникидзевская УЖК» не информировала собственников о выполненных работах, а также о стоимости и объемах работ и собственники не принимали их результаты, поэтому списание денежных средств по статье капитальный ремонт управляющей организацией является неосновательным обогащением, суд относится критически, при этом суд исходит из следующего.

Работы выполнялись по составленной специалистами смете, объем и стоимость работ истцом не оспорен, контррасчетов стоимости проведенных работ стороной истца не представлено.

Работы выполнялись по договору управления, который является по своей сути агентским договором.

В соответствии со ст. 162 Жилищного кодексам Российской Федерации управляющая организация по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Согласно п. 5.4 договора управления домом управляющая организация информирует собственников о выполненных работах и расходовании денежных средств, полученных от населения, путем предоставления ежегодных отчетов в течение месяца после сдачи годовой бухгалтерской отчетности за предыдущий год путем размещения соответствующих объявлений в подъездах или иных местах, определенных общим собранием собственников для размещения объявлений.

На основании п. 3 Постановления Правительства РФ от 23.09.2010 №731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами», управляющая организация обязана раскрывать следующую информацию: а) общая информация об управляющей организации; б) основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления); в) сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; г) порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; д) сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; е) сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.

Согласно п. 5 Постановления Правительства РФ от 23.09.2010 №731 (ред. от 06.02.2012), управляющими организациями информация раскрывается путем: а) обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации: сайт управляющей организации; сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации; сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность;

б) опубликования в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов местного самоуправления и которые распространяются в муниципальных образованиях, на территории которых управляющие организации осуществляют свою деятельность (далее - официальные печатные издания); в) размещения на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации; г) предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде.

С отчетами управляющей компании собственники были ознакомлены путем размещения на информационных стендах, что подтверждается подписями собственников многоквартирного дома < адрес > (т. 1 л.д. 134,137, 140,144 оборот, 145 оборот, 146 оборот).

Отчеты за периоды с 2015 по 2017 размещались также на сайте управляющей организации, публиковались на сайте «Реформа ЖКХ», в соответствии со Стандартом раскрытия информации.

Каких-либо возражений по представленным отчетам в АО «Орджоникидзевская УЖК» от собственников помещений в установленный договором срок - в течение 30 дней с момента предоставления отчета не поступало, таким образом, суд делает вывод о том, что соответствующие отчеты одобрены и приняты собственниками в полном объеме (п. 5.6 договора).

Кроме того, выполненные работы фактически приняты собственниками, их результаты используются ими, привести общее имущество многоквартирного дома в первоначальное состояние собственники не требуют. Приняв выполнение работ, собственники фактически выразили свое согласие на их производство.

Часть 11 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации не устанавливает обязанность управляющей организации сдавать собственникам многоквартирного дома каждую работу. Требование о выборе лица, которое от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено участвовать в приемке выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты введено Федеральным законом 28.12.2013 № 417-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Ранее указанной даты принятие собственниками результатов работ не требовалось, то, что работы не приняты собственниками, не говорит об отсутствии этих работ.

Таким образом, требования истца о признании незаконными действий АО «Орджоникидзевская УЖК» по расходованию денежных средств по статье «капитальный ремонт» являются не обоснованными.

В силу п. 4.9 договора управления многоквартирным домом в случае, если собственники помещений многоквартирного дома не провели общее собрание, размер платы за содержание и ремонт жилого (нежилого) помещения устанавливается органами местного самоуправления.

Поскольку собственники помещений размер платы за содержание жилья не установили общим собранием, она взымалась по ставкам, установленным Постановлением Администрации г. Екатеринбурга.

РќР° основании Постановления Главы Рі. Екатеринбурга РѕС‚ 29.04.2004               в„– 489 РІ Рі. Екатеринбурге установлена плата Р·Р° капитальный ремонт жилых РґРѕРјРѕРІ для граждан - собственников жилых помещений.

Впоследствии основаниями для начисления РІР·РЅРѕСЃРѕРІ РЅР° капитальный ремонт также являлись соответствующие Постановления Главы                                       Рі. Екатеринбурга «Об установлении ставок платы Р·Р° жилое помещение РІ муниципальном образовании «город Екатеринбург».

Истец правильность начисления платы ответчиком за капитальный ремонт не оспаривала.

Внесение денежных средств на капитальный ремонт преследует собой цель по формированию необходимого количества денежных средств для проведения капитального ремонта.

Постановлением Правительства Свердловской области РѕС‚ 22.04.2014                   в„– 306-РџРџ утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества РІ многоквартирных домах Свердловской области РЅР°            2015-2044 РіРѕРґС‹.

Денежные средства на капитальный ремонт, собранные собственниками помещений в многоквартирном доме до вступления в силу Федерального закона от 25.12.2012 № 271-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», имеют строго целевое назначение.

В силу положений, предусмотренных ч.ч. 2,3 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (ред. от 29.06.2012), решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома принимается с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта. Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома.

Согласно ч. 1 статье 36.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, введенной в действие Федеральным законом от 25.12.2012 № 271-ФЗ, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат права на денежные средства, находящиеся на специальном счете, предназначенном для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и открытом в кредитной организации (далее - специальный счет), и сформированные за счет взносов на капитальный ремонт, процентов, уплаченных в связи с ненадлежащим исполнением обязанности по уплате таких взносов, и начисленных кредитной организацией процентов за пользование денежными средствами на специальном счете.

Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта в которую включен этот многоквартирный дом (ч. 3 ст. 169 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 28.12.2013 N 417-ФЗ)

В силу ч. ч. 1, 5 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, уплаченные собственниками помещений многоквартирного дома взносы на капитальный ремонт, проценты в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специально счете, образуют фонд капитального ремонта, который и относится к общему имуществу многоквартирного дома. Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение не более чем шести месяцев после официального опубликования утвержденной в установленной законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом.

Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015-2044 г.г. опубликована 29.04.2014 г.

Понятие общие денежные средства, находящиеся на специальном счете, взносы на капитальный ремонт введены в Жилищный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 25.12.2012 № 271-ФЗ, однако реализация данных положений стала возможна только после 29.04.2014 (после опубликования региональной программы капитального ремонта) и в переходный период АО «Орджоникидзевская УЖК» руководствовалась положениям договора управления многоквартирным домом.

При этом действующими нормами права не предусмотрена возможность возврата уплаченных потребителем денежных средств на капитальный ремонт и в случае смены получателя денежных средств на регионального оператора.

Также, собранные ранее денежные средства на ремонтные работы не подлежат перечислению в Фонд за услугу «взнос на капитальный ремонт», так как имеют разную правовую природу.

При таких обстоятельствах, у суда какие-либо основания для взыскания с АО «Орджоникидзевская УЖК» в пользу Терешиной А.Г. уплаченных денежных средств на капитальный ремонт отсутствуют.

Не может повлечь за собой удовлетворение исковых требований и ссылка представителя истца на проведение собственниками помещений многоквартирного дома < адрес > общего собрания, оформленного протоколом от 14.12.2018 по следующим вопросам: о выборе в качестве управляющей компании ООО УК «Народная», о поручении управляющей организации от имени всех собственников обратиться с иском в суд к АО «Орджоникидзевская УЖК» для взыскания денежных средств, уплаченных собственниками по статье капитальный ремонт с 2006 до 2014, о возврате денежных средств, собранных по статье капитальный ремонт с 2006 до 2014 собственникам наличными деньгами (т. 2 л.д. 94), в связи с пропуском срока исковой давности.

Пункт 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 данного Кодекса.

В силу пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

В ходе рассмотрения спора представителем АО «Орджоникидзевская УЖК» заявлено о пропуске Терешиной А.Г. срока исковой давности.

Иск подан Терешиной А.Г. в суд 11.10.2018.

Согласно выписке по лицевому счету Терешиной А.Г. < № > по квартире < № >, расположенной по адресу: < адрес >, последние начисления на капитальный ремонт были произведены управляющей организацией в феврале 2014, оплачены истцом в октябре 2014 (т. 1 л.д. 95-96).

Учитывая, что истец ссылается на незаконные действия АО «Орджоникидзевская УЖК» по расходованию денежных средств, начисленных собственникам за капитальный ремонт жилого дома< адрес >, последние работы по которому произведены в 2012, суд приходит к выводу о пропуске истцом срока исковой давности по требованиям о возврате денежных средств, оплаченных за капитальный ремонт за период с 2007 по 2014, что является самостоятельным основанием для отказа в их взыскании за указанный период.

В 2015 денежные средства управляющей компанией на капитальный ремонт не начислялись и соответственно не оплачивались истцом.

Кроме того, истцом не доказано нарушение ее прав действиями ответчика, причинение ей убытков.

В силу ч. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В соответствии со ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Денежные средства в размере 15 650 руб. 96 коп. были получены ответчиком в рамках договора управления многоквартирным домом и израсходованы на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества. Результаты данных работ переданы собственникам, которые пользуются ими в полном объеме, поэтому и неосновательным обогащением АО «Орджоникидзевская УЖК» не являются.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

                                                       СЂРµС€РёР»:

исковые требования Терешиной А. Г. к акционерному обществу «Орджоникидзевская управляющая жилищная компания» о защите прав потребителя оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение будет составлено в течение пяти дней.

РЎСѓРґСЊСЏ                                                                  РҐР°Р±Р°СЂРѕРІР° Рћ.Р’.

Мотивированное решение составлено 14.01.2019.

РЎСѓРґСЊСЏ                                                                  РҐР°Р±Р°СЂРѕРІР° Рћ.Р’.

2-77/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Терешина Александра Георгиевна
Терешина А.Г.
Ответчики
АО "Орджоникидзевская УЖК"
Суд
Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга
Дело на сайте суда
ordzhonikidzevsky.svd.sudrf.ru
15.11.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
16.11.2018Передача материалов судье
20.11.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.11.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.01.2019Судебное заседание
14.01.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.01.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
27.04.2020Передача материалов судье
27.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.04.2020Судебное заседание
27.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.01.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее