Дело №5-81/2024
(УИД 18RS0009-01-2024-002583-93)
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
о назначении административного наказания
11 июля 2024 года г. Воткинск УР
Судья Воткинского районного суда Удмуртской Республики Карпухин А.Е., единолично,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по статье 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица - муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Порозовский детский сад», зарегистрированного по адресу: Удмуртская Республика, Шарканский район, д. Порозово, ул. Мира, д.22 (ОГРН 1021801061622, ИНН 1822003736),
установил:
территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике в г. Воткинске, в соответствии с п.11(4) постановления Правительства РФ от 10 марта 2022 года №336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля», 27 июня 2024 года осуществлен профилактический визит в муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Порозовский детский сад» (далее – МБДОУ «Порозовский детский сад»), осуществляющий деятельность по адресу: УР, Шарканский район, д. Порозово, ул. Мира, д.22.
При проведении указанного визита надзорным органом выявлены факты нарушения со стороны МБДОУ «Порозовский детский сад» санитарного законодательства - п.75 р.IV СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных и общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее – СанПиН 2.1.3684-21).
Так, 27 июня 2024 года, МБДОУ «Порозовский детский сад» при осуществлении деятельности по адресу: УР, Шарканский район, д.Порозово, ул. Мира, д.22, допущено превышение гигиенического норматива по показателям: общие (обобщенные) колиформные бактерии (10 КОЕ/100 мл, что соответствует 10 КОЕ/100 см3, при гигиеническом нормативе «отсутствие» КОЕ/100 см3), энтерококки (8 КОЕ/100 мл. при гигиеническом нормативе «отсутствие» КОЕ/100 см3), что не соответствует требованиям табл.3.5 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Таким образом, МБДОУ «Порозовский детский сад» допущены нарушения р.IV. п.75. СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных и общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», предусматривающим, что качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам.
Выявленное несоответствие является также нарушением:
-п.2.10 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», согласно которому «Холодная и горячая вода, используемая для производственных целей, мытья посуды и оборудования, соблюдения правил личной гигиены должна отвечать требованиям, предъявляемым к питьевой воде».
-п.2.6.2. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», согласно которому «Вода, используемая в хозяйственно-питьевых и бытовых целях, должна соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к питьевой воде».
-п.12, п.13 главы II СанПиН 3.3686-21«Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», согласно которых «Для предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней население должно обеспечиваться безопасной в эпидемиологическом отношении питьевой водой в количествах, достаточных для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей человека; В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней индивидуальные предприниматели и юридические лица, владельцы и лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения населения, в том числе используемых в лечебных целях, и систем питьевого водоснабжения на транспортных средствах обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды установленным требованиям».
-статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно которой индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции;
-статьи 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно которой питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу; организации, осуществляющие эксплуатацию централизованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды санитарно-эпидемиологическим требованиям.
-статьи 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно которой в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан (часть 1); санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона (часть 3).
Таким образом, юридическим лицом - МБДОУ «Порозовский детский сад» - допущено нарушение санитарно–эпидемиологических требований к питьевой воде.
Действия МБДОУ «Порозовский детский сад» должностным лицом квалифицированы по ст.6.5 КоАП РФ.
В судебное заседании законный представитель МБДОУ «Порозовский детский сад» - Прохорова И.А. – не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие. На основании ч.3 ст.25.4 КоАП РФ дело рассмотрено в отсутствие законного представителя юридического лица.
К заявлению о рассмотрении дела в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, представлены Акт о проведении промывки и дезинфекции трубопроводов (сооружений) хозяйственно-питьевого водоснабжения от 04 июля 2024 года, а также протокол испытаний от 11 июля 2024 года.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Статьей 6.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению.
Состав административного правонарушения, предусмотренного ст.6.5 КоАП РФ, образует неосуществление контроля качества воды со стороны юридического лица, осуществляющего эксплуатацию системы водоснабжения.
Субъектами административной ответственности, предусмотренной статьей 6.5 КоАП РФ, могут выступать как лица, осуществляющие забор воды, так и лица, которые производят её транспортировку, подачу в жилой фонд и по внутридомовым сетям непосредственно потребителю.
Поскольку МБДОУ «Порозовский детский сад» является организацией, эксплуатирующей централизованную систему водоснабжения, оно обязано исполнять требования законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе санитарно-эпидемиологических норм и правил к качеству воды и является субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 КоАП РФ.
В соответствии с п.1 ст.39 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно ст.1 вышеуказанного Закона, санитарные правила - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования, в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ч.3 ст.39 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 3 утверждены санитарно-эпидемиологические требования – СаНПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», которые являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями (далее - хозяйствующие субъекты).
Согласно п.75 указанного СаНПиН, качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года №2 утверждены санитарно-эпидемиологические требования – СаНПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». В таб.3.5 указанного СаНПиН приведены санитарно-микробиологические и паразитологические показатели безопасности воды систем централизованного питьевого водоснабжения, в том числе горячего водоснабжения
Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с положениями ст.19 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
В судебном заседании достоверно установлено, что юридическим лицом - МБДОУ «Порозовский детский сад» - допущены нарушения санитарного законодательства, выразившиеся в нарушении действующих санитарных правил по обеспечению доброкачественной питьевой водой, а именно:
По состоянию на 27 июня 2024 года в здании МБДОУ «Порозовский детский сад» по адресу: УР, Шарканский район, д. Порозово, ул. Мира, д.22, для хозяйственно-питьевых целей используется вода водопроводная, не отвечающая требованиям безопасности на питьевую воду, что представляет угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний, а именно: в раковине для мытья рук в пищеблоке, вода не соответствуют санитарным требованиям по показателям «общие (обощенные) колиформные бактерии» (10 КОЕ/100 мл, соответствует 10 КОЕ/100 см3, при гигиеническом нормативе «отсутствие» КОЕ/100 см3), энтерококки (8 КОЕ/100 мл. при гигиеническом нормативе «отсутствие» КОЕ/100 см3), чем нарушено законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.75 р.IV СанПиН 2.1.3684-21, СанПиН 1.2.3685-21, п.2.10 СанПин 2.3/2.4.3590-20, п.2.6.2 СП 2.4.364820, п.12, п.13 главы II СанПиН 3.3686-21.
Вина МБДОУ «Порозовский детский сад» состоит в том, что юридическим лицом не были своевременно приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований санитарных правил и норм к питьевой воде.
При этом судья приходит к выводу, что у МБДОУ «Порозовский детский сад» имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч.2 ст.2.1 КоАП РФ).
Факт совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.6.5 КоАП РФ, и вина в его совершении МБДОУ «Порозовский детский сад» нашла свое подтверждение исследованными материалами административного дела, в том числе:
-протоколом об административном правонарушении от 03 июля 2024 года;
-протоколом о временном запрете деятельности от 03 июля 2024 года;
-уведомлением о проведении профилактического визита от 18 июня 2024 года №1729;
-предписанием об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 02 июля 2024 года №1803;
-поручением о проведении экспертизы (испытания, инструментального обследования) от 19 июня 2024 года №134;
-актом (протоколом) отбора/приема проб воды №1663 от 27 июня 2024 года;
-протоколом испытаний №18-01-01/04817-24 от 02 июля 2024 года;
-экспертным заключением №1586/3 от 02 июля 2024 года.
Оснований не доверять представленным доказательствам у судьи не имеется. Оценивая представленные доказательства по делу в их совокупности, судья приходит к выводу, что бездействие МБДОУ «Порозовский детский сад» квалифицировано правильно, юридическим лицом совершено административное правонарушение, предусмотренное ст.6.5 КоАП РФ, - нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению.
Санкция ст.6.5 КоАП РФ предусматривает для юридических лиц наказание в виде административного штрафа от 20 000 до 30 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч.3 ст.4.1 КоАП РФ).
Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, является добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль.
Обстоятельством, отягчающим административную ответственность, является повторное совершение однородного административного правонарушения.
Устранение нарушения санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде и хозяйственно-бытовому водоснабжению на момент рассмотрения протокола по существу, то есть после его выявления, не освобождает от административной ответственности за указанное нарушение, поскольку административное наказание является мерой ответственности за совершенное правонарушение, устранение нарушения учитывается для вида и размера административного наказания.
Учитывая вышеизложенное, характер и степень общественной опасности совершенного административного правонарушения, возможность причинения вреда здоровью гражданам, в том числе несовершеннолетним воспитанникам детского сада, а также принимая во внимание представленный протокол испытаний ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Удмуртской Республике» от 11 июля 2024 года, согласно которому превышения гигиенических нормативов не выявлено, судья считает необходимым назначить наказание в виде административного приостановления деятельности на срок 7 суток. Применение иного, более мягкого, наказания не будет отвечать целям назначения административного наказания.
В тоже время, назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности на более длительный срок судья считает нецелесообразным, поскольку обстоятельства, в связи с которым деятельность была приостановлены, устранены.
Оснований для применения положений ст.4.1.1 КоАП РФ не имеется, поскольку административное правонарушение со стороны МБДОУ «Порозовский детский сад» впервые совершенным не является.
Совершенное МБДОУ «Порозовский детский сад» правонарушение посягает на отношения, объектом которых является санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. Совершение вмененного правонарушения способствует возникновению угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей. Учитывая в совокупности обстоятельства совершенного МБДОУ «Порозовский детский сад» правонарушения, судья считает, что в данном случае нет оснований для применения положений ст.2.9 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.10, 29.11, 30.1 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать юридическое лицо - Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Порозовский детский сад» (ОГРН 1021801061622, ИНН 1822003736) - виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.5 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного приостановления деятельности Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Порозовский детский сад» по адресу: УР, Шарканский район, д. Порозово, ул. Мира, д.22, сроком на 7 (семь) суток.
Принятые меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении - временный запрет деятельности по дошкольному образованию в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Порозовский детский сад» сроком на 7 суток по адресу: УР, Шарканский район, д. Порозово, ул. Мира, д.22, - отменить, срок временного запрета деятельности с 08 часов 00 минут 04 июля 2024 года зачесть в срок административного приостановления деятельности.
Срок административного приостановления деятельности исчислять с 08 часов 00 минут 04 июля 2024 года.
Запретить деятельность муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Порозовский детский сад» по адресу: УР, Шарканский район, д. Порозово, ул. Мира, д.22, сроком на 7 (семь) суток, то есть до 08 часов 00 минут 11 июля 2024 года.
Разрешить доступ на вышеуказанный объект для производства мероприятий, связанных с устранением нарушений, указанных в настоящем постановлении.
Разъяснить, что административное приостановление деятельности досрочно прекращается судьей, назначившим административное наказание в виде административного приостановления деятельности, по ходатайству лица, привлеченного к административной ответственности, или Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, если будет установлено, что обстоятельства, послужившие основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности, устранены
Наказание в виде административного приостановления деятельности подлежит немедленному исполнению.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления, путем подачи жалобы через суд, вынесший постановление, либо непосредственно в вышестоящий суд.
Судья А.Е. Карпухин