РЕШЕНИЕ
ИФИО1
01 октября 2024 года <адрес>
Озерский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Котовой О.А.,
при секретаре ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению ФИО3 к администрации <адрес> об обязании провести ремонт,
у с т а н о в и л:
истец обратилась в суд с указанным исковым заявлением, мотивируя требования тем, что истец до совершеннолетия проживала в приемной семье ФИО2 по адресу: <адрес>. Мать истца лишена родительских прав. Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ за истцом сохранено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Данная комната относится к муниципальному жилищному фонду. С 2019 года опекун ФИО2 обращалась к ответчику с просьбой провести ремонт в принадлежащей истцу комнате в коммунальной квартире. До настоящего времени ремонт комнаты администрацией не произведен, в связи с чем, истец вынуждена обратиться в суд.
С учетом уточнения исковых требований в порядке ст.39 ГПК РФ просит обязать администрацию <адрес> в течении месяца со дня вступления решения в законную силу провести ремонт комнаты истца и мест общего пользования в коммунальной квартире, расположенной по адресу: <адрес>.
Истец в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, действует через представителя.
Представитель истца по доверенности ФИО8 в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить. Суду пояснил, что ФИО3 воспитывалась в приемной семье ФИО2 За истцом была сохранена комната в коммунальной квартире. Приемные родители в течение нескольких лет пытались решить вопрос с ремонтом комнаты, но ремонт администрацией не проведен. В настоящее время истец учится в <адрес>, проживает в общежитии.
Представитель ответчика администрации <адрес> по доверенности ФИО9 в судебном заседании пояснил, что торги на выполнение работ по ремонту комнаты истца в 2023 году не состоялись. Ремонтные работы перенесены на 2024 год. В настоящее время проведены торги, заключен контракт с подрядной организацией. С исковыми требованиями в части возложения на администрацию обязанности провести ремонт мест общего пользования не согласен, поскольку квартира является коммунальной, состоит из 2 комнат, одна из которых находится в муниципальной собственности, а вторая находится в собственности граждан, поэтому расходы по ремонту мест общего пользования должна нести не только администрация, но и собственники второй комнаты в коммунальной квартире.
Представитель Окружного управления социального развития № Министерства социального развития в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в свое отсутствие, исковые требования считает подлежащими удовлетворению.
Представитель ООО «РЭУ» по доверенности ФИО10 в судебном заседании пояснил, что квартира по адресу: <адрес> является коммунальной, находится в удовлетворительном состоянии, но комната истца требует ремонта. В 2022 году произошла разморозка системы отопления, опекуны не предоставили доступ в комнату для установки радиаторов отопления. В сентябре 2023 года при подготовке дома к отопительному сезону, работникам ООО «РЭУ» также отказали в допуске в комнату.
Третьи лица ФИО14, ФИО15 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со статьей 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Согласно части 2 статьи 65 Жилищного кодекса Российской Федерации наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан 1) передать нанимателю свободное от прав иных лиц жилое помещение; 2) принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение; 3) осуществлять капитальный ремонт жилого помещения; 4) обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества.
В силу части 1 статьи 66 Жилищного кодекса Российской Федерации наймодатель жилого помещения по договору социального найма, не исполняющий обязанностей, предусмотренных жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения, несет ответственность, предусмотренную законодательством.
Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона РФ №159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, обязаны осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществлять контроль за распоряжением ими.
Как следует из материалов дела, на основании ордера на жилое помещение № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного на основании постановления Главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4 была предоставлена комната площадью 12 кв.м. в коммунальной квартире по адресу: <адрес>. Ордер был выдан ФИО4 на семью из трех человек: ФИО4, дочь ФИО11, дочь ФИО12
В судебном заседании установлено, что ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения имеет статус лица, оставшегося без попечения родителей. Ее мать ФИО4 лишена родительских прав.
Постановлением Главы городского поселения <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ обеспечена сохранность жилого помещения по адресу: <адрес> за несовершеннолетней ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Жилое помещение является комнатой в двухкомнатной коммунальной квартире по адресу: <адрес>, включено в реестр муниципальной собственности.
Согласно выписки из домовой книги, ФИО3 зарегистрирована в указанной комнате с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
В смежной комнате, которая находится в частной собственности, зарегистрированы ФИО14, ФИО15
ФИО3 до совершеннолетия проживала в приемной семье ФИО2 по адресу: <адрес>. В настоящее время проходит обучение в <адрес>, проживает в общежитии.
ФИО2 неоднократно обращалась в органы власти с просьбой провести ремонт в комнате подопечной ФИО3 по адресу: <адрес>.
Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ Филиалом ФБУЗ «Центра гигиены и эпидемиологии в <адрес>» проведена оценка условий проживания по адресу: <адрес>, г.о. Коломна, <адрес>, где зарегистрирована ФИО3 При проведении обследования установлено, что <адрес> расположена на втором этаже трехэтажного жилого дома. Дом кирпичный, 1937 года постройки. Квартира коммунальная, двухкомнатная. Комнаты раздельные. Водоснабжение (холодное), отопление, газификация дома от центральных сетей. Придомовая территория не благоустроена. Состав помещений: прихожая, кухня площадью около 6,5 кв.м., туалет, две жилые комнаты. Жилая комната площадью 12,0 кв.м., где прописана ФИО3 не отапливается (срезаны все отопительные приборы). Дверь в комнату отсутствует. Искусственного освещения нет, так как электричество отрезано из-за неуплаты. Деревянные рамы на окнах прогнившие, стекла разбиты, местами отсутствуют. Комната на момент обследования не убрана: вокруг пыль, паутина, перевернутая старая мебель. На стенах обои почерневшие. Полы деревянные, прогнившие. Потолок окрашен темной краской, которая висит клочьями. На кухне имеется газовая плита и раковина с подводкой холодной воды. Ванная в кухне и электронагреватель для горячей воды, со слов опекуна ФИО2 установлена соседями. Отдельного помещения для ванной и душевой нет. В туалете сантехническое оборудование поржавевшее. Побелка на стенах и потолке потемневшие. Санитарно-техническое состояние жилой комнаты ФИО3 и вспомогательных помещений неудовлетворительное. Косметический ремонт длительное время не проводился. Температура воздуха на момент обследования + 15.0°С...при наружной температуре +17,0°С. Условия проживания по месту регистрации ФИО3 по адресу: <адрес> не соответствуют требованиям СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Изменения и дополнения № к СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».
ДД.ММ.ГГГГ Министерство образования <адрес> в ответ на обращение ФИО2 сообщило, что жилое помещение находится в муниципальной собственности, представляет собой комнату в коммунальной двухкомнатной квартире на 2-м этаже трехэтажного кирпичного дома, общей площадью - 19,93 кв.м., жилой площадью - 15,0 кв.м. В жилом помещении зарегистрированы 2 человека: ФИО3 и её брат, ФИО5, 2006 года рождения, который усыновлен. Фактически в квартире никто не проживает. Жилое помещение, в котором зарегистрирована ФИО3, не признано непригодным для проживания. Сохраняемое жилое помещение требует проведения ремонта. По данному вопросу органами опеки и попечительства проведены совместные встречи с главой городского округа Озёры, достигнута договоренность о финансировании затрат на выполнение работ по капитальному ремонту и сроки их проведения. До завершения ремонтных работ ФИО3, в случае необходимости, администрацией городского округа Озёры будет предоставлена комната маневренного фонда для временного проживания. Основания для обеспечения ФИО3 жилым помещением в порядке, предусмотренном для детей-сирот, отсутствуют.
ДД.ММ.ГГГГ Озерская городская прокуратура на обращение ФИО2 сообщила, что в связи с необходимостью проведения ремонта в спорном жилом помещении управлением опеки и попечительства Министерства образования <адрес> по городам Кашира, Озеры и Ступино направлено письмо главе г.о. Озеры о выделении необходимых для ремонта денежных средств.
ДД.ММ.ГГГГ Управление Президента РФ по работе с обращениями граждан сообщило ФИО2, что жилое помещение, в котором зарегистрирована ФИО3, не признано непригодным для проживания. Согласно комиссионному обследованию Центра гигиены и эпидемиологии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № условия проживания в жилом помещении не соответствуют требованиям СанПиН. При этом признание помещения непригодным для проживания осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях в соответствии с Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». Сохраняемое жилое помещение требует проведения ремонта. По данному вопросу органами опеки и попечительства проведены совместные встречи с главой городского округа Озёры, достигнута договоренность о финансировании затрат на выполнение работ по капитальному ремонту и сроки их проведения. Стоимость работ по смете составляет 514 000 рублей. В 2019 году в бюджете городского округа Озёры финансирование ремонта закрепленного за ФИО3 жилого помещения не предусмотрено. Средства на проведение ремонта жилого помещения ФИО3 будут предусмотрены при формировании и утверждении бюджета на 2020 год. До завершения ремонтных работ ФИО3, в случае необходимости, администрацией городского округа Озёры будет предоставлена комната маневренного фонда для временного проживания. Основания для обеспечения ФИО3 жилым помещением в порядке, предусмотренном для детей-сирот, отсутствуют.
ДД.ММ.ГГГГ Озерской городской прокуратурой рассмотрено обращение ФИО2 По результатам проведенной проверки установлено, что прекращение или ограничение предоставления отдельных видов коммунальных услуг по адресу: <адрес> не осуществлялось. Заявки о приостановлении или прекращении подачи коммунальных услуг в МП РЭУ не поступали. Задолженность по оплате жилья и коммунальных услуг составляет 185193,35 рублей. Решение Озерского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по иску Министерства образования <адрес> в лице Управления опеки и попечительства по городским округам Кашира, Озеры и Ступино в интересах несовершеннолетней ФИО3 к МП РЭУ об обязании списать задолженность вступило в законную силу.
Межведомственной комиссией администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ было принято решение рекомендовать Управлению имущества и земельных отношений администрации <адрес> Коломна поставить комнату ФИО3 на кадастровый учет с присвоением адресации. В решении указано, что после проведения вышеуказанных процедур, межведомственная комиссия рассмотрит вопрос о непригодности для проживания комнаты, закрепленной за ФИО3
Согласно заключения межведомственной комиссии по оценке и обследованию помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан № от ДД.ММ.ГГГГ, имеются основания для признания комнаты №, расположенной по адресу: <адрес>, подлежащей капитальному ремонту.
В ответ на обращение ФИО2 Управление Президента РФ по работе с обращениями граждан ДД.ММ.ГГГГ сообщило заявителю, что в соответствии с постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О признании жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, комн. № подлежащим капитальному ремонту», мероприятия по проведению капитального ремонта запланированы на 2023 год. На основании данного постановления были подготовлены дефектный акт и смета на выполнение капитального ремонта жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, комн. №. В настоящее время подготавливается конкурсная документация на проведение аукциона в электронной форме на проведение капитального ремонта указанного жилого помещения. Ремонтные работы будут проведены до конца 2023 года.
Актом обследования МУП РЭУ от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в квартире по адресу: <адрес> отсутствует техническая возможность установки прибора учета холодного водоснабжения.
ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Управление имущества и земельных отношений администрации <адрес> сообщило ФИО3, что ремонт жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> запланирован на 2023 год.
ДД.ММ.ГГГГ Управление Президента РФ по работе с обращениями граждан сообщило ФИО2, что постановлением Главы городского поселения Озёры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № за ФИО3 было сохранено право пользования жилым помещением по адресу её регистрации по месту жительства: <адрес>, г. Озёры, <адрес>. Жилое помещение представляет собой комнату в коммунальной двухкомнатной квартире, жилой площадью 15,0 кв.м., находящуюся в муниципальной собственности. В соответствии с выпиской из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ, в комнате по вышеуказанному адресу ФИО3 зарегистрирована одна. Управлением опеки и попечительства Министерства образования <адрес> по городским округам Кашира, Озеры и Ступино до достижения ФИО3 совершеннолетия в сохраненном жилом помещении дважды в год проводились акты обследования. В соответствии с актами: санитарное состояние жилого помещения находится в неудовлетворительном состоянии: батарея центрального отопления отрезана и поставлена заглушка, стены комнаты оклеены старыми обоями, подоконник сгнил, под окном плесень, грибок, дверь в комнату и полы деревянные старые с повреждениями. Управлением в целях защиты жилищных прав ФИО3, принимая во внимание, что жилое помещение находится в неудовлетворительном состоянии, в 2019-2023 годах были направлены письма в администрацию городского округа <адрес> о необходимости проведения ремонта и предоставления ФИО3, достигшей совершеннолетия, жилого помещения для временного проживания до окончания ремонтных работ. В течение данного периода администрация направляла информацию в адрес Управления и ФИО3 о том, что капитальный ремонт жилого помещения будет проведен. До настоящего времени ремонт не проведен. Из письма администрации от ДД.ММ.ГГГГ следует, что капитальной ремонт жилого помещения будут проведен до конца 2024 года. Окружное управление социального развития № Министерства социального развития <адрес> готово оказывать ФИО3 содействие и правовое сопровождение в суде. Министерством направлено письмо в администрацию <адрес> Коломна о необходимости срочного проведения капитального ремонта комнаты, в которой зарегистрирована ФИО3, и о предоставлении ей жилого помещения для временного проживания до окончания ремонтных работ. Вопрос находится на контроле в Министерстве.
В соответствии с пунктом 9 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» центральные исполнительные органы государственной власти <адрес>, уполномоченные <адрес>, в порядке, установленном <адрес>, обязаны осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договором социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений, а также осуществлять контроль за распоряжением ими. Сохранность муниципальных жилых помещений обеспечивается органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес>.
В связи с тем, что сохранность спорного жилого помещения муниципального жилищного фонда закрепленного за ФИО3, не была обеспечена ответчиком, администрация <адрес> обязана провести его ремонт.
В судебном заседании ответчиком по делу не представлены доказательства того, что выявленные дефекты, относящиеся к ремонту комнаты, имели место на день закрепления комнаты за несовершеннолетней ФИО3, и не образовались в период обеспечения сохранности указанного жилого помещения.
При таких обстоятельствах, суд полагает правомерным обязать администрацию <адрес> провести капитальный ремонт жилого помещения (комнаты), расположенной в коммунальной квартире по адресу: <адрес>, в которой зарегистрирована ФИО3, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Вместе с тем, оснований для возложения на администрацию <адрес> обязанности провести ремонт мест общего пользования в коммунальной квартире по адресу: <адрес>, суд не усматривает, поскольку заключением межведомственной комиссии по оценке и обследованию помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан № от ДД.ММ.ГГГГ установлены только основания для капитального ремонта комнаты ФИО3
Представленные истцом фотографии не являются бесспорным доказательством наличия оснований для ремонта мест общего пользования. Акт обследования мест общего пользования, подтверждающий факт нахождения мест общего пользования в неудовлетворительном состоянии, требующем капитального ремонта, истцом в суд не представлен.
Истец в подтверждение заявленных исковых требований о необходимости проведения ремонта мест общего пользования ссылается на выписку из протокола заседания жилищной комиссии при администрации городского округа Озеры от ДД.ММ.ГГГГ №, однако, члены жилищной комиссии ДД.ММ.ГГГГ пришли к мнению о необходимости отложить рассмотрение вопроса о ремонте закрепленного за ФИО3 жилья на 2 года. Решение о необходимости проведения ремонта мест общего пользования жилищная комиссия ДД.ММ.ГГГГ не принимала. В выписке из протокола содержатся пояснения опекуна ФИО2 о том, что требуется ремонт мест общего пользования и комнаты ФИО3
Кроме того, суд принимает во внимание, что коммунальная квартира по адресу: <адрес> состоит из двух комнат, одна из которых находится в муниципальной собственности, а вторая – в частной собственности граждан.
Согласно статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
На основании части 1 статьи 288 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.
В соответствии с частью 1 статьи 41 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственникам комнат в коммунальной квартире принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данной квартире, используемые для обслуживания более одной комнаты.
В силу статьи 247 Гражданского кодекса Российской Федерации владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.
Поскольку места общего пользования в спорной квартиры находятся во владении не только ФИО3, но и других лиц, в том числе собственника второй комнаты, возложение только на администрацию обязанности провести ремонт мест общего пользования не соответствует положениям действующего законодательства. Исковые требования к собственнику второй комнаты в коммунальной квартире о необходимости провести ремонт мест общего пользования ФИО3 не заявлены.
На основании вышеизложенного, исковые требования об обязании администрации <адрес> провести ремонт мест общего пользования в коммунальной квартире по адресу: <адрес>, не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 198-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
обязать администрацию <адрес> провести капитальный ремонт жилого помещения (комнаты), расположенной в коммунальной квартире по адресу: <адрес>, в которой зарегистрирована ФИО3, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Озерский городской суд <адрес> в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья: подпись
Копия верна
Судья О.А. Котова
Решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Секретарь ФИО7