Дело № 2-723/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Челябинск 02 июня 2020 года
Центральный районный суд г. Челябинска в составе:
председательствующего М.Н. Величко,
при секретаре С.А. Шандер,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Казначеевой Натальи Михайловны к Министерству социальных отношений Челябинской области о признании незаконным отказа во включении в Список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, о признании права на включение в указанный список, о понуждении включить в названный список,
УСТАНОВИЛ:
Казначеева Н.М. обратилась в суд с иском к Министерству социальных отношений Челябинской области (далее МСО), в котором просит признать незаконным отказ ответчика от ДД.ММ.ГГГГ во включении истца в Список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на основании статьи 17 Закона Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вознаграждении, причитающемуся приемному родителю, и социальных гарантиях приемной семье» (далее по тексту Список).
Истец также просит признать за ней право на включение в указанный список и обязать ответчика включить Казначееву Наталью Михайловну в названный Список.
Исковые требования истец Казначеева Н.М. мотивирует тем, что она имеет статус лица, из числа детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от ДД.ММ.ГГГГ. №159-ФЗ за счет средств бюджетов РФ, бюджетов субъектов РФ истец имеет право на предоставление ему вне очереди жилого помещения.
ДД.ММ.ГГГГ распоряжением Главы администрации Центрального района г. Челябинска за истцом сохранено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>. Однако проживание истца в данной квартире невозможно, поскольку в квартире, кроме истца, зарегистрированы и проживают еще три человека. Пользоваться вышеуказанной однокомнатной квартирой невозможно в силу нарушения учетной нормы площади жилого помещения, которая установлена органом местного самоуправления. Истец неоднократно обращался к ответчику с заявлениями о включении его в вышеуказанный Список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для получения жилого помещения. Однако истцу было отказано по мотиву наличия у истца права пользования вышеуказанным жилым помещением. В последнем отказе от ДД.ММ.ГГГГ МСО проигнорировало доводы истца о невозможности проживания истца в указанном помещении, о том, что площадь указанного жилого помещения уменьшилась по независящим от истца обстоятельствам, что привело к тому, что на каждого зарегистрированного в указанной квартире приходится меньше учетной нормы жилой площади. Оспариваемый отказ нарушает право истца на получение дополнительных гарантий, предусмотренных действующим законодательством для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Истец Казначеева Н.М. участия в судебном заседании не приняла, извещена, просила рассмотреть дело в её отсутствие.
Представители истца Попова Т.А., действующая на основании доверенности, и Зуева Е.В., действующая на основании адвокатского ордера, в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивали по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика МСО участия в судебном заседании не принял, извещен, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, в отзыве на иск требования истца счел необоснованными. Ответчиком, в соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-П «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа» были проанализированы основания по установлению факта невозможности проживания Казначеевой Н.М. в жилом помещении по адресу: <адрес>. Так как Казначеева Н.М. являлась членом семьи нанимателя, где на каждого проживающего приходилось более учетной нормы жилого помещения, утвержденной на территории г. Челябинска, а жилое помещение является пригодным для проживания, лиц, лишенных родительских прав или имеющих заболевания, препятствующие совместному проживанию, не имеется, оснований для признания факта невозможности проживания в вышеуказанном жилом помещении не было.
Перед обращением в МСО с просьбой о включении в Список в апреле 2014 году Казначеева Н.М. самостоятельно снялась с регистрационного учета по адресу: <адрес>, будучи совершеннолетним и дееспособным гражданином, что повлекло за собой возникновение права на жилое помещение, что в силу ст. 53 Жилищного кодекса РФ может расцениваться как преднамеренное ухудшение жилищных условий.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав объяснения представителей истца, исследовав письменные доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения иска по следующим мотивам.
При рассмотрении данного дела судом установлено, что Казначеева Н.М. имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в связи со смертью 12 ноября 2014 года матери Казначеевой О.Ю. и признания отца Казначеева М.В. безвестно отсутствующим по решению Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением главы администрации Советского района города Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ № над истцом установлена опека Поповой Т.А.
Распоряжением главы администрации Советского района города Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ № Попова Т.А. освобождена от обязанностей попечителя.
Распоряжением главы администрации Советского района города Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ № Попов Ю.Л. назначен попечителем истца на возмездной основе, с ним заключен договор о приемной семье.
Распоряжением администрации Центрального района города Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ №-р за истцом сохранено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>. общей площадью 30,8 кв.м., в котором проживала мать Казначеевой Н.М. до момента своей смерти.
В жилом помещении по адресу: <адрес> кроме истца зарегистрированы Попова Анна Юрьевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения с ДД.ММ.ГГГГ, Борко Никита, ДД.ММ.ГГГГ года рождения с ДД.ММ.ГГГГ, а также Селиванов Виталий Константинович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения с ДД.ММ.ГГГГ.
С ДД.ММ.ГГГГ Попова А.Ю. является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, на основании договора безвозмездной передачи жилого помещения муниципального фонда в собственность граждан № от ДД.ММ.ГГГГ.
Из объяснений представителей истцов следует и подтверждается имеющейся в деле справкой ООО УО «Ремжилзаказчик Советского района», что Казначеева Н.М., за которой было сохранено право пользования вышеуказанной квартирой, которая была зарегистрирована в указанной квартире с ДД.ММ.ГГГГ, добровольно отказалась от участия в приватизации данного жилого помещения до вселения в неё Борко Никиты и Селиванова В.К.
В ходе рассмотрения дела также установлено, что Решением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Казначеевой Н.М. оказано в иске к МСО, администрации <адрес> о признании недействительным решения об отказе во включении в Список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о возложении обязанности предоставить жилое помещение, по тому основанию, что Казначеева Н.М. не утратила права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, а данное жилое помещение пригодно для проживания. Данное решение вступило в законную силу.
Решением Центрального районного суда г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ отказано в удовлетворении иска Казначеевой Н.М. к МСО Челябинской области, администрации <адрес> о признании незаконным и отмене решения МСО № от ДД.ММ.ГГГГ, которым истцу вновь было отказано во включении в вышеуказанный Список, поскольку истцом не представлено доказательств невозможности проживания в квартире, расположенной по адресу: <адрес>.
Решением Центрального районного суда г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ отказано в удовлетворении иска Казначеевой Н.М. к администрации г. Челябинска о признании квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, в которой проживает Попова А.Ю., не пригодной для проживания. Основанием отказа явилось то, что Попова А.Ю. не страдает заболеванием, при которых в соответствии с Приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире», невозможно проживание с ней в одной квартире.
Решением МСО от ДД.ММ.ГГГГ Казначеевой Н.М. вновь отказано во включении её в Список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на основании статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вознаграждении, причитающемуся приемному родителю, и социальных гарантиях приемной семье».
Как следует из данного решения, основаниями для отказа явилось то, что в совершеннолетнем возрасте Казначеева Н.М., за которой сохранено право пользования квартирой, расположенной по адресу: <адрес>, отказалась от участия в приватизации указанного жилого помещения. Такие действия истца ответчиком расценены в качестве намеренных действий, направленных на ухудшение жилищных условий, с целью возникновения права гражданина состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Данные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела письменными доказательствами, в том числе оспариваемы отказом МСО, и не оспорены сторонами.
Согласно п. 2 ст. 99 Жилищного кодекса РФ (далее ЖК РФ) специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
В соответствии с п. 2 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержкеКак установлено ч. 1, п. 8 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В соответствии с указанным Федеральным законом был принят Закон Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ №-З0 «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вознаграждении, причитающемся приемному родителю, и социальных гарантиях приемной семье», который устанавливает на территории Челябинской области меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет.
Как установлено ст. 17 Закона Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ №-З0 «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вознаграждении, причитающемся приемному родителю, и социальных гарантиях приемной семье» порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа определяется Правительством Челябинской области.
Как следует из положений ст. 3 Закона Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделяются установленными Законом Челябинской области «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вознаграждении, причитающемся приемному родителю, и социальных гарантиях приемной семье» государственными полномочиями по обеспечению названной категории граждан жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в силу пункта 7 статьи 52 ЖК РФ отнесен к компетенции субъекта Российской Федерации.
В целях реализации статьи 17 Закона Челябинской области «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вознаграждении, причитающемся приемному родителю, и социальных гарантиях приемной семье» Правительство Челябинской области Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ №-П «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа» утвердило Порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа.
Согласно указанного Порядка, специализированные жилые помещения предоставляются лицам из числа детей-сирот по их заявлению.
Из приведенных выше положений закона следует, что в соответствии с положениями ст. ст. 1, 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", а также ст. 17 Закона Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ N 212-ЗО "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшие 23-летнего возраста, имеют право на внеочередное предоставление им жилья по основаниям, предусмотренным указанным выше Законом, а также частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, только при условии их постановки на учет в качестве нуждающихся в обеспечении жилой площадью до достижения ими предельного возраста - 23 лет. В то же время достижение лицом 23-летнего возраста, вставшим (поставленным) на учет до указанного возраста, не является основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья.
В ходе рассмотрения дела установлено, что Казначеева Н.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, достигла возраста 23 лет ДД.ММ.ГГГГ. На этот момент он не состояла на учете нуждающихся в жилом помещении по вышеуказанным основаниям. При этом по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не имелось какого-либо решения, которое бы устанавливало неправомерность отказов МСО в постановке истца на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Напротив, вышеуказанными решениями суда установлено, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, являлось до достижения истцом возраста 23 лет пригодным для проживания.
Несостоятельны доводы истца о том, что в настоящее время, в связи с регистрацией в указанном жилом помещении Борко Н., Селиванова В.К., Поповой А.Ю. и истца на каждого из зарегистрированных в квартире приходится менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной Решением Челябинской городской Думы № от ДД.ММ.ГГГГ (10 кв.м.), поскольку до достижении истцом возраста 23 лет она не была поставлена на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
При этом из материалов дела следует, что Казначеева Н.М. в 2015 года отказалась от участия в приватизации жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, а Борко Н. и Селиванов В.К. были зарегистрированы в данной квартире после её приватизации. Доказательств же невозможности проживания Казначеевой Н.М. в вышеуказанной квартире на момент отказа от участия в приватизации истцом суду не представлено. Более того, вышеуказанными решениями суда, имеющими преюдициальное значение в силу ст. 61 ГПК РФ, установлены факты того, что в 2015 и 2017 годах вышеуказанное жилое помещение было пригодным для проживания, даже с учетом проживания в ней Поповой О.Ю., которая не страдала заболеваниями, препятствующими совместному с ней проживанию.
Кроме того, в настоящее время в силу положений ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" за истцом сохранено право пользования вышеуказанным жилым помещением.
Доказательств того, что до достижения двадцатитрехлетнего возраста у истца имелись какие-либо реальные препятствия в использовании указанного жилого помещения суду не представлено. Доказательств невозможности проживания истцом в указанном помещении до достижения истцом возраста 23-х лет также суду истцом не представлено.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст., ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ.
Иск Казначеевой Натальи Михайловны к Министерству социальных отношений Челябинской области о признании незаконным отказа во включении в Список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на основании статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вознаграждении, причитающемуся приемному родителю, и социальных гарантиях приемной семье», о признании за Казначеевой Натальей Михайловной права на включение в указанный список, о понуждении ответчика включить Казначееву Наталью Михайловну в названный список оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Центральный районный суд г. Челябинска.
Председательствующий п/п М.Н.Величко
Копия верна. Решение не вступило в законную силу.
Судья М.Н. Величко
Секретарь С.А. Шандер
Мотивированное решение составлено 11.06.2020