Решение по делу № 33-4632/2024 от 02.05.2024

    Судья Радионова И.В.                                    УИД 38RS0022-01-2023-002026-68

    Судья-докладчик Коваленко В.В.                 № 33-4632/2024

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    27 мая 2024 года                                                                                       г. Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Герман М.А.,

судей Коваленко В.В., Сальниковой Н.А.,

при секретаре Копыловой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело                           №2-61/2024 по иску Кириченко Игоря Викторовича к Администрации Тайшетского МО «Тайшетское городское поселение», ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району» о признании права на льготную очередь на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем как ветерана боевых действий, возложении обязанности по предоставлению жилого помещения

по апелляционной жалобе Кириченко Игоря Викторовича

на решение Тайшетского городского суда Иркутской области от 30 января 2024 года,

УСТАНОВИЛА:

Кириченко И.В. обратился в суд с иском, указав в обоснование, что он является ветераном боевых действий. В 2004 году, после получения удостоверения ветерана, по вине работников администрации Тайшетского городского поселения он не был поставлен на учет как ветеран боевых действий, нуждающийся в улучшении жилищных условий. На учет по улучшению жилищных условий поставлен был только 27 марта 2012 г. в общую очередь. Согласно ответу главы администрации Тайшетского городского поселения от 20 апреля 2023 г. он состоит в списке общей очереди под №997. При этом за все время его переписки с госорганами данная очередь никак не продвигается, а наоборот только увеличивается, что свидетельствует о бездействии органов местного самоуправления. В настоящее время они с супругой проживают в доме, принадлежащем детям. Вместе с ними проживают сын с женой и двое внуков, так как его семья не обеспечена жилым помещением.

После получения в 2004 году удостоверения ветерана боевых действий, он сразу же обратился с заявлением в администрацию города Тайшета, однако как потом выяснилось, его заявление было каким -то образом утеряно, и он стал заложником ситуации. Все надзорные органы отвечают в письмах ему одинаково, о том, что в администрации города Тайшета имеется только одно его заявление, датированное 20 марта 2012 г., где заявление, которое было им направлено в 2004 году, никто сказать не может.

Поскольку его право на льготное получение жилья было нарушено, просил суд признать за ним право льготной очереди на меры социальной поддержки на обеспечение жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с пп.3 ч.1 ст.16 ФЗ «О ветеранах», обязать администрацию Тайшетского городского поселения предоставить ему жилое помещение, в том числе на условиях социального найма, либо единовременную денежную выплату на строительство, приобретение жилого помещения из расчета на двух членов семьи.

Решением Тайшетского городского суда Иркутской области от 30 января 2024 г. исковые требования оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе истец Кириченко И.В. просит решение суда отменить, вынести новое решение об удовлетворении исковых требований.

В обоснование доводов жалобы, повторяя доводы иска, настаивает на том, что он не был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилье как ветеран боевых действий до 1 января 2005 г. по вине чиновников, которые не разъяснили ему порядок постановки, ему необходимо предоставить жилье за счет средств областного, либо федерального бюджетов, в том числе на условиях социального найма.

В письменных возражениях на доводы жалобы представитель ОГКУ «УСЗН по Тайшетскому району» Ротарь Е.П., представитель администрации Тайшетского муниципального образования «Тайшетское городское поселение» Баженова Т.В. просят решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

На основании ч.3 ст.167 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда рассмотрела дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, признав их извещение о времени и месте рассмотрения дела надлежащим.

Заслушав доклад судьи Коваленко В.В., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 12 января 1995 г.             № 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4, 8 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки, в частности, в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г., которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

    В силу положений ч.3.2 ст. 23.2 Федерального закона от 12 января            1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах» обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления указанным в подпункте 3 п. 3 настоящей статьи гражданам, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и вставших на учет до 1 января 2005 г., по их письменным заявлениям единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

    Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 4 февраля 2014 г. №236-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Скитовича С.А. на нарушение его конституционных прав подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» указал, что правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, предусмотрены Федеральным законом «О ветеранах», который, как следует из его преамбулы, направлен на создание условий, обеспечивающих материальное и моральное благополучие ветеранов с учетом их заслуг перед обществом и государством. Действовавшая до 1 января 2005 года система мер социальной защиты различных категорий ветеранов, установленная названным Федеральным законом, включала предоставление им дополнительных прав и льгот (статья 13 в первоначальной редакции), объем которых различался в зависимости от принадлежности к той или иной категории. Для лиц, входящих в категорию ветеранов боевых действий, объем этих прав и льгот также различался - исходя из того, к какой из перечисленных в пункте 1 статьи 3 указанного Федерального закона группе ветеранов боевых действий они относились. В частности, наибольшими по объему правами и льготами обладали ветераны боевых действий из числа: военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), военнообязанных, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работников указанных органов, работников Министерства обороны СССР и работников Министерства обороны Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29 июня 2004 г. №58-ФЗ - также сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы), направленных в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавших участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации; военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, лиц, участвовавших в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств в период с 10 мая 1945 г. по 31 декабря 1951 г., в том числе в операциях по боевому тралению в период с 10 мая 1945 г. по 31 декабря         1957 г.; военнослужащих автомобильных батальонов, направлявшихся в Афганистан в период ведения там боевых действий для доставки грузов; военнослужащих летного состава, совершавших с территории СССР вылеты на боевые задания в Афганистан в период ведения там боевых действий (подпункты 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах» в первоначальной редакции).

    При этом для ветеранов боевых действий из числа указанных лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, было предусмотрено первоочередное бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов, что означало наличие у них приоритета перед гражданами, состоящими в общей очереди лиц, нуждающихся в получении жилья, а расходы на обеспечение жильем ветеранов боевых действий возмещались за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (подпункт "г" подпункта 2 пункта 1 статьи 10, подпункт 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах» в первоначальной редакции и в редакции Федерального закона от 2 января 2000 г. № 40-ФЗ).

    Как установлено судом и следует из материалов дела, Кириченко И.В. имеет статус ветерана боевых действий, что подтверждается удостоверением серии Номер изъят, выданным Военным комиссариатом Иркутской области 14 мая 2004 г. на право получения льгот, установленных п. 1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах».

Кириченко И.В., Дата изъята года рождения зарегистрирован с 25 января 2012 г. по адресу: <адрес изъят>, что подтверждается адресной справкой, выданной ОВМ ОМВД России по Тайшетскому району. Состав семьи – супруга К, Дата изъята года рождения

20 марта 2012 г. Кириченко И.В. обратился в администрацию Тайшетского городского поселения с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как ветеран боевых действий, о чем свидетельствует штамп входящей корреспонденции.

Постановлением исполняющего обязанности главы Тайшетского городского поселения №192 от 27 марта 2012 г. Кириченко И.В. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Согласно информации, предоставленной администрацией Тайшетского городского поселения от 29 декабря 2023 г., с Кириченко И.В. договоры социального найма на жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности Тайшетского городского поселения не заключались, членом семьи нанимателя жилого помещения не является.

По состоянию на 29 декабря 2023 г. номер очереди Кириченко И.В. составляет 926.

Согласно выписке из ЕГРН, жилой дом по адресу: <адрес изъят>, в котором проживает истец со своей супругой и состоят на регистрационном учете, находится в общей долевой собственности семьи Коршуновых.

Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, исследовав представленные сторонами доказательства, оценив их по правилам ст. 67 ГПК РФ, в том числе обращения истца на имя Президента Российской Федерации, прокуратуру Иркутской области по вопросу обеспечения его как ветерана боевых действий и ответы на обращения из Правительства Иркутской области, Министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области, ОГКУ «УСЗН по Тайшетскому району», Тайшетской межрайонной прокуратуры, администрации Тайшетского городского поселения, пришел к правильному выводу о том, что Кириченко И.П. не может считаться приобретшим право на первоочередное бесплатное предоставление жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов, как вставший на учет до 1 января 2005 г., поскольку, имея статус ветерана боевых действий, был поставлен по его обращению от 20 марта 2012 г. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий 27 марта 2012 г. При этом, в отношении указанной категории лиц государство не принимало обязательств по обеспечению жильем в приоритетном порядке, в силу чего у них не возникло и право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета во внеочередном порядке.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку суд, руководствуясь нормами действующего законодательства, правильно определил юридически значимые обстоятельства; данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ; выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам; нормы материального права при разрешении данного спора судом применены верно, нарушений норм процессуального права судом не допущено.

Вопреки доводам жалобы, доказательств обращения в администрацию Тайшетского городского поселения с заявлением о постановке на учет ранее 1 января 2005 г. истец не представил, в связи с чем, как верно указал суд первой инстанции, обеспечение истца жильем должно производиться в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации на общих основаниях. Доводы истца о нарушении администрацией Тайшетского городского поселения очередности предоставления жилых помещений также не нашли своего подтверждения ни в суде первой инстанции, ни в апелляционной инстанции.

Кроме того, отклоняя как необоснованные доводы жалобы, судебная коллегия отмечает, что ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., в силу того же подпункта 3 п. 1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах» обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно частями 2 и 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что жилые помещения из муниципального жилищного фонда по договору социального найма предоставляются гражданам, которые с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, признаются малоимущими; иным категориям граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях по определенным законодательством основаниям, жилые помещения по договору социального найма предоставляются, если существует специальное правовое регулирование, устанавливающее их право на получение жилья из государственного жилищного фонда (Российской Федерации или субъекта Российской Федерации).

Поскольку действующим жилищным законодательством основания и порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма гражданам из числа ветеранов боевых действий, равно как и их право на первоочередное бесплатное обеспечение жильем непосредственно не предусмотрены, те из них, кто был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и принят на соответствующий учет после 1 января 2005 г., согласно Жилищному кодексу РФ приобретают право на получение жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях.

Судебная коллегия отмечает, что мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, а также оценка доказательств, подтверждающих эти выводы, приведены в мотивировочной части решения, и считать их неправильными у судебной коллегии оснований не имеется.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены обжалуемого решения суда, поскольку фактически повторяют правовую позицию, выраженную истцом, в том числе в суде первой инстанции, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, не опровергают правильности выводов суда первой инстанции, с которыми согласилась судебная коллегия, а лишь выражают несогласие с оценкой судом исследованных по делу доказательств, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, а потому не могут быть приняты во внимание судебной коллегией.

Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, которые, по смыслу ст. 330 ГПК РФ, могли бы служить основанием для отмены обжалуемого решения, не установлено. Доводы апелляционной жалобы входили в предмет исследования суда первой инстанции, наделены надлежащей и исчерпывающей оценкой.

Апелляционная жалоба не содержит иных доводов, влекущих отмену судебного постановления, в связи с чем решение суда, проверенное в силу ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, является законным, обоснованным и отмене не подлежит.

руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Тайшетского городского суда Иркутской области от 30 января 2024 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Судья-председательствующий                                    М.А. Герман

Судьи                                                      В.В. Коваленко

                                                                                            Н.А. Сальникова

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 4 июня 2024 г.

33-4632/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Кириченко Игорь Викторович
Ответчики
Администрация Тайшетского муниципального образования Тайшетское городское поселение
Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области
ОГКУ Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району
Суд
Иркутский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.irk.sudrf.ru
02.05.2024Передача дела судье
27.05.2024Судебное заседание
07.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.06.2024Передано в экспедицию
27.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее