Р Е Ш Е Н И Е дело № 2-2624/2017
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 ноября 2017 г. Арзамасский городской суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Газимагомедова Б.Г.
при секретаре Никитиной О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Арзамасского городского прокурора, действующего в интересах Егоровой (Банновой) А.А.; Банновой А.А. к администрации г.Арзамаса о понуждении к предоставлению жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л :
Арзамасский городской прокурор, действующий в интересах Егоровой (Банновой) А.А., обратился в суд с иском к администрации г.Арзамаса о понуждении к предоставлению жилого помещения, указывая что Арзамасской городской прокуратурой проведена проверка по обращению Егоровой (Банновой) А.А. по вопросу нарушения ее жилищных прав. Проведенной проверкой установлено, что постановлением администрации г.Арзамаса от 29.03.2013г. №520 Баннова А.А., <дата> года рождения, принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, как ребенок, оставшийся без попечения родителей. Приговором Арзамаского городского суда от 21.08.2013г. отец Егоровой (Банновой) А.А. осужден к лишению свободы на срок 7 лет лишения свободы. Мать Егоровой (Банновой) А.А. умерла 28.11.2009г. 28.08.2013г. Баннова А.А. направлена на воспитание в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Егорова (Баннова) А.А. направлена на воспитание в организацию для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Егорова (Баннова) А.А. в собственности жилья не имеет. 15.05.2016г. Егорова (Баннова) А.А. достигла возраста 18 лет, однако до настоящего времени жильем не обеспечена. В соответствии со ст.109.1 ЖК РФ, ст.8 ФЗ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.15.6-1, 15.6-2 Закона Нижегородской области №123-З «О жилищной политике в Нижегородской области», п.1.3, 1.5, 2.7 Положения о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 28.05.2010 года № 315, Арзамасский городской прокурор просит суд обязать администрацию г. Арзамаса предоставить Егоровой (Банновой) А.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого фонда размером не менее 30 кв.м, установив срок для исполнения решения суда четыре месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель Арзамасского городского прокурора Сухарева О.Ю. и истец Егорова (Баннова) А.А. иск поддержали.
Представитель ответчика по доверенности Зайцева Л.В. иск не признала, пояснив, что администрация г.Арзамас является ненадлежащим ответчиком. Баннова М.А. состоит в списке детей-сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением. Предоставив жилое помещение Банновой М.А. вне данной очереди, будут нарушены права других детей-сирот, которые состоят в данном списке впереди истца.
Представитель третьего лица - Министерства социальной политики Нижегородской области - в судебное заседание не явился, о дате проведения судебного заседания извещен.
Выслушав объяснения участвующих по делу лиц, изучив письменные материалы дела, судья приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Статьей 8 ФЗ РФ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:
лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);
страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;
2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;
3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.
Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.
Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 28.05.2010 N 315 "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями" утверждено Положение о порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, согласно п. 1.2 которого обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется, в том числе, путем предоставления жилых помещений из состава имеющегося муниципального жилищного фонда (п.В), а в п. 1.4 установлено, что предоставление жилых помещений осуществляется органами местного самоуправления муниципального района (городского округа) Нижегородской области, осуществляющими государственные полномочия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, однократно по месту жительства, а в случае отсутствия регистрации по месту жительства в Нижегородской области - по месту выявления и первичного устройства детей-сирот.
Согласно закону Нижегородской области от 30 сентября 2008 года N 116-З "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений" органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Законом Нижегородской области от 07.09.2007 г. N 123-З "О жилищной политике в Нижегородской области" в ст. 10 установлено, что распоряжение жилыми помещениями жилищного фонда Нижегородской области осуществляется уполномоченными Правительством Нижегородской области органами исполнительной власти Нижегородской области, в том числе, путем предоставления гражданам жилых помещений специализированного жилищного фонда Нижегородской области для социальной защиты отдельных категорий граждан.
Согласно п. 2.7 Положения о порядке обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 28.05.2010 г. N 315, предоставляемые органами местного самоуправления детям-сиротам жилые помещения должны отвечать требованиям, предъявляемым к благоустроенным жилым помещениям, соответствовать норме предоставления общей площади жилого помещения жилищного фонда Нижегородской области по договору социального найма для одиноко проживающих граждан (30 кв. м).
В судебном заседании установлено следующее.
Егорова (Баннова) А.А., <дата> года рождения, является дочерью Банновой Н.В. и Баннова А.М., что подтверждается свидетельством о рождении и свидетельством о заключении брака.
Егорова (Баннова) А.А. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать Баннова Н.В. 28.11.2009г. умерла, а отец Баннов А.М. 31.12.2012г. осужден к лишению свободы, что подтверждается свидетельством о смерти II-TH №897055, выданным Управлением ЗАГС г.Арзамаса и Арзамасского района Нижегородской области 30.11.2009г., приговором Арзамасского городского суда от 21.08.2013г.
Постановлением главы администрации г. Арзамаса №436 от 20.03.2013г. Баннова А.А. <дата>.р. направлена в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением главы администрации г. Арзамаса №264 от 18.02.2014г. Баннова А.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Баннова А.А. в собственности жилого помещения не имеет, что подтверждается уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений №90-21164361 от 06.07.2016г.
В соответствии с положениями п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ, п.1,3 ст.15.6-1 Закона Нижегородской области от 07.09.2007 года № 123-З, п.2.7 Положения о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот у Егоровой (Банновой) А.А. возникло право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений на территории Арзамасского района Нижегородской области, соответствующее норме предоставления общей площади жилого помещения жилищного фонда Нижегородской области по договору социального найма для одиноко проживающих граждан (30 кв. м).
До настоящего времени жилое помещение Егоровой (Банновой) А.А. не предоставлено.
Доводы представителя ответчика являются необоснованными, так как из содержания приведенных положений закона следует, что предоставление вне очереди жилых помещений указанной категории граждан законом не поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, а также иных условий.
При этом положения перечисленных норм не содержат указания на конкретный срок предоставления жилого помещения данной категории граждан, что предполагает возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения.
С учетом изложенных обстоятельств и требований Положения о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, судья находит исковые требования прокурора о понуждении администрации г.Арзамаса к предоставлению Егоровой (Банновой) А.А. в черте границ г.Арзамаса Нижегородской области благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения размером не ниже 30 кв.м., подлежащими удовлетворению.
Учитывая, что предоставление жилого помещения лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, с учетом требований действующего законодательства связано с его приобретением путем проведения аукциона, регистрацией права на данное жилое помещение и отнесением его к специализированному жилищному фонду, судья в соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ находит установить администрации г. Арзамаса срок для исполнения решения - четыре месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст.194,195,198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░) ░.░. ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ 30 ░░.░., ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ /░░░░░░░░░░░░░ ░.░/.
***
***
***
***