11RS0012-01-2024-000760-43 Дело № 2-355/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Прилузский районный суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Можеговой Т.В.
при секретаре Кныш Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Объячево
05 ноября 2024 года гражданское дело по иску Общества с ограниченной ответственностью «Региональный оператор Севера» к Асланян В.М. о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, неустойки, судебных расходов
установил:
ООО «Региональный оператор Севера» обратилось в суд к Асланян В.М. с иском о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО): по договору № от 11.01.2021 за период с 01.01.2021 по 31.05.2024 в размере 80 136,89 рублей, неустойки по состоянию на 02.08.2024 в размере 33 661,37 рублей, а также неустойки за период с 03.08.2024 по дату фактического исполнения обязательств в размере 1/130 ключевой ставки ЦБРФ за каждый день просрочки, начисленной на сумму 80 136,89 рублей. В обоснование иска указано, что между ответчиком и Саргсян А.О. заключен договор аренды имущества – здания, расположенного по адресу: Республика Коми, Прилузский район, с. Объячево, <адрес>. Собственники ТКО обязаны заключать договор на оказание услуг по обращению с ТКО, при этом, отсутствие договора как подписанного сторонами документа, не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором. Истец в период с 01.01.2021 по 31.05.2024 оказывал услуги по обращению с ТКО. Однако ответчик свои обязательства по оплате оказанных услуг не исполнила надлежащим образом, в связи с чем возникла задолженность, за взысканием которой истец вынужден обратиться в суд.
Определением суда от 15.10.2024 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Саргсян А.О.
В судебном заседании представитель истца не присутствует, извещены надлежащим образом о месте и дате слушания дела, при подаче иска ходатайствовали о рассмотрении дела без участия их представителя.
Ответчик Асланян В.М. в судебном заседании не присутствует, надлежащим образом извещена судом о времени и месте рассмотрения дела, ранее заявила о своем не согласии с заявленными требованиями, поскольку в рассматриваемый период не имела отношения к зданию, расположенному по адресу: Республика Коми, Прилузский район, с. Объячево, <адрес> так как не являлась ни собственником, не арендатором вышеназванного здания, при этом заявила ходатайство о пропуске срока исковой давности.
Третье лицо Саргсян А.О. в суде не присутствует, извещался судом о времени и месте рассмотрения дела, согласно телефонограмме, просил о рассмотрении дела без его участия.
Суд счел возможным рассмотреть дело по правилам статьи 167 ГПК РФ при имеющейся явке лиц.
Исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 2 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Согласно части 5 статьи 2 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления, регулируются международными договорами Российской Федерации, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, животном мире, иным законодательством в области охраны окружающей среды и природопользования.
Преамбулой Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду.
Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) определено, что обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Согласно статье 24.6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ (далее - Закон № 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (пункт 1). Зона деятельности регионального оператора представляет собой территорию или часть территории субъекта Российской Федерации, на которой региональный оператор осуществляет деятельность на основании соглашения, заключаемого с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей, и определяется в территориальной схеме обращения с отходами (пункты 7, 8).
При этом, под региональным оператором по обращению с ТКО в силу абзаца 27 статьи 1 Закона № 89-ФЗ понимается юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственником ТКО, которые образуются, и места накопления которых находятся в зоне деятельности данного регионального оператора.
Таким образом, Федеральным законом об отходах предусмотрена обязанность регионального оператора обеспечить сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО на территории конкретной зоны деятельности в соответствии с региональной программой и территориальной схемой в области обращения с отходами.
Такая обязанность возложена на ООО«Региональный оператор Севера», который является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Коми (соглашение от 22.06.2018, заключенное с Министерством энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми).
Пункт 1 статьи 13 Закона № 89-ФЗ устанавливает, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ).
В соответствии с пункт 6 статьи 13.4 Закона № 89-ФЗ накопление ТКО осуществляется в соответствии с правилами обращения с ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) ТКО, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ).
В соответствии с пункт 6 статьи 13.4 Закона № 89-ФЗ накопление ТКО осуществляется в соответствии с правилами обращения с ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) ТКО, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее по тесту - Правила №1156).
Согласно пункту 2 Правил № 1156 потребителями являются собственники ТКО или уполномоченные ими лица, заключившие или обязанные заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО. Обязанность потребителей осуществлять складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО установлена пунктом 9 Правил № 1156.
Пунктом "в" части 8(1) Правил № 1156 установлено, что региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении ТКО, образующихся в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению ТКО заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) (далее - нежилые помещения), и на земельных участках - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Пунктом 5 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным постановлением № 1156 (далее - типовой договор). Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Таким образом, вопросы установления права собственности на отходы так же, как и вопросы определения стороны, ответственной за исполнение обязанностей в области обращения с отходами, возложенных на образователя отходов действующим природоохранным законодательством, регулируются хозяйствующими субъектами в рамках договорных отношений.
Выпиской из ЕГРН от 03.10.2024, имеющейся в материалах дела, установлено, что собственником здания с кадастровым №, расположенного по адресу Республика Коми, Прилузский район, с. Объячево, <адрес> является Саргсян А.О.
Установлено, что 01.09.2017 между Саргсяном А.О. и Асланян В.М. заключен договор аренды, по условиям которого, арендодатель в лице Саргсяна А.О. передает, а арендатор в лице Асланян В.М. принимает во временное пользование нежилое помещение, расположенное по адресу Республика Коми, Прилузский район, с. Объячево, <адрес> общей площадью 42 кв.м. Срок действия договора с 01.09.2017 по 31.10.2018 (п. 7.1 Договора).
Разделом I(1) Правил № 1156 урегулирован порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
В соответствии с положениями пункта 8(4) Правил № 1156 договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается при направлении региональным оператором соответствующего предложения потребителю либо в случае непосредственного направления потребителем заявки на заключение договора.
Из пунктов 8(11), 8(12) указанных Правил следует, что потребитель обязан в течение 15 рабочих дней со дня получения соответствующего предложения регионального оператора подписать договор на осуществление обращения с ТКО либо представить мотивированный отказ от его подписания. В случае непредставления мотивированного отказа от подписания договора в установленный срок, такое соглашение считается заключенным на условиях типового договора на обращение с ТКО.
При этом, юридические лица, в результате деятельности которых образуются ТКО, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие ТКО, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие ТКО (пункт 6 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ).
В соответствии с пунктом 8(11) данных правил потребитель (собственник ТКО или уполномоченное им лицо) в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с ТКО региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договорас приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
В пунктах 8(12), 8(15), 8(17) Правил обращения с ТКО предусмотрено, что договор считается заключенным на условиях типового договора в следующих случаях: (1) уклонение потребителя от заключения конкретного договора; (2) неурегулирование возникших у сторон разногласий по его условиям; (3) ненаправление потребителем в установленный срок заявки на заключение конкретного договора и необходимых для этого документов.
То есть заключение договора возможно как способами, приведенными в пунктах 2, 3 статьи 434 ГК РФ, так и путем применения норм, содержащихся в указанных пунктах Правил № 1156, когда при наступлении поименованных в них обстоятельств договор считается заключенным на условиях типового договора по цене, определенной региональным оператором на основании установленного тарифа.
Согласно положениям пункта 8(17) Правил № 1156 договор оказания услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и требуемые документы в указанный срок.
Судом установлено, что на официальном сайте регионального оператора в сети "Интернет" была опубликована публичная оферта, адресованная всем собственникам объектов, расположенных в зоне деятельности регионального оператора.
С учетом изложенного, договор с региональным оператором об оказании услуг по обращению с ТКО считается заключенным региональным оператором со всеми потребителями, находящимися в зоне его действия, даже при отсутствии подписанного сторонами договора в виде единого документа (п. п. 1, 2 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)).
Из материалов дела следует, что заявка на заключение договора с региональным оператором подана ИП Асланян В.М. 05 июня 2019 года.
При этом, истцом представлен договор, заключенный на основании указанной заявки - № от 19.06.2019, который предметом спора в настоящем деле не является и требования по которому не заявляются.
11 января 2021 года ООО «Региональный оператор Севера» направил Асланян В.М. для подписания договор №. В тоже время подпись Асланян В.М. в договоре отсутствует.
Согласно выписке из ЕГРИП от 14.10.2024,Асланян В.М. в период с 15.09.2017 по 24.11.2020являлась индивидуальным предпринимателем (ОГРНИП 317110100023677), с основным видом деятельности: деятельность предприятий общественного питания по прочим видам организации питания.
Согласно пояснений представителя истца, 05 июня 2019 года в адрес ООО «Региональный оператор Севера» поступила заявка на заключение договора на вывоз ТКО. 19 июня 2019 года с Асланян В.М. заключен договор № на оказание услуг по обращению с ТКО с началом действия оказания услуг по обращению с ТКО с 01 ноября 2018 года.
С 24 ноября 2020 года Асланян В.М. прекратила свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с чем, необходимость в вывозе ТКО у нее отпала. В устном порядке обращалась в отделение ООО «РОС» по Прилузскому району и уведомила представителей ООО «РОС» о том, что не является индивидуальным предпринимателем и здание по адресу с. Объячево, <адрес> не арендует, на что ей сказали, что информацию приняли во внимание.
В обоснование своих доводов Асланян В.М. представила в суд договор аренды нежилого помещения от 01.09.2022, согласно которому, здание по адресу с. Объячево, <адрес> передано в аренду Асланяну Р,С. на период с 01.09.2022 по 31.08.2023.
Кроме того, Асланян В.М. представила в суд договор аренды нежилого помещения от 22.02.2023, согласно которому, здание по адресу с. Объячево, <адрес> передано в аренду Асланяну Р.С. на период с 22.02.2023 по 22.02.2024.
Из представленного суду договора аренды нежилого помещения от 22.02.2024 следует, что здание по адресу с. Объячево, <адрес> передано в аренду Асланяну Р.С. на период с 22.02.2024 по 22.02.2025.
Сведениями о том, кто являлся арендатором указанного здания в 2021 году, ответчик не обладает, равно как и указанные сведения не представлены суду третьим лицом, которое является собственником указанного здания, и судом не добыты.
Согласно разъяснений, изложенных в пункте 7 «Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023), в отсутствие договора между арендатором и региональным оператором обязанность по оплате услуг по обращению с ТКО лежит на собственнике такого объекта недвижимости.
Региональный оператор не имеет возможности осуществлять контроль за тем, какое лицо фактически пользуется помещениями в здании и многоквартирных домах, в том числе на основании договора аренды, если такое лицо само не обратится к нему с заявкой о заключении договора. Следовательно, по общему правилу, региональный оператор вправе при направлении имущественных притязаний об оплате оказанных услуг ориентироваться на данные публично достоверного ЕГРН о собственнике имущества (статья 210 ГК РФ).
При этом учитывая, что размер платы зависит от категории потребителей услуги по обращению с ТКО (пункт 3 статьи 24.10 Закона № 89-ФЗ, подпункт "б" пункта 4 Правил № 1390), способных оказывать различное негативное воздействие на окружающую среду, а также исходя из принципа платности природопользования (абзац седьмой статьи 3 Закона об охране окружающей среды), региональный оператор вправе взимать плату по нормативу накопления отходов, соответствующему фактическому виду деятельности, осуществляемой в спорном объекте недвижимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.7 Закона об отходах региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 8 (1) Правил № 1156 региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО в отношении ТКО, образующихся в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Таким образом, презюмируется, что собственником ТКО является собственник объекта недвижимости.
Исходя из взаимосвязи положений части 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ и подпункта «в» пункта 8(1) Правил №1156, обязанность по оплате услуг на обращение с ТКО возлагается на любое лицо, владеющее нежилым помещением, независимо от его правового статуса.
Оценивая в совокупности установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что в спорный период ответчик не являлась арендатором указанного помещения, не владела указанным зданием на праве собственности, исходя из чего, в силу положений подпункта «в» пункта 8(1) и пункта 8(2) Правил № 1156, не является лицом, обязанным к заключению договора на обращение с твердыми коммунальными отходами.
С учетом изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения требований о взыскании с Асланян В.М. задолженности по оплате за оказанные услуги по вывозу ТКО, поскольку последняя не являлась лицом, обязанным заключить указанный договор.
При этом суд исходит из того, что истец не лишен возможности обратиться с требованиями о взыскании задолженности по оплате услуг за вывоз ТКО за период с 01.01.2021 по 31.05.2024 в размере 80 136,89 рублей с собственника указанного здания, в то время как истец при наличии возможности правом замены ненадлежащего ответчика надлежащим в рамках настоящего дела не воспользовался.
Помимо требований о взыскании задолженности в размере 80 136,89 рублей, истец заявил требование о взыскании договорной неустойки за несвоевременную уплату заказчиком платежей, установленных договором, начислив неустойку на 02.08.2024 в размере 33 661,37 рублей, а также требование о взыскании судебной неустойки по дату фактического исполнения обязательств.
Отсюда, поскольку указанные требования являются производными от основного, требования истца о взыскании неустоек также не подлежат удовлетворению.
В силу ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
По общему правилу, установленному ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 указанного кодекса. В случае если иск удовлетворен частично, указанные в этой статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Из платёжного поручения № от 07.08.2024 следует, что истцом при подаче иска уплачена государственная пошлина в размере 3 476 рублей.
Отсюда, поскольку требования истца оставлены без удовлетворения, суд не находит правовых для взыскания с Асланян В.М. судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Таким образом, рассмотрев дело в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям, применительно к обстоятельствам возникшего спора, положениям ст. 56, 57 ГПК РФ, оценив относимость, допустимость и достоверность, а также достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Региональный оператор Севера» (ИНН 1102055018) к Асланян В.М. (<данные изъяты>) о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, неустойки, судебных расходов - оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Прилузский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения.
Вступившее в законную силу решение суда может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления.
Председательствующий Т.В. Можегова