Дело № 33-15958/2022
(2-184/2022)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Екатеринбург 18 октября 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Волковой Я.Ю., судей Мурашовой Ж.А., Редозубовой Т.Л.
при ведении протокола помощником судьи Зубаревой М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного казенного учреждения Свердловской области «Фонд жилищного строительства» к Гасанову Джехун Айдын оглы о взыскании суммы социальной выплаты, процентов за пользование чужими денежными средствами
по апелляционной жалобе ответчика на решение Туринского районного суда Свердловской области от 26 апреля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Редозубовой Т.Л., объяснения представителя истца Валовой О. С. (доверенность от 01 февраля 2022 года), возражавшей относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства» (далее по тексту – ГКУ СО «Фонд жилищного строительства») обратилось с иском к Гасанову Д. А. оглы о взыскании суммы социальной выплаты, процентов за пользование чужими денежными средствами.
В обоснование исковых требований указано, с 25 декабря 2009 года ответчик состоял в трудовых отношениях с ГБУЗ «Слободо-Туринская центральная районная больница», работая фельдшером скорой медицинской помощи в с. Туринская Слобода Свердловской области.
В соответствии с Подпрограммой 1 «Стимулирование развития жилищного строительства» государственной программы Свердловской области «Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2024 года», утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 24 октября 2013 года ответчику, как работнику бюджетной сфере, чья трудовая деятельность осуществляется в сельской местности, была предоставлена социальная выплата в размере 3027150 руб. на строительство индивидуального жилого дома.
По условиям Соглашения от 29 марта 2018 года, заключенного между вышеуказанным медицинским учреждением и ответчиком, последний обязался осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с трудовым законодательством в течение 5 лет со дня получения социальной выплаты в ГБУЗ «Слободо-Туринская центральная районная больница»; вернуть средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае прекращения трудовых отношений ранее указанного срока.
25 апреля 2019 года Гасанов Д.А.о. уволен из ГБУЗ СО «Слободо-Туринская районная больница» в соответствии с приказом от 24 апреля 2019 года № 94-к на основании п.п. «б» п.6 ч.1 ст.81 Трудового кодекса РФ; требование о возврате спорных денежных средств оставлено без удовлетворения.
На основании изложенного, истец просил взыскать с ответчика сумму социальной выплаты в размере 3027150 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 488838 руб. 94 коп. за период с 25 апреля 2019 года по 19 января 2022 года; расходы по уплате государственной пошлины в размере 25755 руб.
Определением Туринского районного суда Свердловской области от 02 марта 2022 года к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены супруги ( / / )6, несовершеннолетние ( / / )7, ( / / )8, ( / / )7, ГАУЗ СО «Байкаловская центральная районная больница» (л.д. 125).
В судебном заседании ответчик, его представитель исковые требования не признали, в их удовлетворении просили отказать. Ссылались на то, что цели программы стимулирования развития жилищного строительства достигнуты. После увольнения из ГБУЗ СО «Слободо-Туринская районная больница» по п.п. «б» п.6 ч.1 ст.81 Трудового кодекса РФ ответчик трудоустроился в ГАУЗ СО «Белоярская центральная районная больница», где осуществляет трудовую деятельность в качестве фельдшера скорой медицинской помощи, проживает в сельской местности.
Третьи лица-( / / )6 ГАУЗ СО «Байкаловская центральная районная больница», ГАУЗ СО «Слободо-Туринская районная больница», Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, ГАУЗ СО «Байкаловская центральная районная больница» в судебное заседание не явились, извещены.
Решением Туринского районного суда Свердловской области от 26 апреля 2022 года исковые требования Государственного казенного учреждения Свердловской области «Фонд жилищного строительства» к Гасанову Д. А. оглы удовлетворены частично. Судом постановлено: взыскать с Гасанова Д. А. оглы сумму социальной выплаты в размере 3027150 руб.; проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 30864 руб. 21 коп. за период с 03 марта 2020 года по 19 января 2022 года; расходы по оплате государственной пошлины в размере 24879 руб.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить. Указывает на то, что и ГАУЗ СО «Слободо-Туринская районная больница», и ГАУЗ СО «Байкаловская центральная районная больница», находятся в собственности Свердловской области, финансирование спорной социальной льготы производится из единого бюджета-Свердловской области. В настоящее время ответчик продолжает работать фельдшером в учреждении здравоохранения, расположенным в сельской местности на территории Свердловской области.
Возражений на апелляционную жалобу не представлено.
В заседание суда апелляционной инстанции ответчик, третьи лица не явились, извещены надлежащим образом.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебной коллегией вынесено определение о рассмотрении дела при данной явке.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, согласно требованиям ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, с 25 декабря 2009 года на основании трудового договора ответчик работал фельдшером скорой медицинской помощи в ГБУЗ «Слободо-Туринская центральная районная больница», расположенным с. Туринская Слобода Свердловской области, проживая в указанном населенном пункте, отнесенным к сельской местности.
29 марта 2018 года между ответчиком и ГБУЗ «Слободо-Туринская центральная районная больница» заключено Соглашение, которое регулирует отношения между ответчиком и работодателем в целях предоставления работнику за счет средств областного бюджета в рамках реализации Порядка обеспечения жильем отдельных категорий работников бюджетной сферы в сельской местности (приложение № 2-1 к подпрограмме 1«Стимулирование развития жилищного строительства» государственной программы Свердловской области «Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2024 года» (утв. Постановлением Правительства Свердловской области от 24 октября 2013 гожа № 1296-ПП) социальной выплаты на строительство (реконструкцию) индивидуальных жилых домов, приобретение жилых помещений в сельской местности (л.д. 158-160).
По условиям данного соглашения ответчик обязался осуществлять трудовую деятельность в должности фельдшера скорой медицинской помощи в ГБУЗ «Слободо-Туринская центральная районная больница» в течение 5 лет со дня получения социальной выплаты; использовать социальную выплату для строительства индивидуального жилого дома (реконструкции жилого дома с целью увеличения площади дома) либо приобретения одного или нескольких жилых помещений, расположенных в населенном пункте по месту работы гражданина; вернуть средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае прекращения трудовых отношений ранее указанного срока.
Во исполнение постановления Правительства Свердловской области от 25 января 2018 года № 29-ПП «О внесении изменений в государственную программу Свердловской области «Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2024 года» был утвержден список граждан-получателей социальных выплат на строительство (реконструкцию) индивидуальных жилых домов, приобретение жилых помещений в сельской местности в 2018 году (л.д. 27). Как следует из Списка (приложение) ответчик был включен в указанный список как фельдшер скорой медицинской помощи ГБУЗ «Слободо-Туринская центральная районная больница».
18 июня 2019 года на имя истца и членов его семьи -супруги ( / / )6, детей ( / / )7 (08 июня 2013 г. рождения, ( / / )8, 2016 г. рождения, ( / / )7 (05 мая 2017 г. рождения) было выдано свидетельство № 2/2018 БС о праве на получение социальной выплаты из областного бюджета на строительство (реконструкцию) индивидуального жилого дома (приобретение жилого помещения в сельской местности), (л.д. 37).
25 июля 2018 года между ответчиком и ( / / )4 заключен договор на строительство жилого дома по адресу: Свердловская обл., Туринская Слобода, ул. Паникаровской 29, определено, что стоимость работ составляет 3031693 руб. (л.д. 38-72).
Согласно платежному поручению от 01 августа 2018 года социальная выплата в сумме 3027150 руб. 00 коп. перечислена ( / / )4 (л.д. 74).
25 апреля 2019 года трудовые отношения между Гасановым Д.А.о. и ГБУЗ СО «Слободо-Туринская районная больница» прекращены в связи с расторжением трудового договора по п.п. «б» п.6 ч.1 ст.81 Трудового кодекса РФ.
При разрешении спора суд, руководствуясь нормами ст. ст. 307, 309, 310, 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Свердловской области от 24 октября 2013 года № 1296-ПП, приказом Министерства здравоохранения Свердловской области от 30 мая 2018 года № 880-п, приказом Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области от 09 июня 2018 года № 283-П установив, что предусмотренная соглашением от 29 марта 2018 года обязанность отработать не менее пяти лет в ГБУЗ СО «Слободо-Туринская районная больница», ответчиком исполнена не была, пришел к выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика полученной ранее социальной выплаты.
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
Статья 7 Конституции Российская Федерация провозглашает, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства и детства, устанавливаются гарантии социальной защиты со стороны государства (ч. 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации).
В частности, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 2 ст. 40 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Постановлением Правительства Свердловской области от 24 октября 2013 года № 1296-ПП была утверждена государственная программа Свердловской области «Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2024 года». Одними из целей государственной программы являются обеспечение условий для повышения доступности жилья для населения с различным уровнем дохода; исполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в соответствии с полномочиями Свердловской области и полномочиями Российской Федерации, переданными субъектам Российской Федерации; создание условий для реализации стратегических направлений социально-экономического развития Свердловской области в части создания индустриальных парков, конкурентоспособного образования, комфортной среды для жизни жителей Свердловской области, охраны здоровья населения, задачей программы является строительство (приобретение) жилых помещений и предоставление единовременных денежных выплат на строительство (приобретение) жилых помещений отдельным категориям граждан.
В рамках подпрограммы 1 «Стимулирование развития жилищного строительства» государственной программы Свердловской области «Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2024 года» от действует порядок обеспечения жильем отдельных категорий работников бюджетной сферы, утвержденный Постановлением Правительства Свердловской области от 25 января 2018 года № 29-ПП.
Как указано в Приложении № 2-1 к подпрограмме 1 участниками Подпрограммы 1 могут быть граждане Российской Федерации, осуществляющие трудовую деятельность и проживающие в сельских населенных пунктах (поселок, село, деревня, хутор), поселках городского типа и малых городах с численностью населения до 40 тысяч человек, расположенных на территории Свердловской области, за исключением населенных пунктов на территории муниципального образования «город Екатеринбург», либо изъявившие желание переехать в такие населенные пункты для осуществления трудовой деятельности, из числа: 1) врачей и работников среднего медицинского персонала государственных медицинских организаций Свердловской области, имеющих высшее либо среднее профессиональное образование; 2) педагогических и руководящих работников государственных образовательных организаций Свердловской области и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Финансирование социальных выплат осуществляется за счет средств областного бюджета (п.3 Приложения № 2-1).
Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области направляет информацию о расчетном количестве граждан - предполагаемых участников Подпрограммы 1 в планируемом году, составляющем половину от общего расчетного количества граждан, которым могут быть предоставлены социальные выплаты в планируемом году в пределах объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на обеспечение жильем отдельных категорий работников бюджетной сферы на очередной финансовый год в законе Свердловской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (далее - закон об областном бюджете), в исполнительный орган государственной власти Свердловской области и Фонд в течение трех календарных дней после принятия закона об областном бюджете (п.21 Приложения № 2-1).
В соответствии с п.12 Порядка социальные выплаты предоставляются гражданам при соблюдении следующих условий: 1) гражданин и члены его семьи признаны органом местного самоуправления нуждающимися в жилых помещениях в населенном пункте, расположенном в сельской местности, где гражданин осуществляет трудовую деятельность, либо не имеют жилого помещения для постоянного проживания в населенном пункте, расположенном в сельской местности, где гражданином будет осуществляться трудовая деятельность; 2) гражданин заключил соглашение с работодателем об обязательстве отработать в учреждении по специальности не менее 5 лет после получения социальной выплаты, а также об обязательстве вернуть средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае прекращения трудовых отношений ранее указанного срока; 3) гражданин включен в список граждан - получателей социальных выплат для обеспечения жильем в сельской местности.
Действительно, как установлено судом и подтверждается материалами дела, 25 апреля 2019 года трудовые отношения между Гасановым Д.А.о. и ГБУЗ СО «Слободо-Туринская районная больница» прекращены в связи с расторжением трудового договора по п.п. «б» п.6 ч.1ст.81 Трудового кодекса РФ, 30 августа 2019 года указанная запись формулировки основания увольнения признана недействительной, работник восстановлен на работе (приказ от 29 августа 2019 года № 201-к); согласно приказу от 29 января 2020 года 29 января 2020 года трудовой договор прекращен в связи с отменой решения суда о восстановлении работника на работе (п. 11 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса Российской Федерации), а потому установленный Соглашением пятилетний срок работы в указанном медицинском учреждении им не отработан.
Вместе с тем, из представленных в материалы дела доказательств (трудовая книжка серии ТК-Ш № 6612195) (л.д. 145), приказа от 05 марта 2021 года № 3733, трудового договора (л.д. 115), следует, что после прекращения трудоправовых отношений с ГБУЗ СО «Слободо-Туринская районная больница» ответчик был трудоустроен в ГАУЗ СО «Байкаловская центральная районная больница», которое осуществляет свою деятельность в сельской местности (Свердловская область, с. Байкалово, ул. Клубная, 39). Трудовые отношения не расторгнуты.
Принимая во внимание цели и задачи Подпрограммы № 1, учитывая, что финансирование социальных выплат осуществляется за счет единого источника-средств областного бюджета, в настоящее время общие условия предоставления спорной социальной выплаты соблюдены (работа в качестве фельдшера в государственной медицинской организации Свердловской области, расположенной в сельской местности), а также то, что вышеуказанное нормативное регулирование не содержит прямого запрета на невозможность сохранения социальной выплаты в случае увольнения из медицинского учреждения, с которым было заключено соответствующее соглашение о предоставлении социальной выплаты, и трудоустройства гражданина по должности, ранее им занимавшей (фельдшер скорой медицинской помощи), в иную государственную медицинскую организацию Свердловской области, расположенную в сельской местности, состав семьи ответчика, где воспитывается 3 несовершеннолетних детей (2013 г. рождения, 2016 г. рождения, 2017 г. рождения), его имущественное положение, просьбу руководителя ГАУЗ СО «Байкаловская центральная районная больница» от 29 ноября 2021 года, указавшего на дефицит медицинских кадров в районной больнице, судебная коллегия не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Учитывая изложенное, решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в иске (п. 3, 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила
решение Туринского районного суда Свердловской области от 26 апреля 2022 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Государственного казенного учреждения Свердловской области «Фонд жилищного строительства» к Гасанову Д. А. оглы о взыскании денежных средств отказать
Председательствующий Волкова Я.Ю.
Судьи Мурашова Ж.А.
Редозубова Т. Л.