Дело №2-422/2020.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 февраля 2020 года г.Улан-Удэ
Советский районный суд г.Улан-Удэ в составе председательствующего судьи Тумуровой А.А., при помощнике судьи Далбановой Е.В., секретаре судебного заседания Бальхеевой Ю.Н.,
при участии прокурора Бородиной В.О., представителя истца Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Бурятия по доверенности Плюсниной Р.Н., ответчиков Русских С.Г., Русских И.С., также представляющих интересы несовершеннолетних Русских А.С., Русских А.С., о выселении, о возложении обязанности сняться с регистрационного учета,
рассмотрев в помещении суда в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Бурятия к Русских Сергею Геннадьевичу, Русских Ирине Сергеевне, ФИО3, ФИО4 о выселении, возложении обязанности сняться с регистрационного учета,
установил:
УФСИН России по Республике Бурятия обратилось в суд с иском Русских С.Г., Русских И.С., ФИО3, ФИО3 о выселении из занимаемого специализированного жилого помещения – квартиры по адресу: ... о возложении обязанности сняться с регистрационного учета по указанному адресу.
В обоснование иска указано, что ответчик Русских С.Г. является нанимателем специализированного жилого помещения – квартиры по адресу: ... на основании договора найма специализированного жилого помещения ... от ДД.ММ.ГГГГ, а ответчики Русских И.С., ФИО3, ФИО3 являются членами его семьи. В связи с расторжением контракта и увольнением Русских С.Г. со службы в уголовно-исполнительной системе, договор найма специализированного жилого помещения прекращен, занимаемое жилое помещение подлежит освобождению. На уведомление начальника УФСИН по РБ об освобождении спорной квартиры в срок до ДД.ММ.ГГГГ, истцом был получен отказ Русских С.Г. от выселения в добровольном порядке.
В судебном заседании представитель истца УФСИН России по Республике Бурятия по доверенности Плюснина Р.Н. просила заявленные требования удовлетворить по доводам иска, дополнительно указав, что договор найма специализированного жилого помещения прекращен, т.к. с Русских С.Г. расторгнут контракт, в связи с окончанием срока службы. Пунктом 15 Правил предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 217 от 16.03.2013 г., установлено, что истечение срока действия служебного контракта или его расторжение являются основанием для прекращения договора найма специализированного жилого помещения. Русских С.Г. подал рапорт об увольнении со службы по собственному желанию, в связи с чем контракт был расторгнут. Таким образом, имеются предусмотренные п.15 Правил основания для прекращения договора найма служебного жилого помещения. Проживание ответчиков в служебном жилом помещении нарушает права сотрудников уголовно-исполнительной системы, которые проходят службу и желают проживать в служебном жилье.
Ответчики Русских С.Г., Русских И.С., также представляющие интересах своих несовершеннолетних детей ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., иск не признали, просили отказать в иске, ссылаясь на то, что контракт был расторгнут, в связи с выходом на пенсию по выслуге лет, поэтому предусмотренных в п.19 договора найма специализированного жилья оснований для прекращения договора не имеется. Действиями истца нарушаются их права на жилье, поскольку их выселяют из служебного жилья и не предоставляют единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения.
Прокурор Бородина В.О. дала заключение об обоснованности исковых требований и наличии основания для выселения ответчиков из служебного жилого помещения.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения участников судебного разбирательства, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что Русских С.Г. с членами семьи – супругой Русских И.С. и сыном ФИО3, на основании договора найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ ... был вселен УФСИН России по РБ в служебное жилое помещение по адресу: ..., для временного проживания, в связи с прохождением службы в УИС (л.д. 4 -6).
Также установлено, что Русских С.Г. с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (л.д.40).
Приказом начальника УФСИН России по Республике Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ ...-лс был расторгнут контракт с Русских С.Г., он был уволен со службы в уголовно-исполнительной системе по п.4 ч.2 ст.84 Федерального закона от 19.07.2018 N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии).
Стаж службы в уголовно-исполнительной системе на ДД.ММ.ГГГГ составил 12 лет 00 месяцев 20 дней; в льготном исчислении 17 лет 11 месяцев 17 дней; выслуга лет: 20 лет 04 месяца 16 дней; общая продолжительность службы в учреждениях и органах УИС для выплаты единовременного пособия составила 14 лет 05 месяцев 19 дней ( л.д. 9).
Начальником УФСИН по РБ ответчику Русских С.Г. ДД.ММ.ГГГГ было вручено уведомление о прекращении действия договора найма служебного жилого помещения по адресу: РБ, ..., в связи с увольнением ДД.ММ.ГГГГ с органов уголовно-исполнительной системы, освобождении указанного жилого помещения в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8).
Согласно ст.35 Жилищного кодекса РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным данным кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
К жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения (п. 1 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ).
В соответствии со ст.93 Жилищного кодекса РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в орган государственной власти или органа местного самоуправления.
Частью 1 ст.103 Жилищного кодекса РФ установлено, что в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
Постановлением Правительства РФ № 217 от 16.03.2013 г. «Об установлении категорий сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации, которым предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда сотрудникам этих учреждений и органов» были утверждены Правила предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации (далее – Правила).
В п.3 указанных Правил предусмотрено, что специализированное жилое помещение предоставляется сотруднику для временного проживания с даты заключения служебного контракта на период его действия в целях создания необходимых жилищно-бытовых условий при исполнении им служебных обязанностей по месту службы.
Пунктом 15 Правил предусмотрено, что истечение срока действия служебного контракта или его расторжение, получение в установленном порядке жилого помещения в населенном пункте по месту службы или получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения являются основанием для прекращения договора найма специализированного жилого помещения. Сотрудник и проживающие совместно с ним члены его семьи, в том числе бывшие, обязаны освободить специализированное жилое помещение в день, следующий за днём прекращения срока действия договора найма специализированного жилого помещения, за исключением случая получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. В случае получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения сотрудник и проживающие совместно с ним члены его семьи, в том числе бывшие, обязаны освободить специализированное жилое помещение не позднее 3 месяцев со дня её получения.
Частью 3 ст.24 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-I "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (в редакции, действовавшей на день заключения договора найма служебного жилого помещения) было определено, что порядок и условия прохождения службы сотрудниками уголовно-исполнительной системы регламентируются названным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Согласно п.4 Указа Президента Российской Федерации от 8 октября 1997 года N 1100 "О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации" порядок и условия прохождения службы, а также организация деятельности работников уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, перешедших либо вновь принятых на работу (службу) в уголовно-исполнительную систему Министерства юстиции Российской Федерации, регламентируются Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-I "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации", Законом Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, соответствующими федеральными законами и правилами внутреннего распорядка учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.
В силу абз.1 ст.21 Федерального закона от 21 июля 1998 года N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы" действие Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации распространено на сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы впредь до принятия федерального закона о службе в уголовно-исполнительной системе.
19 июля 2018 года принят Федеральный закон N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", который вступил в силу с 1 августа 2018 года.
Поскольку правоотношения, связанные с наймом Русских С.Г. служебного жилого помещения на период службы в уголовно-исполнительной системе возникли до дня вступления названного закона в силу, то к спорным правоотношениям также подлежат применению нормативно-правовые акты, устанавливающие специальные социальные гарантии для сотрудников органов внутренних дел.
На основании части 1 статьи 44 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность, либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Федеральный законодатель, определяя специальный правовой статус сотрудников органов внутренних дел, вправе устанавливать для них специальные социальные гарантии, которые могут предоставляться как в период прохождения службы, так и после увольнения из органов внутренних дел.
Согласно п.27 Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2002 г. N 897, сотрудник, проживающий в служебном жилом помещении и прекративший службу, подлежит выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ним лицами без предоставления другого жилого помещения в сроки, установленные в договоре найма.
Пунктом 28 Типового положения установлено, что без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в пункте 27 настоящего типового положения, не могут быть выселены, в том числе, сотрудники, имеющие выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет.
Типовое положение о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2002 г. N 897, является действующим нормативным правовым актом, устанавливающим дополнительные, по сравнению с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, в частности с его статьей 103, льготы для сотрудников органов внутренних дел.
Об этом свидетельствует и то обстоятельство, что при принятии постановления Правительства Российской Федерации от 16 марта 2013 г. N 217, которым в Типовое положение были внесены изменения, содержание его п.28 изменено не было.
Установление п.28 Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации дополнительных, по сравнению со статьей 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, льгот для сотрудников полиции, не может рассматриваться как противоречие нормам жилищного законодательства.
Сотрудники полиции являются специальными субъектами в указанных правоотношениях. Типовое положение соответствует Федеральному закону от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", в части 1 статьи 44 которого также содержатся нормы права, регулирующие жилищные правоотношения сотрудников полиции.
Кроме того, суд учитывает, что согласно п.18 договора найма служебного жилого помещения договор прекращается, в том числе, в связи с истечением срока трудового договора и в связи с окончанием срока службы.
В силу п.19 договора в случае расторжения или прекращения настоящего договора в связи с истечением срока трудового договора, окончания срока службы, истечением срока пребывания на государственной, муниципальной или выборной должности, наниматель и члены его семьи должны освободить жилое помещение.
Между тем, контракт с Русских С.Г. был расторгнут, в связи с увольнением по выслуге лет, срок службы по контракту от ДД.ММ.ГГГГ составлял три года и на момент увольнения не был окончен.
Таким образом, предусмотренные в договоре основания для прекращения договора найма служебного жилого помещения не наступили.
При таких обстоятельствах суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований о выселении ответчиков Русских из занимаемого служебного жилого помещения и возложении обязанности сняться с регистрационного учета.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении искового заявления Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Бурятия отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Советский районный суд г.Улан-Удэ.
Судья: А.А. Тумурова