Решение по делу № 12-299/2021 от 09.03.2021

Дело №12-299/2021

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление

по делу об административном правонарушении

г. Йошкар-Ола 30 апреля 2021 года

Судья Йошкар-Олинского городской суда Республики Марий Эл Кропотова Т.Е., рассмотрев с участием лица, привлекаемого к административной ответственности, Арсибековой Т.В., защитника Цуркан Н.Н., в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе Арсибековой Т.В. на постановление от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное заместителем начальника ИФНС <адрес> ЛСЮ, которым

Арсибекова Татьяна Валерьевна, <иные данные>

признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.25 Кодекса РФ об АП,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя начальника ИФНС <адрес> ЛСЮ от ДД.ММ.ГГГГ Арсибекова Т.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.25 Кодекса РФ об АП, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

Не согласившись с постановлением, Арсибекова Т.В. обратилась в суд с жалобой, в которой просила указанное постановление отменить, производство по делу прекратить на основании ст.2.9 Кодекса РФ об АП. В обосновании жалобы указала, что нарушения законодательства совершены одним субъектом, нарушения выявлены в ходе проведения одной проверки, выплата производилась регулярно, систематически на постоянной основе, одним и тем же лицам. Незаконность действий административного органа заключается в искусственной множественности дел, что не отвечает целям и задачам судопроизводства. Просит учесть, что она предпринимала действия, направленные на соблюдение требований законодательства, устно обращалась к сотрудникам ИФНС с просьбой о разъяснении особенностей, вытекающих из трудового законодательства с иностранными гражданами. Не получив разъяснений, руководствовалась обычной практикой в рамках правового регулирования трудовых отношений с гражданами РФ. Нарушений в порядке и сроках выдачи заработной платы в рамках трудового законодательства не имеется. Общая сумма административного штрафа составляет 200000 рублей, что является чрезмерно суровым наказанием. Ее заработная плата составляет 14580 рублей. В дополнение к жалобе указывает, что административным органом при проведении проверки допущены грубые нарушения в соответствии с п.6 ч.2 ст.20 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в части непредставления акта проверки, в связи с чем постановление от ДД.ММ.ГГГГ должно быть отменено.

В судебном заседании Арсибекова Т.В. и ее защитник Цуркан Н.Н. доводы жалобы и дополнения к ней поддержали, суду пояснили аналогично, изложенному в жалобе и дополнении. Арсибекова Т.В. также пояснила, <иные данные>.

Должностное лицо ИФНС <адрес> не явилось, извещено надлежащим образом, суд считает возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.

Выслушав заявителя и ее защитника, изучив материалы административного дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии со ст.30.6 Кодекса РФ об АП суд проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления по делу об административном правонарушении.

Частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, что влечет наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Статьей 2 Закона №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее Закон №173-ФЗ) установлены правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.

К валютным операциям положения п.п. «б» п.9 ч.1 ст.1 Закона №173-ФЗ относят приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.

Частью 2 статьи 14 Закона №173-ФЗ установлено, что расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.

Исчерпывающий перечень случаев, когда юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках, предусмотрен ч.2 ст.14 Закона №173-ФЗ.

Возможность выплаты юридическим лицом - резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы в наличной валюте Российской Федерации, минуя счет в уполномоченном банке, открытый в указанном порядке, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена, в перечень исключений такая выплата не входит.

Исходя из п.п.6 и 7 ч.1 ст.1 Закона №173-ФЗ иностранные граждане, которых нельзя отнести к лицам, постоянно проживающим в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, являются нерезидентами, а юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, - резидентами.

Согласно сведениям ЕГРЮЛ ООО «<иные данные>» создано в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации и является резидентом.

Согласно ст.25 Закона №173-ФЗ резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как следует из представленных материалов дела и постановления должностного лица, ООО «<иные данные>» в лице директора Арсибековой Т.В. заключило трудовые договора б/н от ДД.ММ.ГГГГ. с ИРА гражданство <адрес> (паспорт <адрес> выдан ДД.ММ.ГГГГ.), СРП гражданство <адрес> (паспорт выдан ДД.ММ.ГГГГ.), РМ гражданство <адрес> (паспорт выдан ДД.ММ.ГГГГ.) являются нерезидентами, на период с ДД.ММ.ГГГГ. до ДД.ММ.ГГГГ. Приказы о приеме на работу ИРА от ДД.ММ.ГГГГ. , СРП от ДД.ММ.ГГГГ. , РМ от ДД.ММ.ГГГГ. .

По платежным ведомостям от ДД.ММ.ГГГГ. (расходный кассовый ордер от ДД.ММ.ГГГГ. ), от ДД.ММ.ГГГГ. (расходный кассовый ордер от ДД.ММ.ГГГГ. ), ООО «<иные данные>» выплачена заработная плата работникам за ноября 2019 года в общей сумме 37500 рублей, из них ИРА в сумме 12500 рублей, СРП в сумме 12500 рублей, РМ в сумме 12500 рублей.

В силу п.п. «в» п.6 ч.1 ст.1 Федерального закона №173-ФЗ ООО «<иные данные>» участвует в валютных операциях в качестве резидента, граждане ИРА, СРП, РМ в силу п.п. «а» п.7 ч.1 ст.1 Федерального закона №173-ФЗ - в качестве нерезидента.

Таким образом, ООО «<иные данные>», являющееся резидентом, ДД.ММ.ГГГГ. совершило операцию по выдаче (отчуждению) в пользу физических лиц - нерезидентов ИРА, СРП, РМ наличных денежных средств - валюты Российской Федерации в сумме 37500 рублей.

В соответствии со ст.2.1 Кодекса РФ об АП административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об АП или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ст.2.4 Кодекса РФ об АП административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. При этом под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно - хозяйственные функции, в том числе, в государственных организациях.

Соблюдение валютного законодательства при выплате заработной платы относится к определенной ст.2.4 Кодекса РФ об АП категории правомочий и обязанностей должностного лица - выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководителем. Соответственно, директор ООО «<иные данные>» является должностным лицом, исходя из правовых оснований, установленных Кодексом РФ об АП.

Директором ООО «<иные данные>» в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. являлась Арсибекова Т.В.

Соответственно, контроль за соблюдением требований валютного законодательства Российской Федерации в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. был возложен на директора ООО «<иные данные>» Арсибекову Т.В.

Переходя к юридической оценке совершенного, исследовав материалы дела, выслушав заявителя, оценив в совокупности собранные по делу доказательства, прихожу к выводу, что вина Арсибековой Т.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.25 Кодекса РФ об АП, установлена.

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ч.1 ст.26.2 Кодекса РФ об АП).

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч.2 ст.26.2 Кодекса РФ об АП).

Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями Кодекса РФ об АП, каких-либо нарушений, влекущих его недопустимость, не усматривается.

Вывод о доказанности вины Арсибековой Т.В. основаны собранными вышеисследованными доказательствами, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст.26.11 Кодекса РФ об АП.

Каких-либо неустранимых сомнений, которые должны быть истолкованы в пользу Арсибековой Т.В. по делу, не усматривается.

Вопреки доводам дополнения к жалобе, проверка административным органом проводилась в соответствии Федеральным законом от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», согласно п.1 ч.1 ст.24 которого резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, имеют право знакомиться с актами проверок, проведенных органами и агентами валютного контроля. Как пояснили Арсибекова Т.В. и ее защитник в судебном заседании, Арсибекова Т.В. для ознакомления с актом проверки в административный орган не обращалась.

Довод заявителя и ее защитника о том, что в отношении Общества проводилась одна проверка, и было вынесено 10 постановлений о назначении административного наказания, а не одно за длящееся правонарушение не может быть признан состоятельным.

В части 2 статьи 14 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» установлен исчерпывающий перечень допустимых случаев осуществления юридическими лицами - резидентами расчетов с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации и наличной иностранной валюте без использования банковских счетов в уполномоченных банках, к каковым выплата заработной платы работнику - нерезиденту не относится, в том числе при отсутствии в трудовом договоре условия о перечислении заработной платы работнику - нерезиденту на его банковский счет.

Составление уполномоченным лицом административного органа в один день нескольких протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст.15.25 Кодекса РФ об АП, совершенных должностным лицом разными действиями (выплата заработной платы за разные периоды времени) в разные дни, не противоречит положениям ст.28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административное правонарушение считается оконченным с момента, когда в деянии усматриваются все признаки состава правонарушения, предусмотренные законом (пункт 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считается оконченным в момент осуществления выплаты наличных денежных средств резидентом нерезиденту, минуя счет в уполномоченном банке.

Каждая из произведенных выплат по соответствующей платежной ведомости является самостоятельной незаконной валютной операцией, а не единым длящимся действием, состоящим из тождественных эпизодов, образует оконченный состав административного правонарушения по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Выплаты совершены в разные даты, за различные расчетные периоды работы нерезидентов, на разные суммы.

Таким образом, составление должностным лицом ИФНС протоколов и вынесение постановлений по каждому факту осуществления незаконной валютной операции не противоречит действующему законодательству.

Обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного административного правонарушения, исходя из оценки конкретных обстоятельств по настоящему делу не установлено, поскольку правонарушение совершено в сфере общественных отношений определяющих обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества, важностью, охраняемых государством этих отношении, исходя из фактических обстоятельств дела, целей и общих правил наказания, в игнорировании заявителем требований законодательства (при этом такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу ч.ч.2 и 3 ст.4.1 Кодекса РФ об АП учитываются при назначении административного наказания).

Данные выводы основаны на положениях ст.2.9 Кодекса РФ об АП и правовой позиции, выраженной в п.21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005г. №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

В соответствии с ч.1 ст.3.1 Кодекса РФ об АП административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим нарушителем, так и другими лицами.

С учетом изложенного, привлечение Арсибековой Т.В. к административной ответственности является законным и обоснованным, наказание назначено минимальное в пределах санкции указанной статьи, оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 Кодекса РФ об АП,

РЕШИЛ:

Постановление от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное заместителем начальника ИФНС <адрес> ЛСЮ, которым Арсибекова Татьяна Валерьевна признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.25 Кодекса РФ об АП, оставить без изменения, жалобу Арсибековой Т.В., без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики МарийЭл в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Кропотова Т.Е.

12-299/2021

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
Арсибекова Татьяна Валерьевна
Суд
Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл
Судья
Кропотова Т.Е.
Статьи

15.25

Дело на странице суда
yoshkarolinsky.mari.sudrf.ru
09.03.2021Материалы переданы в производство судье
11.03.2021Истребованы материалы
24.03.2021Поступили истребованные материалы
27.04.2021Судебное заседание
30.04.2021Судебное заседание
17.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее