Дело № 2-841/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 мая 2021 года г. Новочебоксарск
Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики
в составе председательствующего судьи Петровой А.В.,
при секретаре судебного заседания Минетулловой Г.Д.,
с участием:
истца Николаева С.Н.,
представителя истца Мальчугина Н.А.,
помощника прокурора г. Новочебоксарск Васильевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Николаева Сергея Николаевича к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике о взыскании компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
Николаев С.Н. с учетом уточнений обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике с требованием о взыскании компенсации морального вреда, причиненного незаконным уголовным преследованием, в размере 150 000 рублей.
Исковое заявление мотивировано тем, что следственным отделом МВД РФ по г.Новочебоксарску в отношении Николаева С.Н. возбуждено уголовное дело № по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 158 УК РФ.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением ст. следователя СО ОМВД РФ по <адрес> уголовное преследование в отношении Николаева С.Н. прекращено за непричастностью к совершению преступления. Ему разъяснено право на реабилитацию в соответствии со ст. 133 УПК РФ, в том числе право на возмещение вреда, связанного с уголовным преследованием.
Следствие продолжалось около года, за это время истец подвергался постоянным допросам, унижению со стороны органов следствия и уголовного розыска. Был задержан на 48 часов, в результате потерял работу. В связи с нахождением под следствием его на работу не брали. Жена и дети остались без кормильца. Все это время находился в стрессовом состоянии. Преследование со стороны следствия продолжается. По этому же эпизоду его стали обвинять в сбыте краденного. Ссылаясь на с. 136 УПК РФ, ст. 151 ГК РФ просит взыскать с Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике в его пользу компенсацию морального вреда в размере 150 000 рублей.
Истец Николаев С.Н., представитель истца Мальчугин Н.А. в судебном заседании поддержали уточненные исковое требование по основаниям, приведенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика - Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике - Иванова Е.О., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, предоставила в суд отзыв на исковое заявление, в котором со ссылкой на ст.ст.150,151, 1101 ГК РФ полагала, что сумма денежной компенсации морального вреда подлежит взысканию за счет казны Российской Федерации с учетом обстоятельств дела, требований разумности и справедливости.
Представитель прокуратуры Чувашской Республики Петров Д.А., действующий на основании доверенности, направил в суд отзыв на исковое заявление, в котором указал, что с учетом ст.ст.1070, 1100 ГК РФ имеются основания для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации. Вопрос в части определения размера компенсации морального вреда подлежит разрешению с учетом требований ст.ст. 151, 1101 ГК РФ о разумности и справедливости.
Представитель ОМВД России по г.Новочебоксарск Петрова Ю.В. возражала против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на письменные возражения.
Изучив доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (п.2 ст.1069 ГК РФ).
Право на реабилитацию включает в себя право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах. Вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда (ч. 1 ст. 133 УПК РФ).
В отношении лиц, незаконно или необоснованно подвергнутых уголовному преследованию, такой порядок определен Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (статьями 133 - 139, 397 и 399 УПК РФ).
В соответствии с п. 34 ст. 5 УПК РФ под реабилитацией в уголовном судопроизводстве понимается порядок восстановления прав и свобод лица, незаконно или необоснованно подвергнутого уголовному преследованию.
Согласно ч. ч. 1, 2, 3 ст. 133 УПК РФ право на реабилитацию включает в себя право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах. Вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда.
Право на реабилитацию, в том числе право на возмещение вреда, связанного с уголовным преследованием, имеют подозреваемый или обвиняемый, уголовное преследование в отношении которого прекращено по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2, 5 и 6 части первой статьи 24 и пунктами 1 и 4 - 6 части первой статьи 27 настоящего Кодекса.Право на возмещение вреда в порядке, установленном настоящей главой, имеет также любое лицо, незаконно подвергнутое мерам процессуального принуждения в ходе производства по уголовному делу.
В соответствии с ч.2 ст. 136 УПК РФ иски о компенсации за причиненный моральный вред в денежном выражении предъявляются в порядке гражданского судопроизводства.
Согласно п. п. 1, 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2011 № 17 «О практике применения судами норм главы 18 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующих реабилитацию в уголовном судопроизводстве» под реабилитацией в уголовном судопроизводстве понимается порядок восстановления прав и свобод лица, незаконно или необоснованно подвергнутого уголовному преследованию, и возмещения причиненного ему вреда (пункт 34 статьи 5 УПК РФ).
С учетом положений части 2 статьи 133 и части 2 статьи 135 УПК РФ право на реабилитацию имеют как лица, уголовное преследование которых признано незаконным или необоснованным судом первой инстанции по основаниям, предусмотренным в части 2 статьи 133 УПК РФ, так и лица, в отношении которых уголовное преследование прекращено по указанным основаниям на досудебных стадиях уголовного судопроизводства либо уголовное дело прекращено и (или) приговор отменен по таким основаниям в апелляционном, кассационном, надзорном порядке, по вновь открывшимся или новым обстоятельствам.
Постановлением ст. следователя СО ОМВД РФ по г.Новочебоксарску о прекращении уголовного преследования от ДД.ММ.ГГГГ уголовное преследование в отношении Николаева С.Н. прекращено за непричастностью к совершению преступления.
Из данного постановления следует, что в ходе расследования уголовного дела Николаев С.Н. в порядке ст.ст. 91,92 УПК РФ не задерживался.
ДД.ММ.ГГГГ Николаев С.Н. допрошен в качестве подозреваемого и в отношении него избрана процессуального принуждения в виде обязательства о явке.
ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о приостановлении предварительного следствия в связи с розыском подозреваемого Г.
ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление об отмене постановления о приостановлении и о возобновлении производства по делу.
ДД.ММ.ГГГГ Николаеву С.Н. предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного п. «а» ч.3 ст. 158 УК РФ, он допрошен в качестве обвиняемого и в отношении него избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении.
ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о прекращении уголовного преследования в отношении Николаева С.Н. на основании п.1 ч.1 ст. 27 УПК РФ, в связи с непричастностью Николаева С.Н. к совершению преступления.
В соответствии со ст.133 УПК РФ за Николаевым С.Н. признано право на реабилитацию, в том числе право на возмещение вреда, связанного с уголовным преследованием.
Факт незаконного уголовного преследования в отношении истца по п. «а» ч.3 ст. 158 УК РФ подтверждается постановлением ст. следователя СО ОМВД РФ по г.Новочебоксарску о прекращении уголовного преследования от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Николаева С.Н.
В силу п. 1 ч.2 ст.133 УПК РФ истец имеет право на возмещение морального вреда в связи с реабилитацией.
Требование о взыскании компенсации морального вреда с Министерства финансов Российской Федерации является обоснованным, соответствующим положениям статьи 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В силу абз.3 ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.
Согласно ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В силу положений п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2011 № 17 «О практике применения судами норм главы 18 УПК РФ, регламентирующих реабилитацию в уголовном судопроизводстве», при определении размера денежной компенсации морального вреда реабилитированному судам необходимо учитывать степень и характер физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, иные заслуживающие внимания обстоятельства, в том числе, продолжительность судопроизводства, длительность и условия содержания под стражей, вид исправительного учреждения, в котором лицо отбывало наказание, и другие обстоятельства, имеющие значение при определении размера компенсации морального вреда, а также требования разумности и справедливости.
Доказательств несения значительных нравственных, физических страданий в связи с уголовным преследованием истцом Николаевым С.Н. суду не представлено.
Каких-либо надлежащих доказательств, подтверждающих унижение со стороны следствия и уголовного розыска при проведении уголовного расследования, задержании на 48 часов и потерю работы в связи с задержанием истцом не предоставлено.
К показаниям свидетелей Н. и О. о том, что истец работал в период задержания, суд относится критически, так как из представленного по запросу суда сообщения № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Николаев С.Н. в трудовых отношениях в <данные изъяты> не состоит и ранее не состоял.
Истцом также не доказан факт незаконного производства обыска в его квартире по адресу: <адрес>. Данный обыск произведен в жилище Николаева С.Н. в целях установления похищенного имущества с <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ, постановлением Новочебоксарского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ признан законным и обоснованным. Данное постановление не обжаловано, вступило в законную силу.
При изложенных обстоятельствах, принимая во внимание степень тяжести преступления, по которому в отношении истца велось уголовное преследование, срок уголовного преследования, учитывая характер нарушенных прав истца, характер причиненных нравственных страданий вследствие незаконного уголовного преследования, учитывая требования разумности, справедливости, суд приходит к выводу о чрезмерности, необоснованно завышенной сумме компенсации морального вреда, заявленной истцом, и определяет ко взысканию с Министерства финансов РФ за счет средств казны Российской Федерации в пользу истца денежной компенсации морального вреда в размере 15 000 (двадцать тысяч) рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользуНиколаева Сергея Николаевича компенсацию морального вреда в размере 15 000 (пятнадцать тысяч) рублей.
В остальной части в удовлетворении заявленного требования Николаева Сергея Николаевича о взыскании компенсации морального вреда в размере 135 000 рублей отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики через Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья А.В. Петрова
Мотивированное решение составлено 24.05.2021.