Дело № 2-13122/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Веселковой Т.А.
при секретаре Баженовой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре, «28» ноября 2016 года, дело по иску Пещ В.П. к ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара» о признании решения незаконным, об обязании поставить на учет в качестве получателя ежемесячной денежной компенсации,
УСТАНОВИЛ:
Пещ В.П. обратился в суд с иском к ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара» (далее по тексту Центр) о признании решения № ... от ** ** ** незаконным, об обязании поставить на учет в качестве получателя ежемесячной денежной компенсации, установленной ст.3 Федерального закона №306-ФЗ от 07.11.2011 года «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».
В обоснование заявленных требований указано, что в ** ** ** Пещ В.П. был призван ... городским военным комиссариатом Коми АССР на срочную военную службу, при этом истец служил в воинской части ... .... В период прохождения военной службы при выполнении приказа командира роты ** ** ** он получил ..., по поводу которого находился на лечении в в/ч ... в дальнейшем был освидетельствован ВВК ** ** **. Данную травму Пещ В.П. получил в результате опрокидывания машины, за рулем которой находился командир. ** ** ** ... установила ему ..., признала негодным к военной службе с исключением с воинского учета, о чем свидетельствуют запись в военном билете истца. Получение травмы в период прохождения военной службы также подтверждается заключением ВВК ...» от ** ** ** года ... В связи с установлением в период прохождения военной службы ... вследствие военной травмы Пещ В.П. в период с ** ** ** по ** ** ** состоял на учете в ГБУ РК «ЦСЗН г. ...» в качестве получателя ежемесячной денежной компенсации, установленной ст.3 Федерального закона №306-ФЗ от 07.11.2011 года «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат». Впоследствии истец был снят с учета с ** ** ** в связи с изменением места жительства, переехав в г. Сыктывкар по программе переселения из районов Крайнего Севера. В дальнейшем ** ** ** Пещ В.П. обратился с заявлением в адрес Центра о постановке на учет в качестве получателя данной компенсации, однако решением от ** ** ** №... ему было отказано со ссылкой на п.7 Постановления Минтруда РФ от 15.04.2003 года №17. Истец полагает данный отказ незаконным.
Определением суда от ** ** ** к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Коми Бюро №14».
В судебном заседании истец Пещ В.П. поддержал ранее заявленные требования в полном объеме.
Представитель ответчика Центра Шенцева О.В., действующая по доверенности, в суде не признала иск Пещ В.П. со ссылкой на письменные возражения.
В судебное заседание не явился представитель третьего лица, данная сторона извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обозрев материалы дела освидетельствования во ВТЭК, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.13 ст.3 Федерального закона от 07.11.2011 года №306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» при установлении военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, в период прохождения военной службы (военных сборов) либо после увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов) инвалидности вследствие военной травмы ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного его здоровью, в размере:
1) 14 000 рублей - инвалиду I группы;
2) 7 000 рублей - инвалиду II группы;
3) 2 800 рублей - инвалиду III группы.
Согласно п.14.1 ст.3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная часть 13 настоящей статьи, выплачивается независимо от времени наступления инвалидности вследствие военной травмы, места работы (службы) после увольнения с военной службы, видов получаемых пенсий, а также выплат, устанавливаемых к пенсиям в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При рассмотрении дела судом установлено, что Пещ В.П. проходил военную службу по призыву в Советской Армии с ** ** **
** ** ** во вне служебное время истец попал в автоаварию при следовании на частной машине в качестве пассажира, был комиссован по состоянию здоровья с ** ** **
Основанием комиссования послужило свидетельство о его болезни №... от ** ** **, выданное военно-врачебной комиссией госпитальной при в/ч ..., согласно которому ему установлен диагноз: закрытый компрессионный передом двенадцатого, грудного, первого поясничного позвонков, при этом в свидетельстве отражено «травма получена вследствие несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы».
По заключению ВТЭК г. ... №... от ** ** ** Пещ В.П. установлена ... с аналогичным указанием, отраженным выше.
Впоследствии истец неоднократно ** ** ** и ** ** ** был переосвидетельствован во ВТЭК г. ..., где согласно акта №... и №... соответственно ему также установлена ... с указанием причины инвалидности «...».
** ** ** Пещ В.П. проходил освидетельствование в Филиале №14 ФГУ «ГБ МСЭ по Республике Коми» с целью разработки индивидуальной программы реабилитации инвалида.
В дальнейшем истец ** ** ** с целью изменения причины инвалидности проходил освидетельствование также в Бюро №14, где согласно акта №... ему установлена первая группа инвалидности с указанием причины инвалидности «заболевание, полученное в период военной службы» бессрочно.После чего Пещ В.П. обратился с письменным заявлением в ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города ...» о назначении ему ежемесячной денежной компенсации, установленной ст.3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат». В период с ** ** ** по ** ** ** истец состоял на учете в данном учреждении, получая спорную выплату.
Истец был снят с учета с ** ** ** в связи с изменением места жительства, переехав в г. Сыктывкар по программе переселения из районов Крайнего Севера. В дальнейшем ** ** ** Пещ В.П. обратился с заявлением в адрес Центра о постановке на учет в качестве получателя данной компенсации, однако решением от ** ** ** №... ему было отказано в удовлетворении данного требования со ссылкой на п.7 Постановления Минтруда РФ от 15.04.2003 года №17 на том основании, что дополнительное ежемесячное материальное обеспечение устанавливается лицам, признанным в установленном порядке инвалидами вследствие военной травмы.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п.2 Постановления Минтруда РФ от 15.04.2003 года №17 «Об утверждении разъяснения «Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности», федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы определяют причины инвалидности, применяя следующие формулировки, предусмотренные законодательством Российской Федерации: общее заболевание; инвалид с детства; профессиональное заболевание; трудовое увечье; военная травма; заболевание получено в период военной службы; заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС; заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС; заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС; заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС; заболевание связано с аварией на ПО "Маяк"; заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с аварией на ПО "Маяк"; заболевание связано с последствиями радиационных воздействий; заболевание (травма, увечье, контузия, ранение), полученное при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска.
В пункте 7 разъяснения указано, что причина инвалидности с формулировкой «военная травма» определяется гражданам, уволенным с военной службы, в случаях, если инвалидность бывших военнослужащих наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы.
Аналогичное понятие инвалидности вследствие военной травмы дано в письме Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 августа 2005 года № 2380-19 в соответствии с подп. 1 п. 2 ст. 15 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и п. «а» ст. 21 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Следовательно, право на получение дополнительного ежемесячного материального обеспечения, предусмотренного ст.3 Федерального закона №306-ФЗ от 07.11.2011 года «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», возникает у инвалидов, у которых инвалидность связана с перечисленными выше причинами.
Также из п.8 разъяснения «Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности» следует, что причина инвалидности с формулировкой «заболевание получено в период военной службы» определяется в случаях, если инвалидность бывшего военнослужащего наступила вследствие заболевания, полученного в период военной службы, вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), полученного в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), либо заболевания, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
Таким образом, причины инвалидности «военная травма» и «заболевание получено в период военной службы» по своей правовой природе являются разными, их формулировки обусловлены различными фактическими обстоятельствами получения травм, увечий и заболеваний у бывших военнослужащих.
Поскольку Пещ В.П. получил заболевание (травму) в период военной службы, а не в связи с пребыванием его на фронте и т.п., в связи с чем действия Центра в части отказа назначения ему ежемесячной денежной компенсации является правомерным.
При таких обстоятельствах, не подлежит удовлетворению иск Пещ В.П. в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Пещ В.П. в иске к ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара» о признании решения № ... от ** ** ** незаконным, об обязании поставить на учет в качестве получателя ежемесячной денежной компенсации, установленной ст.3 Федерального закона №306-ФЗ от 07.11.2011 года «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца через Сыктывкарский городской суд Республики Коми.
Судья- Т.А. Веселкова