Дело №2а-992/2021
74RS0008-01-2021-002151-85
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 декабря 2021 года г.Аша
Ашинский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Борисюк А.В.,
при секретаре Мусабировой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление администрации Ашинского муниципального района Челябинской области к Межрайонному специализированному отделу судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Ашинского муниципального района Челябинской области обратились в суд с административным иском к Межрайонному специализированному отделу судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора.
В обоснование иска указали, что Ашинским городским судом 04 июня 2021 года вынесено решение, которым на администрацию Ашинского муниципального района возложена обязанность по предоставлению Воробей <ФИО>6 по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда не менее 12 кв.м. в г. Симе Ашинского района Челябинской области в соответствии с санитарно-техническими нормами, за счет средств субвенции социальных выплат на обеспечение жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемых из бюджета субъекта Челябинской области. Администрацией 08.10.2021 года получено постановление судебного пристава-исполнителя Межрайонного специализированного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области (далее МСОСП по ОВИП УФССП по Челябинской области) о возбуждении исполнительного производства № 28060/21/74022-ИП. Согласно указанному постановлению администрации Ашинского муниципального района предложено в срок 5 дней со дня получения постановления добровольно исполнить требования, указанные в исполнительном документе. Однако, исполнить требование, содержащееся в постановлении о возбуждении исполнительного производства № 28060/21/74022-ИП в установленный администрации Ашинского муниципального района в пятидневный срок, не представляется возможным, о чем было сообщено приставу-исполнителю. Однако, судебным приставом-исполнителем МСОСП по ОВИП Управления Федеральной службы судебных приставов 01.11.2021 года вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора. В соответствии с данным постановлением с администрации Ашинского муниципального района подлежал взысканию исполнительский сбор 50 000 рублей. В качестве основания для взыскания исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель указал на неисполнение требований исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения. В связи с осуществлением комплекса мер по исполнению решения Ашинского городского суда, просят освободить от уплаты исполнительского сбора.
Представитель административного истца администрации Ашинского муниципального района в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Представители административных ответчиков МСОСП по ОВИП УФССП по Челябинской области, Управление ФССП по Челябинской области, СПИ МСОСП по ОВИП УФССП по Челябинской области Портных Г.И. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
В силу ст.150 КАС РФ суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии с ч. 12 ст. 30 Федерального закона РФ от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения решения суда.
Согласно ч. 1 ст. 105 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В силу положений ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Согласно ч. 3 указанной статьи исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
В силу ч. 6 ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Ч. 7 ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" предусмотрено право суда с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства (ст. 401 ГК РФ).
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 года № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию за неисполнение исполнительного документа (мерой административной ответственности), следовательно, налагается на правонарушителя при доказанности факта совершения соответствующего правонарушения и с учетом степени вины правонарушителя и характера совершенного правонарушения. Освобождение должника от уплаты исполнительского сбора зависит от доказанности существования чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности по исполнению исполнительного документа.
В судебном заседании установлено, что решением Ашинского городского суда Челябинской области от 04.06.2021 года на администрацию возложена обязанность предоставить <ФИО>4 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений в г. Симе Ашинского района Челябинской области, в соответствии с санитарно-техническими нормами, площадью не менее 12 кв.м. за счет средств субвенции социальных выплат на обеспечение жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемых из бюджета субъекта Челябинской области.
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 17.08.2021 года решение Ашинского городского суда Челябинской области от 04.06.2021 года оставлено без изменения.
Администрацией Ашинского муниципального района подавалось заявление в Ашинский городской суд о предоставлении отсрочки исполнения решения Ашинского городского суда Челябинской области от 01.10.2021 года, которое оставлено без удовлетворения.
Судом установлено, что 08.10.2021 года ВрИО судебного пристава-исполнителя МСОСП по ОВИП УФССП по Челябинской области Портных Г.И. возбуждено исполнительное производство № 28060/21/74022-ИП в отношении администрации Ашинского муниципального района в пользу взыскателя <ФИО>4, в котором установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований.
Поскольку исполнительный документ в установленный срок не исполнен, судебным приставом-исполнителем МСОСП по ОВИП УФССП России по Челябинской области Портных Г.И. 01.11.2021 года было вынесено постановление о взыскании с администрации Ашинского муниципального района исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Должник вправе обратиться в суд с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размере или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
Административный истец обратился с данным иском в суд в обоснование своих требований, ссылаясь на то, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта РФ. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Т.е. администрация Ашинского муниципального района отвечает по данным обязательствам лишь в пределах выделенных субвенций. В настоящее время реальная средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения для Симского городского поселения составляет 31 000 рублей, что превышает среднюю рыночную стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения, утвержденную Министерством Тарифного регулирования и энергетики Челябинской области в размере 30 731 рублей для Симского городского поселения, что затрудняет поиск жилых помещений, отвечающих всем, в том числе и ценовым требованиям. Обязанность администрации Ашинского муниципального района ограничивается только размещением информации о проведении электронного аукциона и доведения ее до неограниченного круга лиц. Администрация не бездействовала, за период с 1 января 2021 года по 15 ноября 2021 года был проведен ряд аукционов в электронной форме на покупку квартир, в том числе г. Сим. Все квартиры распределены в порядке очередности, <ФИО>4 так же будет предоставлено жилое помещение в порядке очередности. Кроме того, Ашинский муниципальный район является высокодотационной территорией, собственные доходы составляют менее 25%. Направление бюджетных средств на уплату исполнительского сбора за счет сокращения бюджетных ассигнований, предусмотренных на покрытие других обязательств муниципального образования, создает угрозу сбалансированности бюджета.
Конституция Российской Федерации, гарантируя в статье 46 (часть 1) право каждого на судебную защиту его прав и свобод, исходит из того, что исполнение судебного решения является неотъемлемым элементом судебной защиты, и в связи с этим требует от государства создавать эффективные организационно-правовые механизмы своевременного и полного исполнения судебных актов. Конкретизируя эти конституционные начала правосудия, Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (в ред. от 30.10.2018 года) предусматривает обязательность вступивших в законную силу судебных актов для всех без исключения субъектов права (статья 6). Согласно ст. 13 ГПК РФ вступившее в законную силу решение суда является обязательным для всех без исключения органов государственной власти, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.
В силу п. 1 ст. 6.1 ГПК РФ судопроизводство в судах и исполнение судебного постановления осуществляются в разумные сроки. В соответствии с правовыми позициями, выработанными Европейским Судом по правам человека, Пленумом Верховного суда РФ в Постановлении "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ" N 5 от 10 октября 2003 года (в ред. от 05.03.2013 года), сроки судебного разбирательства по гражданским делам в смысле пункта 1 статьи 6 Конвенции начинают исчисляться со времени поступления искового заявления, а заканчиваются в момент исполнения судебного акта.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 02 октября 2017 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - ФЗ "Об исполнительном производстве") одной из основных задач исполнительного производства является правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В силу части 1, 2 статьи 112 ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника, в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Вместе с тем, в силу части 7 указанной статьи суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции РФ требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции РФ).
При этом должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса РФ).
Кроме того, как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", иные лица (не субъекты предпринимательской деятельности) могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа, при условии, что им принимались все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.
Суд считает, что вышеуказанные обстоятельства, с которыми закон связывает возможность освобождения от исполнительского сбора, имелись.
В соответствии с частью 8 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Из положений части 2 статьи 132 Конституции РФ следует, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями лишь с одновременной передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
Согласно статьи 3 Закона Челябинской области от 22 декабря 2005 года № 442-30 "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по однократному обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, и др., благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с частями 4, 5 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Согласно части 2 статьи 63 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовое обеспечение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления законами субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации путем предоставления субвенций местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 140 Бюджетного кодекса РФ под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.
Субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации распределяются в соответствии с едиными для каждого вида субвенции методиками, утверждаемыми законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями Кодекса, между всеми муниципальными образованиями субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления которых осуществляют переданные им отдельные государственные полномочия, пропорционально численности населения (отдельных групп населения), потребителей соответствующих государственных (муниципальных) услуг, другим показателям и с учетом нормативов формирования бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих обязательств и объективных условий, влияющих на стоимость государственных (муниципальных) услуг в муниципальных образованиях.
Таким образом, муниципальное образование Ашинский муниципальный район может отвечать по обязательствам лишь в пределах выделенных субвенций субъектом Российской Федерации.
В соответствии с Законом Челябинской области от 28 декабря 2020 года № 294-ЗО "Об областном бюджете на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов", принятым постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 24 декабря 2020 года № 198, Ашинскому муниципальному району выделена субвенция на обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений на 2021 год в размере 14676800 рублей.
При этом из административного иска следует, что размер выделенной субвенции является недостаточным, поскольку рыночная стоимость 1 кв. м в г. Симе превышает размер средней рыночной стоимости 1 кв. м жилого помещения по муниципальным образованиям Челябинской области, утвержденный постановлением Министерства тарифного регулирования и Челябинской области, что не позволяет обеспечить жильем всех нуждающихся в связи с чем, предоставление жилья осуществляется в порядке очередности.
Кроме того, приобретение жилых помещений осуществляется органом местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а соблюдение предусмотренной законом процедуры объективно исключало возможность предоставления взыскателю жилого помещения в пятидневный срок.
В соответствии с частью 2 статьи 59 ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с учетом распоряжения Правительства РФ от 31 октября 2013 года № 2019-р "О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)" при приобретении жилого помещения заказчик обязан проводить электронный аукцион.
Исходя их положений статей 59 - 70 ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", процедура проведения электронного аукциона и заключения контракта занимает не меньше 20 дней, что свидетельствует о наличии значительных временных затрат и отсутствии у администрации Ашинского муниципального района объективной возможности предоставить жилое помещение в срока, установленного для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
При этом материалами дела подтверждается, что истцом были предприняты необходимые и возможные действия для исполнения решения суда - проведены электронные аукционы (протоколы аукционной комиссии от 12.02.2021 года № 09 А/Р, 12.02.2021 № 12 А/Р, 01.07.2021 № 0369300154221000044, 13.08.2021 № 0369300154221000054, 31.08.2021 № 70 А/П, от 24.09.2021 № 91 А/Р в г. Аше, при этом по состоявшимся аукционам - все квартиры распределены в порядке очередности, протоколы аукционной комиссии в г. Сим, п. Крпачево, Миньяр не состоялись по причине отсутствия заявок.
Учитывая, что предоставление жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения возможно только при наличии жилых помещений. При отсутствии достаточного количества жилых помещений в распоряжении органа местного самоуправления требуется их приобретение, что требует дополнительного финансирования за счет средств субъекта Российской Федерации. Выделение дополнительных средств осуществляется в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что у ответчика объективно отсутствовала возможность выполнить требования исполнительных документов в установленный судебным приставом пятидневный срок, в связи с чем имеются основания для освобождения истца от уплаты исполнительского сбора.
Руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, -
РЕШИЛ:
Административный иск администрации Ашинского муниципального района Челябинской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора удовлетворить.
Освободить администрацию Ашинского муниципального района Челябинской области от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением ВрИО судебного пристава-исполнителя МСОСП по ОВИП УФССП по Челябинской области Портных <ФИО>7 от 01 ноября 2021 года в рамках исполнительного производства № 28060/21/74022-ИП от 08.10.2021 года.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в Челябинский областной суд через Ашинского городской суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий: А.В. Борисюк