Дело № 2-140/2021
№
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 июля 2021 года Республика Коми, с.Усть-Цильма,
ул.Советская, д.139
Ижемский районный суд Республики Коми
под председательством судьи Овчинниковой М.А.,
при секретаре Ермолиной Г.Ф.,
с участием заместителя прокурора Лазаревой Л.Е.,
представителя ответчика ФИО7.,
представителя третьего лица ФИО8,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Ижемского района в интересах муниципального образования сельского поселения «Мохча» к администрации сельского поселения «Мохча» об обязании ответчика обратиться с заявлением в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми о постановке бесхозного имущества на учет,
У С Т А Н О В И Л:
прокурор Ижемского района обратился в Ижемский районный суд Республики Коми в интересах муниципального образования сельского поселения «Мохча» к администрации сельского поселения «Мохча» об обязании ответчика обратится с заявлением в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми о постановке недвижимого имущества объектов культурного наследия: «Братская могила 21 человека в <адрес>», «Братская могила 26 человек в <адрес>», «Братская могила 2 красных партизан в <адрес>» на учет в качестве бесхозного имущества.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой района в ходе проведенной проверки было установлено, что на территории сельского поселения «Мохча» имеются объекты, которые включены в государственный реестр объектов культурного наследия. Собственник данных объектов не установлен, то есть указанные объекты культурного наследия являются бесхозными.
Постановка на кадастровый учет в качестве бесхозного имущества, а также оформление в муниципальную собственность указанных объектов администрацией сельского поселения «Мохча» не осуществлялось. Администрацией сельского поселения «Мохча» меры по обращению в муниципальную собственность указанного имущества не принимаются. Согласно действующего законодательства имущество необходимо поставить на учет как бесхозное, а по истечению года, со дня постановки на учет, орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратится в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эти вещи.
Прокурор обратился в суд с данным иском в интересах органа местного самоуправления.
В судебном заседании представитель прокуратуры, в лице заместителя прокурора Лазаревой Л.Е., настаивала на заявленных требованиях по основаниям, указанным в исковом заявлении. В ходе судебного заседания уточнены требования в части срока, который увеличен до ДД.ММ.ГГГГ.
У администрации сельского поселения «Мохча», в лице главы сельского поселения ФИО7, имелись возражения в части объектов находящихся в <адрес>, и в <адрес>, так как данные объекты располагаются на землях администрации муниципального района «Ижемский», считает, что именно к ним должно быть направлено обязание по постановке бесхозного имущества на учет. Так же имелись возражения в части срока выполнения обязанности о постановке на учет, так как считают, что для постановки на учет объектов необходимо оформить на данные объекты культурного наследия техническую документацию, для этого необходимы средства, которых до конца года в бюджете поселения не изыскать. Просили об увеличении срока исполнения обязательства.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора – администрации муниципального района «Ижемский», в лице представителя по доверенности ФИО8, поддержала требования прокурора. Считает, что обязанность по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия должна осуществляться органами местного самоуправления поселений. При этом со стороны администрации района не будет никаких претензий, в том числе касающихся расположения объектов на землях, принадлежащих муниципальному району, по постановке братских могил на учет как бесхозных, с целью последующей их регистрации за сельским поселением.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора – Управления культуры администрации муниципального района «Ижемский», в лице начальника Управления ФИО9, ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора – Управления Республики Коми по охране объектов культурного наследия, в лице начальника Управления ФИО10, ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, исковые требования поддерживают в полном объеме.
Суд, с учетом заявленных ходатайств, считает возможным рассмотрение дела в отсутствие представителей Управления культуры администрации муниципального района «Ижемский», Управления Республики Коми по охране объектов культурного наследия в соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ).
Суд, выслушав представителя прокуратуры, представителя ответчика, представителя администрации района, исследовав материалы дела, пришел к следующему.
Согласно ст.9.3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее Федеральный закон №73-ФЗ), согласно которой к полномочиям органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся: сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципальных образований; государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.
Статьей 13 Федерального закона №73-ФЗ установлены источники финансирования мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия к которым относятся: федеральный бюджет; бюджеты субъектов Российской Федерации; внебюджетные поступления; местные бюджеты.
В силу ст.15 Федерального закона №73-ФЗ в Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, содержащий сведения об объектах культурного наследия. Сведения, содержащиеся в реестре, являются основными источниками информации об объектах культурного наследия и их территориях.
В силу п.13 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, в том числе сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.
В соответствии с ч.1 ст.225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В силу ч.3 ст.225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.Территория муниципального образования «Мохча» определена Законом Республики Коми от 05.03.2005 № 11-РЗ «О территориальной организации местного самоуправления в Республике Коми» (далее Закон № 11-РЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 38 Закона № 11-РЗ в состав муниципального образования на территории поселения Мохча входят: <адрес>, деревни: <адрес>.
Из материалов дела следует, что Управлением Республики Коми по охране объектов культурного наследия предоставлена информация, согласно которой на территории СП «Мохча» следующие объекты включены в государственный реестр объектов культурного наследия, однако сведения по собственникам данных объектов и пользователей отсутствуют:
«Братская могила 21 человека в <адрес>», 1919 г., регистрационный № (является памятным знаком жертвам белогвардейского террора, находится: <адрес>);
«Братская могила 26 человек в <адрес>», 1918 г., 1919 г., май 1959 г. -перезахоронение, регистрационный № (памятник истории, находится: <адрес>, <адрес>, территория здания администрации сельского поселения «Мохча»);
«Братская могила 2 красных партизан в <адрес>», 1919 г., 1957 г., регистрационный № (является памятником истории, находится: <адрес>).
В Едином государственном реестре недвижимости сведения по данным объектам отсутствуют.
По сведениям Комитета Республики Коми имущественных и земельных отношений в реестре государственного имущества Республики Коми, указанные объекты недвижимого имущества не учитываются.
По сведениям администрации муниципального района «Ижемский», сведения об указанных выше объектах культурного наследия в реестре муниципальной собственности муниципального района «Ижемский отсутствуют.
Согласно сведениям из Управления Республики Коми по охране объектов культурного наследия, собственник данных объектов не установлен, указанные объекты культурного наследия являются бесхозяйными.
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости:
-объект по адресу: <адрес>, данный адрес земельного участка с кадастровым номером №, земли населенных пунктов, для использования эксплуатации старого здания Гамского сельского дома культуры, земельный участок находится в постоянном бессрочном пользовании <данные изъяты>
-объект по адресу: <адрес>, данный адрес земельного участка с кадастровым номером №, земли населенных пунктов, земельный участок находится в постоянном бессрочном пользовании администрации <адрес> с подчинёнными ему территориями администрации МО «<адрес>», с ДД.ММ.ГГГГ ограничение права на земельный участок, предусмотренные ст.ст.56, 56.1 Земельного кодекса РФ, документ – основания: приказ «Об утверждении границ и режима использования территории объекта культурного наследия регионального значения «Братская могила 26 человек в <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №-од, выданный Управлением по Республике Коми по охране объектов культурного наследия;
- объект по адресу: <адрес> данный адрес земельного участка с кадастровым номером №, земли населенных пунктов, для эксплуатации здания церкви ФИО2 и колокольни церкви ФИО2 под <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ ограничение права на земельный участок, предусмотренные ст.ст.56, 56.1 Земельного кодекса РФ, документ –основания: приказ «Об утверждении границ и режима использования территории объекта культурного наследия регионального значения «здание бывшей деревянной церкви…» от ДД.ММ.ГГГГ №-од, выданный Управлением по Республике Коми по охране объектов культурного наследия, с ДД.ММ.ГГГГ в оперативном управлении Муниципального бюджетного учреждения культуры «Ижемская межпоселенческая клубная система», земельный участок в собственности МО МР «Ижемский» с ДД.ММ.ГГГГ, в постоянном бессрочном пользовании Муниципального бюджетного учреждения культуры «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 5 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно ст. 20 Федерального закона РФ от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» военные мемориальные кладбища предназначены для погребения и увековечения памяти погибших (умерших) при защите Отечества, круг которых определяется Законом Российской Федерации от 14.01.1993 № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества». Военные мемориальные кладбища, а также воинские захоронения в братских и индивидуальных могилах на общих кладбищах и вне кладбищ могут находиться в ведении органов местного самоуправления.
Учитывая вышеизложенное, и оценив представленные доказательства в порядке ч.1 ст.67 ГПК РФ суд пришел к выводу, что указанные объекты культурного наследия не имеют собственников и являются бесхозными объект недвижимого имущества.
Объекты культурного наследия «Братская могила 2 красных партизан в <адрес>», «Братская могила 26 человек в <адрес>», «Братская могила 21 человека в <адрес>» необходимо поставить на учет как бесхозные, для определения в последующем право собственности на данные объекты. Учитывая требования закона, в целях сохранения объектов культурного наследия, и, что данные объекты находятся на территории сельского поселения «Мохча», суд считает, необходимым именно администрацию сельского поселения обязать обратиться в регистрирующих орган для постановки объектов как бесхозные.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора Ижемского района в интересах муниципального образования сельского поселения «Мохча» удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования сельского поселения «Мохча» в срок до ДД.ММ.ГГГГ обратиться с заявлением о постановке недвижимого имущества объектов культурного наследия:
- «Братская могила 21 человека в <адрес>» 1919 года, регистрационный № (является памятным знаком жертвам белогвардейского террора, находится по адресу: <адрес>);
- «Братская могила 26 человек в <адрес>», 1918 год, 1919 год, май 1959 года – перезахоронение, регистрационный № (памятник истории, находится: <адрес>, <адрес>, территория здания администрации сельского поселения «Мохча»);
- «Братская могила 2 красных партизан в <адрес>», 1919 год, 1957 год регистрационный № (является памятником истории, находится: <адрес>)
на учет в качестве бесхозного в отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Ижемский районный суд Республики Коми путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий М.А. Овчинникова