Решение по делу № 2-517/2022 от 14.09.2022

84RS0001-01-2022-000552-72

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 октября 2022 года                                                                                                   г. Дудинка

    Дудинский районный суд Красноярского края в составе председательствующего - судьи М.А. Хаземовой,

при секретаре Крыловой Н.Н.,

с участием старшего помощника прокурора Таймырского Долгано-Ненецкого района Гурина Г.Ю.,

представителя ответчика Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Ефимовой О.Е., доверенность № 5 от 28.01.2022 года,

представителя ответчика Управления развития инфраструктуры Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Малютиной В.В., действующей на основании распоряжения администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района от 15.12.2018 года № 273-к,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-517 по иску прокурора Таймырского Долгано-Ненецкого района в интересах Брио Сергея Андреевича в лице законного представителя Портнягиной Елены Николаевны к администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района и Управлению развития инфраструктуры Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района о компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Таймырского Долгано-Ненецкого района обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов несовершеннолетнего Брио С.А. в лице ее законного представителя Портнягиной Е.Н. к администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района и Управлению развития инфраструктуры Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района о компенсации морального вреда, причиненного нападением безнадзорной собаки, указывая на то, что прокуратурой Таймырского Долгано-Ненецкого района проведена проверка исполнения на территории Таймырского Долгано-Ненецкого района требований законодательства при организации отлова и содержания безнадзорных животных. Установлено, что 07.09.2021 года в дневной период времени Брио Сергей Андреевич гулял в районе дома по ул. Краснопеева, 23 с. Хатанга. Ребенок в это время гулял с двоюродным братом ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В указанном месте на Брио С.А. напала и укусила за ягодичную область невысокая бездомная собака черного цвета. На данной собаке отсутствовал ошейник и какие-либо опознавательные метки. После того, как Брио С.А. 07.09.2021 года пришел домой, он рассказал своей матери Портнягиной Е.Н. об этой ситуации. На ягодице у ребенка имелась царапина и след от зубов собаки. Испугавшись заражения крови, на следующий день, 08.09.2021 года, они обратились в КГБУЗ «Таймырская районная больница №1». Ребенку была обработана рана, поставлен укол от столбняка. Согласно справке КГБУЗ «Таймырская районная больница №1» от 13.09.2022 года установлено, что Брио С.А. находился на амбулаторном лечении у хирурга с 08.09.2021 года с диагнозом: укушенные ссадины правой ягодичной области. Произведена ПХО раны, проведен курс антиробической прививки. Информацию о том, что ребенка укусила бездомная собака, подтверждает мать несовершеннолетнего Брио С.А. и их родственник Портнягин А.Н. В связи с данным укусом несовершеннолетний был осмотрен врачом, назначено лечение. Ребенок испытал сильную физическую боль, был напуган, и в настоящее время испытывает страх перед собаками. В результате укусов безнадзорной (бродячей) собаки несовершеннолетний Брио С.А. перенес физические и нравственные страдания.

Ссылаясь на ст.ст. 1064, 1069, 1099, 151 ГК РФ, Федеральный закон от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон № 52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральный закон № 184-ФЗ от 06.10.1999 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Закон № 4979-1 от 14.05.1993 года «О ветеринарии», Закон Красноярского края № 4-1402 от 13.06.2013 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных и городских округов края отдельными государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев», № 498-ФЗ от 27.12.2018 «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», № 323-ФЗ от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», прокурор просит взыскать в солидарном порядке с администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района и Управления развития инфраструктуры Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района компенсацию морального вреда в размере 15000 рублей в пользу несовершеннолетнего Брио С.А. в лице его законного представителя Портнягиной Е.Н.

В судебном заседании старший помощник прокурора Таймырского Долгано-Ненецкого района Гурин Г.Ю. поддержал заявленные исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Законный представитель материального истца Брио С.А. – Портнягина Е.Н. в судебном заседании участия не принимала, о дате, времени месте судебного заседания уведомлена надлежащим образом, просила дело рассмотреть без ее участия.

Представитель ответчика администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района по доверенности Ефимова О.Е. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, поддержала ранее представленные в материалы дела письменные возражения, из которых следует, что в соответствии с ч.2 ст.44 Устава Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, Администрация района возложила исполнение преданных ей отдельных государственных полномочий по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на Управление инфраструктуры Таймырского Долгано-Ненецкого района, определив Управление главным распорядителем расходов районного бюджета в части расходов на выполнение указанных отдельных государственных полномочий. Реализация государственных полномочий по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев возложена Администрацией района на Управление инфраструктуры Таймырского Долгано-Ненецкого района, в связи с чем, считает, администрацию Таймырского Долгано-Ненецкого района ненадлежащим ответчиком. Просит в иске к администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района отказать.

Представитель ответчика Управления развития инфраструктуры Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Малютина В.В. в судебном заседании с исковыми требованиями также не согласилась, поддержала ранее представленные возражения на исковое заявление, в которых указала, что в период причиненного вреда, указанного в иске, Управление руководствовалось Механизмом организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Красноярского края определенного Порядком осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Красноярского края, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 24.12.2019 года № 751-п. Указанным Порядком на момент укуса несовершеннолетнего 07.09.2021 года, не было предусмотрено осуществление плановых мероприятий по отлову животных без владельцев (п.2.2 Порядка). Отлавливать животных без владельцев в плановом порядке разрешено только с 12.07.2022 года. На дату причинения вреда здоровью несовершеннолетнего 07.09.2021 года, был заключен муниципальный контракт № 2021.250 от 28.05.2021 года на оказание услуг по отлову, содержанию и возврату животных без владельцев на прежние места их обитания на территории Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, со сроком оказания услуг с момента заключения контракта до 31.12.2021 года. В рамках исполнения данного контракта Администрацией сельского поселения Хатанга на официальном сайте органов местного самоуправления сельского поселения Хатанга 10.06.2021 года было размещено объявление о начале проведения отлова безнадзорных животных, а также были приняты заявки на отлов безнадзорных животных от населения. Исполнителю по контракту направлен планы-задания на исполнение заявок и в соответствии с п. 4.6 муниципального контракта была произведена оценка качества оказанных услуг по поступившим заявкам, составлена акты отлова и транспортировки животных. Также. В соответствии с актом приемки оказанных услуг от 12.07.2021 года, за период с 10.06.2021 года по 30.06.2021 года было отловлено 12 животных без владельцев, из них 6 возвращены в среду обитания согласно требованиям законодательства. Управлением было подготовлено письмо за подписью Главы муниципального района Е.В. Вершининым в адрес администрации с.п. Хатанга о большом количестве домашних собак, гуляющих без поводка с владельцами, при предоставленной заявке на отлов безнадзорных животных в количестве 100 голов, отловлено за период с 10.06.2021 года по 30.06.2021 года – 12 животных без владельцев. Данная ситуация повторяется в г. Дудинка, прочти при каждом отлове животных без владельцев подрядной организацией ООО «Бытовик», в дальнейшем в Управление обращаются владельцы потерявшихся, а также самостоятельно передвигающихся домашних животных на территории города без сопровождающих лиц, игнорируя ст.15 Правил благоустройства территории муниципального образования «Город Дудинка», утвержденных Решением Городского Собрания города Дудинки Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района от14.07.2008 года № 07-0373 о запрете передвижения домашних животных на территории города без сопровождающих лиц и безответственно относятся к содержанию домашних животных. Считает, что Управление осуществляло мероприятия по отлову животных без владельцев в соответствии с Порядком. Указывает, что виновное бездействие со стороны Администрации муниципального района и Управления, отсутствует. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель третьего лица ООО «Бытовик» в судебном заседании участия не принимал, о дате, времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, путем направления заказного письма по месту нахождения организации, о причинах неявки не известно.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяется правилами, предусмотренными главой 59 Гражданского кодекса РФ и ст. 151 Гражданского кодекса РФ, что следует из положений пункта 1 статьи 1099 ГК РФ.

Статьей 51 ГК РФ предусмотрено, что, в случае причинения гражданину морального вреда (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии со ст. 1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Как установлено в судебном заседании, 07.09.2021 года в дневное время несовершеннолетнего Брио С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, находящегося районе дома № 23 по ул. Краснопеева с. Хатанга, укусила безнадзорная собака, в результате чего несовершеннолетний испытал физическую боль и нравственные страдания, выразившееся в испуге.

Изложенные обстоятельства установлены на основании проверки, проведенной прокуратурой Таймырского Долгано-Ненецкого района, а именно заявления Портнягиной Е.Н., объяснением Портнягина А.Н., в котором он указывает, что 07.09.2021 года во время прогулки на его брата Брио С.А. напала и укусила за ягодичную область невысокая бездомная собака черного цвета, на которой отсутствовал ошейник и какие-либо опознавательные метки, справкой КГБУЗ «Таймырская районная больница №1» о том, что несовершеннолетний Брио С.А. обращался 08.09.2021 года за медицинской помощью по поводу укушенной раны правой ягодичной области.

Исходя из положений п.п. 1 п.1 ст. 2 Федерального закона т 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» здоровье человека, включает в себя физическое и психическое состояние, а также социальное благополучие человека.

Указанные исследованные доказательства бесспорно свидетельствуют о факте наличия физических (в виде физической боли в месте укуса) и нравственных страданий Брио С.А., выразившихся в испуге несовершеннолетнего ребенка, что является очевидным при беспричинном нападении животного на человека.

Оснований не доверять пояснениям законного представителя несовершеннолетнего Брио С.А. – Портнягиной Е.Н., Портнягина А.Н., у суда не имеется, поскольку данные пояснения являются последовательными и логичными.

При этом при обращении с ребенком за медицинской помощью, законный представитель Портнягина Е.Н. не преследовала корыстную цель по последующему взысканию морального вреда с виновных лиц, поскольку инициатива обращения в суд с данным иском исходила от прокурора, действующего в защиту прав несовершеннолетнего.

В соответствии с п.6 ст. 3 Федерального закона «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 27.12.2018 года № 498-ФЗ, животное без владельца - животное, которое не имеет владельца или владелец которого неизвестен.

Доказательств того, что указанная собака имела владельца, суду не представлено, как следует из пояснений Портнягина А.Н., собака не имела ошейника или поводка, была без хозяина.

Определяя вопрос ответственности каждого ответчика за причинение вреда несовершеннолетней, суд приходит к следующему.

Исходя из нормативного регулирования отношений в сфере обращения с животными без владельцев, установленного Федеральным законом РФ от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральным законом РФ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом РФ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Законом РФ от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии», Законом Красноярского края № 4-1402 от 13.06.2013 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных и городских округов края отдельными государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев», Федеральным законом № 498-ФЗ от 27.12.2018 «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом № 323-ФЗ от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», осуществление государственных полномочий по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных возложено на администрацию Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, что в судебном заседании сторонами не оспаривалось.

В соответствии с положениями п. 14 ч. 1 ст. 14.1 Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления городского, сельского поселения имеют право на осуществление мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих на территории поселения.

Применительно к подп. 49 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

Законом Красноярского края от 13.06.2013 года № 4-1402 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края отдельными государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев» администрация Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, как исполнительно – распорядительный орган муниципального района, наделена отдельными государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, что следует из статей 1 и 2 указанного Закона.

Таким образом, именно к полномочиям администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района отнесены вопросы организации мероприятий по отлову животных без владельцев.

    Управление развития инфраструктуры Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района является органом администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района в сфере градостроительной деятельности и жилищно-коммунального хозяйства, что следует из п.1.1 Положения об управлении развития инфраструктуры Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района.

В рамках реализации переданных государственных полномочий, 28.05.2021 года между Управлением развития инфраструктуры Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района и ООО «Бытовик» заключен муниципальный контракт № 2021.250, по условиям которого Общество обязалось оказать услуги по отлову, содержанию и возврату животных без владельцев на прежние места их обитания на территории, в том числе, с. Хатанга с.п. Хатанга Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, со сроком исполнения контракта с момента заключения по 31.12.2021 года.

Исполнение данного муниципального контракта подтверждается актом приемки выполненных работ по отлову, содержанию и возврату животных без владельцев на прежние места их обитания на территории с.п. Хатанга, из которого следует, что были отловлены 12 собак, 6 возвращены в среду обитания.

Статья 1 Федерального закона от 30.03. 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» к санитарно-противоэпидемиологическим (профилактическим) мероприятиям относит, в числе прочих, меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.

В силу п. 1 ст. 29 указанного Закона в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия.

Согласно п. 1789 СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 4, регулирование численности безнадзорных домашних и диких животных относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Регулирование численности безнадзорных домашних животных проводится путем их отлова, стерилизации и содержания в специальных питомниках. Отстрел в черте населенных пунктов не допускается. Регулирование численности диких животных осуществляют путем отстрела при активизации эпизоотии в природных очагах и повышении риска инфицирования человека, домашних и сельскохозяйственных животных.

Кроме того, мероприятия по отлову безнадзорных животных, относятся к мероприятиям по охране жизни и здоровья людей, осуществление которых, отнесено к вопросам местного значения п. 32 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

На момент нападения собаки без владельца на несовершеннолетнего Брио С.А. муниципальный контракт был заключен и исполнялся лишь на основании поступивших заявок, что свидетельствует о неэффективности выполнении администрацией муниципального района мероприятий по охране жизни и здоровья людей, проживающих на территории Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, и о наличии причинно-следственной связи с причинением вреда здоровью Брио С.А., в связи с чем, имеются основания для возложения на администрацию Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района ответственности за вред, причиненный несовершеннолетней.

Довод представителя ответчика о том, что установленным Порядком предусмотрен отлов животных без владельцев только по заявке населения, судом принят быть не может, поскольку, Порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Красноярского края, утвержденный Постановление Правительства Красноярского края от 24.12.2019 N 751-п, предполагает в качестве цели организации указанных мероприятий предотвращение причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц.

Как следует из п. 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.01.2010 № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина», в случае причинения потерпевшему вреда здоровью, он во всех случаях испытывает физические или нравственные страдания, факт причинения ему морального вреда предполагается.

В данном случае Брио С.А. причинен как физический вред здоровью, так и психический, выраженный в испуге.

Оценивая степень причиненных физических и нравственных страданий а также возраст Брио С.А., которому на момент 07.09.2021 года исполнилось 6 лет, необходимость проведения курса антиробической прививки, суд приходит к выводу о том, что исковые требования о взыскании компенсации морального вреда подлежат частичному удовлетворению в размере 3000 рублей, что в данном случае будет являться справедливой и соразмерной компенсацией.

           На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 196-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

             Исковые требования прокурора Таймырского Долгано-Ненецкого района удовлетворить частично.

             Взыскать с администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района в пользу несовершеннолетнего Брио Сергея Андреевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в лице его законного представителя Портнягиной Елены Николаевны, в счет компенсации морального вреда денежную сумму в размере 3000 (три тысячи) рублей.

В удовлетворении исковых требований к управлению развития инфраструктуры Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи жалобы через Дудинский районный суд Красноярского края.

Судья                                                                       М.А. Хаземова

Мотивированное решение изготовлено 25 октября 2022 года.

2-517/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Брио Сергей Андреевич
Прокуратура Таймырского района
Ответчики
Администрация ТДНмр
Управление развития инфраструктуры ТДНмр
Другие
ООО "Бытовик"
Портнягина Елена Николаевна
Суд
Байкитский районный суд Красноярского края
Судья
Хаземова Марина Александровна
Дело на странице суда
dudinsky.dud.sudrf.ru
14.09.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.09.2022Передача материалов судье
15.09.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.09.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.09.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.10.2022Судебное заседание
25.10.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.10.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее